«Прямое и переносное значения глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Карлышева Екатерина Алексеевна

Тема урока: «Прямое и переносное значения глаголов»

Цели урока: создать условия для формирования у учащихся умения определять часть речи – глагол по его грамматическому признаку (обозначение действия); ознакомление с употреблением глаголов в речи (близкие по значению, прямое и переносное значение слов, изменение глаголов); закрепить полученные знания в обнаружении и правописании глаголов; совершенствовать умение ставить вопрос к глаголам.

Планируемые результаты:

Личностные:
осознание алгоритма учебного действия;
способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Регулятивные:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
освоение умения находить глаголы среди других частей речи
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.odt27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Орг. Момент

Словесный.

1 мин

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать,

Красиво, грамотно писать.

-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу.

-Пусть этот урок станет уроком хорошего настроения. А с хорошим настроением нам всё по плечу!

Приветствуют учителя

Готовятся к уроку

Р: организовывать свое рабочие место под руководством учителя

2. Постановка учебной задачи и её решение

Словесно-наглядный (учебный диалог, работа с доской.)

фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
творческий,
практический.

Работа с рисунками, чтение, беседа, письмо

9 мин

Прочитайте слова.

труд, кормит, человека, лень, а, портит

Труд человека кормит, а лень портит.

- Из данных слов составьте предложение так, чтобы получилась пословица.

- Найдите и прочитайте имена существительные.

- Докажите, что это имена существительные.

- Найдите и прочитайте глаголы.

- Докажите, что это глаголы.

- С какой частью речи связаны глаголы?

  • Для чего в речи нужны глаголы? (Чтобы называть действия, которые выполняют предметы).

Ребята, сегодня мы будем распознавать глаголы в речи, отличать глаголы от других частей речи, наблюдать как изменяются глаголы – расширять наши знания о глаголе.

Придумывают,озвучивают.

К:формулировать свои мысли в развернутой устной речи;

П: выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Решение частных задач

Словесно-наглядный

15 мин

-Что же такое глагол? (часть речи)

  • Вставляем подходящие по смыслу слова в стихотворении Д. Хармса «Очень – очень вкусный пирог».
  • Выразительно читает стихотворение, а подходящие по смыслу слова весь класс читает хором.

Я захотел устроить бал 
И я гостей к себе __________ 
Купил муку, купил творог, 
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что –то гости не ________

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек _________

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту ____
Когда же гости подошли,

То даже крошек не ______.

-Какие орфограммы встретились в вставленных словах?

-К каким частям речи относятся данные слова?

Работа в парах.

- Перед вами на карточках слова.

- На какие две группы их можно разделить?

  • Что нужно помнить при делении слов на группы? (что они обозначают, на какие вопросы отвечают)

зелень, звонить, встреча, хитрить, кормить, просьба, свист, корм, свистеть, зеленеть, горе, встречать, звон, просить, хитрость.

  • Договоритесь, кто какую часть речи собирает.

Работа с учебником (страница 72  упр. 124)

(чтение задания, слов для справок, работа с картинками к упр.)

И солнце играет лучами на речке.

И кошка играет клубком на крылечке.

И Женя играет есть кукла у Жени.

И мама играет в театре на сцене.

И папа играет на медной трубе.

И дедушка с внуком играет в избе.

-Есть ли в этом стихотворном тесте предложение, где глагол употребляется не в прямом, а в переносном значении?

- Какой приём использует автор? (олицетворение)

-Для чего автор использует этот приём?

- Запишите два предложения, где глагол играет употребляется в прямом значении.

Р:– действовать по намеченному плану;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

–  оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления.


К: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

П:-построение логической цепи рассуждения.

4. Физ. минутка

2 мин

Видеоролик

Выполняют движения

  1. 5. Закрепление знаний и способов действий.

15 мин

Можно ли по правильно подобранным значениям глагола определить предмет?

Работа с учебником (страница 72  упр. 125) – по заданию.

- Найдите и прочитайте глаголы.

- Какую историю о жизни растения рассказали вам глаголы?

- Встречаются ли в этой загадке однокоренные слова? (расцветает – отцветает).

- Спишите. Выделите корень в однокоренных словах. Напишите отгадку.

Карточки выдать ученикам.

Ленивое солнце ещё спит. Солнце выглянуло из-за горы. Ночной костёр погас. Луна льёт свет. Земля пьёт воду. Зимой трещат лютые морозы. Река ещё спит. От мороза горят щеки. Быстро бежит время. Крапива больно кусается. Тихо шепчется листва. Громко воет волк.

Нужно поставить плюс над глаголами которые употреблены в переносном значение. Объясните значение этих устойчивых выражений –фразеологизмов. В каком смысле они употреблены?  Клевать носом, задрать нос, летать в облаках, считать ворон, прикусить язык, зарубить на носу, прятаться в куста

П:осознавать познавательную задачу,  планировать деятельнось для её решения;

– находить в тексте необходимые сведения;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации новых понятий;

  1. 6. Рефлексия.

2 мин

Были ли у вас сегодня сложности при выполнение заданий?

Что вы узнали нового?

Отвечают на вопросы

оценивают свою деятельность на уроке

  • 7. Домашнее задание.

1 мин

Стр. 73 номер 126

Записывают

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол в прямом и переносном значении

Большинство широко употребительных слов многозначно. Многозначность – это способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексико-семантических вариа...

урок русс.яз.3 кл по теме: "Прямое и переносное значение глаголов"

Конспект урока русского языка. Применяются технологии: проблемного диалога, здоровьесбережения, игровая, а также проектная технология...

Прямое и переносное значение глаголов. 3 класс

Прямое и переносное значение глаголов. 3 класс...