Рабочая программа по русскому языку 4 класс школа 21 век
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Ивлева Татьяна Ивановна

рабочая программа для 4 класса по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_4_klass.docx115.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» 4 класс адресована обучающимся 4 класса начальной общеобразовательной школы и разработана на основе следующих документов:

1.Стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва. Просвещение. 2010.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22. 12. 2009 № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва. Просвещение. 2011

4.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. в 2 ч.Ч.1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.- 400с.(Стандарты второго поколения).Ч.2. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.- 231с.(Стандарты второго поколения).

5. Программа: Русский язык: 1-4 классы /  С.В. Иванов./   - М.: Вентана – Граф, 2012.

6. Учебный план МОУ «СОШ с. Ивантеевка» на 2015 – 2016 учебный год.

7. Положение о рабочей программе педагога МОУ «СОШ с. Ивантеевка».

Роль учебного  курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы

Курс русского языка 4 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.

Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников; направлена на ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке, на формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. Основная мысль  программы заключается в том, что систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений взаимодействующих между собой и являющихся основной для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно – коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Главная суть содержания предмета русский язык заключается в том, что к концу обучения  в начальной школе школьник должен отличаться от своих сверстников отношением к той деятельности, которой он занимается в школе. Своеобразие и значение учебной деятельности заключается в том, что ребёнок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознаёт важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины неудач и ошибок. Но такое возможно, если у школьника формируют учебную деятельность, если процесс обучения делает его субъектом, т.е. школьника учат учить себя  (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Отличительной особенностью построения курса "Русского языка" является то, что учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений. В связи с этим в программе курса « Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание»  и «Развитие речи». Такое структурирование курса позволяет:

●успешно  реализовать   цели  развития  логического и абстрактного мышления;

●решить   практические   задачи   по   формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

●сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

●избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

●обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника,  его индивидуальности и способностей;

●методика изучения русского языка ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

●обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

●реализуются основные концепции  лингвистического образования младших школьников;

●применяется интеграция в обучении.

В основу отбора содержания обучения положены важные методические принципы:

1.Анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;

2.Возможность широкого применения изучаемого материала на практике;

3.Взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;

4.Соблюдение преемственности с содержанием следующей ступени обучения.  

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету «Русский язык», формируемой участниками образовательного процесса

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением.

Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

Орфографические правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса.

Общая характеристика учебного предмета        

В системе предметов общеобразовательной школы учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:

сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения курса русского языка – социокультурной и познавательой.

●социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи. А также навыков грамотного, безошибочного письма  как показателя общей культуры человека.

● познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического и логического мышления учеников.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо           решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике. Грамматики русского языка;

овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объёма;

воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь. 

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Технологии, методы и формы решения поставленных задач

 При изучении данного курса запланировано проведение следующих инновационных форм уроков: урок  – мини-проект; тестирование.

На начальном этапе обучения школьников проводятся развивающие уроки, каждое из которых органично сочетает познавательный материал с развивающим. Познавательный материал, в основном поданный в игровой форме, запоминается детьми с легкостью, а творческие способности развиваются без принуждения. Уроки проходят в быстром, но доступном детям темпе и каждый вид работы оставляет исключительно положительные эмоции, не переутомляя учеников. Комплекс  специально разработанных заданий, упражнений, развивающих игр, направлен на развитие внимания, всех видов памяти, таких способностей мышления, как классификация, обобщение, исключение лишнего, установление логических связей, а также развитие наблюдательности.

На уроках большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Урок строится в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывается время для каждого задания, чередуются виды работ.

Знакомство с речевыми и языковыми  закономерностями осуществляется в структуре урока при наблюдении близких учащимся речевых ситуаций и анализе языковых явлений. Программа позволяет организовать дифференцированное обучение, осуществить индивидуальный подход к учащимся, учитывая уровень их подготовки, темп работы, возможности и интересы.

Соединение традиционных и новых развивающих методов обучения, использование технических средств, подводит к положительным результатам обучения.

Курс реализует следующие типы уроков:

●урок открытия новых знаний;

●урок- рефлексия;

●урок общеметодологической направленности;

●урок развивающего контроля

Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Основной формой организации обучения русскому языку в 4 классе является урок

продолжительностью 45 минут.

Основные педагогические технологии -  информационно-коммуникативные технологии,  элементы других технологий: здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, технология тестового контроля, метод проектного обучения.

Роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования, связь с практикой

Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль: он является основным средством общения между людьми;

с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;

язык является основным средством познания окружающего мира;

владение родным и государственным языком – это  один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;

использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.  

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта. Прочная связь между литературным чтением и русским языком преследует цель – открыть детям родной язык, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Изучение данного курса связано с такими дисциплинами как:                                                              

●литературное чтение – аннотация к прочитанному произведению, запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера и т. д.,

●окружающий мир – описание природы, правильный выбор средств языка;

● математика правильность и выразительность речи при чтении задач; умений учиться,  формирование учебно-интеллектуальных умений: классификация обобщение, анализ; объединение объектов в группы; выявление сходства и различия; установление причинных связей; высказывание доказательств проведенной классификации; ориентировка на поиск необходимого;

●уроки искусств – отработка грамотности, выразительности, интонации и развития речи

●уроки технологии - перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность.

Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Курс русского языка для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса русского языка средней общеобразовательной школы и  входит в число дисциплин включенных в учебный план.

Срок  реализации:  2015 – 2016 учебный год.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 136 часов учебного времени (4 часов в неделю)  на изучение учебного предмета «Русский язык» в 4 классе  (базовый уровень) и 34 часа учебного времени ( 1 час в неделю) на усиление русского языка

На изучение курса по учебному образовательному плану МОУ «СОШ с.Ивантеевка»  на 2015-2016 учебный год  отводится 4 часа в неделю, что составляет 136 учебных часов и 34 часа учебного времени ( 1 час в неделю) на усиление русского языка что составляет  170 учебных часов.

на I полугодие -  81 час  

на II полугодие - 89 часов

I четверть  –   44 часов

II четверть –  37 часов

III четверть – 51 час

IV четверть – 38 часов

Программа  Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой,С.В.Иванова и М.И.Кузнецовой соотвествует ФГОС 2009 года по русскому языку для 4 класса, поэтому в рабочую программу по сравнении с авторской изменений не внесено.

Резервных часов данной программой не предусмотрено.

Система условных обозначений отсутствует.          

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

   Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

  В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

  Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

   Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а    

также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;

понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

 умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;

 умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть

речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Основные требования к уровню подготовки учащихся в 4 классе

К концу обучения в 4 классе ученик научится: 

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

● имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

 слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить:

● начальную форму глагола;

●глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

●глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи:

●определять спряжение глагола;

●устанавливать  при  помощи  смысловых  (синтаксических)  вопросов  связь  между словами в словосочетании и предложении;

●разбирать по членам простое двусоставное предложение;

●использовать  разные  способы  решения  орфографической  задачи  в  зависимости  от места орфограммы в слове;

●подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

●определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

●безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;

●проверять  собственный  и  предложенный  тексты,  находить  и  исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания

●непроверяемые  гласные  и  согласные  в  корне  слова  (словарные  слова,  определенные программой);

●не с глаголами;

●мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

●мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

●безударные личные окончания глаголов.  

К концу обучения в 4 классе ученик получит возможность научиться:

●проводить по предложенному  в  учебнике  алгоритму морфологический  анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;

●проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

●определять вид глагола;

●находить наречие и имя числительное в тексте;

●применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва,-ова/-ева;

●применять  правило  правописания  гласных  в  окончаниях  глаголов  прошедшего времени;

●применять правило правописания букв а, она конце наречий;

●применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;

●применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;

●применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;

●при  работе  над  ошибками  осознавать  причины  появления  ошибки  и  определять способы  действий,  помогающих  предотвратить  ее  в  последующих  письменных работах;

●применять  правило  постановки  запятой  между  частями  сложного  предложения (простейшие случаи);

●письменно пересказывать текс т (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

●соблюдать нормы  современного русского литературного  языка в  собственной речи и оценивать  соблюдение  этих  норм  в  речи  собеседников  (в  объеме  представленного  в учебнике материала)

Содержание тем учебного  курса

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

уроки

проверочные и контрольные работы

творческие работы, проекты, сочинения, изложения

1

Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний)

81 ч

73ч

 

2

Правописание(формирование навыков грамотного письма)

55 ч

 48ч

 7ч

3

Развитие речи

34 ч

16 ч  

18ч

Итого:

170 часов

137 часов

15 часов

18 часов

Календарно – тематический план

Учебные материалы к урокам прописаны в разделе «Описание материально-технического обеспечения»

УУД, формируемые на уроке

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

•ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

•определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию;

•находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике;

•наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы; определять круг своего незнания;

•отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;

•планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

•извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах,  памятках); осознанно и произвольно строить •сообщения в устной и письменной форме;

•использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом;

•ставить и формулировать проблему;

•анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

•участвовать в диалоге;

•слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

•оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

•оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

•отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

•понимать точку зрения другого;

•участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в •совместном решении проблемы;

•оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

•различать особенности диалогической и монологической речи;

•задавать  вопросы, обращаться за помощью;

•осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь;

•участвовать в коллективном диалоге;

•строить понятные высказывания.

Регулятивные УУД:

•самостоятельно организовывать свое рабочее место;

•следовать режиму организации учебной деятельности;

•определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

•учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;

•сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их;

•принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

•использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания;

•давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе;

•корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий.

•самостоятельно организовывать свое рабочее место;

•следовать режиму организации учебной деятельности;

•определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

•учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;

•сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их;

•принимать и сохранять учебную задачу;

•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

•использовать в работе на уроке словари, памятки;

•учиться корректировать выполнение задания;

•давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе;

•корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•различать способ деятельности и результат;

•адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•составлять план и последовательность действий.

Личностные УУД:

•осознание языка как основного средства человеческого общения;

•восприятие русского языка как явления национальной культуры;

•понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;

•способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

п/п

Раздел программы                        

Тема урока

Кол-во

часов

        дата            

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов  деятельности учащихся

Тип урока

По плану

По факту

I  четверть – 44 часа

   1

Развитие речи.

Повторение. Пишем письма.

1

1

01.09

Знать правила работы с текстом.Уметь логично выражать свои мысли.

Уметь создавать текст письма.

общеметодологическо направленности

   2.

Как устроен наш язык

  Повторяем фонетику и словообразование.

1

1

02.09

Знать фонетический разбор слов.Уметь производить разбор слов по составу.

Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки.

общеметодологическонаправленности

    3.

Правописание.

Вспоминаем изученные орфограммы.

1

1

03.09

Знать виды орфограмм.

Уметь применять способы проверки.

Уметь произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне слова.

отработки умений и рефлексии

    4.

Развитие речи. Повторение. Пишем письма.  

1

1

04.09

 Парные, непроизносимые, удвоенные согласные в корне слова, правописание слов.

Уметь исправлять ошибочные варианты текстов.

развивающего контроля

   5.

Как устроен наш язык

Повторяем признаки имени существительного

1

1

07.09

Знаки препинания при однородных членах, имя существительное, склонение имён существительных, имя прилагательное.

Уметь применять правила, изученные во 2-3 кл.

отработки умений и рефлексии

   6.

Правописание.

 Повторяем правописание окончание имен сущест вительных 1 склонения.

3

1

08.09

 Род имени существительного, имена существительные 1,2 и 3-го склонений

Уметь различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1,2 и 3-го склонения.

отработки умений и рефлексии

   7.

Повторяем правописание окончание имен существительных

2 склонения.

1

09.09

 Безударные окончания имён существительных 2-го склонения

Знать алгоритм определения  окончаний имён существительных 2-го склонения.

Уметь применять алгоритм на практике.

общеметодологическонаправленности

  8.

Повторяем правописание окончаний имен существительных

3 склонения.

1

10.09

Безударные окончания имён существительных 3-го склонения

Знать и уметь применять изученные правила правопи сания окончаний имён сущест вительных 3-го склонения.

общеметодологическонаправленности

  9.

 Развитие речи.

 Пишем письма.  Входной мониторинг.

1

1

11.09

 Письмо, текст.

 Уметь логично излагать свои мысли на письме. Знать признаки текста.

отработки умений и рефлексии

  10.

Как устроен наш язык

Морфологический разбор имени существительного

2

1

14.09

Морфологический разбор имени существительного.

 

  Знать алгоритм морфологического разбора имени существительного.

открытия нового знания

11.

Морфологический разбор имени существительного

1

15.09

Морфологический разбор имени существительного.

Знать алгоритм морфологического разбора имени существительного.

отработки умений и рефлексии

 12.

 Правописание

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1

1

16.09

Повторение правил правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.

 Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных

отработки умений и рефлексии

  13.

 Развитие речи.

Текст.

1

1

17.09

 Текст, главная мысль, заголовок.  

Развивать умение работать с текстом- рассуждением.

общеметодологической направленности

  14.

 Как устроен наш язык

 Повторяем признаки имени прилагательного.  

2

1

18.09

 Повторение основных признаков имени прилагательного.

