Закрепление правописания сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. ( методическая разработка)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Сорокина Светлана Александровна

Данный материал представляет собой конспект урока по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №385

Красносельского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: Закрепление правописания сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

ФИО автора разработки:

Сорокина Светлана Александровна

Санкт-Петербург

2016

Технологическая карта урока

УМК: Школа «России»

Предмет: Русский язык

Класс: 1

Тема урока:  Закрепление правописания сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Тип урока: Урок закрепления изученного материала

Цель урока: Формирование навыка правописания  слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Задачи:

Отработать  практические  навыки  в написании слов с сочетаниями.

Развивать навык грамотного письма учащихся, развивать  их речь, внимание, мышление.

Воспитывать интерес к русскому языку, расширять кругозор учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- обосновывать написание выбранной буквы в слове;

- находить и исправлять ошибки при написании слов.

Метапредметные:

познавательные: планировать свою работу по закреплению изученного  материала; самостоятельно предполагать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

        регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

 коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе пары,  договариваться друг с другом;

Личностные:

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять уважительное отношение к иному мнению

Ресурсы урока:

  1. Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 1 класс
  2. Интерактивная доска.
  3. Документ-камера.      
  4. Карточки.
  5. Диск «Кирилл и Мефодий» Русский язык.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Самоопределение к деятельности.

Слайд 2.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтоб грамотными быть,
Много надо нам учить.

Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успешной работы на уроке.

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока.

( здоровьесберегающие технологии)

  1. Чистописание.

ж  ш  ч  щ  и  а  у

  1. Запиши буквы.
  2. Составьте сочетания из этих букв и запишите на следующей строке.

Учащиеся записывают и сочетания букв.

  1. Постановка проблемного вопроса.

-Ребята, над чем мы с вами будем работать на уроке?

- Давайте запишем эти сочетания в тетради.

-Ребята, посмотрите, к нам пришли гости – герои «Страны Смешариков», они предлагают поиграть с ними в игру «Что? Где? Когда?». Наши гости будут задавать нам вопросы, предложат выполнить задания и узнают, умеем ли мы писать слова с этими сочетаниями.  Слайд 3.

- Сегодня мы продолжим работу над правописанием слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

  1. Словарная работа.

- Ребята, догадайтесь, кто пожаловал к нам на урок:

Он изобретатель и механик. А ещё он иностранец. Раньше жил в другой стране и разговаривал на немецком языке. Потом переехал к Смешарикам, выучил русский язык и остался навсегда. Но свой родной язык, немецкий, он не забыл. До сих пор вместо «здравствуйте» говорит «гутен таг», вместо «спасибо»- «данке шон». Но друзья всё равно понимают.

- Пин хочет загадать нам загадки. Нужно отгадать и правильно записать отгадки в тетрадь:

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука, два блестящих огонька.                    
Слайд 4.

Хвостом виляет, зубаста, а не лает.

Стучат, стучат - не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут.

Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста,
И видит далеко.

- Подчеркните орфограммы.

- Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЖИ, ШИ. Придумайте свои слова с этими сочетаниями.

- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?

- Сделаем вывод.

- В каком слове есть сочетание ЧА или ЩА, ЧУ или ЩУ? Придумайте свои слова с этими сочетаниями.

-Как пишутся эти сочетания?

- Это Пин.

Ответы учащихся.

Машина, щука, часы, жираф.

- Вывод: согласные шипящие звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но после них не пишется буква Ы. Сочетания ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

Ответы учащихся.

-Вывод: согласные шипящие звуки [ч], [щ] всегда мягкие, но после них пишутся буква А, У. Сочетания ЧА, ЩА пиши с буквой А, сочетания ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

  1. Работа по теме урока.

 Наблюдение над словами с сочетаниями ЖИ, ШИ.

-Вот наш следующий гость, отгадайте, кто это:

-Она самая главная спортсменка в Стране Смешариков. В молодости она выиграла много спортивных призов. Она носит спортивную шапочку с помпоном. Смешарики  её очень любят. Потому что с ней не соскучишься!

                                                                                Слайд 5.

 

- Против вас играет Совунья:

Прочитайте задание. Выпишите из предложений только те слова, в которых есть сочетания ЖИ или ШИ. Выделите орфограмму.       Слайд 6.

   Проверим.                              

- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?

- Спишите  последнее предложение, подчеркните главные члены предложения.

- Какие еще орфограммы вы встретили, выполняя это задание?

- Это Совунья.

Ответы учащихся.

