Рабочая программа по русскому языку (3 класс, УМК "Начальная школа XXI века")
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Шатько Татьяна Александровна

Программа содержит пояснительную записку, УТП, приложение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку

(3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»

Пояснительная  записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания начального общего образования и Требований к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа./[сост. Е. С. Савинов].- 4-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения), Программы курса «Русский язык» для 3 класса / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана - Граф, 2012 и учебника: Иванов С.В., А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 3 класс в 2 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013 /, Примерной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Основная образовательная школа №6». В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для  начального общего образования.

Концепция (основная идея) программы  рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.

             Особенностью программы предмета «Русский язык» является блоковая подача материала – система уроков, реализующая общую цель обучения. В рамках одного блока реализуется только одна цель. Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.

        Цель программы: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Основные задачи организации учебной деятельности для реализации первой цели: нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение.

        Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее: грамотное и безошибочное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний; навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений; разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

    Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.

     В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации; выбор языковых средств для адекватной передачи мысли; контроль за безошибочным письмом; выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

    Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.

   В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако, на скрытом уровне, работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык».

   Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, а в блоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т. п.

   Такое структурирование курса позволяет: успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления; решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)

Цели дидактики начальной школы не соответствуют современным требованиям к образованию младшего школьника. Образовательная система «Начальная школа 21 века»  ставит перед учителем задачу найти возможно более целесообразный путь устранения противоречий, характерных сегодня  для начальной школы.

Общая характеристика курса

Систематический курс «Русский язык» представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.

 Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.

 Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

     Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.

Содержание  программы (170ч)

        1. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)

Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова. Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу.

Синтаксис. Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.

Морфология. Части речи: деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.

Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

        2. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (54 ч)

Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.

Правописание надежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).

        3. «Развитие речи» (30 ч)

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

        4. Резервные уроки (24 ч)

Планируемые результаты обучения

         Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык» являются следующие умения и качества: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи; любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме  общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.   Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметные результаты обучения

     Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

        Средством формирования регулятивных  УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД: вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

        Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

    Коммуникативные УУД: оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Предметные результаты

Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов;  освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

К концу обучения ученик научится: принимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать, классифицировать; контролировать и оценивать, в том числе, и свою работу; работать с моделями; осознавать учебную задачу, характеризовать последовательность выполнения учебных действий; выделять общее и частное, общее и различное, устанавливать простейшие связи и закономерности; выявлять известное и неизвестное, устанавливать связь между ними, находить собственные нестандартные способы решения, производить самостоятельно проверку решения, объяснять причины сделанных ошибок.

К концу обучения ученик получит возможность научиться решать практические задачи: проводить фонетический анализ слова и разбора слова по составу; характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки); составлять план текста (при помощи учителя); применять правила правописания: падежных окончаний имён существительных; суффиксов имён существительных -онок- (-ёнок-), -ек-, -ик-, ост(ь)-; падежных окончаний имён прилагательных; словарных слов, определённых программой; постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Методическое сопровождение

Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект  допущен Министерством образования РФ.

Методические и учебные пособия для учителя

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Примерная основная образовательная программа МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6».

Беседы  с  учителем:  Методика  обучения:  3 класс  / Под  ред. Л.Е. Журовой.-М.: Вентана – Граф,2007.

Иванов С.В., А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 3 класс в 2 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Кузнецова М.И.   Русский  язык: Рабочая  тетрадь №1,2  для  учащихся  общеобразовательных  учреждений  - М.:  Вентана – Граф,  2013.

Проверочные  тестовые  работы.  Русский  язык: 3  класс Л.Е.  Журова,  А.О.  Евдокимова,  Е.Э. Кочурова. – М.:  Вентана – Граф, 2012

Романова В.Ю., Петленко Л.В.  Русский язык в начальной школе: контрольные работы, диктанты, изложения /В.Ю. Романова, Л.В. Петленко / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 2-е изд., исправл. (Оценка знаний)

Литература для учащихся

Иванов С.В., А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 3 класс в 2 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Кузнецова М.И. Русский  язык: Рабочая  тетрадь №1,№2 для  учащихся   общеобразовательных учреждений  - М.: Вентана – Граф, 2013.

