Урок русского языка по теме "Имя прилагательное" в школьном музее Боевой славы
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Нечаева Елена Вадимовна

Конспект урока по русскому языку, посвящённый Ивану Флёрову и боевой машине "Катюша".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока20.9 КБ

Предварительный просмотр:

                       Урок   по теме "Имя прилагательное" 

в музее Боевой славы 32-ой гвардейской тернопольской краснознаменной орденов Суворова, Кутузова, Александра Невского минометной бригады имени Героя России Ивана Андреевича Флёрова (ГБОУ Школа №950 города Москвы)

Учитель: Нечаева Елена Вадимовна

Учебный предмет

русский язык

Класс

3

Цели

Образовательные:

учить детей находить имена прилагательные в предложении и  определять значения имён прилагательных

Воспитательные:

воспитывать   умение преодолевать трудности; воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания, чувство гордости за свою страну

Развивающие:

включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе работы; развивать интеллектуальные качества учащихся; формировать умение логически рассуждать, чётко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли

Технология, методы

личностно ориентированная технология, деятельностный метод

Основные понятия

имя прилагательное, словосочетание

Тип урока

открытие нового знания

Планируемый результат

Предметные:

распознавать в речи имена прилагательные,  составлять предложения, используя имена прилагательные, умение делать выводы

Личностные:
наблюдать, анализировать и сравнивать языковые явления

Метапредметные:

формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учителя, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

материалы школьногомузея

карточки с заданиями

Организация пространства

Фронтальная работа, парная

1. Актуализация знаний

- Какой праздник будет скоро отмечать наша страна? (День Победы)

-В какой войне? (Великая Отечественная Война)

-Когда она началась и закончилась?

2.Мотивация

      - Наш урок русского языка проходит в музее имени Ивана Андреевича Флёрова, который командовал первой экспериментальной батареей реактивной артиллерии. За пять дней до начала войны (17 июня 1941 года)  на подмосковном артиллерийском полигоне произошла первая демонстрация многоствольной самоходной установки залпового огня реактивными снарядами. С началом войны стало понятно, что у нового оружия будут боевые испытания. Командование возлагало особую ответственность за выполнение боевых задач на мощное средство поражения - реактивные артиллерийские установки БМ-13, позднее получивших название "Катюши".

Иван Флёров командовал секретным подразделением, в котором насчитывалось семь установок, около 50  различных машин и одна гаубица для предварительной пристрелки. Личного состава в батарее было около 170  человек. (Рассказ сопровождается показом портрета И.А.Флёрова, модели "Катюши")

3.Самоопределение

- Так кто же такой Иван Флёров?

-"Катюша"?

- Какими человеческими качествами должен был обладать капитан Флёров, чтобы ему доверили командование батареи?

Обучающимся даётся время на обсуждение в парах и выполнение задания

(Грамотный, целеустремлённый, отважный, мужественный, находчивый, ответственный)

- Какая часть речи помогла нам составить портрет Ивана Флёрова? (прилагательное)

- Назовите тему нашего урока (Имена прилагательные, которые помогут нам рассказать о войне).

-Определим цели. (Находить прилагательные в тексте, определять значение имени прилагательного)

4.Первичное закрепление

- Найдите в тексте словосочетания с именами прилагательными (Приложение 1)

       Боевое крещение "Катюш" произошло уже 14 июля 1941 года. Залпы установок по Оршанскому железнодорожному узлу  потрясли немцев. "Огневой налёт был подобен урагану", - докладывали они своему начальству. Ещё бы за одни залп батарея Флёрова выпускала столько снарядов, сколько ствольная артиллерия могла выстрелить одновременно лишь из орудий трёх полков. (У "Катюши" 16 направляющих, 7 машин, в полку от 30 до 40 орудий)

       После залпов в районе Орши последовали другие удары по захватчикам. За три месяца боевых действий батарея Флёрова не только нанесла немалый материальный урон немцам, но и способствовала поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров.

       (Боевое крещение, железнодорожный узел, огневой налёт, ствольная артиллерия, другие удары, боевые действия, материальный урон, боевой дух)

      Если обучающиеся выберут порядковые числительные, обратить внимание, что это другая часть речи.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Как развивались события дальше, узнаете, выполнив следующее задание (Приложение 2).