Наблюдение за значением имён прилагательных и их сочетаемостью с именами существительными. Характеристика слова по

заданным грамматическим признакам. Сравнение грамматических признаков имён существительных и имён прилагательных.Наблюдение  за языковым материалом, формулировка выводов. Упот ребление имен прилагательных в нужной форме. Определение синтаксической функции имён прилагательных

общеметодологическонаправленности

  15.

Контрольный диктант

Тема: «Повторение орфограмм изученных в 3 классе»

1

21.09

 

Знать изученные орфограммы.

Уметь применять изученные правила.

развивающего контроля  

  16.

Правописание

 Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

1

1

22.09

 Повторение правил правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

Обобщение и систематизация знаний о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных.. Объяснять написание падежных окончаний имён прилагательных. Распределение слов по группам.  

открытия нового знания

  17.

Как устроен наш язык

Морфологический разбор имени прилагательного

2

1

23.09

Обобщение и  систематизация знаний об  именах прилагательных.    Группировка слов по

заданному основанию. Подбор слова по заданным  основаниям. Знакомство  с алгоритмом морфологичесого разбора имён прилагательных.    

 Работа с  информацией, представленной в виде таблицы, сравнение качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.  

открытия нового знания

  18.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

24.09

 Проведение морфологического разбора имён прилагательных,  анализ правильности его проведения.

Проведение морфологического разбора имён прилагательных,  анализ правильности его проведения.  

отработки умений и рефлексии

  19.

Развитие речи.

Типы текста.

 

1

1

25.09

Текст, заголовок, основная мысль  

  Уметь различать текст, тип текста, выделять основную мысль текста. Знать признаки текста.

отработки умений и рефлексии

  20.

Правописание

Буквы О-Ё после шипящих и Ц.  

1

1

28.09

Буквы о – ё после шипящих и ц.

  Знать орфограмму о -ё после шипящих и ц.

Уметь применять правило на практике.

отработки умений и рефлексии

  21.

Как устроен наш язык

 Повторяем местоимения.

1

1

29.09

Обобщение и систематизация знаний о местоимении. Различение местоимений-существительных и местоимений-прилагательных,  группировка слов по данному

основанию.  Определение нужной  формы местоимений.

Нахождение  в тексте слова по

заданному  основанию.  Характеристика  слова  по заданным грамматическим признакам. Установление синтаксической функции  личных местоимений.  

отработки умений и рефлексии

  22.

Правописание.

 Орфограммы приставок.  

2

1

30.09

Обобщение и систематизация знаний о правописании приставок.

Формулировка правил на  основе нескольких высказываний. Группировка слов на основании

определения места орфограммы в слове.

Установление места и типа орфограммы в слове.      

открытия нового знания

  23.

Разделительный твердый и разделительный мягкий  знаки.

1

01.10

Систематизация знания  об  условиях  выбора

разделительного твёрдого  и  разделительного

мягкого знаков.  

Понимание  информации, представленной  в  виде  схем.  Подбор  слов,

соответствующих  схемам.  нахождение  слова  по заданному основанию. Представление информации  в виде таблицы, заполнение таблицы. Группировка слов по  заданному основанию.  

отработки умений и рефлексии

  24.

Как устроен наш язык

Тестирование  по теме «Части речи»  

1

1

02.10

 Знать изученные орфограммы.

  Уметь применять изученные правила.

отработки умений и рефлексии

  25.

Развитие речи.

Изложение-повествование

 

1

1

05.10

Обобщение и систематизация  знания  алгоритма написания  изложения.    

Сравнивание текста и предложенного  варианта  его письменного пересказа.   Подбор заголовка к тексту. Соотнесение основной мысли с заголовком.  

отработки умений и рефлексии

 26.

Как устроен наш язык Редактирование изложения.

Разбор по членам предложения.  

3

1

06.10

Нахождение,  анализ, исправление ошибок, допущенных  в  изложении.

Составление плана текста. Письменный пересказ текста с опорой на план.

отработки умений и рефлексии

  27.

Синтаксический анализ предложения

 

1

07.10

Синтаксический разбор простого предложения  

  Знать алгоритм разбора простого предложения  по членам

открытия нового знания

  28.

Синтаксический анализ предложения.

1

08.10

Синтаксический разбор простого предложения

Знать алгоритм разбора простого предложения  по членам.  Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.

отработки умений и рефлексии

  29.

Правописание.

Знаки препинания при однородных членах предложения

4

1

09.10

Однородные члены

предложения, интонация перечисления, знаки препинания

Обобщение и  систематизация  знаний  о

постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.      

отработки умений и рефлексии

  30.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

12.10

Нахождение  предложения, удовлетворяющего  заданному условию.    

 Соотнесение  предложения  и  схемы, запись предложения  в порядке  следования схем. Подбор собственных примеры  к  заданным схемам предложений.

отработки умений и рефлексии

  31.

Предложения с однородными членами.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

13.10

Однородные члены

предложения, интонация перечисления, знаки препинания

Уметь находить

в предложении однородные члены.

отработки умений и рефлексии

  32.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

14.10

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

отработки умений и рефлексии

  33.

Как устроен наш язык

Синтаксис. Простое предложение.

Синтаксический анализ простого предложения.

3

1

15.10

   Синтаксический  анализ предложения

Уметь производить разбор предложения по членам предложения.

открытия нового знания

  34.

 Контрольная работа  за І четверть.  Тема: Морфологический разбор имени сущ. и имени прил. Синтаксический анализ предложения.

1

16.10

Морфологический разбор имени существительного и  имени прилагательного; местоимение; разбор по членам предложения; синтаксический анализ предложения.

Уметь производить разбор предложения по членам предложения

развивающего контроля

  35.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

1

19.10

Уметь анализировать свою работу и исправлять допущенные ошибки.

 отработки умений и рефлексии

  36.

Развитие речи.

Текст.  Совершенствование речевых умений. Деление текста на абзацы.

1

1

20.10

Текст, заголовок, основная мысль

Уметь восстанавливать последовательность абзацев в тексте.

отработки умений и рефлексии

  37.

Как устроен наш язык

Морфология. Глагол.  

Значение глагола.

2

1

21.10

Глагол, значение и употребление

Знать основные признаки глагола. Уметь определять род и число глагола.

открытия нового знания

  38.

Глагол как часть речи.

1

22.10

Учить определять грамматические признаки глагола.

отработки умений и рефлексии

  39.

Правописание

Правописание глаголов.  

Правописание приставок в глаголах.

4

1

23.10

 Правописание приставок

Знать правило правописания приставок в глаголах.

отработки умений и рефлексии

  40.

Контрольный диктант за І четверть. Тема: Повторение изученных орфограмм.

1

26.10

 Правописание слов

 

Проверить орфографические и пунктуационные навыки.

развивающего контроля

  41.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1

27.10

Уметь анализировать свою работу и исправлять допущенные ошибки.

