Фразеологизмы. Русский язык, 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тема урока: Фразеологизмы. Тип урока: Урок получения новых знаний. Цель: Создать условия для получения знаний о фразеологизмах. Задачи: 1) образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык. 2) развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор. 3) воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phraseologismen_rus_2.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  

УМК «Школа России»

по теме: «Фразеологизмы»

2 класс

Тема урока: Фразеологизмы.

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Цель: Создать условия для получения знаний о фразеологизмах.

Задачи:

 1) образовательная:  познакомить учащихся  с фразеологизмами и фразеологическими оборотами,  учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык.

 2) развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их  кругозор.

  3) воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

Планируемые результаты: Предметные: научатся распознавать фразеологизмы и фразеологические обороты, правильно использовать их в речи. Метапредметные: познавательные: знаково-символические, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций; регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция. Личностные: смыслообразование; знание нравственно-моральных норм поведения.

Оборудование: учебник, словари,  карточки, тетради, проектор, Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь для детей».

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Прежде, чем за парты сесть,

Посмотрите, все ли есть?!

2. Мотивация.

- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Рус.яз.)

-Для чего нам нужен русский язык? Почему мы его изучаем?

3. Проверка домашнего задания.

-Посмотрите друг другу в тетрадки, все ли выполнили домашнее задание? Если есть какие-то замечание, назовите их тихонечко.

4. Каллиграфическая минутка.

- А сейчас загадка!

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

                     Когда это бывает?     (Весной)

- Назовите первый звук в этом слове.  (В' )  Какой буквой обозначается этот звук? (В)

- Посмотрите на доску и вспомните, как пишется эта буква. Пропишите 5-6 раз.

Пальчиковая физминутка «Капуста»

РАБОТА ЗА КОНТОРКАМИ.

5. Словарная работа (по картинкам): собака, сорока, медведь, корова, воробей, заяц.

- Кто изображен на рисунках? (Животные). Запишите названия этих животных. Что вы заметили, записывая эти слова? (Словарные слова).

6. Работа по теме урока.

 Проблемная ситуация.

- Вспомните  из   чего состоит наша речь? (Из предложений. Предложения из слов).

-  Сколько значений может быть у слова? Например? (1 или много. Коса, иголки).

      - А какое значение может быть у слова? (Прямое и переносное)

- Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.

- Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?

- Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.

Чтение стихотворения.

                          НИ ПУХА, НИ ПЕРА

Рано утром                                      Ну, ни пуха

Мама-квочка                                    Ни пера!

В класс отправила                           Через час

Сыночка.                                          Едва живой,

Говорила:                                         Петушок

- Не дерись,                                      Идёт домой,

Не дразнись,                                     Ковыляет еле-еле

Не петушись.                                    Он со школьного двора,

Поспеши,                                          А на нём и в самом деле

Уже пора                                          Нет ни пуха, ни пера.

                                                           

                                                                                          В. Орлов

- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)

- Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?

- В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?

- Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная-грустная история, которую и описал поэт.

- Запишите это выражение и его значение.

- «Ни пуха, ни пера» - пожелание успеха.

  • Как вы думаете, можно ли поменять местами слова в данном выражении? (Нет.) Почему?
  • «Ни пуха, ни пера» - устойчивое выражение. В нём нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл.

- Таких устойчивых выражений немало в русском языке.

- Как называются устойчивые выражения?

- Из каких источников мы получаем знания? (Из книг).

- Откройте учебник на странице 102 и узнайте, как называются такие выражения.

- Называются такие выражения — фразеологизмы (на доске карточка)

Постановка учебной задачи.

- Слышали  ли вы когда это слово? Знаете, что оно обозначает? Хотите узнать?

Значит какая тема нашего урока? (Правильно, фразеологизм.)

- Какие цели мы перед собой поставим?

1.Узнать что такое фразеологизмы.

2.Объяснять значение фразеологизмов.

3.Составлять предложения с фразеологизмами.

7. Работа с учебником.

 - Откройте учебник на странице 103 . Обратимся к рубрике «Тайны языка».

  • Прочитайте правило.
  • Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис — Выражение, логос — слово, понятие.

- Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно.

а) Упражнение № 1.

(чтение задания, выполнить устно + картинки)

- Если заменим фразеологизм «заруби на носу» словом «запомни» изменится смысл предложения?

- Так зачем же в языке существует такое «странное» сочетание слов? (Для того, чтобы наша речь была яркой и выразительной).

  • Какое из предложений с фразеологизмом или со словом «запомни» более яркое, выразительное?
  • Что помогло предложению стать таким?
  • Посмотрите еще раз на картинки, кто–нибудь может вспомнить фразеологизм к картинке?

Физкультминутка (музыкальная).

  • А теперь разомнём наши руки и ноги, чтобы у нас ничего не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.

8. Первичное закрепление (групповая работа).

б) Соотнесите фразеологизм с иллюстрацией и объясните его значение 

- О ком так говорят:

Живут как

кошка с собакой.

Не дружно, постоянно ссорятся.

Делать из мухи слона.

Сильно преувеличивать.

Взять быка за рога.

Действовать решительно,

начинать с самого главного.

Крутиться как

белка в колесе.

Много работать, быть занятым.

Ехать зайцем.

Бесплатно, без билета.

Медведь на ухо наступил.

Отсутствие музыкального слуха.

Ворон считать.

Быть крайне невнимательным,

рассеянным.

Кот наплакал.

Очень мало, почти ничего.

Сорока на

хвосте принесла.

Новости, сведения  неизвестно

откуда полученные, но всем известные.

9. Закрепление.

Работа над лексическим значением фразеологизмов.

