Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку
методическая разработка по русскому языку на тему

Бирлова Леся Ивановна

Компетентростно-ориентированное задание - деятельностное задание, которое моделирует практическую, жизненную ситуацию и строится на актуальном для учащихся материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostno-orientirovannye_zadaniya_rus.yaz_.docx53.47 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированные задания  по русскому языку

 Предмет: русский язык.

Тема урока: «Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением»

Компетенция: регулятивная

Аспект: применение знаний в нестандартной ситуации.

Стимул:   Петя Иванов во время зимних каникул был в деревне. Когда он был в кузнеце, дядя Трофим сказал: «Посмотри, как я раскалю кусок железа».

Петя меня спросил: «Разве железо можно тоже расколоть, как полено?»

А как вы думаете, ребята?

Задачная формулировка: сравните значения глаголов в словосочетаниях «раскалю кусок железа» и «расколю  полено», а затем обоснуйте способы различения значений и правописание данных глаголов.

Источник информации:

1. Толковый словарь Д.Н. Ушакова.

2. Толковый словарь Александрова З.И.

3.Словарь синонимов русского языка.

Бланк выполнения задания:

1. Определи с помощью «Толкового словаря», в каком значении употреблены глаголы в данных словосочетаниях: Раскалю кусок железа/Расколю полено.

2.   Замени глаголы близкими по значению.

3. Сделай вывод:

4. Подбери однокоренные слова к данным глаголам.

5. Проверь написание слова, для этого подбери проверочное слово.

Результат деятельности:

  • Определил лексическое значение глаголов с помощью толкового словаря, уточнил значение с помощью словаря синонимов.
  • Учитывая значение глагола, подобрал группу однокоренных слов к данному глаголу.
  • Выбрал однокоренное слово для данного глагола, в котором проверяемая гласная стоит под ударением.
  • Сравнил написание гласных в корнях проверяемого и проверочного слов.

Инструмент проверки:

Проведено сравнение значений глаголов (по толкованию, по замене синонимами, по подбору однокоренных слов) – 3 балла за каждый способ;

Обоснованы способы различения значений слов – 1 балл;

Обоснован способ написания безударной гласной в глаголах – 1 балл.

Максимально – 5 баллов (достаточным может быть правильный подбор проверочного слова к каждому из указанных в задании глаголов)

 Предмет: русский язык.

Тема урока: «Правописание слов с безударными гласными,

непроверяемыми ударением»

Компетенция: информационная

Аспект: извлечение первичной   информации; классификация, обобщение, анализ. 

Стимул:  Составление орфографического словарика для первоклассника.

Задачная формулировка: Для младшего товарища-первоклассника составь орфографический словарик. Выпиши из школьного орфографического словаря слова – названия овощей (10 слов). Поставь в словах ударение, подчеркни в них буквы, написание которых надо запомнить.

Источник информации:  Школьный орфографический словарь

Бланк выполнения задания:

Результат деятельности:

  • Выписал из словаря  10 слов (названия овощей)
  • Поставил во всех словах ударение
  • Подчеркнул во всех словах безударные гласные, которые надо запомнить

Инструмент проверки 

 «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4»  - за работу, в которой допущена 1 ошибка 1-2 исправлений, все слова соответствуют заданной теме.

«3» - за работу, в которой допущены 2 ошибки 1-2 исправлений и не все слова соответствуют заданной теме.

«2» - за работу, в которой допущены 3 и более ошибок, не все слова соответствуют заданной теме.

Предмет: русский язык.

Тема урока:  «Пишем  приглашение».

Компетентность: коммуникативная

Аспект: письменная коммуникация 

Стимул:   У тебя скоро День рождение.  Ты хочешь пригласить друзей. Надо написать приглашение.

Задачная формулировка:  Составь текст  приглашения.  В приглашении укажи:  имя друга, которого ты хочешь пригласить, куда ты его приглашаешь, в какой день недели, какого числа, месяца, укажи время, свой домашний адрес.

В тексте не должно быть ошибок!

Источник информации:  Образец пригласительной открытки.

