Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи и ши"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Филимонова Светлана Ивановна

Конспект открытого урока русского языка в 1 классе.

Тема: Правописание слов с сочетаниями  жи и ши.

Цели:

1. Уточнить представление учащихся о звуках /ш/ и /ж/, как твёрдых согласных, сформировать умение правильно писать сочетания жи  и  ши.

2. Развивать фонематический анализ, речь, самооценку, самоконтроль, внимание, память, мышление.

3. Прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Office Power Point, карточки с заданиями, музыкальное сопровождение, карточки – памятки, разноуровневые карточки, сигналы-маячки.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

 

Ход урока

1.Орг. момент

Ребята, встаньте ровненько. Можете присесть. Ребята сегодня к нам пришли гости на урок русского языка, посмотреть, как вы работаете на уроке. Попрошу всех вас поприветствовать наших гостей.

2.Мотивация к учебной деятельности (создание эмоционального настроя)

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в морское путешествие! Нас ждут различные  испытания.

-Вы готовы преодолевать трудности, которые нам могут встретиться на пути? (да)

-Какими вы должны быть, чтобы всё у вас сегодня  получилось? (внимательными, смелыми, умелыми)

-Давайте зарядимся энергией.

(шум моря и плеск волн)

Положите руки на парту. Опустите голову, закройте глаза. Представьте, что наш кораблик спокойно плавает по океану. Ваши плечи, мышцы расслаблены. Вокруг тишина. О борт плещется волна. Вам хорошо и спокойно. Мысли только светлые и добрые. Вы полны сил и энергии. Вы много знаете и умеете.

-Ребята, откройте глаза, а вот и наш кораблик.

(слайд корабля)

Посмотрите вокруг как красиво.

Посмотрите на волны и небо океана. Скажите, а кого они цвета? (синего)

-Что обозначает синий цвет?

 

Синим-синим стало море,

Его волны с ветром в споре,

От земли и до земли

Гонят вместе корабли.

 

В синем море - островок,

Путь до острова далек.

 А на нем растет цветок -

 Синий-синий василек.

 

-Правильно синий цвет это море, небо, василек.

-А для того, чтобы совершить путешествие, для этого давайте откроем наш бортовой журнал. А бортовой журнал это наша рабочая тетрадь. Запишем в ней число и классная работа. Ну а теперь в путь.

 

2. Актуализация знаний.

1. Мы плывём по морю и впереди «Минутка чистописания»

-Посмотрите на доску какие буквы вы видите. (ж и ш)

-Какие  звуки на письме они обозначают? (согласные)

-Дайте характеристику этим звукам? (согласные, парные, всегда твёрдые)

-Какие знаете сочетания с данными звуками?(жи и ши)

Вот сегодня мы с вами на уроке повторим правописания жи и ши.

-Запишите красиво буквы в тетрадь.

3. Определение темы и цели урока.

1. А вот мы приближаемся  к островку «Сказки».

-Послушайте сказку про жи и ши.

«Жили-были буквы – твёрдые по характеру. Стоял жаркий летний день. Решили буквы искупаться. Вдруг набежала туча, грянул гром, подул ветер, по морю побежали волны и накрыли их. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква Ы. Она поднялась,  посмотрела  на барахтающихся  и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква И - мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор согласные буквы Ж и Ш дружат только с гласной буквой И.

(Выставляется карточка с сочетаниями ЖИ и ШИ)

-Отсюда, какой мы сможем сделать вывод? (сочетание жи и ши пиши через букву и)

-Почему мы слышим и произносим Ы, когда читаем слова с сочетаниями жи и ши? (звук ш и ж твердые)

2. Мы оказались в «Бухте пиратов»

Ребята, нам пираты приготовили задание.

Посмотрите внимательно на экран и назовите слова, в которых спрятались сочетания жи и ши.

 

Ерши, шалаши, камыши, лужи, ужи, ежи, мыши, стрижи, рыжики, рыжий.

 

-Какой вывод мы с вами можем сделать?(Жи и ши с буквой и всегда пиши)

3.А теперь мы очень устали и нам нужно отдохнуть  «Физминутка»

Море волнуется.