Интернет-ресурсы:

 www festival. ru

 www.it -n. ru

  www.openclass.ru

учебно-тематическое планирование

п\п

наименование

раздела

программы

тема урока

УУД

вид

контроля

домашнее
задание

дата проведения

корректировка

ИКТ

1

1 четверть (45ч) Фонетика

Повторение по теме: «Фонетика»

Ориентироваться в  целях и задачах урока, планировать свои действия; характеризовать признаки звуков; исправлять ошибки.

текущий

упр. 4

2

Правописание

Правила  написания большой
буквы

Использовать данное правило для решения практических задач; учитывать степень сложности задания.

текущий

упр. 3

3

Как устроен наш язык

Фонетический анализ слова

Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения; использовать транскрипцию; преобразовывать информацию.

текущий

упр. 4

4

Правописание

Правила переноса слов

Анализировать высказывание и формулировать на основе анализа ответ на вопрос; объяснять ошибки в делении слов  для переноса; сопоставлять различия деления слов на слоги и для переноса.

текущий

упр. 2 или 4

5

Развитие речи

Повторение по теме: «Текст, его признаки и типы»

Определять тип текста, признаки каждого типа, количество абзацев; формулировать основную мысль текста; подбирать заголовки; создавать тексты; обосновывать свое мнение.

текущий

упр. 2 или 6

6

Как устроен наш язык

Фонетический анализ слова

Объяснять различие в звуко-буквенном составе слова; осуществлять самоконтроль.

текущий

упр. 5

7

Правописание

Правила обозначения гласных после шипящих

Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения; использовать транскрипцию; преобразовывать информацию.

текущий

упр. 3

8

Как устроен наш язык

Состав слова

Находить общую часть в группе слов; знакомиться с понятиями «корень», «однокоренные слова»; различать родственные слова и формы одного и того же слова.

текущий

упр. 5

9

Правописание

Правописание безударных гласных в корне слова

Наблюдать, сопоставлять и сравнивать написание ударных и безударных гласных; фиксировать место изучаемой орфограммы. Подбирать проверочные слова; планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки.

текущий

упр. 4

10

Развитие речи

Признаки и типы текста

Различать типы текстов по определенным признакам.

текущий

упр. 2 или 4

11

Как устроен наш язык

Разбор слов по составу

Определять способ образования слов; подбирать слова к заданным моделям; выбирать из текста слова по заданным основаниям.

текущий

упр. 4 или 5

12

Входной мониторинг

Применять полученные знания; контролировать свои действия.

тематический

упр. 4

13

Правописание

Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм

Высказывать и аргументировать свою точку зрения; объяснять правильное написание слов; обосновывать применение разных способов работы над ошибками.

текущий

упр. 4

14

Правописание согласных в корне

Использовать алгоритм проверки орфограммы;

классифицировать слова по заданным основаниям (работа в парах).

текущий

Р. т., упр. 4

15

Как устроен наш язык

Словообразование

Образовывать слова по заданным моделям; выделять части слова; осуществлять взаимный контроль при работе в парах.

тематический

Р. т., упр. 6

16

Правописание

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Объяснять допущенные ошибки; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность его выполнения.

текущий

упр. 3

17

Развитие речи

Диктант по теме: « Повторение пройденных орфограмм»

Применять изученные привила; контролировать свои действия при решении практических задач; фиксировать место орфограммы в слове; подбирать проверочные слова.

промежуточный

Р. т., упр. 5

18

Как устроен наш язык

Разбор слова по составу. Словообразование. Работа над ошибками

Высказывать и аргументировать свою точку зрения; объяснять правильное написание слов; обосновывать применение разных способов работы над ошибками.

текущий

упр. 2 или 5

19

Правописание

Повторение по теме: « Правописание суффиксов»

Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило написания суффиксов; планировать свою работу; формулировать цель урока после обсуждения правила.

тематический

упр. 3

20

Повторение по теме: « Правописание приставок»

Находить слова по заданному основанию; осуществлять взаимный контроль (работа в парах).

текущий

упр. 3

21

Развитие речи

Заглавие и начало текста

Понимать текст; высказывать предположение о связи предложений в тексте; устанавливать соответствие/ несоответствие заголовка и текста; аргументировать свою точку зрения.

