"Склонение личных местоимений третьего лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения склонять личные местоимения 3-го лица; совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; способствовать развитию навыка определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; учить указывать лицо, число и падеж местоимений и определять род местоимений 3-го лица; содействовать воспитанию культуры речи

Планируемые предметные результаты

Научатся склонять местоимения 3-го склонения; заменять имена существительные личными местоимениями; правильно писать предлоги с местоимениями; ставить местоимения в начальную форму из формы косвенного падежа;
указывать лицо, число и падеж местоимений; определять род местоимений 3-го лица единственного числа; выполнять морфологический разбор слова; составлять рассказ по рисунку; составлять пословицы из частей

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энцикло-педий, справочников, электронных дисков; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между
изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
регулятивные: самостоятельно формули-ровать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные
результаты

Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие», «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


СКЛОНЕНИЕ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА.
УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ ПРЕДЛОГОВ С МЕСТОИМЕНИЯМИ

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения склонять личные местоимения 3-го лица; совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; способствовать развитию навыка определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; учить указывать лицо, число и падеж местоимений и определять род местоимений 3-го лица; содействовать воспитанию культуры речи

Планируемые предметные результаты

Научатся склонять местоимения 3-го склонения; заменять имена существительные личными местоимениями; правильно писать предлоги с местоимениями; ставить местоимения в начальную форму из формы косвенного падежа;
указывать лицо, число и падеж местоимений; определять род местоимений 3-го лица единственного числа; выполнять морфологический разбор слова; составлять рассказ по рисунку; составлять пословицы из частей

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энцикло-педий, справочников, электронных дисков; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между
изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
регулятивные: самостоятельно формули-ровать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные
результаты

Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие», «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 129).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте. Обсудите: что может «рассказать
о себе» каждая из данных форм местоимений.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

Его – 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п./В. п.

Вам – 2-е л., мн. ч., Д. п.

Нами – 1-е л., мн. ч., Т. п.

Мне – 1-е л., ед. ч., Д. п.

Ее – 3-е л., ед. ч., ж. р., Р. п/В. п.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного
задания

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 78).

– Прочитайте стихотворение И. Токмаковой.

– Укажите падеж местоимений 3-го лица.

Выполняют задание.

А у меня есть ящерка!

Живет она (И. п.) в старом ящике.

И я ее (В. п.) утром кормлю.

И я ее (В. п.) очень люблю.

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Подберите однокоренные слова к данному
слову.

– Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Разберите его по членам предложения.

Выполняют чистописание.

Мы всегда готовы отправиться в волшебный мир сказок. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

Работа над словами с непро-

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.


Продолжение табл.

1

2

3

4

веряемым
написанием

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

(См. РМ, Приложение 2.)

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Ребята, что вы знаете о местоимении?

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова.

– Сегодня на уроке будем учиться склонять личные местоимения 3-го лица и упражняться в правописании предлогов с местоимениями

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.

– Местоимение – это часть речи; указывает
на предмет, но не называет его; личные место-имения бывают 1, 2 и 3-го лица; изменяются
по падежам, а в 3-м лице единственном числе изменяются и по родам; с предлогами местоимения пишутся раздельно.

Составляют схему.

(См. РМ, Приложение 3.)

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать,
находить общее и различия, делать
выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной
форме

IV. Объяснение нового
материала.

Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную

Осуществлять анализ объектов. Планиро-


Продолжение табл.

1

2

3

4

Наблюдение над языковым материалом.

– Как пишутся местоимения с предлогами?

– Чем различаются одни и те же местоимения
3-го лица без предлогов и с предлогами?

– Распределите личные местоимения по группам.

– Что объединяет местоимения 1-й строки?

– Что объединяет местоимения 2-й строки?

– Какое местоимение указывает на лицо, которое говорит о себе?

– Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других?

– Какие местоимения употребляем, обращаясь
к другому лицу?

– Какое местоимение употребляем, обращаясь
к нескольким лицам?

– Какие местоимения употребляем вместо
существительного, когда сообщаем о чем-либо или о ком-либо?

– Когда употребляем местоимения «он», «она», «оно»?

– Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?

(См. РМ, Приложение 4.)

в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

– Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

– После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква «н».