Море волнуется – раз! (Шагаем на месте)

Море волнуется – два! (Наклон туловища влево – вправо)

Море волнуется – три!(Повороту туловища влево – вправо)

Морская фигура, замри! (Присели)

4. Работа по учебнику упр.97 (у доски)

–Чтобы быть уверенными в нахождении орфограммы, что нам нужно делать? (тренироваться в написании слов с сочетаниями  жи и ши)

-Какую мы с вами ставили цель при выполнении этого упражнения? (научится грамотно писать слова с орфограммой жи и ши)

-Допустили ли вы ошибки в своих тетрадях?

Кто допустил, поднимает зелёный маячок, а кто не допустил, поднимает жёлтый маячок.

-Каждый из вас должен проработать самостоятельно, чтобы их никогда не было.

5. И вот мы прибываем в порт «Самостоятельности»

Дифференцированное задание по карточкам.

1уровень

Вставь пропущенные буквы.

Ёж…к, ж…р, ш…шка, кувш…н, пиш…, ж…ть.

 

2 уровень

Исправь ошибки в словах.

У Машы и Мишы в чулане жыли мышы.

-На какую орфограмму было предложено задание?

6. Следующий остров «Дружный».

Групповая работа.

-Соберите пословицу и найдите орфограмму.

Жить - Родине служить.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы.

7. В конце путешествия, я предлагаю вам отгадать загадки.

Игра «Кто больше отгадает загадок» ( по рядам)

-Жвачное животное с очень длинной шеей. (жираф)

-Инструмент для прокалывания отверстий.(шило)

-Дикая роза с ярко красными ягодами (шиповник)

-Плоды хвойных растений округлой и овальной формы (шишки)

-Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала (снежинка)

-На какую орфограмму встретились слова?

-Какой вывод мы можем сделать? (Жи и Ши с буквой И всегда пиши.)

4. Рефлексия урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведём итог.

-Какую цель мы ставили в начале урока? (повторить правила написания слов с сочетаниями жи и ши)

-Если вам урок понравился, и  у вас не было ни одной ошибки, тогда пусть у вас загорится маяк желтого цвета.

А если у вас были ошибки и вы их исправили, ваш маяк загорится зелёным цветом.

Я доже зажигаю свой маяк – МОЛОДЦЫ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_moy2.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 1 классе.

Тема: Правописание слов с сочетаниями  жи и ши.

Цели:

1. Уточнить представление учащихся о звуках /ш/ и /ж/, как твёрдых согласных, сформировать умение правильно писать сочетания жи  и  ши.

2. Развивать фонематический анализ, речь, самооценку, самоконтроль, внимание, память, мышление.

3. Прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Office Power Point, карточки с заданиями, музыкальное сопровождение, карточки – памятки, разноуровневые карточки, сигналы-маячки.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока

1.Орг. момент

Ребята, встаньте ровненько. Можете присесть. Ребята сегодня к нам пришли гости на урок русского языка, посмотреть, как вы работаете на уроке. Попрошу всех вас поприветствовать наших гостей.

2.Мотивация к учебной деятельности (создание эмоционального настроя)

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в морское путешествие! Нас ждут различные  испытания.

-Вы готовы преодолевать трудности, которые нам могут встретиться на пути? (да)

-Какими вы должны быть, чтобы всё у вас сегодня  получилось? (внимательными, смелыми, умелыми)

-Давайте зарядимся энергией.

(шум моря и плеск волн)

Положите руки на парту. Опустите голову, закройте глаза. Представьте, что наш кораблик спокойно плавает по океану. Ваши плечи, мышцы расслаблены. Вокруг тишина. О борт плещется волна. Вам хорошо и спокойно. Мысли только светлые и добрые. Вы полны сил и энергии. Вы много знаете и умеете.

-Ребята, откройте глаза, а вот и наш кораблик.

(слайд корабля)

Посмотрите вокруг как красиво.

Посмотрите на волны и небо океана. Скажите, а кого они цвета? (синего)

-Что обозначает синий цвет?

Синим-синим стало море,

Его волны с ветром в споре,

От земли и до земли

Гонят вместе корабли.

В синем море - островок,

Путь до острова далек.

 А на нем растет цветок -

 Синий-синий василек.

-Правильно синий цвет это море, небо, василек.

-А для того, чтобы совершить путешествие, для этого давайте откроем наш бортовой журнал. А бортовой журнал это наша рабочая тетрадь. Запишем в ней число и классная работа. Ну а теперь в путь.

2. Актуализация знаний.