текущий

упр. 5

22

Как устроен наш язык

Предложение и его смысл. Слова в предложении

Понимать информацию, представленную в виде рисунка; наблюдать за интонационным оформлением предложений, устанавливать ситуации, в которых они могут быть произнесены.

текущий

упр. 4

23

Виды предложения по цели высказывания и интонации

Определять вид предложения; наблюдать за изменением формы слова.

текущий

упр. 1

24

Как устроен наш язык

Последовательность предложений в тексте

Наблюдать за последовательностью предложений в тесте; восстанавливать деформированный текст; обнаруживать нарушение, исправлять ошибки.

текущий

упр. 1

25

Деление текста на абзацы. Списывание по теме: «Правописание безударных гласных в корне  слова»

Делить текст на абзацы, отрабатывать умение применять правило.

тематический

упр. 5

26

Главные члены предложения

Ознакомиться с главными членами предложения, находить их в предложении.

текущий

упр. 4 или 5

27

Правописание

Повторение правописания разделительного твердого и разделительного мягкого знаков. Словарный диктант №1

Характеризовать функции Ь и Ъ; использовать транскрипцию для решения практических задач; оценивать правильность выполнения заданий.

Текущий

Р. т., упр. 1, 2, 4 (по выбору)

28

Главные члены предложения

 Находить их в предложении.

Текущий

Р. т., упр. 4

29

Правописание приставок

Различать приставки и предлоги; составлять слова по моделям; группировать слова по заданному основанию; осуществлять взаимный контроль (работа в парах)

текущий

упр. 4

30

Правописание приставок, оканчивающихся на -з-, -с-

Наблюдать за приставками, оканчивающихся на -з-, -с-; группировать слова по предложенному основанию; фиксировать место изучаемой орфограммы.

текущий

Р. т., упр. 3

31

Как устроен наш язык

Подлежащее

Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; контролировать свои действия.

текущий

Р. т., упр. 4,5

32

Сказуемое

Отрабатывать умение применять правило; группировать слова по заданному признаку.

текущий

Р. т., упр. 3

33

Правописание

Правило правописания согласных в корне

Подбирать проверочные слова; планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки.

текущий

Р.т., инд-но

34

Как устроен наш язык

Сказуемое

Понимать алгоритм нахождения сказуемого и использовать его при решении практических задач.

текущий

упр. 3

35

Развитие речи

Написание писем

Составлять план текста письма, анализировать, устанавливать причины ошибок; оказывать взаимопомощь (работа в парах).

текущий

Р. т., упр. 1

36

Правописание

Второстепенные члены предложения

Отрабатывать умение применять правило; группировать слова.

текущий

Р. т., упр. 3

37

Контрольная работа по теме: «Простое предложение» (тест)

Отрабатывать умение применять правило; планировать собственную запись в соответствии с условием упражнения.

промежуточный

Р. т., упр. 1

38

Работа над ошибками. Повторение пройденных орфограмм

Отрабатывать умение применять привило; находить слова с заданной орфограммой; выполнять алгоритм работы над ошибками.

тематический

упр. 3

39

Как устроен наш язык

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

Осуществлять взаимный контроль (работа в парах); разбирать предложения.

текущий

упр. 4

40

Правописание

Правописание приставки -с-

Использовать алгоритм проверки орфограммы; выбирать слова по заданному основанию; осуществлять самопроверку.

текущий

Р. т., упр. 1

41

Как устроен наш язык

Обстоятельство

Осуществлять взаимный контроль; контролировать действия партнера.

текущий

Р. т., упр. 4 или 5

42

Развитие речи

Написание писем

Составлять план текста письма, анализировать, устанавливать причины ошибок; оказывать взаимопомощь (работа в парах).

текущий

Р. т., упр. 6

43

Как устроен наш язык

Определение

Контролировать свои действия, разбирать предложения.

текущий

упр. 3

44

Повторение пройденного материала

Объяснять собственные действия при подборе проверочных слов и указывать тип орфограммы; осуществлять самоконтроль.

текущий

упр. 3

45

Повторение пройденного материала

Осуществлять самоконтроль.

