Главные и второстепенные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Михайленкова Марина Владимировна

Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glavnye_i_vtorostepennye_chleny_predlozheniya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в  3   классе.

Тема: «Главные и  второстепенные члены              предложения».

Задачи:

  1. Обучающая – сформировать понятие о  главных и второстепенных членах предложения; дать понятие  о том, какую роль выполняют в предложении второстепенные члены; познакомить с названиями второстепенных членов предложения; формировать умение правильно находить и подчеркивать главные и второстепенные члены предложения.
  2. Развивающая –  развивать связную речь, наблюдательность, внимание, мышление, фонематический слух, орфографическую зоркость, познавательный интерес.
  3. Воспитательная – воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к учебной деятельности.

Ход урока.

Ход урока

Ответы    учащихся

1.Организационный  момент.

2.Чистописание.

  1. Правильно сформулируй задание, выполни и узнай, какую букву мы будем писать на чистописании.

     доктор – врач

рев – ( плач)

зов- (клич)

ураган- ( смерч)

Согласную Ч мы  напишем с буквами, которые являются непроверяемыми безударными гласными  в  этих  словах. Какие это буквы?

Какие еще орфограммы можете назвать?

 

 2.

3.Словарь.

Альбом, растение, малина, пальто, воскресенье, салют, посуда, сапоги, календарь, фамилия, ягода, платок, смородина.

-Что общего у этих слов?

- Какое слово лишнее?

- Найди слова, в которых звуков меньше, чем букв.

-Найди слова, в которых звуков больше, чем букв.

4. Повторение. Подведение к изучению нового.

   

   1. Листок  со стихотворением на парте.

     Ос.нь  наступила. Высохли  цв.ты.

    И  гл.дят   уныло  голые  кусты.

    Вянет  и  ж.лтеет травка  на  лугах.

    Только  з.л. неет  озимь  на   п.лях.

                                        А. Плещеев

   - О чем стихотворение?

  - Что такое  озимь?

 - Какие орфограммы  пропущены в словах?

 - Что будем делать, чтобы правильно написать слово?

  1. – Найдите грамматическую основу в каждом предложении. Что это значит?

- Как называются главные члены предложения?

- Почему их  так называют?

       -Определите, какими частями речи выражены  главные  члены?

     

      - Чем еще  может быть выражено подлежащее?

     - А сказуемое?

  - Назовите предложения, которые состоят только из главных членов. Как  из называют?

  - Какие еще бывают предложения?

  - Какие предложения называют распространенными?

  1. Картина  Исаака Левитана «Золотая  осень».

- Какой  текст наиболее   точно передал настроение  картины.

Наступила  осень. Березы пожелтели. Листья покраснели. Листья  шуршат. Вода потемнела.

Наступила  золотая осень. Березки  надели разноцветные  платья. Пестрый ковер  из  листьев шуршит  под ногами. Вода  в  реке потемнела.

- Почему второй  текст получился более красочным?

- Так что сделало текст более понятным, красивым?

- Для чего же нужны второстепенные члены предложения?

5. Постановка  цели.

Сегодня мы будем более подробно знакомиться  с второстепенными членами  предложения. Каждый  второстепенный  член  имеет свое  название и подчеркивается определенным образом.

6.  Изучение нового.

     

      1.-Посмотрите  в памятку. Прочитайте  как называются второстепенные члены  предложения.

       -На какие вопросы  отвечает  определение и как подчеркивается?

       -На какие  вопросы отвечает  дополнение и как подчеркивается?

-На какие  вопросы отвечает  обстоятельство  и как подчеркивается?

2.-Запишите предложение, с которым будем работать. Будем находить в нем главные и второстепенные члены предложения, определять какими частями речи они выражены. Это называется делать синтаксический разбор предложения.

 Пестрый ковер из листьев  шуршит  под ногами.

(Повеств., невоскл, распр.)