1. Мы плывём по морю и впереди «Минутка чистописания»

-Посмотрите на доску какие буквы вы видите. (ж и ш)

-Какие  звуки на письме они обозначают? (согласные)

-Дайте характеристику этим звукам? (согласные, парные, всегда твёрдые)

-Какие знаете сочетания с данными звуками?(жи и ши)

Вот сегодня мы с вами на уроке повторим правописания жи и ши.

-Запишите красиво буквы в тетрадь.

3. Определение темы и цели урока.

1. А вот мы приближаемся  к островку «Сказки».

-Послушайте сказку про жи и ши.

«Жили-были буквы – твёрдые по характеру. Стоял жаркий летний день. Решили буквы искупаться. Вдруг набежала туча, грянул гром, подул ветер, по морю побежали волны и накрыли их. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква Ы. Она поднялась,  посмотрела  на барахтающихся  и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква И - мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор согласные буквы Ж и Ш дружат только с гласной буквой И.

(Выставляется карточка с сочетаниями ЖИ и ШИ)

-Отсюда, какой мы сможем сделать вывод? (сочетание жи и ши пиши через букву и)

-Почему мы слышим и произносим Ы, когда читаем слова с сочетаниями жи и ши? (звук ш и ж твердые)

2. Мы оказались в «Бухте пиратов»

Ребята, нам пираты приготовили задание.

Посмотрите внимательно на экран и назовите слова, в которых спрятались сочетания жи и ши.

Ерши, шалаши, камыши, лужи, ужи, ежи, мыши, стрижи, рыжики, рыжий.

-Какой вывод мы с вами можем сделать?(Жи и ши с буквой и всегда пиши)

3.А теперь мы очень устали и нам нужно отдохнуть  «Физминутка»

Море волнуется.

Море волнуется – раз! (Шагаем на месте)

Море волнуется – два! (Наклон туловища влево – вправо)

Море волнуется – три!(Повороту туловища влево – вправо)

Морская фигура, замри! (Присели)

4. Работа по учебнику упр.97 (у доски)

–Чтобы быть уверенными в нахождении орфограммы, что нам нужно делать? (тренироваться в написании слов с сочетаниями  жи и ши)

-Какую мы с вами ставили цель при выполнении этого упражнения? (научится грамотно писать слова с орфограммой жи и ши)

-Допустили ли вы ошибки в своих тетрадях?

Кто допустил, поднимает зелёный маячок, а кто не допустил, поднимает жёлтый маячок.

-Каждый из вас должен проработать самостоятельно, чтобы их никогда не было.

5. И вот мы прибываем в порт «Самостоятельности»

Дифференцированное задание по карточкам.

1уровень

Вставь пропущенные буквы.

Ёж…к, ж…р, ш…шка, кувш…н, пиш…, ж…ть.

2 уровень

Исправь ошибки в словах.

У Машы и Мишы в чулане жыли мышы.

-На какую орфограмму было предложено задание?

6. Следующий остров «Дружный».

Групповая работа.

-Соберите пословицу и найдите орфограмму.

Жить - Родине служить.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы.

7. В конце путешествия, я предлагаю вам отгадать загадки.

Игра «Кто больше отгадает загадок» ( по рядам)

-Жвачное животное с очень длинной шеей. (жираф)

-Инструмент для прокалывания отверстий.(шило)

-Дикая роза с ярко красными ягодами (шиповник)

-Плоды хвойных растений округлой и овальной формы (шишки)

-Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала (снежинка)

-На какую орфограмму встретились слова?

-Какой вывод мы можем сделать? (Жи и Ши с буквой И всегда пиши.)

4. Рефлексия урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведём итог.

-Какую цель мы ставили в начале урока? (повторить правила написания слов с сочетаниями жи и ши)

-Если вам урок понравился, и  у вас не было ни одной ошибки, тогда пусть у вас загорится маяк желтого цвета.

А если у вас были ошибки и вы их исправили, ваш маяк загорится зелёным цветом.

Я доже зажигаю свой маяк – МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Методическая разработка урока русского языка "Правописание сочетания ЖИ-ШИ" во 2 классе для детей с ТНР

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе для детей с ТНРТип урока: урок систематизации полученных знаний.Целевая аудитория: учащиеся 2  класса...

Методическая разработка урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"

Интегрированный урок "русский язык + литературное чтение". Каждый этап урока направлен на воспитание бережного отношения к своему здоровью....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»

Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать ...