Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Непроизносимые согласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Пономарёва Светлана Анатольевна

Предмет: Русский язык

 Класс: 2 класс

Автор учебника: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова

Тема урока:  «Непроизносимые согласные в корне слова»

 Дидактическая цель: создание  условий для успешного открытия «новых» знаний при работе над орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова ». 

 

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

- Образовательная: познакомить детей с непроизносимыми согласными в корне слова и правилом их проверки на письме;

- Развивающая: формировать умения анализировать звучащую речь; развивать  речь, мышление, воображение;

- Воспитывающая: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в паре, группах, мотивацию к учению.

Методы обучения: деятельностный метод обучения

1.     Создание проблемной ситуации;

2.     Поисковый;

3.     Наглядно-иллюстративный;

4.     Словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

 

Средства обучения: учебник, авторы: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова, мультимедийный проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Предмет: Русский язык

 Класс: 2 класс

Автор учебника: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова

Тема урока:  «Непроизносимые согласные в корне слова»

 Дидактическая цель: создание  условий для успешного открытия «новых» знаний при работе над орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова ».  

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

- Образовательная: познакомить детей с непроизносимыми согласными в корне слова и правилом их проверки на письме;

- Развивающая: формировать умения анализировать звучащую речь; развивать  речь, мышление, воображение;

- Воспитывающая: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в паре, группах, мотивацию к учению.

Методы обучения: деятельностный метод обучения

  1. Создание проблемной ситуации;
  2. Поисковый;
  3. Наглядно-иллюстративный;
  4. Словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, авторы: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова, мультимедийный проектор.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение:        

 На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить
.                                  - У каждого из вас на парте лежит макет солнечного  лучика.

-Обменяйтесь ими, подарите друг другу хорошее настроение.  Вы улыбнулись. А  хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться желаемых  результатов.

Кто с этим согласен, поднимите руку.

 Настрой уч-ся на работу.

Личностные: самоопределение; Регулятивные:. Целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

2. Актуализация

и пробное учебное действие.

На доске написан ряд букв: О Д Т Ч П Ш С... 

Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Подсказка: « С этого начинается математика». Определите, какую букву мы сегодня будем писать первой  на минутке чистописания?

Посмотрите на данную запись:   Вдлт    Влтд ...

 -Что вы можете сказать о сочетании этих букв? Дайте им характеристику. Кто из вас может объяснить закономерность?

Продолжите эту последовательность  до конца строки, соблюдая правильность написания букв и соединений.

-Назовите общие признаки этих букв.

На какие группы можно разделить эти согласные звуки?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

-В этом ряду написаны первые буквы названий цифр: один — О, два — Д, три — Т, четыре — Ч, пять — Я, шесть — Ш, семь — С. Следующей будет цифра 8. В этом слове первая буква - В.  Её  мы и будем писать на минутке чистописания.

-Заглавная буква остаётся на своём месте, а строчные меняют по очереди свой порядок: последняя становится первой. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

-Обозначают согласные звуки.

Личностные:

умение высказывать своё предположение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

3.  Выявление места и причины затруднения.

На слайде  изображение  солнца.

- Что это?

- А когда светит солнце, то каким можно назвать день?

 - Посмотрите на запись на слайде:    

«со.нце», «радос.ный»,  «счас.ливый».

-Запишите на доске:

Сонце , радосный, счасливый.

Солнце, радостный, счастливый.

- Получились разные варианты написания данных слов.

- Как же определить, какой из вариантов правильный?

- Какое затруднение возникло при написании этих слов?

  -Если согласный не произносится, а буквой обозначается, то каким его можно назвать?

-Такие согласные звуки  в русском языке называются непроизносимыми.

-солнце

Подбирают слова, обозначающие  признаки, среди них: радостный, счастливый.

Два ученика одновременно записывают слова солнце, радостный, счастливый.

 

-Не понятно, писать на месте пропусков в словах согласные или нет.

- В этих словах неясно написание согласных звуков, которые не произносятся.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Коммуникативные: принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства. 

Личностные

-Проявление интереса к поставленной проблеме.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Кто догадался, какая же у нас тема урока?

 Правописание непроизносимых согласных в корне слова. 

- Молодцы!  Вы были внимательны.

 - Какие задачи мы перед собой поставим?

- проверить непроизносимые согласные;

- научиться писать слова с непроизносимыми согласными.

Регулятивные:

Целеполагание;

Коммуникативные

Умение слушать других, формулировать мысли вслух.

Личностные:

Развиваем умение высказывать своё предположение.

5. Реализация построенного проекта.

- Сейчас вы объединитесь в группы по рядам  и поработаете с карточками-помощниками, но сначала вспомните, как вы будете работать в группах.

1карточка

 Капустный - капуста 

Звёзный – звезда

Мес..ный - ------------

2 карточка

Сердце – сердечко

Хруснул – хрустит

Весник -  -----------

3 карточка

Грустный - грусть

Тросник – трость

Чес…ный - ------

- Работаете по алгоритму, данному в карточке.

- Что вы заметили?

- Почему непроизносимый согласный стал слышаться ясно?

-Сформулируйте в группах правило правописания непроизносимого согласного в корне слова.

- А теперь переверните карточку и прочитайте памятку.

На памятке – правило.

-Сравните:  совпал ли ваш вывод с правилом?

Групповая работа по алгоритму.

Правила работы в группе:

уважать мнение товарища, находить правильное решение сообща, быть активным, ведь от каждого зависит общая работа.

Публичное выступление представителя каждой группы.

Познавательные: проводить аналогию и на основе её делать выводы. Подведение  под правило;

Личностные:  проявлять интерес к предметно-исследовательской деятельности

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, выполнение учебных действий в устной и письменной речи.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

1.

- Давайте попробуем теперь  объяснить правописание слов на доске.

«со…це», «радо…ный»,  сча..ливый,

- Что надо сделать со словом « солнце?»

 - Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал ясно слышен. Для этого после него должен стоять гласный или мягкий знак.

- Найдите такое слово.

Солнышко

- Кто подобрал другое слово?

 Солнечный

- Запишите в тетрадь:

Солнышко – солнце, радость – радостный, счастье – счастливый

-А кто найдёт слово, в корне которого находится ещё одна орфограмма

Формулируют правило, применяя его на практике.

Согласовывают  свои действия  согласно выработанному алгоритму.

Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 

Счастливый – безударная гласная, проверяемая ударением, ча – гласная после шипящего.

Познавательные умения: 
– определять границы знания и незнания материала;
– совместно с учителем проводить анализ учебного материала;
– делать выводы в результате совместной работы в классе;

Коммуникативные умения: 
– формулировать собственные мысли в устной форме;
– слушать и слышать речь других;

7. Включение в систему знаний и повторение.

-Прочитайте  слова в учебнике.

-Что вы заметили? (Непроизносимые согласные)

-Есть хорошая поговорка: Доверяй, но проверяй. --- -Какое задание вы предложите сделать? (Проверить непроизносимые согласные. (Работа выполняется в парах, один из учеников работает у доски, остальные – в тетради).

ненастные  – (ненастье);

грустно – (грусть, грустить);

поздние – (запоздалый, опоздать);

праздник - ?

Ученики не могут подобрать проверочное слово к слову «праздник», так как имеющихся знаний им недостаточно.

- Да, это слово проверить нельзя. Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этого слова, то мы поймем, почему здесь находится буква «д».

Слово «праздник» в древнерусском языке звучало так: «праздь» (свободный от работы день).

Запишем в тетрадь и запомним.

- В русском языке есть еще такие слова

- И одно из них  вы узнаете, отгадав загадку:

Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне.

Но прислони меня к стене –

Найдется сразу дело мне (Лестница)

-Есть ли у вас какие-то предположения по поводу происхождения этого слова?

- Слово «лестница» произошло от древнерусского слова «лества» - то, с помощью чего лезут вверх или вниз.

- Запишем: «лестница - лества»

 в тетрадь.

-Отгадайте загадку:

Хорошо по лестнице

Нам идти с тобой,

Лестница-чудесница

Бежит сама собой. (Эскалатор.)

2. Работа в тетради.

- Запишите через дефис название лестницы. (Лестница-чудесница.)

- Есть ли в слове «чудесница» непроизносимая согласная? Докажите.

-Записать на доске и в тетради:

чудесница (от слова чудеса).

Проверка в парах.

