Открытый урок 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе. Урок-игра "Путешествие в космос". Тема урока: Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Правописание безударных гласных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_-_posl.var_.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по русскому языку

Класс: 1 Б

Дата проведения: 12.04.2016г.

 Урок-игра «Путешествие в космос»

Тема урока: Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель: упражнять детей в нахождении ударного слога в словах; учить наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова; развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова.

Задачи:

Образовательная: учить видеть орфограмму, развивать умения проверять слова с безударными гласными  в корне слова.

Развивающая: развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся. Совершенствование знаний о признаках однокоренных слов.

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, чувство сопереживания, взаимопомощи, аккуратность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять безударные гласные, анализировать, объяснять и доказывать своё мнение.

Тип: урок  открытия новых знаний.

Вид: сюжетно-ролевая игра.

Технологии: элементы игровой технологии, развивающего и дифференцирующего обучения, личностно-ориентированная технология, проблемного обучения, информационно-коммуникативная.

Оборудование: компьютер, документкамера, демонстрационный материал, раздаточный материал (карточки с заданиями), сигнальные карточки, индивидуальные маркерные доски, презентация.

Формы работы: коллективная, (фронтальная), индивидуальная, в парах, индивидуализированная.

Методы: объяснительно-иллюстративный,  наглядный, словесный, практический, проблемный, частично-поисковый, контроль.

Ход урока

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Повторение правила посадки за партой во время письма.

Запись в тетради «12 апреля. Классная работа». (слайд 3)

- Какой сегодня праздник?

- Кто может сказать, какое событие произошло в этот день?

Обычному весеннему дню 12 апреля 1961 г. суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль “Восток”, пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным. Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам. Гагарин совершил облёт Земли за 1 час 48 минут. Этот подвиг открыл новое время  – время полётов человека в космическое пространство. (отрывок из видеофильма о Ю. А. Гагарине)

- У нас сегодня необычный урок. Урок-путешествие.

 - Я предлагаю вам отправиться в путешествие на космическом корабле. Мы с вами побываем на необыкновенных планетах. Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться назад на нашу планету Земля.  (взлёт- слайд 9 – космический корабль с физминутки)

II.Чистописание.

-Приближаемся к первой необыкновенной планете «Чистописание».  (слайд3 с гласными). А вот и жители этой планеты. Назовите буквы. Какие это буквы? (гласные). (Пишу их на доске.) Напишите буквы в строчке. --Какая буква лишняя? Почему? (буква ё – всегда ударная). А остальные гласные какие? (гласные, могут быть под ударением и могут быть без ударения,  требующие проверки в безударном положении)

I\/.Самоопределение к деятельности.

 (взлёт- слайд 9 – космический корабль с физминутки)

- Мы приближаемся к сказочной планете «Орфо» (планета правописания слов).  Жители этой планеты очень хитры. Они любят запутывать путешественников. Чтобы удачно отправиться дальше, нам необходимо справиться с заданиями, которые предлагают вам Орфографики . А вот и первый житель этой планеты. – Перед вами карточка с загадкой. Прочитайте её. Отгадайте, кто это. (у детей текст загадки. Ребёнок читает вслух.)

 Днём спит, ночью летает,
Ухает, всех пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.

(Сова) (слайд 4)(((

 - Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что-то новое.

- Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки.

 -Обозначьте в словах ударение.  Найдите слова и подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук. Сравните произношение и написание слов: она, гроза.  Сделаем вывод: произношение безударных гласных звуков и написание не совпадает. (проверка через документкамеру)

- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке. (тема урока)

Появляется карточка:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

(слайд 5)

 - Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока.

 Безударный гласный звук
Причиняет много мук.

- Почему причиняет много мук?

- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?

- Значит цель нашего урока...

(открывается вторая половина  стихотворения)

Какую гласную писать

Будем с вами узнавать! (слайд 2, тема урока)

- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать).

\/.Актуализация знаний.

1). Подбор проверочного слова

(слайд 6)

- Давайте  запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово) Как же подобрать проверочное слово? Что для этого нужно сделать? (изменить слово, чтобы безударный звук стал ударным, а под ударением, что слышим, то и пишем)

- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения?

- Так какой для себя сделаем вывод. (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно подобрать проверочное слово)

 2) Самостоятельная работа – (слайд 7)

- Сова приглашает нас посетить лесную поляну на своей планете.

На тр(о,а)ве сверкают  капли р(о,а)сы.

- Выпишите слова с пропущенной буквой, подбирая проверочное слово, выберите верную букву. (У доски ребёнок)

- Какие буквы выбрали? Докажите. Проверка.

-Если безударные гласные можно проверить, то как их можно назвать?

Появляется карточка

ПРОВЕРЯЕМЫЕ

- Как проверить безударную гласную в корне  слова?

Появляется карточка:

ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!

 \/.Работа по теме урока.

1. Нахождение проверочного слова

- Сова приготовила нам новое задание.  

- Прочитайте слова, которые приготовила мудрая птица. 

(Лес

Лесная

Лесник)

- Кто такой лесник?  

(1. Лесной сторож.
2. Работник лесного хозяйства.)- даётся определение по словарю Ожегова

-Во всех словах найди общую часть слова (корень слова). Назови.

-В каких словах буквы в общей части слов (корне слова) надо проверять? Почему?

-Как вы думаете, какое из этих слов является проверочным?

-Спиши сначала проверочное слово, затем остальные два слова. Выделите корень в словах. Подчеркните проверочное слово.  Поставьте ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие  безударные гласные. (ребёнок у доски) Проверка сигнальными карточками.

-Чему научились выполнив это задание? (находить проверочные слова)

Космическая  физминутка. (двигательная)

Работа по теме урока.        

1.Первоначальное закрепление. (работа по карточкам- предложение)

-Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт на её планете в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения. (У детей карточки-предложения. По одному предложению. По рядам)

 ( Живёт в л.су  л.са.

 Летит за мёдом пч.ла.

Гр.чата пищат в гн.зде.)

- Подберите проверочные слова (устно) и вставьте пропущенные буквы. Спишите предложение в тетрадь. Поставьте ударение в проверяемом слове, подчеркните безударную гласную.

           ( у доски – по 1  ученику с каждого ряда  пишут предложения. Каждый своё.)

 

- Так как проверить безударный гласный? Какие проверочные слова вы подобрали? (проверка – слайд 10, 11, 12)

- Оцените работу ребят. Правильно или нет? Сигнальные карточки.

(слайд 13, 14)

 - Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата)              

- Сейчас вы  будете работать самостоятельно. На парте у каждого из вас есть карточка с заданием

- Вставьте пропущенные буквы, подберите  проверочные слова. Запишите их в тетрадь. Поставьте ударения в проверяемом и в проверочном слове, подчеркните безударную гласную одной линией, а ударную – двумя линиями.

 

2.Самостоятельная  работа.

О или а?                                    и или е?

К.за                                         гн.здо

Гл.за                                         ч.сло

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения. Поставьте +, если всё сделано правильно. +,- или - если выполнено с ошибками.

(слайд 15 проверка)

 - Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы).

- Кто выполнил так же? (поднимают «сигналик»)

- Так как проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово)

Физминутка (для зрения)

Работа по теме урока.

3. Словарная работа. Непроверяемые гласные.

А). - А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?

- Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)

Появляется карточка:

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ

- Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)

Появляется карточка:

ЗАПОМНИ! 

- Отправляемся на планету «Словарь». (взлёт- слайд 9 – космический корабль с физминутки)

 Жители этой планеты приготовили нам испытание. Мы должны отгадать их загадки, чтобы  вернуться на свою планету Земля.

Б). Отгадывание загадок

 - Сова  предлагает отгадать загадки и написать отгадки. (у доски ребёнок)

(слайд 17)

1. Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат «кар – р» (ворона)   (проверка сигнальными карточками)              

2. Маленький мальчишка,

В сером армячишке.(тулуп, тёплое пальто, дублёнка)

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует,

Семечки ворует. (воробей) 

3. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... 
(сорока). 

-  Как вы думаете, как проверить правильность написания этих слов? (по орфографическому словарю)

 -  Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, что является ошибкоопасным местом в слове.

 - Сколько в слове слогов?

 - Какой первый слог? Второй? Третий?

 - Как слова  разделить для переноса?

   - Чтобы нам не встретиться с кометой, запишите предложение с одним из этих слов. Поставьте ударение в словах.

( У доски ребёнок записывает предложение). Проверка сигнальными карточками.

 

 Проверьте себя по словарю. (сигнальная карточка)

Молодцы, вы справились со всеми заданиями!

- А сейчас сможем отправиться на свою планету, которая называется Земля, в свою школу, в свой класс. ». (взлёт- слайд 9 – космический корабль с физминутки)

 – Откройте учебники и вспомним всё, что узнали во время космического путешествия.

 4. Работа по учебнику. Закрепление.

 Узелки на память. Стр.77. Упр.144 стр.78 ( с проверкой)

 Диск. Упражнение-игра «Помоги паучку сплести паутину».

Если позволит время работа по рабочей тетради.

5.Рефлексия.

  -Прочитайте то, что составлено из карточек. (карточки на доске)

- Как проверить безударный гласный звук в слове?

- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?

- Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?

- Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова?

- Продолжите высказывания….

Мне запомнилось…

У меня получилось …

Мне было трудно ….

Я постараюсь лучше…

Покажите своё настроение от урока смайликом на маркерной доске.

6.Подведение итогов урока.

- Ребята, вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями жителей разных планет! Я думаю, у вас появилось желание по-настоящему полететь в космос, стать космонавтами. А для этого нужно учиться, быть любознательными, много читать.

 

 
 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

ОТКРЫТЫЙ УРОК КЛАСС 2 класс

Урок по окруж миру...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...