текущий

Р.т., инд-но

46

2 четверть (37 ч)

Правописание

Правописание слов с двумя корнями

Подбирать проверочные слова; доказывать свою точку зрения; оказывать взаимопомощь (работа в парах).

текущий

упр. 5

47

Определение

Контролировать свои действия, разбирать предложения.

текущий

Р. т., упр. 42

48

Соединительные гласные -о-, -е-

Находить слова с соединительными гласными, разбирать их по составу.

текущий

Р. т., упр. 43

49

Развитие речи

Написание писем

Составлять план текста письма, анализировать, устанавливать причины ошибок; оказывать взаимопомощь (работа в парах).

текущий

упр. 2

50

Как устроен наш язык

Дополнение

Контролировать свои действия, разбирать предложения.

текущий

упр. 5

51

Правописание

Правописание о, ё после шипящих

Знакомиться с алгоритмом правописания о, ё после шипящих; контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.

текущий

Р. т., упр. 49, 50 (по выбору)

52

Как устроен наш язык

Дополнение

Контролировать свои действия, разбирать предложения.

текущий

упр. 3

53

Развитие речи

Написание писем

Составлять план текста письма, анализировать, устанавливать причины ошибок; оказывать взаимопомощь (работа в парах).

текущий

Р. т., упр. 51

54

Как устроен наш язык

Однородные члены предложения

Использовать алгоритм нахождения однородных членов предложения; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий.

текущий

Р.т., инд-но

55

Правописание

Обозначение звука -ы- после звука -ц-

Отрабатывать умение применять правило; группировать слова.

текущий

Р.т., инд-но

56

Контрольная работа по теме: «Простое предложение, члены простого предложения»

Использовать полученные знания, осуществлять самоконтроль.

тематический

упр. 3 или 6

57

Работа над ошибками. Повторение пройденных орфограмм

Выполнять алгоритм работы над ошибками; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах).

текущий

упр. 3

58

Однородные члены предложения

Наблюдать за группами слов, составлять предложения с однородными членами, используя  алгоритм нахождения; контролировать свои действия в соответствии с алгоритмом.

текущий

упр. 2 или 4

59

Знаки препинания при однородных членах предложения

Ознакомиться с расстановкой знаков препинания при однородных членах; использовать полученные знания на практике.

текущий

Р.т., инд-но

60

Развитие речи

Написание писем

Составлять план текста письма, анализировать, устанавливать причины ошибок; оказывать взаимопомощь (работа в парах).

текущий

упр. 4

61

Как устроен наш язык

Однородные члены предложения

Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах).

текущий

упр. 1

62

Правописание

Знаки препинания при однородных членах предложения

Отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при однородных членах.

текущий

Р. т., упр. 57

63

Однородные члены предложения

Отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при однородных членах.

текущий

упр. 5

64

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Отрабатывать навыки расстановки знаков препинания при однородных членах.

текущий

Р. т., упр. 59

65

Диктант по теме: « Правописание слов с изученными орфограммами»

Применять полученные знания на практике; учитывать степень сложности задания, определять для себя возможность его выполнения.

тематический

Р.т., инд-но

66

Повторение по теме: «Фонетика. Состав слова». Работа над ошибками

Образовывать слова по заданным моделям; выделять части слова; осуществлять взаимный контроль при работе в парах.

текущий

упр. 3

67

Повторение пройденного материала. Словарный диктант №2

Обосновывать выбор правильного написания слов; фиксировать орфограмму.

текущий

Р. т., упр. 61

68

Как устроен наш язык

Части речи

Отрабатывать умение применять правило; планировать собственную запись в соответствии с условием упражнения.

текущий

упр. 2

69

Части речи

Отрабатывать умение применять правило; планировать собственную запись в соответствии с условием упражнения.

текущий

упр. 3

70

Самостоятельные и служебные части речи

Находить служебные и самостоятельные слова; принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.

текущий

упр. 4

71

Самостоятельные и служебные части речи

Находить служебные и самостоятельные слова; принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.

текущий

Р.т., с. 66

72

Имя существительное

Знакомиться с именами существительными;  находить, наблюдать за их использованием.

текущий

Р. т., упр. 67

73

Имя существительное

Знакомиться с именами существительными;  находить, наблюдать за их использованием.

текущий

Р. т., упр. 68

74

Развитие речи

Написание изложения

Понимать текст; наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; подбирать заголовок, обосновывать свой выбор.

текущий

упр. 2

75

Как устроен наш язык

Род имен существительных. Работа над ошибками

Выполнять алгоритм работы над ошибками; определять род иен существительных.

текущий

упр. 2

76

Род имен существительных

Определять род иен существительных.

текущий

упр. 5 или 6

77

Диктант по теме: « Правописание изученных орфограмм»

Подбирать проверочные слова; планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки.

тематический

упр. 2

78

Правописание

Работа над ошибками.

Выполнять алгоритм работы над ошибками.

текущий

Р. т., упр. 71

79

Развитие речи

Написание изложения

Понимать текст; наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; подбирать заголовок, обосновывать свой выбор.

текущий

упр. 3

80

Правописание

Промежуточный мониторинг

Контролировать собственные действия; обосновывать выбор правильного выполнения заданий.

промежутьчный

упр. 4

81

Работа над ошибками.

Выполнять алгоритм работы над ошибками.

текущий

упр. 5

82

Повторение пройденного материала

Повторить пройденный материал, устанавливать способы проверки в зависимости от типа орфограммы; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий.

текущий

упр. 1

83

3 четверть  (51 ч) Как устроен наш язык

Имя существительное. Число имен существительных

Различать имена существительные по числам.

текущий

упр. 5

84

Правописание

Правописание     мягкого     знака после шипящих у    имен  существительных. Словарный диктант № 3

Понимать информацию, представленную в виде рисунков, сопоставлять ее с текстами; высказывать предположение об условиях написания-ь-; знакомиться с алгоритмом написания слов с -ь-; контролировать свои действия.

текущий

Р.т., инд-но

85

Правописание     мягкого     знака после шипящих у    имен  существительных

Понимать информацию, представленную в виде рисунков, сопоставлять ее с текстами; высказывать предположение об условиях написания-ь-; знакомиться с алгоритмом написания слов с -ь-; контролировать свои действия.

текущий

упр. 4 или 5

86

Как устроен наш язык

Число имен существительных

Использовать имена существительные  единственного и множественного числа.

текущий

Р.т., инд-но

87

Изменение  имен  существительных  по   числам

Наблюдать за изменением имен существительных.

текущий

упр. 5

88

Изменение  имен  существительных  по   числам

Наблюдать за изменением имен существительных.

текущий

упр. 5

89

Развитие речи

Написание изложения

Понимать текст; наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; подбирать заголовок, обосновывать свой выбор.

текущий

упр. 6

90

Как устроен наш язык

Изменение  имен существительных  по падежам. Работа над ошибками

Контролировать свои действия при определении падежей у имен существительных; устанавливать тип орфограммы; аргументировать правильность выбранного способа проверки.

текущий

упр. 4

91

Падеж  имен существительных

Контролировать свои действия при определении падежей у имен существительных.

текущий

упр. 2

92

Падеж  имен существительных

Контролировать свои действия при определении падежей у имен существительных.

текущий

упр. 2

93

Правописание

Слова   с  удвоенными  согласными  в корне   слова

Наблюдать за данными словами; разбирать их по составу.

текущий

упр. 5

94

Развитие речи

Написание писем.

Составлять план текста письма, анализировать, устанавливать причины ошибок; оказывать взаимопомощь (работа в парах).

текущий

упр. 4

95

Как устроен наш язык

Падеж  имен существительных Словарный диктант № 4

Контролировать свои действия при определении падежей у имен существительных.

текущий

96

Контрольная работа на тему: «Части речи. Род и число имён существительных» (тест)

Осознавать особенности способов проверки орфограмм; учитывать степень сложности задания, определять для себя возможность его выполнения.

тематический

упр. 3

97

Правописание

Работа над ошибками. Написание суффикса -ок- в именах существительных

Находить, объяснять допущенные ошибки; устанавливать место и тип орфограммы; анализировать языковой материал, обсуждать проблемные вопросы.

текущий

упр. 1

98

Как устроен наш язык

Падеж  имен существительных

Контролировать свои действия при определении падежей у имен существительных.

текущий

упр. 3

99

Правописание

Правописание суффиксов –ец-,  –иц- и сочетаний –ичк-, -ечк-.

Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило написания  данных суффиксов и сочетаний; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию.

текущий

упр. 4

100

Правописание суффиксов –ец-,  –иц- и сочетаний –ичк-, -ечк-.

Распознавать изученные орфограммы; осуществлять взаимо- и самоконтроль при решении практических задач.

текущий

упр. 2

101

Развитие речи

Работа с текстом

Наблюдать за структурой текста; восстанавливать начало предложенного текста; обсуждать правильность выбора, аргументировать свой выбор.

текущий

упр. 3

102

Как устроен наш язык

Склонение  имен  существительных

Определять склонение имен существительных, используя правило.

текущий

упр. 1

103

Правописание

Правописание сочетаний –инк-, -енк-

Наблюдать за языковым материалом, использовать правило написания  данных сочетаний.

текущий

упр. 3

104

Как устроен наш язык

Диктант по теме: «Ь после шипящих на конце имен существительных»

Подбирать проверочные слова; планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки.

тематический

упр. 4

105

Правописание

Правописание  безударных  окончаний  имен существительных  1 склонения. Работа над ошибками

Определять место орфограммы в слове; соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов; доказывать свою позицию.

текущий

Р.т., инд-но

106

Развитие речи

Работа с текстом

Составлять тексты по заданным основаниям; сравнивать их; оказывать взаимопомощь (работа в парах).

текущий

упр. 4

107

Как устроен наш язык

Склонение имен существительных

Определять склонение имен существительных, используя правило.

текущий

упр. 1

108

Контрольная работа по теме: «Род, число, падеж имён существительных» (тест)

Осознавать особенности способов проверки орфограмм; учитывать степень сложности задания, определять для себя возможность его выполнения.

тематический

упр. 7

109

Правописание

Правописание  безударных  окончаний  имен существительных 1 склонения. Работа над ошибками

Находить, объяснять допущенные ошибки; устанавливать место и тип орфограммы; анализировать языковой материал, обсуждать проблемные вопросы.

текущий

упр. 3 или 5

110

Как устроен наш язык

Имена  существительные  одушевленные и  неодушевленные.

Различать и находить в тексте данные имена существительные.

текущий

Р.т., инд-но

111

Правописание

Правописание  безударных  окончаний   имен  существительных  2 склонения

Знакомиться с алгоритмом написания окончаний имен существительных 2 склонения; контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом; понимать и преобразовывать в текст информацию.

текущий

упр. 4

112

Развитие речи

Написание изложения

Устанавливать способы проверки в зависимости от типа орфограммы; осуществлять самоконтроль. 

текущий

упр. 2

113

Как устроен наш язык

Имена  существительные  одушевленные и  неодушевленные. Работа над ошибками.

Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию.

текущий

упр. 5

114

Правописание

Правописание  безударных  окончаний   имен  существительных  2 склонения

Использовать алгоритм написания окончаний имен существительных 2 склонения; контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.

текущий

упр. 5 или 6

115

Как устроен наш язык

Имена существительные собственные   и  нарицательные

Различать и находить в тексте данные имена существительные.

текущий

Р.т., инд-но

116

Правописание

Правописание  гласных   в окончаниях имен существительных после  шипящих  и   Ц

Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило написания гласных; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию.

текущий

Р.т., инд-но

117

Правописание  гласных   в окончаниях имен существительных после  шипящих  и   -ц-. Словарный диктант №5

Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило написания гласных; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию.

текущий

упр. 5

118

Развитие речи

Написание изложения

Понимать текст; наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; подбирать заголовок, обосновывать свой выбор.

текущий

упр. 4

119

Как устроен наш язык

Способы  образования имен  существительных. Работа над ошибками.

Ознакомиться со способами образования имен существительных; устанавливать место орфограммы в слове; объяснять написание слов; фиксировать место орфограммы.

текущий

упр. 3 или 4

120

Правописание

Правописание   безударных окончаний   имен существительных 3 склонения

Использовать алгоритм написания окончаний имен существительных 3 склонения; контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом.

