Школьный Музей Боевой Славы - центр патриотического воспитания младших школьников
статья на тему

Дмитриева Ольга Сергеевна

Статья посвещена патриотическому воспитанию младших школьньков средсвами музейной педагогике. Отражена роль Школьного музея Боевой славы, в формировании таких качест, как любовь к Родине, отвага, честь, уважение и взаимовыручка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mbs_kak_tsentr_pvshk.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный музей Боевой Славы - центр патриотического воспитания младших школьников

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания младших школьников посредством приобщения их к деятельности школьного музей Боевой славы. В статье рассмотрены такие понятия как «патриотизм», «патриотическое воспитание», а также проанализирован потенциал школьного музея Боевой славы как центра патриотического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; гражданско-патриотическая позиция; музейная педагогика; школьный музей Боевой славы.

Основное содержание статьи:

Актуальность. Приоритетным направлением Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания» [8].

Во ФГОС НОО 2009 года отмечается, что приоритетным направлением общеобразовательной школы является становление таких личностных характеристик младшего школьника, которые формируют гражданина, любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активного и заинтересованно познающего мир [9].

Таким образом, одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В достижении этой цели активно помогают школьные музеи Боевой славы.

*********

Вопросами патриотического воспитания подрастающего поколения занимались такие выдающиеся общественные деятели и педагоги прошлого, как К.Д. Ушинский, В.А. Сластенин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев и др. Они считали, что необходимо воспитывать сознательных граждан, любящих свое государство и способных осваивать его интересы.

По мнению В.А. Сластенина, патриотизм есть качество личности, которое проявляется «в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине… В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами» [6, c. 8].

Аналогичное определение понятия «патриотизм» дал Виссарион Григорьевич Белинский. Он полагал, что чувство любви к родине издавна свойственно народным массам. Настоящие патриоты своей страны поднимались на борьбу против чужеземных завоевателей. Русский народ, начиная с времен Киевской Руси, постоянно терпел нападение врагов и в большинстве случаев был непобедим. На борьбу с противником поднимались не только войска, но и весь народ, проявляя свое мужество, стойкость, храбрость. Именно эти качества лежат в основе патриотизма [6, c. 9].

Л.П. Кривошенко определял термин «патриотизм» как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [6, c. 10].

В своих исследованиях отечественные ученые по-разному определяют сущность патриотизма. Одни под патриотизмом понимают «политический принцип» (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев), другие – «сложное нравственное качество» (В.В. Белоусов, И.С. Марьенко, Д.Н. Щербакова, Н.Е. Щуркова и др.) [6, c. 7]

Неоднозначность патриотизма как духовного феномена и как нравственного качества, приобретаемого человеком в процессе нравственного (патриотического) воспитания, показывает его значимость и сложность.

Понятие «патриотизма» неразрывно связано с содержательно-целевыми линиями гражданско-патриотического воспитания. В этот термин педагоги, философы, психологи вкладывают особый смысл. Сущность патриотизма М.В. Митин, П.М. Рогачев и другие понимают, как высшее нравственное чувство. Однако Т.А. Ильина, И.С. Марьенко считают патриотизм более сложным чувством, имеющим свою структуру, которая формируется с раннего детства. Т.М. Маслова считает патриотизм гражданской позицией человека, который находит свое отражение в его поступках и деятельности, направленной на «переживание личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации» [1, с. 17].

Е.Л. Воронова считает, что патриотизм – это «система отношений человека («я- отношений») к истории страны, ее героическому прошлому и настоящему, к национальной культуре, обычаям и традициям русского народа; к стране на карте мира, ее природе, месту собственного жительства, «малой» Родине; к государству и гражданскому долгу перед государством, народом, к чувству ответственности перед собой, своими близкими, знакомыми людьми и др.» [3, с. 13].

Идеи классиков отечественной педагогической науки актуальны и по сей день, многие из них стали основой современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО) определяет патриотическое воспитание как целенаправленную деятельность по формированию качеств, норм поведения гражданина и патриота своего Отечества [9].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что важной целью образования является «воспитание взаимоуважения, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде» [7].