отработки умений и рефлексии

   42.

Правописание частицы не с глаголами.

1

28.10

Правописание частицы не с глаголами.

Уметь применять правило раздельного написания не с глаголами.

отработки умений и рефлексии

 43.

Развитие речи.

Работа над изложением.  

Обучающее выборочное изложение.

1

1

29.10

 Изложение текста, заголовок, план текста

 Уметь подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать.

открытия нового знания

  44.

Как устроен наш язык

Морфология. Глагол.  

Глаголы совершенного и несовершенного видов.

4

1

30.10

 Несовершенный и совершенный виды глаголов

Знать о виде глагола как постоянном признаке.

Уметь определять вид глагола.

открытия нового знания

II  четверть – 37 часов

  45.

Начальная форма глагола.

1

09.11

Начальная форма глагола, вопросы что делать? и что сделать?

Знать о формах глагола.

 

открытия нового знания

  46.

Изменение глаголов по лицам. Личные формы глагола.

1

10.11

Личные формы глагола

Уметь соотносить глаголы с личными местоимениями.

открытия нового знания

  47.

Изменение глаголов по лицам и числам. Лицо и число глаголов.

1

11.11

1,2 и 3-е лицо глагола, единственное и множественное число

Уметь определять лицо и число глаголов.

открытия нового знания

  48.

Правописание

Правописание глаголов.  

Употребление буквы ь в глагольных формах.

2

1

12.11

 Правописание глаголов 2-го лица единственного числа

 

Знать правило написания  ь после шипящих.

Уметь классифицировать глаголы с ь.

Уметь применять алгоритм при написании глаголов

открытия нового знания

  49.

Употребление буквы ь в глагольных формах.

1

13.11

открытия нового знания

  50.

Развитие речи.

Текст. Сочинение- описание «Белка».

1

1

16.11

 Текст-описание

Уметь связно передавать содержание текста.

отработки умений и рефлексии

  51.

Правописание

Правописание глаголов.  

Правописание  -ться и –тся в глаголах.

2

1

17.11

 Правописание глаголов начальной и личной формы

Знать правила правописания -тся и -ться в глаголах

открытия нового знания

  52.

Правописание –ться и –тся в глаголах.

1

18.11

отработки умений и рефлексии

  53.

Развитие речи.

Текст.  Работа над выразительностью письменной речи. Связь абзацев в тексте.

1

1

19.11

Изложение текста, заголовок и план текста.

Уметь составлять план, озаглавливать и письменно пересказывать текст.

отработки умений и рефлексии

  54.

Как устроен наш язык

Морфология. Глагол.  

Спряжение глаголов.

3

1

20.11

 Спряжение глаголов, глаголы 1 и 2 спряжения, глаголы - исключения

Уметь владеть практическим способом определения спряжения глаголов.

отработки умений и рефлексии

  55.

Спряжение глаголов.

1

23.11

открытия нового знания

  56.

Определение спряжения глаголов.

1

24.11

отработки умений и рефлексии

  57.

Правописание

Правописание глаголов.  

Отработка орфографических правил правописания глаголов.

1

1

25.11

 Правописание глаголов

Знать и уметь применять правила правописания глаголов начальной формы, не с глаголами.

отработки умений и рефлексии

  58.

Развитие речи.

Текст. Знакомство со средствами

художественной изобразительности: сравнение, противопоставление.

3

1

26.11

 Текст (сочинение)

Уметь создавать небольшой текст по заданной тематике.

отработки умений и рефлексии

  59.

Текущая контрольная работа. Тема: Глагол.

1

27.11

 Синтаксический разбор и анализ предложения, глагол, спряжение глаголов

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

отработки умений и рефлексии

  60.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

1

30.11

отработки умений и рефлексии

  61.

Правописание

Правописание глаголов.  

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

4

1

01.12

 Безударные окончания глаголов

 

Знать и уметь применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения).

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

отработки умений и рефлексии

  62.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

02.12

отработки умений и рефлексии

  63.

Отработка правописания безударных  личных окончаний глаголов.

1

03.12

отработки умений и рефлексии

  64.

 Правописание глаголов. Контрольный словарный диктант.

1

04.12

отработки умений и рефлексии

  65.

Развитие речи.

Текст.  Работа над точно стью письменной речи.

1

1

07.12

 Приём противопоставления в тексте

Уметь находить языковые средства, делающие язык выразительным.

открытия нового знания

  66.

Правописание

Правописание личных окончаний глаголов.

1

1

08.12

 Безударные окончания

Уметь применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов.

отработки умений и рефлексии

  67.

Как устроен наш язык

Морфология. Глагол.  Отработка правописания личных окончаний глаголов.

3

1

09.12

отработки умений и рефлексии

  68.

 Правописание личных окончаний глаголов.

1

10.12

отработки умений и рефлексии

  69.

Настоящее время глагола.

1

11.12

 Времена глаголов, настоящее время

Уметь изменять глаголы по временам.

открытия нового знания

  70.

Правописание.

Правописание глаголов.  

Отработка правописания суффиксов глаголов.

2

1

14.12

 Правописание суффиксов глаголов

Знать правила правописания суффиксов глаголов.

отработки умений и рефлексии

  71.

Тест.Тема: «Правописание глаголов»

1

15.12

Синтаксический разбор и анализ предложения, глагол, морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного.

Уметь использовать приобретённые знания и умения.

отработки умений и рефлексии

  72.

Как устроен наш язык

Морфология. Глагол.  

Прошедшее время глагола.

3

1

16.12

 Времена глаголов, прошедшее время

Уметь изменять глаголы по временам.

открытия нового знания

  73.

Итоговый диктант. Тема: Орфограммы, изученные в 1 и 2 четвертях

Мониторинг за первое полугодие

1

17.12

 Правописание слов

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

развивающего контроля

  74.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

18.12

Уметь анализировать свою работу и исправлять допущенные ошибки.

отработки умений и рефлексии

  75.

Развитие речи.

Работа над изложением.  

Обучающее изложение с элементами сочинения.

2

1

21.12

 Изложение текста, заголовок и план текста.

Уметь письменно пересказывать текст.

открытия нового знания

  76.

Работа над ошибками.

1

22.12

Уметь анализировать свою работу и исправлять допущенные ошибки.

открытия нового знания

  77.

Правописание

Правописание глаголов.  

Отработка правописания суффиксов глаголов.

4

1

23.12

Правописание суффиксов глаголов.

Знать правила правописания суффиксов глаголов.

открытия нового знания

  78.

Отработка правописания суффиксов глаголов.

1

24.12

отработки умений и рефлексии

  79.

Правописание суффиксов глаголов.

1

25.12

  Правописание суффиксов глаголов.

Уметь применять правила правописания суффиксов глаголов.

отработки умений и рефлексии

  80.

Повторение правописания глаголов.

1

28.12

отработки умений и рефлексии

  81.

Как устроен наш язык

Морфология. Глагол.  

Будущее время глагола.

1

1

29.12

 Будущее время глагола

Уметь различать глаголы будущего времени.

открытия нового знания

III четверть – 52 часа

  82.

Правописание

Правописание глаголов.  

Отработка правописания суффиксов глаголов.

2

1

11.01

  Правописание суффиксов глаголов.

Уметь применять правила правописания суффиксов глаголов.

общеметодологической направленности

  83.

Изменение глаголов по временам.

1

12.01

  Изменение глаголов по временам.

Уметь различать время глагола, изменять глаголы по временам.

открытия нового знания

  84.

Развитие речи.

Текст.  Изложение с элементами сочинения.

1

1

13.01

  Изложение с элементами сочинения.

Уметь письменно пересказывать текст с элементами сочинения.

отработки умений и рефлексии

  85.

Как устроен наш язык

Морфология. Глагол.   Наклонение глаголов: изъявительное.

2

1

14.01

 Глагол, изъявительное наклонение глагола

Знать понятия: наклонение глагола, условное, повелительное, изъявительное наклонение.

открытия нового знания

  86.

Условное наклонение глагола.

1

15.01

Условное наклонение глагола.

отработки умений и рефлексии

  87.

Правописание

Правописание глаголов.  

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

2

1

18.01

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Уметь применять правила правописания окончаний глаголов прошедшего времени.

открытия нового знания

  88.

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

1

19.01

Правописание окончаний глаголов.

Уметь применять правила правописания окончаний глаголов в прошедшем времени

отработки умений и рефлексии

  89.

Развитие речи.

Текст.  

Обучающее сочинение-повествование.

1

1

20.01

 Текст-повествование

Знать признаки текста. Уметь создавать текст.

отработки умений и рефлексии

  90.

Как устроен наш язык

Морфология. Глагол.  

Повелительное наклонение глагола.

3

1

21.01

Глагол повелительного наклонения.

 

Уметь различать наклонение глагола.

открытия нового знания

  91

Повелительное наклонение глагола.

1

22.01

отработки умений и рефлексии

  92.

Глагол.Словообразование глаголов от других частей речи.

1

25.01

 Глагол, способы образования глаголов

Уметь различать способы образования глаголов.

отработки умений и рефлексии

  93.

Развитие речи.

Текст.Обучающее сочинение-повествование.

1

1

26.01

 Работа с текстом

Знать признаки текста.

Уметь создавать текст на заданную тему.

отработки умений и рефлексии

  94.

Как устроен наш язык

Глагол.

Глагол в предложении.

2

1

27.01

 Глагол, значение и употребление в речи.

 

Уметь определять роль глагола в предложении.

открытия нового знания

  95.

Глагол в предложении.

1

28.01

отработки умений и рефлексии

  96.

Правописание

Правописание глаголов.  

Отработка орфографических правил правописания суффиксов глаголов.

2

1

29.01

  Правописание суффиксов глаголов.

 

Уметь применять правила правописания глаголов.

отработки умений и рефлексии

  97.

Отработка орфографических правил правописания суффиксов глаголов.

1

01.02

отработки умений и рефлексии

  98.

Развитие речи.

Текст.  Работа над правильностью и точнос тью письменной речи.

1

1

02.02

 Текст-диалог

Знать признаки текста.

Уметь  практически владеть диалогической речью.

отработки умений и рефлексии

99.

Как устроен наш язык

Морфология. Глагол.  

Морфологический разбор глагола.

4

1

03.02

10

 Морфологический разбор глагола

Уметь характеризовать глагол как часть речи.

открытия нового знания

100

Повторение пройденного Морфологический разбор глагола.

1

04.02

11

отработки умений и рефлексии

101

Текущий диктант. Тема: Безударные личные окончания глаголов, суффиксы глаголов.                                              

1

05.02

12

Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

развивающего контроля

102

Анализ и работа над ошибками.

1

08.02

12

Уметь исправлять допущенные ошибки.

отработки умений и рефлексии

103

Развитие речи.

Текст.  Обучающее сжатое изложение.

1

1

09.02

15

Краткое изложение

Уметь выделять основной смысл текста

открытия нового знания

104

Как устроен наш язык

Морфология. Наречие.  

 

4

1

10.02

16

 Наречие как часть речи.

Уметь различать наречие как часть речи.

открытия нового знания

105

Наречие. Значение наречий.

1

11.02

17

 Значение наречия в речи

Знать о роли наречий в речи.

открытия нового знания

106

Синтаксическая функция наречий

1

12.02

18

открытия нового знания

107

Образование наречий.

1

15.02

19

  Образование наречий.

Уметь характеризовать наречие как неизменяемую часть речи, различать способы образования наречий.

открытия нового знания

108

Правописание

Правописание наречий.  

Правописание гласных на конце наречий.

2

1

16.02

19

 Правописание наречий

Уметь применять правила правописания гласных на конце наречий.

открытия нового знания

109

Правописание гласных на конце наречий.

1

17.02

20

общеметодологическо направленности 

110

Развитие речи.Текст.

Обучающее сочинение-описание.

1

1

18.02

24

 Сочинение-описание

Уметь создавать текст на заданную тему.

отработки умений и рефлексии

111

Как устроен наш язык

Морфология. Наречие. Морфологический разбор наречий.

1

1

19.02

25

  Морфологический разбор наречий.

Уметь характеризовать наречие как часть речи.

открытия нового знания

112

Правописание

Правописание наречий.  

Правописание наречий на шипящую.

3

1

20.02

26

  Правописание наречий на шипящую

Умение применять правила правописания наречий на шипящую.

открытия нового знания

113

Мягкий знак на конце  слов после шипящих.

1

24.02

29

 Правописание имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий.

Уметь применять правила правописания на конце слов после шипящих.

открытия нового знания

114

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

1

25.02

01.03

отработки умений и рефлексии

115

Развитие речи.

Текст. Обучающее сочинение-повествование по заданному плану.

3

1

26.02

02.03

 План текста.

Уметь создавать окончание текста.

отработки умений и рефлексии

116

Текущий диктант. Тема: Гласные на конце наречий, ь после шипящих.

1

29.02

03

 Гласные на конце наречий, ь на конце слов после шипящих.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

развивающего контроля

117

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

01.03

04

Уметь исправлять допущенные ошибки.

отработки умений и рефлексии

118

Как устроен наш язык

Морфология. Имя числительное.  

2

1

02.03

04

  Имя числительное

Уметь различать имя числительное как часть речи.

открытия нового знания

119

Имя числительное. Общее значение.

1

03.03

09

открытия нового знания

120

Развитие речи. Текст. Работа над

правильностью и точнос тью   письменной речи.

1

1

04.03

10

 Точность письменной речи

Уметь использовать средства языка в соответствии с условиями общения.

отработки умений и рефлексии

121

Как устроен наш язык

Морфология.  Имя числительное.  

Изменение  имён числительных.

1

1

09.03

11

Имя числительное, склонение числительных

Уметь изменять имена числительные по родам, числам.

открытия нового знания

122

Правописание

Правописание числительных.  

Слитное и раздельное написание числительных.

5

1

10.03

11

Слитное и раздельное написание числительных .

Уметь применять правила слитного и раздельного написания числительных.

открытия нового знания

123

Правописание мягкого знака в числительных.

1

11.03

14

 Правописание мягкого знака в словах.

Знать правило написания мягкого знака в числительных.

общеметодологическонаправленности

124

Правописание числительных.

1

14.03

15

общеметодологическонаправленности

125

Итоговый диктант. Тема: Орфограммы, изученные в 3 четверти.

1

15.03

16

Правописание  слов

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами.

развивающего контроля

126

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

16.03

17

Уметь исправлять допущенные ошибки.

общеметодологической направленности

127

Развитие речи. Текст.  

Обучающее сочинение-описание.

1

1

17.03

18

 Сочинение-описание

Уметь создавать текст на заданную тему.

отработки умений и рефлексии

128

Правописание

Правописание числитель ных.  Повторение правил правописания ь в словах.

1

1

18.03

18

 Правописание мягкого знака в словах.

Уметь применять правила правописания мягкого знака в словах.

отработки умений и рефлексии

129

Как устроен наш язык

Синтаксис. Словосочетание.

Словосочетание.

3

1

21.03

Слово.

Словосочетание.

 Предложение.

 

Уметь различать слово, словосочетание и предложение.

 

открытия нового знания

130

Словосочетание.

1

22.03

отработки умений и рефлексии

131

Слово. Словосочетание. Предложение.

1

23.03

отработки умений и рефлексии

132

Развитие речи.

Текст.  

Обучающее сочинение-рассуждение.

1

1

24.03

 Признаки текста

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему.

открытия нового знания

133

 Правописание

Правописание словосочетаний.  

Правописание слов в словосочетаниях.

1

25.03

  Правописание слов в словосочетаниях.

Уметь применять правила правописания словосочетаний.

отработки умений и рефлексии

IV четверть – 37 часов

134

Как устроен наш язык

Синтаксис. Словосочетание.  

Связь слов в словосочетании. Согласование.

1

1

04.04

Согласование

 

Уметь применять правила правописания словосочетаний с типом связи согласование.

 

открытия нового знания

135

Правописание

Правописание словосочетаний с типом связи согласование.

1

1

05.04

открытия нового знания

136

Как устроен наш язык

Синтаксис. Словосочетание.

Связь слов в словосочетании: управление.

1

1

06.04

Словосочетание, управление

Уметь находить словосочетания с управлением.

открытия нового знания

137

Правописание

Правописание словосочетаний.  

Правописание словосочетаний с типом связи  управление.

1

1

07.04

Уметь применять правила правописания словосочетаний с типом связи управление.

 отработки умений и рефлексии

138

Развитие речи.

Текст.  Сочинение-повествование по теме «В нашем классе».

1

1

08.04

Сочинение-повествование

Уметь создавать текст на заданную тему.

отработки умений и рефлексии

139

Как устроен наш язык

Синтаксис. Словосочета ние.  Связь слов в словосо четании. Примыкание.

3

1

11.04

 Примыкание

Уметь находить словосочетания с типом связи примыкание.

открытия нового знания

140

Контрольная работа

Тема: « Связь слов в словосочетании»

1

12.04

 

Уметь использовать приобре тённые знания и умения в практической деятельности.

развивающего контроля

141

Словосочетание в предложении.

1

13.04

 Связь слов в словосочетании и предложении.

Знать роль словосочетаний в предложении.

открытия нового знания

142

Развитие речи.

Текст.  

Обучающее сочинение-рассуждение.

1

1

14.04

 Сочинение- рассуждение

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему.

отработки умений и рефлексии

143

Правописание

Текущий диктант. Тема: Правописание слов в словосочетаниях.

2

1

15.04

Правописание слов в словосочетаниях

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

развивающего контроля

144

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

18.04

Уметь исправлять допущенные ошибки.

отработки умений и рефлексии

145

Как устроен наш язык

Синтаксис. Сложное предложение.  

4

1

19.04

 Сложное предложение

Знать понятия: сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

открытия нового знания

146

Сложное предложение.

1

20.04

отработки умений и рефлексии

147

Знаки препинания в сложном предложении.

1

21.04

  Знаки препинания в сложном предложении.

Уметь применять правила постановки знаков препинания в сложном предложении

 открытия нового знания

148

Постановка запятой между частями сложного предложения.

1

22.04

общеметодологической направленности

149

Развитие речи. Текст. Сочинение-описание на тему «Дым столбом».

1

1

25.04

 Сочинение-описание

Уметь создавать текст на заданную тему.

отработки умений и рефлексии

150

Как устроен наш язык

Синтаксис. Сложное предложение.  

Подчинительная связь между частями сложного предложения.

6

1

26.04

Подчинительная связь между частями сложного предложения

Знать понятия сложное предложение: сложносочинённое и сложноподчинённое.

открытия нового знания

151

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

1

27.04

 Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

Уметь различать сложносочи нённое и сложноподчинённое предложения.

открытия нового знания

152

 Постановка запятой между частями сложного предложения.

1

28.04

  Знаки препинания в сложном предложении.

 

Уметь применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении.

 

открытия нового знания 

153

Постановка запятой между частями сложного предложения.

1

29.04

отработки умений и рефлексии

154

Итоговая контрольная работа. Тема: Сложное предложение.

1

04.05

 Сложное предложение

 

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

развивающего контроля

155

Анализ и работа над ошибками.

1

05.05

Уметь анализировать свою работу.

отработки умений и рефлексии

156

Развитие речи.Текст.  

Обучающее сочинение. Продолжение рассказа «Мальчики».

1

1

06.05

 Текст

Уметь создавать начало и конец к заданной истории.

отработки умений и рефлексии

157

Как устроен наш язык

Синтаксис. Сложное предложение.  

Сложное предложение.

4

1

10.05

Сложное предложение

Уметь различать сложное предложение.

открытия нового знания

158

 Постановка запятых между частями сложного предложения.

1

11.05

  Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении.

Уметь применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения.

отработки умений и рефлексии

159

Развитие речи.

Текст.  Повторение. Текст.

1

1

12.05

 Правописание слов, расстановка знаков препинания в предложениях.