Бланк выполнения задания:  Пригласительная открытка.

Результат деятельности:

  • Указал имя друга
  • Указал событие
  • Указал место, куда приглашаешь  друзей
  • Указал день недели, дату, время
  • Указал адрес

Инструмент проверки:

В объявлении написано имя приглашенного – 1 балл.

В объявлении указано событие – 1 балл.

День недели – 1 балл

Дата – 1 балл

Время – 1 балл

Адрес (улица, дом, квартира) – 3 балла

В тексте нет ошибок – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 9 баллов.

 Предмет: русский язык.

Тема урока:  «Пишем  объявление».

Компетентность: коммуникативная

Аспект: письменная коммуникация 

Стимул:   У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.

Задачная формулировка:  Составь текст объявления. В объявлении укажи, где и когда пропала собака, её кличку, название породы, цвет, 2 - 4 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок!

Источник информации:  фото собаки

Бланк выполнения задания:  

Результат деятельности:

  • Указал  дату пропажи собаки
  • Указал место пропажи собаки
  • Написано название породы собаки
  • Написана кличка собаки
  • Указал цвет собаки
  • Указал  дополнительные приметы собаки
  • В тексте нет ошибок – 1 балл.

Инструмент проверки:

В объявлении написана дата пропажи собаки – 1 балл.

В объявлении написано  место пропажи собаки – 1 балл.

В объявлении написано название породы собаки – 1 балл.

В объявлении написана кличка собаки – 1 балл.

В объявлении указан цвет собаки – 1 балл.

В объявлении указаны  дополнительные приметы собаки, за каждую примету – по 1 баллу

В тексте нет ошибок – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10 баллов

Предмет: русский язык

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Формируемая компетентность: информационная (1 уровень)

Аспект: обработка информации

Стимул: Твой друг долго болел и пропустил много уроков. У тебя есть возможность объяснить ему пропущенный материал.

Формулировка задания: проанализируйте признаки существительного, заполните таблицу.

Источники информации:

1.Имя существительное имеет постоянные и непостоянные признаки

2.Имя существительное изменяется по числам, падежам.

3.Имя существительное может быть мужского, женского, среднего рода, а также одушевлённым или неодушевлённым.

4.Имя существительное любого рода может изменяться по числа и падежам. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые на вопрос что?

Признаки имени существительного:

а) род

б) одушевлённые, неодушевлённые

в) число

г) падеж

Бланк для заполнения ответов

Задание

Ответ

Балл

1

Под какой буквой будет записано « слова, обозначающие один предмет и слова, обозначающие два и несколько предметов»

1

2

Под какой буквой вы запишите « эти слова обозначают людей, животных и неживые предметы, растения, явления окружающего мира»

1

3

Под какой буквой вы бы записали « для определения мы подставляем местоимения он, она, оно»

1

4

Под какой буквой должна стоять фраза « изменяется форма слова»

1

Инструмент проверки  (модельный ответ):

Задание, вопрос

Ответ

Балл

1

Под какой букве будет записано « слова, обозначающие один предмет и слова, обозначающие два и несколько предметов

в

1

2

Под какой буквой вы запишите « эти слова обозначают людей, животных и неживые предметы, растения, явления окружающего мира»

б

1

3

Под какой буквой вы бы записали « для определения мы подставляем местоимения он, она, оно»

а

1

4

Под какой буквой должна стоять фраза « изменяется форма слова»

г

1

Критерии оценки:

«5» - 4 балла

«4» - 3 балла

«3» - 2 балла

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Морфологические признаки имени существительного»

Формируемая компетентность: информационная.

Аспект: обработка информации.

Стимул: Третьеклассники из города Перми решили поучаствовать в интеллектуальной игре. Приз – поездка в г. Кунгур. Помогите им выполнить задание отборочного тура.

Формулировка задания: Прочитай текст и выполни задание, которое хочешь.

     Кунгур – старинный уральский городок. Стоит на трёх реках: Сылве, Ирени, Шакве. В городе сохранилось много памятников архитектуры. Славится город Кунгур ярмарками. Здесь находится одиннадцатое чудо света России – Ледяная пещера.

*Найди и запиши слово с такой характеристикой: неодушевлённое, нарицательное, мужского рода, стоит в именительном падеже, единственном числе, в предложении является подлежащим.

**Найди и запиши слово с такой характеристикой: неодушевлённое, собственное, женского рода, стоит в родительном падеже, единственном числе, в предложении является дополнением.

***Найди и запиши слово с такой характеристикой: неодушевлённое, нарицательное, мужского рода, 2 склонения, стоит в предложном падеже, единственном числе, в предложении является обстоятельством.

Инструмент проверки: аналитическая шкала

  1. Нашёл слово по простейшей характеристике (*) – 3 балл
  2. Нашёл слово по неполной характеристике  (**) – 5 балла
  3. Нашёл слово по полной характеристике (***) – 7 балла

Критерии оценки:

«5» - 7 балла

«4» - 5 баллов

«3» - 3 балла

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Удвоенные согласные в корне слова»

Формируемая компетентность:: учебно-познавательная.

Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач.

Стимул: Всем знакомо слово коллектив. У нас коллектив – это группа собранных вместе людей. Но мало кто задумывается, что от этого слова произошло много других слов, которые мы используем в речи.

Задачная формулировка:

1. Проанализируйте слова и дайте толкование слов (своими словами), опираясь на «родственника»: коллективный, коллекция, коллекционировать.

2. Проверьте свою память: проговорите эти слова, не глядя в текст.

3. Запишите две группы однокоренных слов.

4. Составьте и запишите предложение, употребив одно из однокоренных слов с удвоенной согласной.

Источник информации: историческая справка.

Слово коллектив пришло из языка древних римлян – латыни и образовано от слова «коллиго» - собираю вместе. От него происходят и такие слова: коллективный, коллекция, коллекционировать. От «бывшего родственника» сохранилось и написание этих слов с удвоенной согласной.

Бланк выполнения задания:

Ф. И. учащегося:

1. Коллективный -

    Коллекция –

    Коллекционировать –

 2. 1-я группа:

     2–я  группа:    

3.

Инструмент проверки:

1 задание – модельный ответ

2 задание – ключ

3 задание – модельный ответ

   1.Коллективный - общий, совместный

Коллекция – собрание вещей

Коллекционировать – собирать вещи

   2. 1-я группа: коллектив, коллективный

        2-я группа: коллекция, коллекционировать  

   3.Я собираю коллекцию минералов.

Критерии оценки выполненного задания:

1. Правильно дано толкование слов - 3 балла (по 1баллу за каждое толкование).

2. Правильно выполнено деление на группы однокоренных слов – 4 балла (по 1 баллу за каждое слово).

3. Правильное написание слов с удвоенными согласными - 4 балла (по 1 баллу за каждое слово). 4. Грамотное, правильное написание слов при толковании значения - 3 балла (по 1баллу за каждое толкование);

5. Грамотное, правильное составление и запись предложения - 1 балл.

Максимальное количество баллов-15.

* неудовлетворительно до 8 баллов:

* удовлетворительно от 8 до12 баллов:

* хорошо от 13 до 15 баллов:

* отлично 15 баллов

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Текст».

Формируемая компетентность:  информационная, коммуникативная.

Аспекты компетенций: информационная – обработка информации; коммуникативная – продуктивная коммуникация.

Стимул: Помогите Незнайке составить правило.

Задачная формулировка: Из рассказа о тексте составьте определение, что такое текст.

Источник информации: тексты, групповая работа.

Бланк ответа:

Текст – это группа ________________________объедененных_____________________________

________________________________________________________________________________

Предложения связаны______________________________________________________________    

                                   

Инструмент проверки:

1. Определение: Текст – это группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу.

 Ключ выполнения:

Молодец!

Так держать!

Подтянись!

Все верно

1-2 ошибки

3-4 ошибки

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Конструирование текстов»

Компетенция: информационная, коммуникативная.