Распределяют местоимения по группам:

вать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали-
зации

Работа по учебнику (упражнение 131)

– Прочитайте. Каким местоимением можно заменить каждое выделенное имя существительное?

Списывают любую группу предложений, вставляя пропущенные буквы и заменяя выделенные имена существительные местоимениями.


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Спишите любую группу предложений, вставляя пропущенные буквы и заменяя выделенные имена существительные местоимениями

Чайки могут съесть столько корма, сколько они весят сами. Просто удивительно, как им удается сохранить изящную фигуру.

Ежика знают все, все его любят. Знаменит он своими колючками и тем, что непременно убежит, как бы его не берегли.

У павлина великолепное оперенье. А когда он
распускает свой хвост, перья образуют у него
сказочное кольцо, усеянное пятнами, похожими на глаза.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова
«кольцо»

V. Первичное закрепление знаний. 

Самостоятельная работа.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет
ответы.

Проводит самостоятельную работу.

Спишите пословицы и поговорки, раскрывая
скобки. Укажите падеж местоимений.

Друг он мой, а ум (у)него свой.

Есть запас, да не (про)вас.

Ехал (к)вам, да заехал (к)нам.

Живи (для)людей, поживут и люди (для)тебя.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом мате-
риале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Работают самостоятельно.

Друг он (И. п.) мой, а ум у него (Р. п.) свой.

Есть запас, да не про вас (В. п.).

Ехал к вам (Д. п.), да заехал к нам (Д. п.).

Живи для людей, поживут и люди для тебя (Р. п.).

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать мнение соседа по парте.

Работа по учебнику (упражнение 132).

– Прочитайте. Догадайтесь, из какой сказки этот текст. Кто произносит эти слова и к кому они обращены?

Записывают текст, вставляя пропущенные слова. Подчеркивают местоимения.


Продолжение табл.

1

2

3

4

Какое имя существительное и какие местоимения пропущены?

– Запишите, вставляя пропущенные слова. Подчеркните местоимения.

– Составьте по рисунку свой рассказ. Подготовьтесь его рассказать.

Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь,
а
я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно.

Осуществлять контроль
по результату

Работа по учебнику (упражнение 133).

– Прочитайте. Составьте из данных частей пословицы. Запишите составленные пословицы. Про-читайте их. Объясните смысл пословиц.

– Найдите местоимения. Расскажите о любом
из них: в форме какого лица, числа, рода (если это местоимение 3-го лица), падежа оно употреблено.

Записывают составленные пословицы.

Когда я ем, я глух и нем. Корень учения горек,
да плод его сладок. Не бойся работы, пусть она тебя боится.

Рассказывают о местоимениях.

– «Я» – 1-е лицо, единственное число, именительный падеж.

– «Его» – 3-е лицо, единственное число, мужской род, родительный падеж.

– «Она» – 3-е лицо, единственное число, женский род, именительный падеж.

– «Тебя» – 2-е лицо, единственное число, винительный падеж.

Работа по учебнику (упражнение 134)

– Прочитайте. Спишите загадки, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Списывают загадки.

Та за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой. (Тень.)

Меня часто ждут-дожидаются, а приду –
от меня укрываются. (Дождь.)

В него воздух надувают и ногой его пинают.

(Мяч.)


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Произнесите выделенные местоимения. Какой звук обозначен буквой «г»?

– В местоимениях «его», «него» буквой «г» обозначен звук [в]

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа с зада-нием.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Выпишите из предложений местоимения. Укажите их лицо, число и падеж. Устно объясните орфограммы в пропущенных словах.

На доске:

1. Про б..гатый кошкин дом мы и сказку поведем.

2. У нее, у кошки, на н..гах с..пожки.

3. Я – кошкин дворник, старый кот!

4. Котята были у ворот – поесть они пр..сили.

5. Х..дить к вам, право, нелегко – живете очень
д..леко.

6. Мой дом для вас всегда открыт.

7. Зажги, Василий, верхний свет и покажи его
п..ртрет.

8. Он на меня чуть-чуть похож!

9. Почтенная хозяйка, ты спой нам и сыграй-ка!

10. Пускай с т..бой споет петух. Хвалиться
неудобно, но у него прекрасный слух и голос
бесподобный.

