Школьный Музей Боевой Славы - центр патриотического воспитания младших школьников
статья на тему
Статья посвещена патриотическому воспитанию младших школьньков средсвами музейной педагогике. Отражена роль Школьного музея Боевой славы, в формировании таких качест, как любовь к Родине, отвага, честь, уважение и взаимовыручка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный музей Боевой Славы - центр патриотического воспитания младших школьников
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания младших школьников посредством приобщения их к деятельности школьного музей Боевой славы. В статье рассмотрены такие понятия как «патриотизм», «патриотическое воспитание», а также проанализирован потенциал школьного музея Боевой славы как центра патриотического воспитания младших школьников.
Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; гражданско-патриотическая позиция; музейная педагогика; школьный музей Боевой славы.
Основное содержание статьи:
Актуальность. Приоритетным направлением Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания» [8].
Во ФГОС НОО 2009 года отмечается, что приоритетным направлением общеобразовательной школы является становление таких личностных характеристик младшего школьника, которые формируют гражданина, любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активного и заинтересованно познающего мир [9].
Таким образом, одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В достижении этой цели активно помогают школьные музеи Боевой славы.
*********
Вопросами патриотического воспитания подрастающего поколения занимались такие выдающиеся общественные деятели и педагоги прошлого, как К.Д. Ушинский, В.А. Сластенин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев и др. Они считали, что необходимо воспитывать сознательных граждан, любящих свое государство и способных осваивать его интересы.
По мнению В.А. Сластенина, патриотизм есть качество личности, которое проявляется «в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине… В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами» [6, c. 8].
Аналогичное определение понятия «патриотизм» дал Виссарион Григорьевич Белинский. Он полагал, что чувство любви к родине издавна свойственно народным массам. Настоящие патриоты своей страны поднимались на борьбу против чужеземных завоевателей. Русский народ, начиная с времен Киевской Руси, постоянно терпел нападение врагов и в большинстве случаев был непобедим. На борьбу с противником поднимались не только войска, но и весь народ, проявляя свое мужество, стойкость, храбрость. Именно эти качества лежат в основе патриотизма [6, c. 9].
Л.П. Кривошенко определял термин «патриотизм» как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [6, c. 10].
В своих исследованиях отечественные ученые по-разному определяют сущность патриотизма. Одни под патриотизмом понимают «политический принцип» (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев), другие – «сложное нравственное качество» (В.В. Белоусов, И.С. Марьенко, Д.Н. Щербакова, Н.Е. Щуркова и др.) [6, c. 7]
Неоднозначность патриотизма как духовного феномена и как нравственного качества, приобретаемого человеком в процессе нравственного (патриотического) воспитания, показывает его значимость и сложность.
Понятие «патриотизма» неразрывно связано с содержательно-целевыми линиями гражданско-патриотического воспитания. В этот термин педагоги, философы, психологи вкладывают особый смысл. Сущность патриотизма М.В. Митин, П.М. Рогачев и другие понимают, как высшее нравственное чувство. Однако Т.А. Ильина, И.С. Марьенко считают патриотизм более сложным чувством, имеющим свою структуру, которая формируется с раннего детства. Т.М. Маслова считает патриотизм гражданской позицией человека, который находит свое отражение в его поступках и деятельности, направленной на «переживание личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации» [1, с. 17].
Е.Л. Воронова считает, что патриотизм – это «система отношений человека («я- отношений») к истории страны, ее героическому прошлому и настоящему, к национальной культуре, обычаям и традициям русского народа; к стране на карте мира, ее природе, месту собственного жительства, «малой» Родине; к государству и гражданскому долгу перед государством, народом, к чувству ответственности перед собой, своими близкими, знакомыми людьми и др.» [3, с. 13].
Идеи классиков отечественной педагогической науки актуальны и по сей день, многие из них стали основой современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО) определяет патриотическое воспитание как целенаправленную деятельность по формированию качеств, норм поведения гражданина и патриота своего Отечества [9].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что важной целью образования является «воспитание взаимоуважения, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде» [7].