Аспект: обработка информации, устная коммуникация.

Стимул: «Вчера печатала тексты для работы на уроке, а племянник-шалунишка разрезал их на отдельные предложения…»

Задачная формулировка: восстановите тексты (групповая работа).

Источник информации: текст, разрезанный на отдельные предложения (в каждом тексте имеется одно лишнее предложение).

Текст 1. Июнь выдался дождливый. Мальчики положили поперёк лужи доски. Особенно трудно было пожилым людям. Наступило лето. Жители подъезда ходят по этому мосту и благодарят мальчиков. Посреди двора образовалась большая лужа. А подъезд был очень чистый. Но Толя и Витя нашли выход. Она мешала жильцам выходить из подъезда.

Текст 2. Мальчики стали кидать в них камни. Бедная птица погрузилась в воду. Утки могли улететь. Утки – это перелетные птицы. Ведь мальчики и их могут покалечить. Камень сильно ушиб утку. Они окружили раненую подружку и помогли ей выплыть. По озеру плавали утки. Стыдно стало мальчикам. Но утки не улетели.

Текст 3. Мальчик подвязал яблоньку. А нашей яблоньке совсем не страшно. А вечером поднялся сильный ветер. Утром около дома мой старший брат Алёша посадил маленькую яблоньку. Лёша стал переживать за деревце. Яблочки очень вкусные. Алёша принёс из старого сарая острые колья. Воет и ревёт грозный ветер. Что делать? Он стал крутить и ломать её.

Текст 4. Ребята положили малышке вкусный корм. Горячее солнце пробудило её от спячки. Ребята порадовались находке. Положили соломки и ваты. Они смастерили для черепахи чудесный и уютный домик. Какая мягкая постель! Черепаха относится к отряду пресмыкающихся. Весной около дороги Алёна и Слава нашли черепаху. Скоро черепаха привыкла к новой квартире. Она с трудом шла по дорожке.

Инструмент проверки:

 Текст 1. Наступило лето. Июнь выдался дождливый. Посреди двора образовалась большая лужа. Она мешала жильцам выходить из подъезда. Особенно трудно было пожилым людям. Но Толя и Витя нашли выход. Мальчики положили поперёк лужи доски. Жители подъезда ходят по этому мосту и благодарят мальчиков.

Текст 2. По озеру плавали утки. Мальчики стали кидать в них камни. Камень сильно ушиб утку. Бедная птица погрузилась в воду. Утки могли улететь. Ведь мальчики и их могут покалечить. Но утки не улетели. Они окружили раненую подружку и помогли ей выплыть. Стыдно стало мальчикам.

Текст 3. Утром около дома мой старший брат Алёша посадил маленькую яблоньку. А вечером поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать её. Лёша стал переживать за деревце. Что делать? Алёша принёс из старого сарая острые колья. Мальчик подвязал яблоньку. Воет и ревёт грозный ветер. А нашей яблоньке совсем не страшно.

Текст 4. Весной около дороги Алёна и Слава нашли черепаху. Горячее солнце пробудило её от спячки. Она с трудом шла по дорожке. Ребята порадовались находке. Они смастерили для черепахи чудесный и уютный домик. Положили соломки и ваты. Какая мягкая постель! Ребята положили малышке вкусный корм. Скоро черепаха привыкла к новой квартире.

Критерии оценки:

  • работа выполнена верно, если составлен текст (предложения связаны друг с другом по смыслу, лишнее предложение не включено в текст).
  • Лишнее предложение не включено в текст – 1 балл.
  • Верно определены первое и последнее предложения – 2 балла.
  • Предложения в тексте связаны по смыслу – 2 балла.

Предмет: русский язык.

Тема урока:: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» для 3-го класса Компетенция: учебно-познавательная.

 Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач.

 Стимул: Баба – Яга принесла для вас конверт, в котором лежат картинки. Каждая картинка подписана. Ребята, давайте поможем Бабе – Яге разобраться, правильно ли написаны слова. Задачная формулировка: разбить слова на две группы по признаку имена существительные с мягким знаком на конце после шипящего и имена существительные без мягкого знака на конце после шипящего. Дополнить каждый столбик таблицы одним своим примером.

Источник информации:

1.Русский язык. Учебник для 3 класса. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

2. Опорная таблица:

Имена существительные

 

Ж. Р.        М. Р.

после шипящих

Ь

пишется      не пишется

Бланк выполнения задания:

Нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь

Критерии оценки выполненного задания:

1. Правильное распределение слов по группам - 7 баллов (по 1 баллу за каждое слово).

2. Определен род каждой группы слов – 2 балла.

3. За правильное нахождение (подчеркивание) новой орфограммы – 7 баллов (по 1 баллу за каждое слово).

4. Каждый столбик таблицы дополнен одним своим примером – 4 балла (по 2 балла за каждый пример).

Максимальное количество баллов – 20 баллов.

  • неудовлетворительно до 10 баллов;
  • удовлетворительно от 10 до 14 баллов;
  • хорошо от 15 до 19 баллов;
  • отлично - 20 баллов.

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением»

Компетентция: Информационная.

Аспект: Обработка информации для решения учебных задач.

Стимул: Из деревни Простоквашино родителям дяди Фёдора пришло письмо: «Дядя Фёдор обижал всю деревню. Никто книгу про Буратино ему не дал». На следующее утро родители дяди Фёдора приехали в Простоквашино очень сердитые и хотели наказать сына.

 Задачная формулировка 1: Что подумали родители дяди Фёдора? Выбери в таблице правильный ответ.

Источник:

А

Родители подумали, что дядя Фёдор бегал по деревне, всю её обежал, а написал обижал.

Б

Родители подумали, что дядя Фёдор всех обидел (от слов обидеть – обижу), потому что ему никто не дал книгу про Буратино

Задачная формулировка 2: Что хотел написать Матроскин? Выбери в таблице правильный ответ.

Источник:

В

Матроскин хотел написать, что дядя Фёдор всех обидел (от слов обидеть – обижу), потому что ему никто не дал книгу про Буратино

Г

Матроскин хотел написать, что дядя Фёдор бегал по деревне, всю её обежал, а написал обижал, всех обидел. Матроскин перепутал корни: беж (из слова бежать, перебежка) и корень обиж – обид (из слов обидеть- обижу)

Инструмент проверки:

Верные ответы: Б, Г – 2 балла.

Правильный ответ – 1 балл.

 Другой вариант ответа – 0 баллов.

Максимальное количество баллов: 2 балла.

Предмет: русский язык.

Тема урока «Правописание безударных гласных в корнях слов»

Компетенция: учебно-познавательная.

Аспект: применение знаний в нестандартной ситуации.

 Стимул: Петя Иванов во время зимних каникул был в деревне. Когда он был в кузнеце, дядя Трофим сказал: «Посмотри, как я раскалю кусок железа». Петя меня спросил: «Разве железо можно тоже расколоть, как дрова?» А как вы думаете, ребята?

Задачная формулировка: сравните значения глаголов в словосочетаниях «раскалю кусок железа» и «расколоть дрова», а затем обоснуйте способы различения значений и правописание данных глаголов.

Источник информации:

 1. Толковый словарь Д.Н. Ушакова.

2. Александрова

З.И. Словарь синонимов русского языка

Бланк выполнения задания:

Раскалю кусок железа

Расколоть дрова

Определи с помощью «Толкового словаря», в каком значении употреблены глаголы в данных словосочетаниях

Замени глаголы близкими по значению.

Сделай вывод:

Подбери однокоренные слова к данным глаголам

Проверь написание слова, для этого подбери проверочное слово

Обоснуй способ различения значения и правописание данных слов.

1.

2.

3.

4.

Бланк выполнения задания:

Раскалю кусок железа

Расколоть дрова

Определи с помощью «Толкового словаря», в каком значении употреблены глаголы в данных словосочетаниях

Раскалить - сильно нагреть огнем, жаром, зноем.

. Расколоть - ударами, колкой, рубкой, давлением разделить на части.