ковер (Какой?) пестрый- (определение, подчеркиваем волнистой чертой, выражено прилагательным)

ковер (Из чего?) из листьев- (дополнение, подчеркиваем пунктирной линией, выражено существительным с  предлогом)

шуршит (Где?) под ногами- ( обстоятельство, подчеркиваем точка-тире, выражено существительным с предлогом)

6.  Закрепление.

   1. Шкляров  стр. 45№94- разбор предложений   по членам ( в учебнике)

  2. Задание на листке. Найди предложения, в которых есть дополнения, определения, обстоятельства.

7.  Итог.

8.  Домашнее задание.

 Шклярова, стр.46 № 97 первое и последнее предложение синтаксический разбор.

Надо подобрать к словам синонимы, оканчивающиеся на Ч.

В  слове  доктор – гласная О, ураган – А.

Парные  согласные  в словах рев, зов. Проверочные слова реветь, звать.

Имена существительные, неодушевленные, с безударными  гласными  А и О.

Сапоги – множественное число.

Пальто, альбом, календарь.

Растение, фамилия, ягода.

Об осени, о том  какие изменения произошли  с растениями осенью.

Растения ( зерновые), засеваемые и прорастающие осенью, зимующие под снегом.

 Проверяемые безударные гласные.

 Подбирать проверочные слова.

Подчеркнуть главные  члены предложения.

Подлежащее и сказуемое.

Они в предложении главные слова. Без них было бы непонятно  о чем идет речь.

Подлежащее – существительным, сказуемые- глаголом.

Местоимением.

Кратким прилагательным, существительным.

Нераспространенные.

 

Распространенные.

В которых есть и главные и второстепенные члены.

Второй.

В первом текста предложения нераспространенные, а во втором – распространенные.

Второстепенные члены предложения.

Они поясняют главные члены.

Определение, дополнение, обстоятельство.

Какой? Какая? Волнистой чертой.

Падежные вопросы. Пунктирной  линией.

Где? Куда? Откуда? Как?

Точка-тире.

    Ос.нь  наступила. Высохли  цв.ты.

    И  гл.дят   уныло  голые  кусты.

    Вянет  и  ж.лтеет травка  на  лугах.

    Только  з.л. неет  озимь  на   п.лях.

                                        А. Плещеев

1.Указать предложения, в которых есть  дополнения.

А) Ярко   пылает  закат.

Б) От  края до края  раскинулась  широкая  радуга.

В) Настало доброе летнее утро.

Г) Зашумел  в  лесу  золотой  дождь.

Д) Шлют  птицы прощальный  привет родным  местам.

2. Указать предложения, в которых есть  определения.

А) Бьются  о скалы  морские  волны.

Б) Они выбегают  на песок, потом  уходят обратно.

В) Близко  к морю подходят  сады.

В) Высокой стеной  стоят  горы  и  защищают  берег  от туманов.

Г) На берегу  растут   пальмы.

Указать предложения, в которых есть  обстоятельства.

А) Постепенно  гаснут звезды  на небе.

Б) Проходит летняя  пора.

В) Утром  мы идем   во двор.

Г) Золотая  осень  землю наряжает.

Д) По высокому  небу  плывут  облака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."

Проект урока по русскому  языку  на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен  в соответствии с рабочей программой  УМК "Школа России"( 1 - ...

Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занковва Тема::«Распространенные и нераспространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения»

При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2  класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию ...

Грамматическая основа предложения Главные и второстепенные члены предложения.

Наша планета находится на грани экологического  кризиса. Сколько нам осталось времени, чтобы одуматься, понять, что человек не  царь природы, а ее неотъемлемая часть. Что делать? Как спасти ...

"Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." 4 класс презентация

Презентация к уроку русского языка. 4 класс. Повторение и закрепление изученного материала в 3 классе....

Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам.

Дата: 18.09.2018                                                    ...

Проверочная работа для 4 класса "Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения"

Проверочная работа по русскому языку на повторение падежей имени существительного и закрепление темы «Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения» в 4 классеЦе...