Уметь писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов  в соответствии с изученными нормами.

развивающего контроля

160

Как устроен наш язык.

Повторение пройденного. Синтаксис. Сложное предложение.

7

1

13.05

Уметь исправлять допущенные ошибки.

отработки умений и рефлексии

161

Итоговый диктант. Тема: Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 классах. Итоговый мониторинг

1

16.05

 Текст

Уметь воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.

отработки умений и рефлексии

162

Анализ и работа над ошибками.

1

17.05

Синтаксис. Сложное предложение.

Уметь применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения.

общеметодологическонаправленности

163

 Развитие речи.

Текст.  

1

18.05

Текст, признаки текста.

Уметь воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.

общеметодологическонаправленности

164

Постановка запятой между частями сложного предложения.

1

19.05

 Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении.

Уметь применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения

общеметодологическонаправленности

165

Сложное предложение.

1

20.05

  Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении.

Уметь различать сложное предложение.

общеметодологическонаправленности

166

Связь слов в словосочетании.

1

23.05

  Правописание слов

в словосочетаниях.

 

Уметь применять правила правописания словосочетаний

общеметодологическонаправленности

167

Cловосочетания.

1

24.05

Уметь применять правила правописания словосочетаний

общеметодологическонаправленности

168

Правописание слов в словосочетаниях.

1

25.05

общеметодологическонаправленности

169

Правописание слов в словосочетаниях.

1

26.05

Уметь применять правила правописания словосочетаний

общеметодологическонаправленности

170

Правописание слов в словосочетаниях.

1

27.05

общеметодологическонаправленности

        

Описание материально-технического  обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический  комплект Начальная школа XXI века разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования. Учебно-методический комплект  выпускает Издательский центр «Вентана – Граф», г. Москва.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Учебный методический комплект ученика  

1 С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю. Романова «Русский язык» 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./.-3-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2013.- 192 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

2.Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» в 2 ч к учебнику «Русский язык»: 4 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений:/ М. И. Кузнецова.- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2015.

3. Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок» 4 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений:/ М. И. Кузнецова.- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя.

1. Программы: Н.Ф.Виноградова  (руководитель), М.: «Вентана-Граф», 2012.

2.С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова,Л.В.Петленко, В.Ю. Романова «Русский язык» 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./.- 3-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2013.- 192 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

3.Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» в 2 ч к учебнику «Русский язык»: 4 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений:/ М. И. Кузнецова.- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2015.- 112 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

4.Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок» 4 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений:/ М. И. Кузнецова.- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2015.- 112 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

5.Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: 2 – 4 классы, 2012г. / В. Ю. Романова, Л. В. Петленко, – 4-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2012.- 176 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

6. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1 – 4 классы. В. А. Шукейло, – М.: Вентана-Граф, 2007.

 Специфическое оборудование:

Печатные средства обучения

1.Учебные таблицы  к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.

3.Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.

4.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.

6.Плакат с алфавитом, написанным курсивным  шрифтом

Оборудование и приборы

1.Магнитная доска.

2.Компьютер с принтером.

3.Проектор.

Список дополнительной литературы для учащихся

1.Л.А.Ефросинина «Книгочей» Словарь – справочник по литературному чтению 1- 4 классы, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.                                                                                                                    

2.Крючков С.Е., Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2004.

3.Михайлова С. Ю. Запоминаем слова с непроверяемыми написаниями: рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2009.

4.Крючкова Л. Е., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок. М.: Вентана-Граф, 2009.

5.Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005

6.Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005

7.Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2005

Печатные пособия:

  • Таблица «Звуки и буквы».
  • Карточки «Словарные слова».
  • Схема-алгоритм  «Фонетический разбор слова».
  • Таблица «Типы текстов».
  • Схема-алгоритм «Разбор слова по составу».
  • Схема-алгоритм «Правописание безударных гласных в корне слова».
  • Схема-алгоритм «Правописание согласных в корне слова».
  • Таблица «Словообразование».
  • Схема-алгоритм «Правописание непроизносимых согласных».
  • Сема-алгоритм «Правописание суффиксов».
  • Схемы-алгоритмы «Правописание приставок».
  • Таблица «Виды предложений».
  • Таблица «Главные члены предложения».
  • Схема-алгоритм «Как найти главные члены предложения».
  • Схема-алгоритм «Как найти в предложении словосочетания».
  • Схема-алгоритм «Буквы о, ё после шипящих в коне слова».
  • Таблица «Однородные члены предложения».
  • Схема-алгоритм «Звук [ы] после звука [ц]».
  • Таблица «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
  • Таблица «Части речи».
  • Таблица «Самостоятельные и служебные части речи».
  • Схема «Имя существительное».
  • Таблица «Род имён существительных».
  • Таблица «Число имён существительных».
  • Схема «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных!.
  • Таблица «Падежи имён существительных».
  • Таблица «Склонение имён существительных».
  • Схема-алгоритм «Суффиксы –ец- и –иц-  в сочетаниях –ичк- и –ечк-».
  • Схема-алгоритм «Сочетания –инк- и –енк-».
  • Схема-алгоритм «Безударные окончания имён существительных».
  • Таблица «Одуш. и неодуш. имена существительные».
  • Таблица «Имена существительные собственные и нарицательные».
  • Схема-алгоритм «гласные в окончаниях им. сущ. после шипящих и «ц».
  • Таблица «Имя прилагательное».
  • Схема-алгоритм «Существительные на –ий,-ия, -ие».
  • Таблица «Качественные имена прилагательные».
  • Таблица «Степени сравнения качественных прилагательных».
  • Схема-алгоритм «Правописание окончаний имён прилагательных».
  • Таблица «Относительные имена прилагательные».
  • Схема-алгоритм «Правописание относительных имён прилагательных».
  • Таблица «Притяжательные имена прилагательные».
  • Схема-алгоритм «Правописание притяжательных имён прилагательных».
  • Схема-алгоритм «Написание букв о, е в окончаниях имён прилагательных».
  • Схема-алгоритм «правописание краткой формы качественных имён прилагательных».
  • Таблица «Местоимение».
  • Схема-алгоритм «Личные местоимения».
  • Таблица «Склонение местоимений».

Медиаресурсы и Интернет-ресурсы

1.Л.Е.Журова,А.О.Евдокимова .Серия компьютерных игр для  обучение грамоте. – СПб.:Школа 2005.

2.CD-ROM «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Уроки русского языка. Начальная школа. – М. : ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.

CD. Русский язык. Электронный образовательный ресурс для работы в классе. 4 класс
Иванов С.В.