Замени глаголы близкими по значению.

Накалить, сильно нагреть, сделать горячим

Разбить, расщепить, раздробить, разделить

Сделай вывод:

Глаголы имеют разное значение, которое зависит от стоящего рядом с ним существительного

Подбери однокоренные слова к данным глаголам

Закалка, закалять, закаленный

Заколка, заколоть, укол, колоть, колет

Проверь написание слова, для этого подбери проверочное слово

ЗакАлка – раскАлю кусок железа

ЗакОлка, кОлет – расколоть дрова

Обоснуй способ различения значения и правописание данных слов.

 1. Определи лексическое значение глаголов с помощью толкового словаря, уточни значение с помощью словаря синонимов.

 2. Учитывая значение глагола, подбери группу однокоренных слов к данному глаголу.

3. Выбери однокоренное слово для данного глагола, в котором проверяемая гласная стоит под ударением.

4. Сравни написание гласных в корнях проверяемого и проверочного слова.

Критерии оценки выполненного задания:

1. Проведено сравнение значений глаголов (по толкованию, по замене синонимами, по подбору однокоренных слов) – 3 балла за каждый способ.

 2. Обоснованы способы различения значений слов – 1 балл.

3. Обоснован способ написания безударной гласной в глаголах – 1 балл.

Максимально – 5 баллов (достаточным может быть правильный подбор проверочного слова к каждому из указанных в задании глаголов).

 Предмет: русский язык.

Тема урока: «Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц»

Компетенция: учебно-познавательная.

Аспект: первичная обработка информации.

Стимул: Ты знаешь, что обозначение звука [о] после шипящих и ц – это орфограмма, и умеешь правильно писать слова с этой орфограммой в корне. Сегодня мы будем учиться обозначать звук [о] после шипящих и ц в окончаниях имён существительных.

Понаблюдай.

  • свечой – тучей
  • карандашом – душем
  • ужом – пейзажем
  • борцом – пальцем
  • плащом – товарищем
  • огурцом – зайцем

Какой вывод ты можешь сформулировать?

Задачная формулировка: Примени свой вывод на практике. Распредели слова в таблицу: кирпич.м, сердц.м, лапш.й, пшениц.й, учениц.й, овц.й, певиц.й, умниц.й, крыш.й, нож.м, карандаш.м, кольц.м, конц.м.

Источник информации:

Рубрика «Тайны языка».

В окончаниях имён существительных после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква Е.

Бланк ответа:

Слова с ударным окончанием

Слова с безударным окончанием

Бланк выполнения задания:

Слова с ударным окончанием

Слова с безударным окончанием

                    кирпичом

                                 сердцем

                    лапшой

пшеницей

                    овцой

ученицей

                    ножом

                                 певицей

                    кольцом

                                 умницей

                    ножом

                                 крышей

                    карандашом

Критерий оценки выполненного задания:

 Без ошибок – 5 баллов

1-2 ошибки – 4 балла

3-4 ошибки – 3 балла

5 ошибок – 0 баллов

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Понятие об одушевленных именах существительных»

Компетенция: учебно-познавательная.

Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач.

Стимул: Подошла Жучка к Иртышу и с удивлением спросила: «Иртыш, ты кто или что?». А сама призадумалась: «А я?». Ребята, давайте поможем Жучке разобраться. Задачная формулировка: разбить слова на две группы по признаку одушевлённые и неодушевлённые. Подчеркнуть известные орфограммы.

Источник информации:

  1. Русский язык. Учебник для 3 класса. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
  2. . Таблица.

Имя существительное

Одушевлённое     Неодушевлённое

Кто?                     Что?

Бланк выполнения задания:

Соловей, серебро, заяц, мужчина, совесть, баран, природа, камыш, женщина, Омск, Иртыш, Жучка

Модельный ответ:

        Кто?

        Что?

     соловей

     серебро

     заяц

     совесть

     мужчина

     природа

     баран

     Омск

     женщина

     Иртыш

     Жучка

Критерии оценки выполненного задания:

1. Правильное распределение слов по группам- 12 баллов (по 1баллу за каждое слово).