текущий

Р.т., инд-но

121

Как устроен наш язык

Способы образования имен существительных

Высказывать предположение о возможных способах образования имен существительных.

текущий

упр. 2 или 3

122

Правописание

Правописание   безударных окончаний   имен существительных 3 склонения

Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило написания безударных окончаний; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию.

текущий

упр. 5

123

Развитие речи

Написание изложения

Понимать текст; обнаруживать неполноту текста; заканчивать текст; устанавливать место орфограммы в слове, подбирать  нужный способ проверки; осуществлять самопроверку.

текущий

упр. 3 или 4

124

Правописание

Применение орфографических правил. Работа над ошибками.

Устанавливать способы проверки в зависимости от типа орфограммы; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий.

текущий

Р.т., инд-но

125

Итоговый диктант по теме: «Повторение  пройденных орфограмм»

Подбирать проверочные слова; планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки.

тематический

упр. 4

126

Работа над ошибками. Правописание безударных  окончаний   имен существительных 1, 2,  3  склонения

Наблюдать особенности написания безударных  окончаний   имен существительных 1, 2,  3  склонения; анализировать предложенный алгоритм проверки орфограммы.

текущий

упр. 4 или 3

127

Как устроен наш язык

Имя прилагательное

Группировать слова по заданным основаниям.

текущий

упр. 2

128

Правописание

Правописание  окончаний   имен  существительных  множественного  числа

Объяснять собственные действия при подборе проверочных слов и указывать тип орфограммы; осуществлять самоконтроль.

текущий

упр. 3 или 5

129

Итоговая контрольная работа  по теме: «Повторение изученных орфограмм» (тест)

Устанавливать способы проверки в зависимости от типа орфограммы; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий.

итоговый

Р.т., инд-но

130

Развитие речи

Работа над ошибками. Работа  с деформированным текстом

Находить, объяснять допущенные ошибки; устанавливать место и тип орфограммы; анализировать языковой материал, обсуждать проблемные вопросы.

текущий

упр. 5

131

Как устроен наш язык

Имя прилагательное

Дать определение имени прилагательному; работать над языковым материалом.

текущий

упр. 1

132

Правописание

Правописание  безударных  окончаний   имен  существительных

Отрабатывать умение применять привило; находить слова с заданной орфограммой.

текущий

упр. 4

133

Правописание имен существительных на -ий, -ия-,  -ие-. Повторение  правил  правописания  безударных  окончаний   имен  существительных

Объяснять собственные действия при подборе проверочных слов и указывать тип орфограммы; осуществлять самоконтроль.

текущий

упр. 3

134

Применение орфографических правил

Подбирать проверочные слова; планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки.

текущий

Р.т., инд-но

135

4 четверть (36ч)  Как устроен наш язык

Качественные имена прилагательные

Знакомиться с качественными прилагательными; определить их особенности; работать с текстом.

текущий

упр. 3

136

Качественные имена прилагательные. Словарный диктант №6

Знакомиться с качественными прилагательными; определить их особенности.

текущий

упр. 2

137

Развитие речи

Изложение с элементами сочинения

Устанавливать способы проверки в зависимости от типа орфограммы; осуществлять самоконтроль.

текущий

упр. 3 или 6

138

Правописание

Правописание  окончаний  имен  прилагательных. Работа над ошибками.

Контролировать свои действия при написании окончаний имен прилагательных; выполнять алгоритм работы над ошибками.

текущий

Р.т., инд-но

139

Развитие речи

Написание изложения

Выявлять наличие в тексте изученных орфограмм; объяснять способ проверки орфограмм; осуществлять взаимный контроль.

текущий

упр. 6

140

Как устроен наш язык

Правописание  окончаний  имен  прилагательных. Работа над ошибками.

Объяснять собственные действия при подборе проверочных слов и указывать тип орфограммы; осуществлять самоконтроль.

текущий

упр. 4

141

Краткая форма  качественных  прилагательных

Образовывать краткую форму имен прилагательных.

текущий

упр. 3 или 4

142

Правописание

Контрольное списывание по теме: «Окончания  имен прилагательных»

Выявлять наличие в тексте изученных орфограмм; объяснять способ проверки орфограмм; осуществлять взаимный контроль.

