Технологическая карта урока по русскому языку «РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Зырянова Марина Михайловна

Технологическая карта урока по русскому языку «РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя Зырянова М.М.

Класс2

УМК«Школа России»

Предмет Русский язык

Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение»

Тема «РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА»

Тип урока:Урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок

Цель:создать условия для ознакомления с понятием родственные (однокоренные) слова, формирования умения

находить родственные слова, выделять общую часть слова.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

 Осваивают первоначальные научные представления об элементе системы русского языка – лексике.

Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата..

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи;  выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

 Проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Ход урока

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу

Фронтальная.

Приветствует учащихся.

Приветствие учащихся.

– Мы будем на уроке думать? (Да.)

– А может, будем спать? (Нет.)

– Мы будем рассуждать? (Да.)

– А в облаках летать? (Нет.)

– Друг другу будем помогать? (Да.)

– Проверим готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные

- формирование  умения слушать и слышать.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Готовность

к уроку. Наблюдение

2

Актуализация

 знаний.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Коллективная Словесный.

Практический

I. Словарная работа.

На доске записаны слова:

К*пуста

В*рона

Ру**кий  *зык

П*тух

Н*ябрь

С*нтябрь

- Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.)

– Какие буквы нужно вставить в эти слова?

– Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю.)

– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.

– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? (Написание нужно запомнить.)

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Записывают в тетрадях  словарные слова.

Проверяют, оценивают

Осуществляют контроль, самоконтроль
для установления правильности выполнения заданий

Наблюдение,проблемная ситуация. Самооценка

3

Постановка учебной задачи.

 

Выход на тему урока

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.)

– Какое это слово? Запишите его. (Корень.)

 – Что такое корень?

– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.)

 - Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?

– Что мы называем корнем слова?

-О чем  будем говорить сегодня на уроке?

 Запись на доске:

Гора, горит, горняк, пригорок.

Вода, водяной, водитель, водный.

Лето, летать, полёт, лётчик.

Смех, смешить, смешать, смешинка.

-Какие из перечисленных слов являются родными (однокоренными)?

-Какое слово лишнее? Почему?

Регулятивные:

-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Указывает объект наблюдения.

Учитель организует подводящий диалог, уточняет правило.

Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. Выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод.

 

Проблемные вопросы.

Наблюдение,проблемная ситуация.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Родственные слова (упр. 77)

Знакомит с понятием «родственные слова». Организует

работу с упражнением,

правилом

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

Читают текст,

отвечают на вопросы.

Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы.

Познавательные:-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Овладевают понятием родственные слова. Распознают в тексте родственные слова.

Беседа по вопросам.

5.

2. Распознание родственных слов (упр. 78,

79, 80)

Оценочный лист по теме  «Однокоренные слова» (приложение 1)

Организует работу с упражнениями, контролирует их

выполнение.

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,

практический. Чтение, беседа, письмо

  Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. Определяют лексическое

значение.

Выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод.

Коммуникативные: уметь предлагать, рассуждать.

Личностные: проявлять уверенность.

  Называют и записывают родственные слова, выделяют общую часть,   выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод.

Письмо,

выделение корня.

Взаимопроверка.

6.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит физкультминутку

Выполняют движения
по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

7.

Закрепление знаний и способов действий.

Организует работу по карточкам, контролирует

Выполнение задания.

Парная.

Словесный,

наглядный,практический.

Беседа, письмо

Предлагает в  парах выполнить задание.

Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок:  часовщик, час, часовая, часики.

Коммуникативные:

 - умение работать в  парах,  распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют  по эталону, ставят констатирующую оценку. Делают вывод о значении родственных слов.

Работа с «Волшебными линеечками» Г. Цукермана

(П- понимание, П- применение, П- почерк)

Письмо. Взаимопроверка. Самооценка по шкале достижений.

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Какое открытие сделали

на уроке?- Какую цель ставили?

- Достигли ли цели?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать

подробнее?

 - Чему научились на уроке?

- Кто доволен своей работой?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Зелёный кружок – всё понял, могу идти дальше.

Жёлтый кружок – ещё ошибаюсь.

Красный кружок – стоп! Мне нужна помощь!

Регулятивные:

- выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные:

- рефлексируют, контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.

Личностные:

 - определяют самооценку; понимают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Беседа по вопросам. Саморегуляция.

«Светофор»

9.

Домашнее задание:

1.Работа в рабочей тетради (№ 83)

2.С.60,  упр.82, упр.83

Принимают учебное
задание

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Дает комментарий
к домашнему заданию

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Запись домашнего задания

Приложение 1

Оценочный лист по теме  «Однокоренные слова».

Ф.И._____________________________________________

Критерии

Задание 1

(упр.78)

Задание 2

(упр.79)

Задание 3

(упр.80)

Умею подбирать однокоренные слова

Умею находить корень в слове

Умею определять значение слова

Умею пользоваться алгоритмом

«+» - могу

«±» - умею, но допускаю ошибки

« - « - не умею

«!» - трудно

«?» - есть вопрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук".

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"....

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Перенос слов", 1 класс.

Технологическая карта урока по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС и указываются все этапы урока....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Слово и его лексическое значение".

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Слово и его лексическое значение"....

Технологическая карта урока по русскому языку «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»

Разработка урока по русскому языку 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа». Изучение нового материала по теме «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»...