Таким образом, под патриотизмом мы будем понимать нравственное чувство ответственности, отражающееся в поступках и действиях гражданина, направленное на любовь к Родине с ее историческим прошлым, национальной культурой, традициями, природой, людьми.
Итак, изучение психолого-педагогической литературы показало, что воспитание у ребенка любви к Родине, семье, природе, людям, являлось ведущим направлением воспитания многих лет. Базируясь на теоретических положениях великих педагогов К.Д Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С Макаренко, А.Н. Радищева и других, которые считали, что патриотизм является основой духовной жизни, и человек ради своей Родины готов на все. Школа должна воспитывать у обучающихся любовь к Родине, стремление встать на ее защиту, трудолюбие и гражданскую ответственность.
Воспитание патриота считается не только социальной проблемой, но и важной задачей педагогической науки и практики. Формировать и развивать патриотические чувства необходимо с детства.
Наиболее благоприятным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма, является младший школьный возраст. «Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы» [4, c. 30].
Учителям начальных классов необходимо учитывать трудности, с которыми можно столкнуться в процессе формирования у учащихся патриотических качеств, а именно конкретность, недостаточная устойчивость и прочность нравственных чувств детей.
Младших школьников отличает удивительный интерес к познанию окружающего мира, стремление получать новые впечатления. Однако самостоятельно ребенок не в силах проникнуть и освоить сущность общественных явлений. Только под руководством учителей и родителей он сможет понять систему знаний, опираясь на существующие в окружающем мире действительные связи и отношения между отдельными предметами и явлениями [1, c. 18].
Прививать детям патриотические чувства следует не только теоретически, наполняя их багаж знаниями, но и воспитывать практически. Необходимо увлечь детей примерами отечественной истории, в которых проявились самоотверженность, храбрость, мужество, доблесть. Надо напомнить им о преданности Родине, воинскому долгу в разные периоды истории России. В достижении этой цели активно помогают школьные музеи Боевой славы.
Школьные музеи появились в России в конце XIX – начале ХХ вв. Немаловажен вопрос о том, чем было вызвано появление школьных музеев и для каких целей они изначально организовывались в образовательном учреждении.
Школьные музеи изначально стали одним из направлений реализации ведущего метода преподавания – наглядного обучения; они были вызваны к жизни потребностью научить детей извлекать знания из представленных в экспозициях музейных предметов. Главным принципом комплектования школьных музейных фондов и непосредственно экспозиций была образовательная полезность экспоната для учебного процесса, возможность конкретизировать и расширить знания детей, почерпнутые при изучении школьных курсов истории, литературы, мировой художественной культуры, географии и пр. [2, c. 33]
В целом же под названием «школьный музей» понимался наглядный, зачастую собранный или выполненный учащимися материал, предназначенный для демонстрации на уроках. Тем самым школьные музеи формировали у учащихся столь необходимый для развития личности опыт применения знаний в контексте реальных жизненных ситуаций [2, c. 37].
Главными задачами школьного музея Боевой славы являются [5, c. 49]:
- формирование высокого патриотического сознания;
- воспитание чувства верности своему Отечеству;
- формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, по защите интересов своей Родины;
- воспитание подрастающего поколения с ориентацией на общечеловеческие ценности.
На основе «Примерного положения о музее образовательного учреждения» (школьном музее) мы определили особенности правового положения школьного музея боевой славы.
- Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием памятников истории.
- В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.
- Школьный музей создается под руководством педагогов и при участии общественности.
- Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он экспонирует подлинные документы и предметы.
- Стержнем любого музея является история.
Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в осуществлении направлений музейной деятельности. Участие их в изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведение экскурсий, вечеров, конференций, встреч с ветеранами войны и с интересными людьми способствует заполнению их досуга, овладению различными приемами и навыками краеведческой и музейной работы.
Одно из условий формирования патриота - воспитание правдой. Правда жизни, исторических событий ВОВ, никакой фальсификации. Только активная информация воспринимается учащимися как явление действительности и соотносится с реальной практической деятельностью школьников в рамках организованного коллектива, в том числе и во внешней среде.
