Рабочая программа и тематическое планирование по курсу "Развитие речи" 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Николаенко Ольга Васильевна

Основная цель образовательного проекта “Развитие речи” заключается в формировании у младших школьников правильной устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r._p.po_kursu._razvitie_rechi_4_klass_.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект "Развитие речи"

(4-й класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель образовательного проекта “Развитие речи” заключается в формировании у младших школьников правильной устной и письменной речи.

Курс призван активизировать знания учащихся о структуре русского языка.

При изучении данного проекта младший школьник узнает теорию и практику развития речи, раскрывает свой творческий потенциал.

Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная картина построения образной, яркой, логично выверенной речи – основного показателя интеллектуального уровня ребенка.

Опираясь на основы знаний из области фонетики и графики, грамматики и лексики младшие школьники узнают об особенностях коммуникативно-речевых умений, а именно:

– умениях, связанных с пониманием речевого сообщения;

– умениях, связанных с построением текста, осознанием его структуры;

– умениях, связанных с языковыми средствами;

– умениях, связанных с текстом в целом, со всеми его сторонами.

Данный проект в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

– овладение речевой деятельностью в разных ее видах /чтение, письмо, говорение, слушание/;

– усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики /морфологии и синтаксиса/, лексики /словарный состав языка/, синтаксиса и пунктуации.

– формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

– обогащение словарного запаса;

– эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Эффективность преподавания данного проекта зависит также от того, насколько содержательно будут использоваться разнообразные виды заданий, нацеленные на активизацию словарного запаса ребенка.

Для более успешного усвоения проекта необходимо проводить работу по расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире как непосредственно, с помощью наблюдений, так и опосредованно, с помощью книг, картин, рассказов других людей.

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения курса.

Реализация данного образовательного проекта осуществляется во внеурочное время: 1 час /астрономический/ в неделю в течение года /34 учебные недели/.

 ПРОГРАММА

образовательного проекта “Развитие речи”.

/4 класс/

Тип текста. Стили текста. Составление предложений по словосочетаниям и объединение их в связный текст. Употребление слов-связок.

Неправильное употребление местоимений. Формы глагола /вид и время/. Правильное соотношение вида и времени глагола. Плеоназмы /лишние слова/. Слова-паразиты. Нормы литературного языка. Жаргонные, просторечные бранные слова. Перевод жаргонных слов на литературный язык. Слова с негативной окраской. Совершенствование языка работы. Редактирование текста.

Стили речи: разговорный, книжный /научный и официально-деловой/, публицистический. Собирание материала к сочинению. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Описание картины. Роль пейзажа в произведении. Пейзаж в произведениях разных авторов. Образы животных. Смысл названия произведения. Описание города. Описание пейзажа. Характеристика героя. Образ автора. Сочинение-рассуждение: последовательность работы. Рассуждение-доказательство /почему?/ Рассуждение-доказательство /что это такое?/ Рассуждение-размышление /как быть?/ Совершенствование работы. Цитаты и цитирование в сочинении. Сочетание разных типов речи в одном тексте.

Обобщение изученного материала за курс “Развитие речи”. Сочинение по выбору.

К концу 4 класса /второго года обучения факультативных занятий/ учащиеся должны знать/уметь:

– особенности употребления слов-связок, местоимений, цитат, нормы литературного языка;

– правильно соотносить вид и время глагола;

– определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, самостоятельно составлять план;

– использовать при создании текста изобразительно-выразительные средства, существительные-синонимы, прилагательные-синонимы, глаголы-синонимы и др.;

– самостоятельно писать сочинения повествовательного текста, текста-описания, текста-рассуждения по самостоятельно составленному плану;

– совершенствовать язык работы и редактировать текст;

– работать со словарями.

Тематическое планирование.

4 класс

тема

дата

1.

Тип текста. Стили текста.

 

2

Составление предложений по словосочетаниям и объединение их в связный текст.

 

3.

Употребление слов-связок.

 

4.

Неправильное употребление местоимений.

 

5.

Формы глагола /вид и время/.

 

6.

Правильное соотношение вида и времени глагола.

 

7.

Плеоназмы /лишние слова/.

 

8.

Редактирование текста /плеоназмы/.

 

9.

Слова-паразиты.

 

10.

Нормы литературного языка. Жаргонные, просторечные бранные слова.

 

11.

Перевод жаргонных слов на литературный язык.

 

12.

Слова с негативной окраской.

 

13.

Совершенствование языка работы /просторечные слова/.

 

14.

Стили речи: разговорный, книжный /научный и официально-деловой/, публицистический.

 

15.

Собирание материала к сочинению.

 

16.

Сочинение “Человек и природа”.

 

17.

Сочинение-повествование.

 

18.

Описание картины.

 

19.

Сочинение. Роль пейзажа в произведении.

 

20.

Пейзаж в произведениях разных авторов.

 

21.

Образы животных.

 

22.

Сочинение. Смысл названия произведения.

 

23.

Описание города.

 

24.

Описание пейзажа.

 

25.

Характеристика героя.

 

26.

Сочинение. Образ автора.

 

27.

Сочинение-рассуждение: последовательность работы.

 

28.

Рассуждение-доказательство /почему?/

 

29.

Рассуждение-доказательство /что это такое?/

 

30.

Рассуждение-размышление /как быть?/

 

31.

Совершенствование собственного текста. Редактирование.

 

32.

Цитаты и цитирование в сочинении.

 

33.

Сочетание разных типов речи в одном тексте.

 

34.

Обобщение пройденного материала за курс “Развитие речи”. Сочинение по выбору.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рабочая программа и тематическое планирование русский язык 2 класс",авторы Л.М.Зеленина,Т.Е.Хохлова,ФГОС

Рабочая программа 1 вида разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начальног...

"Рабочая программа и тематическое планирование по математике 2 класс", авторы М.И.Моро, М.А.Бантова, ФГОС

Рабочая программа по математике 2 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания обра...

Рабочая программа и тематическое планирование по математике 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа и тематическое планирование по математике 1 класс УМК "Школа России"...

Рабочие программы и тематическое планирование для 1-4 класса по "Школа 2100"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.2009 года № 373), Концепции духов...

Рабочая программа с тематическим планированием "Школа России" 3 класс

Рабочая программа с тематическим планированием. Чтение  4 ч/нед....

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по литературному чтению1 класс

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по литературному чтению1 класс...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование обучение грамоте 1 класс

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование обучение грамоте 1 класс...