Осуществляют проверку и самопроверку, пользуясь правилом.

Парная работа.

Индивидуальное задание. Работа с этимологическим словарём.

Запись словарных слов в тетрадь с дальнейшим запоминанием.

Высказывают предположения.

Коммуникативные:

принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

Личностные:

-Осознание значимости новой роли «исследователя», оценка своей работы в этой роли.

Познавательные

-Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.  

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-А теперь пришло время проверить, насколько твёрдо мы овладели  правилом проверки и правописанием непроизносимых согласных. Выберите задание, соответствующее вашему уровню.

1. Разноуровневые задания.

1  уровень. Вставь, где нужно буквы, подчеркни орфограмму, запиши проверочное слово.

Здра…ствуйте,  свис…нул, капус.ный, звёз.ный.

  1.  уровень.

 Выпиши  слова с непроизносимыми согласными звуками, подчеркни орфограмму,  рядом записывай проверочные слова. Устно объясни свой выбор.

Ястреб, честный,  столбик, сердце, взгляд,  известный, ложка, местный, звездный.

3. уровень

-Замените слова,  стоящие в скобках,  однокоренными с орфограммой «непроизносимая согласная в корне слова». Выделите орфограмму.

Будьте как (солнышко) красивыми!
Будьте (прелесть), милыми!
Между собою (честь)!
Будьте всегда (счастье)!

2. Самопроверка

-Проверьте выполнение своей работы по образцу на экране.

Выбор и самостоятельное выполнение задания соответствующего запросам ученика уровня.

Слушают результаты работы групп. Представляют результаты своей работы в группе.

Оценивают свою работу.

Будьте как солнце  красивыми!
Будьте прелестными, милыми!
Между собою честными!
Будьте всегда счастливыми!

Проверяют свою работу по презентации на экране.

Коммуникативные

-учиться работать в группе; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные: смыслообразование; понимание причин успеха в учёбе.

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

-Что же мы открыли для себя на сегодняшнем уроке?

-Как проверить непроизносимую согласную?

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне показалось трудным…

Я выполнял задания…

Мне захотелось…

Урок для меня показался

Главным результатом на уроке считаю…

Представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнышках, которые соответствуют вашему настроению:

  • вам было интересно на уроке, вы активно работали и поняли  тему – весёлое.
  • вы работали на уроке, но пока ещё испытываете затруднения – равнодушное.
  • урок вам не понравился, и тему не поняли – грустное.

 Учащиеся подходят к доске и прикрепляют  лучики.

- Непроизносимые согласные звуки.

Формулируют правило.

Проводят рефлексию своей деятельности, опираясь на ключевые слова.

Подводят общую оценку своей работы на уроке, согласно предложенным критериям,

10.

Домашнее задание (по  выбору)

1) стр. 51, упр. 1 – вставить, где требуется,  пропущенные согласные, подобрать проверочные слова;

или

2) узнать, пользуясь справочной литературой, как появилась в слове «чувство» непроизносимая согласная  «в»  и записать объяснение в тетрадь.

                  Список  использованных материалов:

  1. Г.А.Бакулина.  Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс.  – М.: ЗАО «Гуманитарный издательский центр Владос;  2011.
  2. Я.Г.Семенова, О.В. Иевлева, Л.А.Грищук. «Приглашаем на урок». 2 класс.  – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Кузнецова М. И. Пишем грамотно Рабочая тетрадь по русскому языку для 2-го класса, – М.: Баласс; Школьный дом, 2009.

Методические рекомендации:

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с УМК «Начальная школа 21 века».

Использованные материалы Интернет:

  1.http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/08/07/neproiznosimye_soglasnye.rar

  2.  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2011/11/14/urok-russkogo-yazyka-v-2-klasse-po-teme-neproiznosimye


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки

Тема: . Твердые и мягкие согласные. Перенос словТип урока: закрепление полученных знанийЦель урока: создание условий для закрепления знаний  учащихся о мягких и твердых согласных, о переносе слов...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова».

Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные на конце и в середине слова»....

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме."

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме."...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Тема "Шипящие согласные"

Изучение нового материала. Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова; правильно произносить шипящие согласные звуки...

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова.

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. В ходе урока учащиеся научатся соотносить произношение и написание ...