Таким образом, под патриотизмом мы будем понимать нравственное чувство ответственности, отражающееся в поступках и действиях гражданина, направленное на любовь к Родине с ее историческим прошлым, национальной культурой, традициями, природой, людьми.

Итак, изучение психолого-педагогической литературы показало, что воспитание у ребенка любви к Родине, семье, природе, людям, являлось ведущим направлением воспитания многих лет. Базируясь на теоретических положениях великих педагогов К.Д Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С Макаренко, А.Н. Радищева и других, которые считали, что патриотизм является основой духовной жизни, и человек ради своей Родины готов на все. Школа должна воспитывать у обучающихся любовь к Родине, стремление встать на ее защиту, трудолюбие и гражданскую ответственность.

Воспитание патриота считается не только социальной проблемой, но и важной задачей педагогической науки и практики. Формировать и развивать патриотические чувства необходимо с детства.

Наиболее благоприятным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма, является младший школьный возраст. «Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы» [4, c. 30].

Учителям начальных классов необходимо учитывать трудности, с которыми можно столкнуться в процессе формирования у учащихся патриотических качеств, а именно конкретность, недостаточная устойчивость и прочность нравственных чувств детей.

Младших школьников отличает удивительный интерес к познанию окружающего мира, стремление получать новые впечатления. Однако самостоятельно ребенок не в силах проникнуть и освоить сущность общественных явлений. Только под руководством учителей и родителей он сможет понять систему знаний, опираясь на существующие в окружающем мире действительные связи и отношения между отдельными предметами и явлениями [1, c. 18].

Прививать детям патриотические чувства следует не только теоретически, наполняя их багаж знаниями, но и воспитывать практически. Необходимо увлечь детей   примерами отечественной истории, в которых проявились самоотверженность, храбрость, мужество, доблесть. Надо напомнить им о преданности Родине, воинскому долгу в разные периоды истории России. В достижении этой цели активно помогают школьные музеи Боевой славы.

Школьные музеи появились в России в конце XIX – начале ХХ вв. Немаловажен вопрос о том, чем было вызвано появление школьных музеев и для каких целей они изначально организовывались в образовательном учреждении.

Школьные музеи изначально стали одним из направлений реализации ведущего метода преподавания – наглядного обучения; они были вызваны к жизни потребностью научить детей извлекать знания из представленных в экспозициях музейных предметов. Главным принципом комплектования школьных музейных фондов и непосредственно экспозиций была образовательная полезность экспоната для учебного процесса, возможность конкретизировать и расширить знания детей, почерпнутые при изучении школьных курсов истории, литературы, мировой художественной культуры, географии и пр. [2, c. 33]

В целом же под названием «школьный музей» понимался наглядный, зачастую собранный или выполненный учащимися материал, предназначенный для демонстрации на уроках. Тем самым школьные музеи формировали у учащихся столь необходимый для развития личности опыт применения знаний в контексте реальных жизненных ситуаций [2, c. 37].

Главными задачами школьного музея Боевой славы являются [5, c. 49]:

  • формирование высокого патриотического сознания;
  • воспитание чувства верности своему Отечеству;
  • формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, по защите интересов своей Родины;
  • воспитание подрастающего поколения с ориентацией на общечеловеческие ценности.

На основе «Примерного положения о музее образовательного учреждения» (школьном музее) мы определили особенности правового положения школьного музея боевой славы.

  1. Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием памятников истории.
  2. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.
  3. Школьный музей создается под руководством педагогов и при участии общественности.
  4. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он экспонирует подлинные документы и предметы.
  5. Стержнем любого музея является история.

Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в осуществлении направлений музейной деятельности. Участие их в изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведение экскурсий, вечеров, конференций, встреч с ветеранами войны и с интересными людьми способствует заполнению их досуга, овладению различными приемами и навыками краеведческой и музейной работы.

Одно из условий формирования патриота - воспитание правдой. Правда жизни, исторических событий ВОВ, никакой фальсификации. Только активная информация воспринимается учащимися как явление действительности и соотносится с реальной практической деятельностью школьников в рамках организованного коллектива, в том числе и во внешней среде.

Каждый учитель и классный руководитель может использовать воспитательные возможности школьного музея, начиная с обзорной экскурсии, для своего класса, проводя различные мероприятия, уроки в рамках работы и в условиях музея, занимаясь поисковой деятельностью.

В помещении музея проводятся различные формы занятий: музейные уроки, уроки мужества, уроки-диспуты, уроки памяти, исторические игры, конкурсы и викторины. Большую ценность в музее представляют документы о героях ВОВ, книги, фотоальбомы, макеты памятников, предметы военного времени.

Специфика школьного музея состоит в том, что экспозиции создаются руками ребят. Обычная музейная работа — поиск материалов, исследования, пропаганда культурных ценностей — для руководителя школьного музея это средство воспитания, возможность выхода на новый компетентностный подход в образовании. Образовательная среда, создаваемая деятельностью музея, способна изменить и формы воспитательной работы школы. Работая с подлинными предметами, разрабатывая и осуществляя социально значимые проекты, учащиеся совершенно по-другому относятся к своей деятельности. Невозможно «играть» в музей, когда на тебе ответственность за реальные ценности, относящиеся к истории и культуре края.

Основополагающим элементом школьного музея является экспозиция. Именно через нее идет чувственное восприятие информации, в процессе ее создания осуществляется образовательная функция. Создание новой экспозиции предполагает осуществление поисковой, исследовательской, оформительской и экскурсионной работы [5, c. 56].

Благодаря визуально представленному материалу музей обладает особым воздействием на эмоциональную сферу, которая в свою очередь имеет решающее значение для раскрытия творческого потенциала личности. «Культурно-исторический же контекст музейных предметов позволяет создавать в сознании образы, адекватные исторической реальности, возбуждать ценностные переживания, создавать атмосферу «подлинной встречи» [5, c. 57].

Выводы: В разные исторические периоды государство формулирует потребности общества, которые влияют на цели и содержание образования. Смена парадигмы в современном образовании устанавливает требования, нацеленные на достижение гражданско-патриотических результатов обучения и воспитания, которые характеризуются как важный образовательный приоритет. Воспитывая соответствующую новым стандартам всесторонне развитую личность и прививая национальные ценности, учитель ориентирован на «портрет выпускника начальной школы, любящего свой народ, свой край и свою Родину».

Деятельность учителя в урочное и внеурочное время направлена на создание благоприятных условий для формирования и проявления обучающимися гражданской и нравственной позиции, пробуждение интереса к истории своей семьи и малой Родины.

Список использованной литературы

  1. Алиева С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - N 9. - С. 17-20.
  2. Ветюхина Е.В. Музейная педагогика в гражданско-патриотическом воспитании / Е.В. Ветюхина. - М., Школьная книга, 2009. - 188 с.
  3. Воронова Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с.
  4. Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н. А. Ивашкина // Начальная школа. - 2007. - N 7. - С. 29-33.
  5. Козлова Л.К. Педагогические условия и принципы реализации образовательного потенциала школьных музеев (на примере патриотического воспитания): дис. … канд. пед. наук / Л.К. Козлова.-  М., 2014. - 218 с.
  6. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Хабаровск / Т.М. Маслова, 2007. – 25 с.
  7. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. — Режим доступа : http://zakonobobrazovanii.ru.
  8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва // Российская газета (Федеральный выпуск). — 2015. — 8 июня — № 6693 (122). — Режим доступа : https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — Москва : Просвещение, 2011. — 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.

Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса  "Воинская слава моей семьи"....

Патриотическое воспитание младших школьников через музей

Данный материал раскрывает вопросы о мотивации школьников к изучению истории семьи и малой Родины...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное" в школьном музее Боевой славы

Конспект урока по русскому языку, посвящённый Ивану Флёрову и боевой машине "Катюша"....

Модернизация работы музея Боевой Славы, как центра патриотического воспитания младших школьников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственн...