Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку на тему

Технологическая карта урока 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_po_fgos.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Единственное и множественное число глаголов

( по программе «Школа России». Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.)

Составила:

Байкова Лилия Бикмихаметовна

Учитель начальных классов

МБОУ «Школа №177 с кадетскими классами»

Номинация: Оригинальность авторской идеи

Методика моего урока

Уже 2-ый год на каждом уроке русского языка я провожу такой эксперимент, используя методы развития образной памяти из «Школы эйдетики» Игоря Матюгина. 

Методы запоминания информации, которые развивают не только образное и ассоциативное мышление у школьников, но и развивают способность фантазировать и представлять  позитивно. Чем  больше ребенок фантазирует, придумывает, тем больше он  создает образов, в процессе чего память ребенка улучшается. Моим ученикам очень нравятся такие игры, они придумывают всякие смешные ассоциации. Я начала использовать эту методику при изучении букв, сейчас же мои дети могут быстро повторить 20 слов в том же порядке, в котором их услышат, создавая веселые цепочки.

Это как раз и вписывается в главное требование Федерального государственного стандарта: системно-деятельностный подход в обучении. Такой подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения.

Тема урока:  «Единственное и множественное число глаголов».

 Класс:  2 класс  

Предмет:  Русский язык

Автор: Байкова Лилия Бикмихаметовна

Тип урока:  Изучение нового материала  

Форма урока: изучение материала на основе сказочного сюжета

Используемые учебники и учебные пособия:  Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2014.  

Используемая методическая литература:  Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс/ О.Е Жиренко, Л.А.Обухова – М.: ВАКО, 2010. Русский язык. 1-4 классы. Программа и планирование учебного курса/ В.П.Канакина – М.: Просвещение, 2015.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, на доске из картона цветик-семицветик, листы бумаги , разрезанные карточки

Цель  урока: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять число глаголов; анализировать, делать выводы, сравнивать; учиться самооценке, формировать умение самоконтроля.

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая (физминутка, гимнастика для глаз)
  2. Технология проблемного обучения (при определении темы урока)
  3. Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление)
  4. Информационно-коммуникационные технологии (презентация)

                   Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности

учащихся

  Предметные умения

                   УУД

 Учащиеся научатся определять число глаголов; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы.

 Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; учитывать выделенные  ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

 (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

объяснение лексического значения слов, определение и изменение глагола по числам;  Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Здравствуйте, ребята! Сегодня  на уроке русского  языка , я помогу вам приобрести новые знания. Я очень надеюсь, что у нас всё получится.

Дыхательная гимнастика

Давайте представим, что у каждого из вас зажженная свеча. Закройте глазки, сделайте глубокий вдох, поверните головки в сторону и тихо, тихо тоненькой струйкой выдохните так, чтобы не погасить свечу. Еще раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха  в легкие и сдуйте все преграды и сложности на своем пути.)

Проверяют готовность. Садятся за парты.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

                       

2.Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка и воспроизведение, коррекция знаний учащихся.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

   

-Какую тему мы изучали на предыдущих уроках русского

языка ?- Что вы  знаете по этой теме?

- Давайте вспомним понятия по данной теме, которые нам сегодня будут нужны.

Посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Глагол»

-Предлагаю поиграть в игру

«Цветы». Если вы согласны с утверждением, то встаете на коврики. Если не согласны, то сидите.

Глагол – это часть речи? (да)

Глагол отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? (да)

Глагол обозначает предмет? (нет)

-Придумайте свой вопрос к игре.

1. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Чистописание. (–ут, _ет,  -ат, _ит.)

А теперь послушайте сказку.

Жила – была девочка Женя, ласковая, добрая, внимательная, но вот беда – не ладилось у неё с русским языком.  Мама решила сначала отправить её к бабушке в деревню, отдохнуть и помочь в работе на огороде, а через 14 дней заняться подготовкой по русскому языку.

        Приехала Женя к бабушке и удивилась, какой огромный огород и как много здесь разных овощей!

  -  Как же ты всё успеваешь, бабушка? – спрашивает её Женя.

  - Так, милая, глаза страшатся, а руки делают. И у тебя всё получится. Если будешь работать.