11. Давайте сказку сочиним. Начнет к..зел, пе-
тух – за ним, потом коза, за ней – свинья, а после курица и я.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения.

Выписывают местоимения.

1. Мы – 1-е л., мн. ч., И. п.

2. (У) нее – 3-е л., ед. ч., ж. р., Р. п.

3. Я – 1-е л., ед. ч., И. п.

4. Они – 3-е л., мн. ч., И. п.

5. (К) вам – 2-е л., мн. ч., Д. п.

6. (Для) вас – 2-е л., мн. ч., Р. п.

7. Его – 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.

8. Он – 3-е л., ед. ч., м. р., И. п.; (на) меня – 1-е л., ед. ч., В. п.

9. Ты – 2-е л., ед. ч., И. п.; нам – 2-е л., мн. ч., Д. п.

10. (С) тобой – 2-е л., ед. ч., Т. п.; (у) него – 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.

11. (За) ним – 3-е л., ед. ч., м. р., Т. п.; (за) ней –
3-е л., ед. ч., ж. р., Т. п.; я – 1-е л., ед. ч., И. п.

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно


Продолжение табл.

1

2

3

4

Работа по учебнику (упражнение 136).

– Прочитайте отрывок стихотворения Л. Квитко.

– Определите главную мысль стихотворения.

– Подготовьтесь записать стихотворение под диктовку. Определите падеж местоимений.

Записывают стихотворение под диктовку. Опре-деляют падеж местоимений.

Я (И. п.), она (И. п.), со мною (Т. п.), я (И. п.),
с ней (Т. п.), мне (Д. п.), в ней (П. п.)

Выполняют морфологический разбор слов.

Она – местоимение, кто?, нач. ф. – она, 3-е л.,
ж. р., ед. ч., И. п., подлежащее.

(С) ней – местоимение, с кем?, нач. ф. – она,
3-е л., ж. р., ед. ч., Т. п., дополнение.

использовать речевые сред-ства для решения различных коммуникативных задач. Делать
выводы

Работа в тетради (задание 80)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

– Как вы поняли выделенные сочетания слов?

– Выпишите словосочетания с местоимениями, употребленными в формах косвенных падежей, укажите их лицо и падеж

Выполняют задание в рабочей тетради.

Объясняют значение выделенных сочетаний слов.

Как на часах – точно, вовремя.

Ни с места – не уходит.

Выписывают словосочетания с местоимениями, употребленными в косвенных падежах, указывают их лицо и падеж.

Ждет (кого?) меня – 1-е лицо, В. п.

Зову (кого?) его – 3-е лицо, В. п.

Не нравлюсь (кому?) ему – 3-е лицо, Д. п.

Смотрит (на кого?) на меня – 1-е лицо, В. п.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке. Проводят

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

– Что нового узнали на уроке?

– Расскажите об особенностях склонения личных местоимений 3-го лица.

– Как надо писать предлоги с местоимениями?

– Какую же роль играют местоимения в нашей
речи?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Если вам понравился урок, то на своих листочках с заданиями нарисуйте солнышко, а если не очень понравился, то нарисуйте облачко

самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Делают вывод: местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избежать
повторений одних и тех же слов в речи

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 79 в рабочей тетради,
упражнение 135 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение в правописании предлогов и приставок

Цель: развитие умения писать приставки со словами слитно и графическиверно.I.        Организационный момент.II.       Минутка чис...

Урок русского языка по теме "Упражнение в правописании предлогов и приставок" 3 класс

I.        Организационный момент.II.       Минутка чистописания.В, вВсякая работа мастера хвалит.III.     Сло...

Урок русского языка в 4 классе "Склонение личных местоимений 3 лица с предлогами"

Открытый урок русского языка был дан накануне дня освобождения города Льгова от немецко - фашистских захватчиков, поэтому весь материал для раскрытия новой темы был взят из исторических источников....

Упражнение на правописание предлогов со словами

Упражнение для домашнего задания...

Презентация к уроку русского языка по теме "Личные местоимения третьего лица. Изменение по родам"

Презентация содержит интересные задания, заставляет ученика размышлять, помогает иллюстрировать изучаемый материал. Служит замечательным дополнением к теоретическому материалу, позволяет сделать урок ...