- Шиповник, живёт, Рыжик, кружились, пушистые, снежинки

В воздухе кружились пушистые снежинки.

Подлежащее – снежинки, сказуемое- кружились.

Правописание предлогов; заглавная буква в именах. собственных; начало предложения.

Наблюдение над словами с сочетаниями ЧУ, ЩУ.

-Вот наш следующий гость, отгадайте, кто это:

-Это учёный. Однажды с ним произошёл  случай: у него отвалились старые рога и начали расти новые. Он испугался, что друзья будут над ним смеяться. Но они не смеялись. Потому что уважают его не за рога, а за то, что  он умный и воспитанный.

                                                                                                   Слайд 7.

- Против вас играет Лосяш:

- К данным словам подберите слова близкие по значению.

Внимательный-

Изумительный-

Грязный-

Скучаю-

Слова для справок: чумазый, чудесный, грущу, чуткий, чудный.                      Слайд 8.

Проверим.                                                                                                    

- Назовите орфограммы. Как пишутся сочетания ЧУ, ЩУ?  

-Это Лосяш.

Ответы учащихся.

  1. Работа с программой «Русский язык »  Кирилл и Мефодий.

  -А, кто  у нас ещё в гостях?

Это самый главный путешественник  в Стране Смешариков. Он очень любит море, потому что в море больше всего приключений. У него широкие, как паруса, крылья и красивая морская шляпа на голове. Да и сам он почти весь синий - как море.  Слайд 9.                                                                                 

Ребята, Кар-Карыч предлагает выполнить вот такое задание.  

- Это Кар-Карыч.

Учащиеся выполняют задания из программы на диске.

  1. Педагогическая технология: Пропуск

Половина класса назначается контролёрами. Каждому выдаётся эталон пароля.

1 контролёр

стрижи

2 контролёр

участие

3 контролёр

свеча

4 контролёр

малыши

5 контролёр

животное

6 контролёр

 карандаши

7 контролёр

прощание

8 контролёр

щавель

9 контролёр

стучу

10 контролёр

чудак

1 1 контролёр

щупальца

12  контролёр

щука

Пройти контролёра можно, только правильно написав под диктовку пароль. Все контролёры расставляются в классе таким образом, чтобы не мешать друг другу. У всех учеников класса имеются листы для записи.  

Каждый ученик подходит к выбранному пункту контроля. Контролёр зачитывает ему пароль.

Ученик пишет в своём листе этот пароль, не заглядывая в лист контролёра.

Контролёр берёт лист ученика и проверяет зелёной пастой этот пароль по своему эталону.

Если ответ правильный, то контролёр сдаёт свой эталон учащемуся, оставляет пост и идёт к другому пункту, который сам пытается пройти. На его место становится учащийся, который только что писал. Если ответ неправильный, то часовой остаётся на своём посту, а ученик идёт к другому пункту и пытается пройти его таким же образом.

8. Подведение итогов.

- Подведём итоги.

- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?

- Как пишутся сочетания ЧА, ЩА?

- Сочетания ЧУ, ЩУ?

- Оцените свою деятельность.    Слайд 10.                         

Список литературы.

  1. Т.Г.Рамзаева Русский язык 1 класс. – М.: Дрофа, 2015.
  2. Русский  язык 1 класс: самостоятельные, проверочные, контрольные работы / авт.-сост. О.В. Прокофьева, А.А. Гугучкина. – Волгоград: Учитель, 2014.
  3. Диск Уроки Кирилла и Мефодия. Образовательный комплект. Русский язык 1-2 класс. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи и ши"

Конспект открытого урока русского языка в 1 классе.Тема: Правописание слов с сочетаниями  жи и ши.Цели: 1. Уточнить представление учащихся о звуках /ш/ и /ж/, как твёрдых согласных, сформировать ...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Закрепление правописания сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. ( презентация к уроку)

Данный материал представляет собой презентацию  к уроку....

Методическая разработка урока русского языка "Правописание сочетания ЖИ-ШИ" во 2 классе для детей с ТНР

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе для детей с ТНРТип урока: урок систематизации полученных знаний.Целевая аудитория: учащиеся 2  класса...

Методическая разработка урока (урок-закрепление) для 1 класса "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"

Методическая разработка урока (урок-закрепление) для учеников 1 класса "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"...

Технологическая карта урока с применением здоровьесберегающих технологий «Закрепление правописания сочетаний "ж и - ши", "ч а - ща", "чу-щу"»

Урок-путешествие, комплексное применение знаний и умений  здоровьесберегающих технологий....