       Женя принялась активно работать у бабушки на огороде: копала, сажала, поливала, пропалывала, окучивала, а при  этом ласково разговаривала с растениями.

      На седьмой день пришла утром в огород и ахнула: среди овощной грядки стоит огромный цветок, у которого 7 лепестков разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

      Удивилась Женя, позвала бабушку посмотреть на это чудо.

      А бабушка с улыбкой и говорит:

    - Это волшебный цветок, который вырос для тебя в благодарность за твою заботу о растениях. Он хочет тебе помочь. Открой ему секрет, что тебя больше всего беспокоит?

   - Конечно, русский язык, - тихо проговорила Женя.

   - Значит, по русскому языку он тебе и поможет. Только ты должна четко выполнять все задания, которые приготовил для тебя цветик – семицветик. Выполнив задание с одного лепестка, отрывай другой лепесток и так пока не дойдешь до седьмого лепестка. И всё у тебя получится. Поможем, ребята, Жене?

глагол

Рассказывают правило

Контролируют себя

Выполняют действия в соответствии со словами

Задают придуманные вопросы классу

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Метод Эйдетики

1. 2. Задания цветика – семицветика

Женя потихоньку оторвала первый лепесток  - красный и побежала в комнату. На столе лежал лист бумаги такого же цвета, а на нем были написаны задания. Помогите Жене записать слова.

Работают в тетради. Взаимооценка.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

.

3.Постановка учебной задачи.

  Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

4.Практическая деятельность (работа по новой теме)

Цель: Повторение изученного и открытие новых знаний и умений в определении числа глагола.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5.Физминутка.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи  Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Земляника,месяц,топор,хороший,обед,дорога,осина. (Приложение 1)

Сверяемся по образцу, если правильно, ставим себе плюс

Выберите из этих слов глагол и составьте с ним предложение. А если художник не один, какое тогда получится предложение? Что вы можете сказать о существительном? Почему глаголы отвечают на разные вопросы? Кто скажет, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?        

Рисует, смотрит, смех, весёлый, писал, шустрый (слайд )

      Женя посмотрела на красный лепесток, он нисколько не завял. Значит, Женя всё сделала правильно. Утром Женя снова пошла в огород, сорвала второй лепесток, оранжевый, на котором было написано следующее задание.

 Внимательно прочитайте стихотворение. Найдите в нём глаголы. (Слайд №4)

    Я страшное дело, какой деловой:

    В любые дела ухожу с головой.

    Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю.

 Найдем глаголы.

     Ухожу

     Решаю

     Играю

     Катаю

У. Запишите их себе в тетрадь. Как вы думаете, а почему этот человек все время скучает?

Выполнив задание, она сорвала желтый лепесток.

У. А если у человека появятся друзья и будут делать все дела вместе с ним?

ухожу     -   уходим

     решаю    -   решаем

     играю     -   играем

     катаю     -   катаем

У. Как изменилась форма глагола? Давайте зададим вопрос к каждой группе.  У. Чем отличаются эти группы глаголов? Что обозначает каждая группа глаголов?

- Какие шаги алгоритма надо выполнить, чтобы определить число глаголов?

Чтобы запомнить алгоритм, давайте придумаем сказочную историю.

Алгоритм

Поставьте вопрос.

Определите, действие скольких предметов обозначает слово.

Вспомните правило.

Укажи число глагола.

У. Итак, сделаем вывод.

    Глагол в единственном числе обозначает действие скольких предметов?

    Глагол во множественном числе обозначает действие скольких предметов?

 Пока Женя немного отдыхает, мы с вами тоже расслабимся и сделаем зарядку, которую предлагает нам    

      Зеленый  лепесток цветика – семицветика

(Используется плакат – схема по Базарному)

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три  - нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Одна бабочка была? А если много? Давайте повторим, но уже для нескольких бабочек.

Утром бабочкИ проснулИсь,

ПотянулИсь, улыбнулИсь,

Раз – росой онИ умылИсь,

Два – изящно покружилИсь.

Три  - нагнулИсь и приселИ,

На четыре – улетели.

У. Запишем первое предложение из стихотворения. (Слайд )

Определите число глагола.

                  ед.ч.      мн.ч.

Утром бабочка проснулась.

                  ед.ч.       мн.ч.

Утром бабочки проснулись.

Сведения о связи глагола и имени существительного.

  Вывод: глагол стоит в том же числе, что и сущ связанное с ним по смыслу.

Вспомним цель урока.(определять число глагола)

Следующий лепесток  был небесно – голубого цвета.

 1.Ребята, сейчас вы будете работать в парах.  Прочитайте правило на стр.74, расскажите друг другу, что нового вы узнали.

Работа в группах

2. Глаголы, записанные на карточке нужно записать в две группы: единственное и множественное число.

Рисую землянику- в семенах рисую букву Е. Рисую месяц, в котором спряталась буква Я.

Проверяют по образцу на доске.   Самоооценка.

Художник рисует картину.

С помощью учителя ставят цель урока.

 Определять число глагола.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Потому что он один)

(что делаю?)   (что делаем?)

Выполняют задание . Контроль по цепочке

(действие одного или нескольких предметов)

Мой глагол живет на необитаемом острове. К нему приплыли на корабле вопросы. Один из них, увидев сколько он обозначает предметов, примкнул к нему.

Сели они в корабль и приплыли ко мне, а я определил его число.

Отдохнули!

Выполняют самостоятельно.

Проверка по образцу.

Выполняют самостоятельно.      Проверка. Ответы детей.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Метод Эйдетика

Рисуют, пишет, летает, плывут, дружат,бурлит,убегают,дует.(слайд

Запишите их в тетрадь и определите число. А теперь сочиним шуточные фразы с этими словами

Проверка по (слайд)

Работа в парах.

Создают цепочку образов

Рисуют дети на доске, он пишет на бумаге,летает голубь у реки,  облака плывут вдали, бурлит река на века, убегают звери а за ними дети. Или сочиняют короткую сказку

7. Упражнение в определении числа имен прилагательных

Работа у доски.

8. Создание предпосылок для дальнейшего расширения материала. Самостоятельная работа.

Синий лепесток  как бы сам просился в руки. Женя к нему только прикоснулась, как он сам оказался у неё на ладони.

Поможем ей, выполнив упражнение по учебнику стр. 75 упр.129

Остался один лепесток – фиолетовый. Женя бережно его оторвала и пошла домой приниматься за работу –

Девочки подчеркивают  глаголы в единственном числе, мальчики – во множественном числе.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол.

Валя испугалась и выбежала из комнаты.

Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.

Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.        

Самоконтроль

-Кто выполнил без ошибок?

-Поставьте себе +.

-Кто допустил одну ошибку?

-Если допустили одну ошибку, то  

-Кто допустил 2-3 ошибки –

Самопроверка

7.

  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

8.Итог урока. Оценка своей деятельности учащимися на уроке.

Цель: Соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом.

10. Домашнее задание по выбору.

Цель: закреплять знания по изученной теме

Выполнив последнее задание, Женя побежала в огород поблагодарить цветик – семицветик, но его там уже не  увидела. Она оглянулась вокруг, раздвинула кустики и начала искать на земле осиротевший стебелёк, но его как не бывало.

  - Чудо, да и только, - подумала Женя и медленно пошла домой.

 Женя оторвала все семь лепестков, выполнила все семь заданий по русскому языку. Вернувшись, домой, она « отлично» сдала экзамен по данной теме

 - А что ей помогло?

   действительно, ли волшебный цветик – семицветик?

- Как вы думаете?

-Итак, наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо поработали! Благодарю вас за активную работу..

- Мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке.

Рефлексию на уроке  совмещаю с пальчиковой гимнастикой:

Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:

МИЗИНЕЦ.  Какие знания, опыт я сегодня получил?

БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?

СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?

БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?

-  Оцените свою деятельность на уроке по шкале.

С. 74  правило

       С.75 упр 130

Учащиеся

Самостоятельно

Определяют число глаголов

Учащиеся

Делают выводы

Организует самооценку учебной деятельности.

Комментирует выполнение задания

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...