Обучающиеся составляют предложения, выполняют дополнительное задание.

        Немцы устроили за новым оружием настоящую охоту. Солдаты Ивана Флёрова берегли свою технику. "Катюша" не должна попасть в руки врагов. В начале октября батарея оказалась в окружении. Пришлось вести тяжёлые машины по бездорожью, лесам и болотам.

   

После выполнения текст зачитывает учитель или руководитель музея.

- Что у вас получился? (Текст). Как можно его озаглавить? (Варианты детей)

6.Подведение итогов

Рассказ учителя или руководителя музея

- Капитан делал всё возможное, чтобы спасти подразделение и прорваться к своим. В ночь на 7 октября недалеко от смоленской деревни Богатырь батарея попала в засаду и вынуждена была принять бой. Пока одни отбивали атаки, другие по команде Ивана Флёрова бросились к боевым установкам, где имелись устройства для уничтожения машин. Раненый капитан первым метнулся к головной установке и вместе с ней - а это было единственное возможное решение - взорвал себя. Шесть батарейцев последовали его примеру, выполнив данную ими клятву: сохранить тайну нового оружия.

Врагу не достались ни установки, ни ракеты, только бесформенные обломки железа. в ярости они расстреляли всех раненых, а также местных жителей, которые оказали бойцам помощь. И всё же 46 батарейцев остались в живых и пробрались к своим.

- Кто такой Иван Флёров?

-"Катюша"?

- Какие части речи помогли нам в восстановлении событий того времени? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, числительные).

-Зачем нам в речи нужны прилагательные?

7.Рефлексия

         В 1995 году указом президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в великой Отечественной войне капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

        Давайте составим синквейн, посвящённый Флёрову или "Катюше" (Приложение 3). После выполнения обучающиеся зачитывают синквейны.

Приложение 1

Прочитайте текст, найдите имена прилагательные и существительные, к которым они относятся.

       Боевое крещение "Катюш" произошло уже 14 июля 1941 года. Залпы установок по Оршанскому железнодорожному узлу  потрясли немцев. "Огневой налёт был подобен урагану", - докладывали они своему начальству. Ещё бы за одни залп батарея Флёрова выпускала столько снарядов, сколько ствольная артиллерия могла выстрелить одновременно лишь из орудий трёх полков. (У "Катюши" 16 направляющих, 7 машин, в полку от 30 до 40 орудий)

       После залпов в районе Орши последовали другие удары по захватчикам. За три месяца боевых действий батарея Флёрова не только нанесла немалый материальный урон немцам, но и способствовала поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров.

       Обратите внимание: в тексте есть части речи похожие на имена прилагательные.

 

Приложение 2

Составьте из слов предложения.

        Настоящую, немцы, за, охоту, новым, устроили, оружием.

Ивана Флёрова, солдаты, технику, берегли, свою.

Не должна, "Катюша", врагов, в, попасть, руки.

Батарея, оказалась, в окружении. октября, в начале.

Тяжёлые, пришлось, по бездорожью, машины, вести, лесам и болотам.

Озаглавьте текст.

Приложение 3

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме.
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей Боевой славы МБОУ СОШ №6 г. Курчатова

Музей Боевой славы МБОУ СОШ №6 г. Курчатова, Курчкой обл....

Школьный Музей Боевой Славы - центр патриотического воспитания младших школьников

Статья посвещена патриотическому воспитанию младших школьньков средсвами музейной педагогике. Отражена роль Школьного музея Боевой славы, в формировании таких качест, как любовь к Родине, отвага, чест...

Развитие навыков орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся младшего школьного возраста.

Развитие навыков орфографической зоркости у учащихся является главной задачей учителя начальных классов. Поэтому основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихс...

Музей боевой славы в городе Ярославле.

Музей боевой славы был открыт в 1981 году. В честь юбилея – 40 лет со дня формирования знаменитой ярославской дивизии. Там представлена часть нашей истории, про которую нельзя забывать. Это един...

Музей боевой славы

Вызвать интерес у детей к творческой исследовательской деятельности и совершенствований практических навыков и формирование навыков совместной работы....