Каждый учитель и классный руководитель может использовать воспитательные возможности школьного музея, начиная с обзорной экскурсии, для своего класса, проводя различные мероприятия, уроки в рамках работы и в условиях музея, занимаясь поисковой деятельностью.
В помещении музея проводятся различные формы занятий: музейные уроки, уроки мужества, уроки-диспуты, уроки памяти, исторические игры, конкурсы и викторины. Большую ценность в музее представляют документы о героях ВОВ, книги, фотоальбомы, макеты памятников, предметы военного времени.
Специфика школьного музея состоит в том, что экспозиции создаются руками ребят. Обычная музейная работа — поиск материалов, исследования, пропаганда культурных ценностей — для руководителя школьного музея это средство воспитания, возможность выхода на новый компетентностный подход в образовании. Образовательная среда, создаваемая деятельностью музея, способна изменить и формы воспитательной работы школы. Работая с подлинными предметами, разрабатывая и осуществляя социально значимые проекты, учащиеся совершенно по-другому относятся к своей деятельности. Невозможно «играть» в музей, когда на тебе ответственность за реальные ценности, относящиеся к истории и культуре края.
Основополагающим элементом школьного музея является экспозиция. Именно через нее идет чувственное восприятие информации, в процессе ее создания осуществляется образовательная функция. Создание новой экспозиции предполагает осуществление поисковой, исследовательской, оформительской и экскурсионной работы [5, c. 56].
Благодаря визуально представленному материалу музей обладает особым воздействием на эмоциональную сферу, которая в свою очередь имеет решающее значение для раскрытия творческого потенциала личности. «Культурно-исторический же контекст музейных предметов позволяет создавать в сознании образы, адекватные исторической реальности, возбуждать ценностные переживания, создавать атмосферу «подлинной встречи» [5, c. 57].
Выводы: В разные исторические периоды государство формулирует потребности общества, которые влияют на цели и содержание образования. Смена парадигмы в современном образовании устанавливает требования, нацеленные на достижение гражданско-патриотических результатов обучения и воспитания, которые характеризуются как важный образовательный приоритет. Воспитывая соответствующую новым стандартам всесторонне развитую личность и прививая национальные ценности, учитель ориентирован на «портрет выпускника начальной школы, любящего свой народ, свой край и свою Родину».
Деятельность учителя в урочное и внеурочное время направлена на создание благоприятных условий для формирования и проявления обучающимися гражданской и нравственной позиции, пробуждение интереса к истории своей семьи и малой Родины.
Список использованной литературы
- Алиева С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - N 9. - С. 17-20.
- Ветюхина Е.В. Музейная педагогика в гражданско-патриотическом воспитании / Е.В. Ветюхина. - М., Школьная книга, 2009. - 188 с.
- Воронова Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с.
- Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н. А. Ивашкина // Начальная школа. - 2007. - N 7. - С. 29-33.
- Козлова Л.К. Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания): дис. … канд. пед. наук / Л.К. Козлова.- М., 2014. - 218 с.
- Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Хабаровск / Т.М. Маслова, 2007. – 25 с.
- Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. — Режим доступа : http://zakonobobrazovanii.ru.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва // Российская газета (Федеральный выпуск). — 2015. — 8 июня — № 6693 (122). — Режим доступа : https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — Москва : Просвещение, 2011. — 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335796-1383750064.jpg)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-348654-1414995039.jpg)
Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.
Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса "Воинская слава моей семьи"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/07/picture-646590-1599503354.jpg)
Патриотическое воспитание младших школьников через музей
Данный материал раскрывает вопросы о мотивации школьников к изучению истории семьи и малой Родины...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья
В статье дается определение патриотизму и система работы по патриотическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/25/picture-803289-1469434589.jpg)
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное" в школьном музее Боевой славы
Конспект урока по русскому языку, посвящённый Ивану Флёрову и боевой машине "Катюша"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/26/picture-964017-1509036112.jpg)
Модернизация работы музея Боевой Славы, как центра патриотического воспитания младших школьников
Патриотическое воспитание подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственн...