Технологическая карта урока
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Обращение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по теме "Обращение"35.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Обращение. Знаки препинания при обращении.»

  1. Гордеева Марина Николаевна
  2. МАОУ «Медико-биологический лицей», г. Саратов
  3. Учитель начальных классов
  4. Предмет русский язык
  5. 4 класс
  6. Тема: «Обращение. Знаки препинания при обращении».

Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (понятия о обращении, знаки препинания при обращении).

Задачи:

Образовательные:

– формировать представление о обращении;

находить обращение в предложении;

ставить знаки препинания в предложения с обращением;

 составлять предложения с обращением;

выразительно читать предложения с обращением.

  Развивающие:

            – развиваем речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать         по признакам);

           – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия     учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности,  языковой интуиции

           – развиваем умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;

развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные:

– воспитываем аккуратность;

–  формируем умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения;

- воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование:  рабочие тетради,  репродукции картин  русских художников к сказкам А.С. Пушкина, рисунки детей по сказкам А.С. Пушкина, выставка произведений А.С. Пушкина, проектор, компьютер, раздаточный материал.

Структура и ход  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Время

(мин.)

Организационный этап. Самоопределение к деятельности.

- С добрым утром и с хорошим днем!

Наш урок с улыбки мы начнем.

- К какому уроку и вы, и я приготовились?

- Чем вы занимаетесь на этих уроках?

- Посмотрите на доску. Чем мы будем сегодня заниматься?

- Я желаю, чтобы каждый из вас сделал маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные произведения Пушкина.

- А что нужно сделать, прежде чем открывать новые знания?

Дети улыбаются друг другу.

- К уроку русского языка.

- Мы пишем слова, предложения, тексты, изучаем части речи.

Будем работать по

произведениями А. С. Пушкина

- Узнавать что-то новое!

- Будем вспоминать то, что мы уже знаем.  

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)

Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

2 мин.

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

 

-Прочитайте строчки из произведений А. С Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз…»

- К кому обращается автор в этой строчке?

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло!»

- А в этой строчке к кому обращается автор?

« Ах ты, свет моя медведиха…»

- В последней строчке к кому обращается Александр Сергеевич?

- Я не случайно начала сегодняшний урок именно с этих строчек.

- К своим друзьям.

- К стеклу.

- К медведихе.

Познавательные (умение извлекать информацию)

4 мин.

 Постановка учебной задачи.

- Догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

- Какую функцию выполняют слова: друзья мои, мерзкое стекло, свет моя медведиха?

- Как можно назвать это одним словом?

-Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – «Обращение.  Знаки препинания при обращении». 

  Всем нам при общении

  Поможет обращение.

  К людям, звёздам или птицам  

  Можно смело обратиться.

  Только, друг, не забывай:

  Запятые расставляй.

- Давайте составим план работы.

- Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?

Примерный план.

1. Что такое обращение? Какую роль играют обращения в речи.

2. Какие знаки препинания необходимо поставить в предложении с обращением?

3. Где обращение может находиться в предложении?

-  Называют того,  кого спрашивают, обращаются с речью.

- Обращение.

(На доске появляется тема урока).

Дети с учителем планируют деятельность на уроке.

(Нужно дополнить предложения).

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответсвии с задачей, планировать деятельность)

5 мин.

Построение выхода из затруднений («открытие»).

Исследование 1.  

Что такое обращение. Какую роль играют обращения в речи.

- Предлагаю вам провести исследование.

- Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи.

Откройте конверт №1.

- Пользуясь, карточкой № 1 дайте ответы на вопросы.

В этом вам помогут отрывки из сказок Пушкина, которые вы увидите на карточке № 2.

(У детей на партах отрывки из сказок и опорные вопросы для ответа).

Карточка №1.

Дайте полный ответ, опираясь на вопросы:

1. Из какой сказки данный отрывок?

2. Какое предложение содержит обращение?

3. К кому обращаются?

4. Как называют того, к кому обращаются?

5. Чем выражено обращение?

6. Почему именно это слово (сочетание слов) использовал автор?

Карточка № 2.

1. Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".

2. Отвечает ей черница:
"Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел…

3. Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!" - и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.

4. Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой"
 

 .

 

Дети участвуют в диалоге.

Познавательные (умение ориентироваться в в раздаточном материале, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

5 мин.

Первичное проговаривание во внешней речи.

 По окончании работы один участник группы дает ответ.