2. Поставлен вопрос к каждой группе слов-2балла.

 3. За правильное нахождение орфограммы-12баллов (по 1 баллу за каждое слово). Максимальное количество баллов-26 баллов.

  • неудовлетворительно - до 15баллов:
  • удовлетворительно - от 16 до 20баллов:
  • хорошо - от 21 до 25баллов:
  • Отлично - 26 баллов

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Перенос слов»

Компетенция: информационная, самоорганизационная.

Аспект: извлечение первичной информации; идентификация проблемы; оценка деятельности, уровень 1.

Источник: текст задания.

Стимул: Вам нужно написать предложение, а места на строке не хватит.

Задачная формулировка: Спишите предложение. Разделите каждое слово на слоги. Вазы на столе стоят.

Модельный ответ:

Учитель показывает запись, выполненную заранее на доске: Ва - зы на сто - ле сто - ят. (Самопроверка)

Справка: Чтобы правильно перенести слово, необходимо разбить его по слогам: Нельзя оставлять на предыдущей строке или переносить на следующую строку одну букву слова или одни согласные без гласной.

 Неправильно: к-руглый, ст-рела, жидко-сть.

 Правильно: круг-лый, стре-ла, жид-кость.

  • Буквы й, ы, ъ, ь нельзя отделять от предшествующей буквы: подъ-езд, поль-за, вой- на, рай-он, ра-зыс-кать, ро-зыгрыш.
  • При переносе слов на стыке двух и более согласных их можно отнести и к предшествующему слогу и к последующему: сес-тра, се-стра, сест-ра.
  • При делении на слоги и при переносе предпочтительнее согласную корня, стоящую на стыке с суффиксом, относить к корню.

 Возможно: ло-вчий, моско-вский, ро-дной.

 Но лучше: лов-чий, москов-ский, род-ной.

Инструмент проверки:

2балла - Справился без ошибок

1 балл - Справился, но допустил 1 ошибку

0 баллов - Не справился

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных» для Компетенция: учебно-познавательная.

Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач.

Стимул: В тексте пропущены буквы и нарушен порядок предложений. Маша считает, что ориентируясь на таблицу, можно восстановить этот порядок. Права ли Маша?

Задачная формулировка: определите порядок записи предложений в тексте, обоснуйте выбор окончаний имён существительных и порядка записи предложений.

Источник информации:

1. Таблица - ключ.

2.Таблица падежных окончаний имён существительных (Русский язык: учебник для учащихся 4 класса / С. В. Иванов и др. (Начальная школа XXI века)

Бланк выполнения задания:

Запишите полученный текст (в скобках обоснуйте выбор окончания у имён существительных)

Обоснуйте выбор порядка записи предложений.

Кислую клюкв… вы найдёте на болот… .

За брусник… надо идти к ельник… .

Каждая ягодк… лежит яркой бусинк… .

Малин… можно чаще увидеть

 на вырубк… или в овраг… . Эта поздняя ягод… висит на низком кустик… .

Душистая земляник… созревает на лесной опушк… или на солнечном пригорке.

Таблица-ключ:

№ предложения

Падежи имени существительного

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

1

1

-

-

-

-

2

2

-

-

-

1

-

2

3

-

-

-

1

-

2

4

1

-

-

-

1

-

5

-

-

1

-

1

-

6

1

-

-

-

-

1

Модельный ответ:

Запишите полученный текст (в скобках обоснуйте выбор окончания у имён существительных)

Обоснуйте выбор порядка записи предложений.

Кислую клюкв… вы найдёте на болот… .

За брусник… надо идти к ельник… .

Каждая ягодк… лежит яркой бусинк… .

Малин… можно чаще увидеть

 на вырубк… или в овраг… .

Эта поздняя ягод… висит на низком кустик… .

Душистая земляник… созревает на лесной опушк… или на солнечном пригорке.

Кислую клюкву (1 скл., В.п.) вы найдёте на болоте (2 скл., П. п.).