  • Научимся правильно определять и понимать значение фразеологизмов.
  • Учебник стр. 105 упр.3. Выполняется по вариантам.

(чтение задания, разбор образца, письменное выполнение)

-  Какие фразеологические обороты, связанные с названиями животных вы знаете? Давайте ещё раз посмотрим на наш словарь в картинках: воробей, заяц, корова, медведь, петух, собака. (Трусливый, как заяц; ревёт, как медведь; медвежья услуга; стреляный воробей; собака на сене и т. д.)

Парная работа с карточками.

  • Как видите, фразеологизмами очень тонко подмечены определённые качества личности. У вас на партах лежат карточки, на которых написаны фразеологизмы. Выберите правильный ответ, какое качество личности человека раскрывают эти фразеологизмы. О каком человеке можно сказать так:

Он звёзд с неба не хватает:

  • способный
  • не очень способный

У него денег куры не клюют:

  • богатый
  • бедный

У него семь пятниц на неделе:

  • надёжный
  • рассеянный

У него зимой снега не выпросишь:

  • щедрый
  • жадный

Он водит всех за нос:

  • показывает людям дорогу
  • обманывает людей

9. Итог урока.

  • С каким новым понятием мы познакомились?

--   Что такое фразеологизмы?

  • Для чего служат фразеологизмы в русском языке?
  • Какие фразеологизмы вы запомнили?
  • Мы достигли цели, поставленной в начале урока? (Узнать, объяснять, составлять)

-    Оцените свою работу на уроке. (Оценочный лист.)

  • Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать, и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.

-  Весь урок мы работали не покладая рук. И я за работу на уроке ставлю: ………

10. Рефлексия.

Выскажите свое мнение,   свои чувства, свое отношение к происходящему,  используя эти слова:

  • Меня удивило………..
  • Я почувствовал(а)………
  • Я думаю………………

 

  11. Домашнее задание.

Составить словарик фразеологизмов с картинками.

О каком человеке так говорят:

Он звёзд с неба не хватает:

  • способный
  • не очень способный

У него денег куры не клюют:

  • богатый
  • бедный

У него семь пятниц на неделе:

  • надёжный
  • рассеянный

У него зимой снега не выпросишь:

  • щедрый
  • жадный

 Он водит всех за нос:

  • показывает людям дорогу
  • обманывает людей

О каком человеке так говорят:

Он звёзд с неба не хватает:

  • способный
  • не очень способный

У него денег куры не клюют:

  • богатый
  • бедный

У него семь пятниц на неделе:

  • надёжный
  • рассеянный

У него зимой снега не выпросишь:

  • щедрый
  • жадный

 Он водит всех за нос:

  • показывает людям дорогу
  • обманывает людей

   

_______________________________

  • Сидел (а) сложа руки
  • Работал (а) как белка в колесе.
  • Клевал (а) носом.
  • Слушал (а) во все уши.
  • Считал (а) ворон.
  • Зарубил (а) на носу.
  • Бил (а) баклуши.
  • Работал (а) не покладая рук.

____________________________

  •   Сидел (а) сложа руки
  • Работал (а) как белка в колесе.
  • Клевал (а) носом.
  • Слушал (а) во все уши.
  • Считал (а) ворон.
  • Зарубил (а) на носу.
  • Бил (а) баклуши.
  • Работал (а) не покладая рук.

_____________________________

  • Сидел (а) сложа руки
  • Работал (а) как белка в колесе.
  • Клевал (а) носом.
  • Слушал (а) во все уши.
  • Считал (а) ворон.
  • Зарубил (а) на носу.
  • Бил (а) баклуши.
  • Работал (а) не покладая рук.

_______________________________

  • Сидел (а) сложа руки
  • Работал (а) как белка в колесе.
  • Клевал (а) носом.
  • Слушал (а) во все уши.
  • Считал (а) ворон.
  • Зарубил (а) на носу.
  • Бил (а) баклуши.
  • Работал (а) не покладая рук.

____________________________

  •   Сидел (а) сложа руки
  • Работал (а) как белка в колесе.
  • Клевал (а) носом.
  • Слушал (а) во все уши.
  • Считал (а) ворон.
  • Зарубил (а) на носу.
  • Бил (а) баклуши.
  • Работал (а) не покладая рук.

         __________________________

  • Сидел (а) сложа руки
  • Работал (а) как белка в колесе.
  • Клевал (а) носом.
  • Слушал (а) во все уши.
  • Считал (а) ворон.
  • Зарубил (а) на носу.
  • Бил (а) баклуши.
  • Работал (а) не покладая рук.

_______________________________

  • Сидел (а) сложа руки
  • Работал (а) как белка в колесе.
  • Клевал (а) носом.
  • Слушал (а) во все уши.
  • Считал (а) ворон.
  • Зарубил (а) на носу.
  • Бил (а) баклуши.
  • Работал (а) не покладая рук.

____________________________

  •   Сидел (а) сложа руки
  • Работал (а) как белка в колесе.
  • Клевал (а) носом.
  • Слушал (а) во все уши.
  • Считал (а) ворон.
  • Зарубил (а) на носу.
  • Бил (а) баклуши.
  • Работал (а) не покладая рук.

_____________________________

  • Сидел (а) сложа руки
  • Работал (а) как белка в колесе.
  • Клевал (а) носом.
  • Слушал (а) во все уши.
  • Считал (а) ворон.
  • Зарубил (а) на носу.
  • Бил (а) баклуши.
  • Работал (а) не покладая рук.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Презентация "Фразеологизмы русского языка"

В презентации представлен материал к защите работы по проектной деятельности "Фразеологизмы русского языка"...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...