Ответы детей.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, работать в группе)

3 мин.

Продолжение построения выхода из затруднений («открытие»).

Первичное проговаривание во внешней речи

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Рефлексия деятельности

Домашнее задание

 Исследование 2.  

Какие знаки препинания необходимо поставить в предложении с обращением? Где обращение может находиться в предложении?

Откройте конверт № 2.

- Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина художника Владимира Конашевича.

- Рассмотрите их.

-Догадались, к каким сказкам рисунок?

- Сделайте подпись к иллюстрации. Выберите одно предложение, в котором есть обращение.

Раздаточный материал.

(Иллюстрации к сказке и карточка с опорными вопросами.)

1.Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".

1) Отпусти ты, старче, меня в море!
2) Не печалься, ступай себе с богом…

2.Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане".

1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
2) Князь пошел забывши горе…

3.Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне:"

1) Ты, царица, спору нет,

Ты на свете всех милее,

Всех румяней и белее.

2) К красну солнцу наконец
Обратился молодец…

 4. Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".

1) Чего тебе надобно, старче?
2) Отыскали старика привели к ней…

Карточка № 2.

Дайте полный  ответ, опираясь на вопросы:

1.К какой сказке иллюстрация?

2. Выбери предложение с обращением. Расставь знаки препинания.

3.Чем выражено обращение?  

4.Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).

4.Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

5. Какой знак препинания ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и интонации)?

После выполнения задания один участник группы выходит к доске, прикрепляет иллюстрацию и подпись к ней.

Одновременно ученики работают в тетрадях: записывают предложение, которое они подобрали к иллюстрации.

- Итак, ребята, мы нашли обращения в сказках.

- А можно ли в жизни обойтись без обращений? 

- Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие по страничкам нашей повседневной и школьной жизни. В ней мы встречаем огромное количество людей. Давайте же проверим, всегда ли мы замечаем этих людей и как общаемся с ними.  

- Перед вами слова и выражения. (Вероника Константиновна, ты, мое солнышко, зубрила)

- Какие можно использовать в речи и в какой ситуации, а какие вообще неуместны?

- Посовещайтесь в группе и дайте ответ.

 - Посмотрите, кто сидит рядом с вами.

-Как вы обращаетесь друг к другу!

- Обменяйтесь тетрадями с соседом справа. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.

Обменяйтесь тетрадями.

- Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении?

Кто желает прочесть обращение к однокласснику?

- Ответили ли мы на вопросы урока?

-Что нового узнали на уроке?

 -Каким образом вы получали новые знания?

-Что дала вам работа в парах?

-Каким образом вы  сможете полученное на уроке использовать в будущей жизни?

- А теперь оцените свою деятельность на уроке.

На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на имя вашего учителя.

Откройте конверт № 3.

- Выберите один текст телеграммы и  запишите её.

ТЕЛЕГРАММА

1) Сегодня на уроке…я….

2) … сегодня на уроке

3) Сегодня на уроке я….

- Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?

- Сегодня на уроке вы познакомились с обращениями. Теперь вы понимаете, насколько важны они в нашей речи и насколько важно правильно их употреблять. А также правильно ставить знаки препинания в предложении с обращениями. Ведь это зависит, насколько верно вас поймет ваш собеседник. Не забывайте об этом.

- Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?

«Поляна»  

Цель: оценить содержание этапов урока.

Содержание: На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком - бабочка.  

- Ребята прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего.

(Дети выходят под песню «Читайте Пушкина друзья»)

Найдите в произведениях других авторов примеры с обращениями.

 

Дети участвуют в диалоге.

- Словом, сочетанием слов.

- Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения.

- Запятая.

- В конце предложения может ставиться точка, вопросительный или восклицательный знак.

- По цели высказывания первое и второе  предложение побудительное по интонации оно восклицательное.

- Третье предложение по цели высказывания повествовательное по интонации невосклицательное.

- Четвёртое предложение по цели высказывания вопросительное по интонации невосклицательное.

- Без обращений обойтись нельзя.

Ответы детей.

- Зубрилой называть никого нельзя, т.к. человек может обидеться.

Ответы детей.

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов)

Познавательные (умение ориентироваться в раздаточном материале)

 

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, работать в группе)

Познавательные (умение ориентироваться в раздаточном материале)

Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Дух.-нрав. воспитание  и развитие

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции)

7 мин.

3 мин.

3 мин.

4 мин.

3 мин.

2 мин.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...