За брусникой (1 скл., Т. п.) надо идти к ельнику (2 скл., Д. п.).

Малину (1 скл., В.п.) можно чаще увидеть на вырубке (1 скл., П. п) или в овраге (2 скл., П. п.).

Эта поздняя ягода (1 скл., И. п.) висит на низком кустике(2 скл., П.п)

Душистая земляника (1 скл., И. п.) созревает на лесной опушке (1 скл , П. п.) или на солнечном пригорке (2 скл., П. п.).

1слово в В. п.,

2слово в П. п.

1слово в Т. п.

2слово в Д. п.

1слово в В. п.

2 слово в П. п.

3слово в П.П.

1слово в И. п.

2слово в П. п.

1слово в И. п.,

2 слова в П. п.

3слово в П.п

Критерии оценки выполненного задания:

 1. Определён порядок предложений – 6 баллов (по 1 баллу за каждое предложение).

2. Обоснован выбор порядка записи предложений – 6 баллов (по 1 баллу за каждое предложение).

3. Обоснован выбор окончаний в именах существительных – 14 баллов (по 1 баллу за каждое верно опредёлённое и обоснованное окончание).

Максимально – 26 баллов.

• неудовлетворительно до 16 баллов;

• удовлетворительно от 16 до 21 баллов;

• хорошо от 22 до 24 баллов;

• отлично от 25 до 26 баллов.

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Парные и непарные согласные звуки по звонкости - глухости»

Компетенция: учебно-познавательная.

Стимул: выполнить задание нестандартного вида.

Задачная формулировка: Запиши пары слов, изменяя первый согласный звук на парный по звонкости-глухости.

Источник информации: у каждого обучающегося карточка с заданием:

 Бланк выполнения задания: раздаточные карточки.

Карточка 1.

Запиши пары слов, изменяя первый согласный звук на парный по звонкости-глухости.

 Придумай свой пример пары.

     Кол - ….

     Колос - ….

     Била - ….

     Жил - …..

    Фата - ….

Инструмент проверки: карточка с правильными ответами.

Карточка 2 (самопроверка).

     Кол - … гол

     Колос - …. голос

     Била - …. пила

     Жил - ….. шил

     Фата - ….. вата

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Личные местоимения»

Компетенция: коммуникативная, учебно-познавательная.

Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач.

Стимул: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка. Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

Задачная формулировка: Исследовать материал и составить таблицу-памятку о местоимении как части речи.

Источник информации: учебник русского языка, текст.

Бланк выполнения задания:

Исследовательская карточка

1. Местоимение …

2. Употребляется вместо …

3. Местоимения отвечают на вопрос

4.Личные местоимения

5.Не называют предмет, а …

Модельный ответ:

Исследовательская карточка

1. Местоимение …

это часть речи

2. Употребляется вместо …

существительного

3. Местоимения отвечают на вопрос

Кто? Что?

4.Личные местоимения

я, ты, мы, вы, он, она, они

5.Не называют предмет, а …

Указывают на него

Критерии оценки выполненного задания:

1. Определен ответ – 1 балл за каждый ответ.

2. Обоснован выбор ответа – 1 балл за каждый ответ.

3. Выбран другой ответ – 0 баллов.

4. Максимально – 5 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку для 2 класса

Предмет: русский язык.Класс: 2.Тема урока: «Правописание безударных гласных в корнях слов»Контекст включения КОЗ в урок.         КОЗ включается на этапе з...

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи"

Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи" для учащихся 5-7 классов коррекционной школы VIII вида....

Компетентностно-ориентированные тестовые задания для учащихся начальной школы

Компетентностно-ориентированные тесты – это комплекс заданий, основанных на работе с внешней информацией, ориентированные на развитие информационной, учебно-познавательной и коммуникативной компетенци...

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.

Учебное задание  по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и  предметного планируемого результата. Анализ задания....

Материал по русскому языку по теме: Памятка для учащихся. Как готовить домашнее задание по русскому языку

Выдаётся детям для помощи в приготовлении домашних заданий по русскому языку в 3-4 классах...