3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступаhttp://school-  collection.edu.ru

4.КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). –  Режимдоступа: http:// www.km-school.ru

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

6.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.  1september.ru/urok

Приложение        к программе                                                                                

Темы творческих работ учащихся

        

№п/п

Темы творческих работ учащихся

Форма работы

Сроки

1

«Наречие»

мини-проект

10. 02 ур. .№ 104

Приложение        к программе                                                                                

№ п/п

№ урока

Темы плановых контрольных уроков

Дата

1.

    4

  Входной мониторинг.

11.09

2.

  15

Контрольный диктант Тема: «Повторение орфограмм изученных в 3 классе»

21.09

3.

  34

 Контрольная работа  за І четверть.  Тема: Морфологический разбор имени сущ. и имени прил. Синтаксический анализ предложения.

16.10

4.

  40

Контрольный диктант за І четверть. Тема: Повторение изученных орфограмм.

26.10

5.

  59

Текущая контрольная работа. Тема: Глагол.

27.11

6.

  64

 Правописание глаголов. Контрольный словарный диктант.

04.12

7.

  71

Тест.Тема: «Правописание глаголов»

15.12

8.

  73

Итоговый диктант. Тема: Орфограммы, изученные в 1 и 2 четвертях Мониторинг за первое полугодие.

17.12

9.

101

Текущий диктант. Тема: Безударные личные окончания глаголов, суффиксы глаголов.                                              

05.02

10.

116

Текущий диктант. Тема: Гласные на конце наречий, ь после шипящих.

29.02

11.

125

Итоговый диктант. Тема: Орфограммы, изученные в 3 четверти.

14.03

12.

140

Контрольная работа Тема: « Связь слов в словосочетании»

11.04

13.

143

Текущий диктант. Тема: Правописание слов в словосочетаниях.

14.04

14.

154

Итоговая контрольная работа. Тема: Сложное предложение.

29.04

15.

159

Итоговый диктант. Тема: Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 классах.Итоговый мониторинг

12.05

Приложение к программе

Диктант по теме: «Повторение материала, орфограмм изученных в 3 классе» (урок №15)                                                                                                                                                  

Родник

Я возвращался с рыбалки по знакомой тропинке через болото. Солнце стояло высоко. Очень хотелось пить. Вдруг я услышал тихое журчание и остановился.

Рядом рос низкий куст смородины. Я поднял с земли ветку с широкими листьями и гроздьями красных ягод. Несколько спелых смородин шлёпнулось в воду. Под веткой оказалась круглая ямка с прозрачной водой. Из ямки вытекал ручеёк.

Я напился и накрыл родничок веткой смородины.

(По В. Баталову)                     (65 слов)

Слова для справок: возвращался, несколько                                                                 

Орфографическое задание

I        вариант

1.        Допиши окончания имён существительных, письменно докажи свой выбор.

По деревн..., от акварел..., о дом..., на местност..., из травк...

2.        Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне» и запиши ещё два слова на эту же орфограмму.

II вариант

1. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Проверяемые согласные в корне» и запиши ещё два слова на эту же орфограмму.

2. Допиши окончания имён существительных, письменно докажи свой выбор.

На поверхност..., для морков..., к бабушк..., из-за сме-лост..., о лес...

Диктант по теме: «Орфограммы, изученные в 1, 2 четверти» (урок №73)                                                                                                                                        

Ёжик

По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдёшь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.

Днём и ночью таскает ёж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе тёплое зимовье. Скоро спрячется зверёк в своём логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдёт, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в тёплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.

                                                                    (По И. Соколову-Микитову) (75 слов)                                                                                     Слова для справок: добыча, логово, никто.

Орфографическое задание

I        вариант

1.        Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.

Тян...м, корм...м, вар...м, зна...м, пиш...м, смотр...м, ход...м, стира...м

2.        Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».

II        вариант

1.        Поставь глаголы в формы 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Отметь окончания.

Варить, вертеть, начинать, читать                                                

Образец: желать желаешь                                                                                                       

 2. Выпиши из текста три слова с  орфограммой «Разделительный мягкий знак».

Диктант  по теме: «Орфограммы, изученные в 3 четверти» (урок №125)

Осень.

Тихо ступает осень по земле. Желтеет орешник. Пчёлы больше не вылетают. Между сухими листьями краснеет крепкая головка подосиновика. Срежешь её — почернеет корешок.

На холмах ветер начисто срывает с деревьев сухую листву, кружит её в воздухе, укладывает в большие кучи. В лесу землю сплошь покрывает жёлтая, фиолетовая, бурая листва. Бродишь по лесным тропинкам и слушаешь шорох сухих листьев под ногами.

Засветло прихожу домой, топлю печь. Солнце просвечивает сквозь перья серых туч, наполняет комнату мягким светом.                                                         (74 слова)                                                          Слово для справки: сквозь.

Орфографическое задание                                                                                                     I вариант

1.        Запиши слова в три столбика в зависимости от места орфограммы:

  1. слова с орфограммой в корне;
  2. слова с орфограммой в суффиксе;
  3. слова с орфограммой в окончании.

В  лесу,   думает,   клеить,   смешной,   беседовать, первого

2.        Запиши словами числительные 8, 11, 31, 106.

                                                 II вариант

1.Запиши слова в три столбика в зависимости от места орфограммы:

  1. слова с орфограммой в корне;
  2. слова с орфограммой в суффиксе;
  3. слова с орфограммой в окончании.

Сеять, стрела, бросит, хвалить, пятому, скидывать

2.Запиши словами цифры 9, 30, 44, 105.

Диктант  по теме: «Орфограммы и пунктуационные правила» (урок №159)

Русский лес.

Зимою и летом, осенью и весной хорош русский лес. Гуляешь по прохладному летнему лесу и не налюбуешься.

Поспевает в середине лета лесная малина. На полянах зреет душистая земляника. Около болот краснеет брусника.

Идёшь по лесу и хорошенько приглядываешься. Вон под густыми елями прячутся крепкие боровики. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок и аккуратно положишь находку в корзинку. Вон широким хороводом стоят на поляне красные мухоморы.

Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроются вам все лесные тайны и чудеса.

                                                                                                                          (80 слов)

Орфографическое задание

I        вариант

  1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в глаголах».
  2. Спиши, вставь пропущенные буквы.

Став...ть,     издавн...,  сильно  расстраиват…ся,  плава...м, на ствол... ел...

II        вариант

  1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой «Безударные окончания глаголов».
  2. Спиши, вставь пропущенные буквы.

Езд...ть, быстро приближат…ся, готов...м, изредк..., на обложк... книг...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку Начальная школа 21 век - 4 класс

«Согласовано»Руководитель МО_____________/__________ФИОПротокол № ___ от «__»____________2011___г. «Согласовано»Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 42   »____________...

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 21 века" 1 класс

Рабочая программа разработана в соответствии С ФГОС второго поколения...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.

§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....