Рабочая программа и тематическое планирование по курсу "Развитие речи"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Николаенко Ольга Васильевна

При изучении данного проекта младший школьник узнает теорию и практику развития речи, раскрывает свой творческий потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_3_klass.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект "Развитие речи"

(3-й класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель образовательного проекта “Развитие речи” заключается в формировании у младших школьников правильной устной и письменной речи.

Курс призван активизировать знания учащихся о структуре русского языка.

При изучении данного проекта младший школьник узнает теорию и практику развития речи, раскрывает свой творческий потенциал.

Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная картина построения образной, яркой, логично выверенной речи – основного показателя интеллектуального уровня ребенка.

Опираясь на основы знаний из области фонетики и графики, грамматики и лексики младшие школьники узнают об особенностях коммуникативно-речевых умений, а именно:

– умениях, связанных с пониманием речевого сообщения;

– умениях, связанных с построением текста, осознанием его структуры;

– умениях, связанных с языковыми средствами;

– умениях, связанных с текстом в целом, со всеми его сторонами.

Данный проект в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

– овладение речевой деятельностью в разных ее видах /чтение, письмо, говорение, слушание/;

– усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики /морфологии и синтаксиса/, лексики /словарный состав языка/, синтаксиса и пунктуации.

– формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

– обогащение словарного запаса;

– эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Эффективность преподавания данного проекта зависит также от того, насколько содержательно будут использоваться разнообразные виды заданий, нацеленные на активизацию словарного запаса ребенка.

Для более успешного усвоения проекта необходимо проводить работу по расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире как непосредственно, с помощью наблюдений, так и опосредованно, с помощью книг, картин, рассказов других людей.

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения курса.

Реализация данного образовательного проекта осуществляется во внеурочное время: 1 час /астрономический/ в неделю в течение года /34 учебные недели/.

ПРОГРАММА

образовательного проекта “Развитие речи”.

/3 класс/

Тема сочинения. Заголовок текста. Заголовок и основная мысль текста. Темы узкие и широкие. Типы речи. Стили речи. Антонимы, синонимы. Фразеологизмы.

Определение границ предложения. Порядок слов в предложении. Связь предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений. Подбор материала к сочинению. План сочинения. План и основная мысль текста. Составление плана. Деление текста на части.

Редактирование работы. Искажение содержания, пропуск важных мыслей и фактов. Фактическое искажение материала. Нарушение логической последовательности, возвращение без надобности к одному и тому же факту. Пропуск главных и второстепенных членов предложения. Совершенствование языка работы /тавтология, употребление лишних слов/. Лексическая сочетаемость слов. Особенности употребления однокоренных слов. Употребление слов в правильном значении. Неоправданное повторение слов. Неправильное или неточное употребление слов. Неправильное употребление местоимений, предлогов, союзов. Согласование слов в предложении. Совершенствование языка.

Описание как тип речи. Сочинение-описание. Описание предмета, места, человека, животного, интерьера. Повествовательный текст. Сочинение-повествование. Сочинение– повествование /рассказ на основе услышанного/. Рассуждение как тип речи. Сочинение-рассуждение “Я очень люблю лето”.

К концу 3 класса /первого года обучения факультативных занятий/ учащиеся должны знать/уметь:

– особенности употребления однокоренных слов, лексическую сочетаемость слов;

– типы и стили речи;

– правильно употреблять местоимения, предлоги и союзы, слова в правильном значении;

– определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части /при письме соблюдать красную строку, самостоятельно составлять план, устанавливать связь предложений в тексте /параллельную, цепную/, связь частей текста;

– уметь определять логическую последовательность, определять тип текста /повествование, описание, рассуждение/ и стиль речи;

– самостоятельно писать сочинения повествовательного текста, текста-описания по коллективно или самостоятельно составленному плану;

– совершенствовать язык работы и редактировать текст.

Тематическое планирование.

3 класс


тема
дата

1
Тема сочинения. Темы узкие и широкие. Антонимы.

2
Тема сочинения. Определение границ предложения.

3
Заголовок текста. Антонимы.

4
Заголовок и основная мысль текста.

5
Порядок слов в предложении. Антонимы, синонимы.

6
Связь предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений.

7
Редактирование текста. Неоправданное повторение слов.

8
Типы речи.

9
Стили речи.

10
Подбор материала к сочинению. Фразеологизмы.

11
План сочинения. План и основная мысль текста.

12
Составление плана. Фразеологизмы.

13
Деление текста на части.

14
Редактирование работы. Искажение содержания, пропуск важных мыслей и фактов.

15
Фактическое искажение материала.

16
Нарушение логической последовательности, возвращение без надобности к одному и тому же факту.

17
Совершенствование языка работы /тавтология, употребление лишних слов/.

18
Редактирование текста. Пропуск главных и второстепенных членов предложения.

19
Лексическая сочетаемость слов.

20
Особенности употребления однокоренных слов.

21
Употребление слов в правильном значении.

22
Неправильное или неточное употребление слов.

23
Неправильное употребление местоимений, предлогов, союзов.

24
Согласование слов в предложении.

25
Описание как тип речи. Сочинение-описание.

26
Описание предмета.

27
Описание места.

28
Описание человека.

29
Описание животного.

30
Описание интерьера.

31
Повествовательный текст. Сочинение-повествование.

32
Сочинение-повествование. Редактирование текста. Совершенствование языка.

33
Сочинение– повествование /рассказ на основе услышанного/.

34
Рассуждение как тип речи. Сочинение-рассуждение “Я очень люблю лето”.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы и тематическое планирование в 4 классе по программе "Школа России."

Рабочие программы и тематическое планирование в 4 классе УМК "Школа России."...

Рабочая программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку. Программе УМК "Школа России."

Рабочая  программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку.  Программе УМК  "Школа России."...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа и тематическое планирование по курсу "Развитие речи" 4 класс

Основная цель образовательного проекта “Развитие речи” заключается в формировании у младших школьников правильной устной и письменной речи....

Рабочие программы и тематическое планирование по программе "Школа России" 2 класс

Рабочие программа разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граж...

Рабочая программа и тематическое планирование по изобразительному искусству 1-4 класс. Программа "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа и тематическое планирование по изобразительному искусству 1-4 класс. Программа "Начальная школа XXI века"....