тематический

Р.т., инд-но

143

Развитие речи

Написание сочинения.

Понимать текст; наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; подбирать заголовок, обосновывать свой выбор.

текущий

упр. 4

144

Как устроен наш язык

Относительные  имена  прилагательные. Работа над ошибками.

Находить ошибки в работе, исправлять их, объяснять правильное написание; обосновывать правильность подбора проверочных слов.

текущий

Р.т., инд-но

145

Правописание

Правописание  относительных  имен  прилагательных. Словарный диктант №7

Находить, исправлять ошибки в словарных диктантах.

текущий

Р.т., инд-но

146

Как устроен наш язык

Образование  относительных  имен  прилагательных

Образовывать относительные имена прилагательные; работать с текстом.

текущий

Р.т., инд-но

147

Правописание

Правописание  относительных  имен  прилагательных

Объяснять правильное написание относительных имен прилагательных.

текущий

упр. 3

148

Развитие речи

Написание сочинения

Подбирать проверочные слова; доказывать свою точку зрения; оказывать взаимопомощь (работа в парах).

текущий

упр. 5

149

Правописание

Правописание  относительных  имен  прилагательных. Работа над ошибками.

Объяснять правильное написание слова; применять алгоритм работы над ошибками, контролировать свои действия при его использовании.

текущий

упр. 3

150

Как устроен наш язык

Притяжательные  имена  прилагательные

Находить притяжательные имена прилагательные; работать с текстом.

текущий

упр. 2

151

Правописание

Правописание  притяжательных  имен  прилагательных

Объяснять правильное написание притяжательных имен прилагательных.

текущий

Р.т., инд-но

152

Как устроен наш язык

Повторение по теме: «Имя прилагательное»

Применять полученные знания; обосновывать свои ответы.

тематический

Р.т., инд-но

153

Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное и его грамматические признаки» (тест)

Применять изученные привила; контролировать свои действия при решении практических задач; фиксировать место орфограммы в слове; подбирать проверочные слова.

тематический

упр. 3

154

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Фонетика. Состав слова»

Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия; составлять слова из предложенных частей слова; фиксировать орфограммы.

тематический

упр. 6

155

Правописание

Правописание   краткой  формы  имён  прилагательных

Применять изученные привила.

текущий

упр. 5

156

Как устроен наш язык

Местоимение

Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию.

текущий

Р.т., инд-но

157

Развитие речи

Работа с текстом

Определять тип текста по заглавию; составлять планы; исправлять деформированный текст; восстанавливать последовательность абзацев.

текущий

Р.т., инд-но

158

Правописание

Диктант по теме: «Правописание пройденных орфограмм» (годовой)

Применять полученные знания при написании предложенного текста; учитывать степень сложности задания, определять для себя возможность его выполнения.

тематический

упр. 4

159

Как устроен наш язык

Работа над ошибками. Личные  местоимения

Находить ошибки в подборе проверочных слов; контролировать свои действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками.

текущий

упр. 3

160

Личные местоимения

Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию.

текущий

упр. 1

161

Правописание

Правописание местоимений с предлогами

Отрабатывать умение применять привило; находить слова с заданной орфограммой.

текущий

упр. 5

162

Как устроен наш язык

Изменение местоимений

Наблюдать за языковым материалом, формулировать правило; планировать свою работу; группировать слова по заданному основанию.

текущий

упр. 2

163

Правописание

Итоговый мониторинг

Устанавливать орфограмму, обосновывать правильность написания; находить ошибки в подборе проверочных слов и в написании слов; определять причину допущенных ошибок.

итоговый

упр. 4

164

Повторение пройденного

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Правописание пройденных орфограмм»

Обосновывать выбор правильного написания слов; фиксировать орфограмму.

тематический

упр. 2

165

Повторение по теме: «Имена существительные» (тест)

Использовать полученные знания, осуществлять самоконтроль.

тематический

Р.т., инд-но

166

Повторение по теме: «Правописание имен существительных»

Применять полученные знания.

тематический

Р.т., инд-но

167

Повторение по теме: «Имена прилагательные»

Применять полученные знания.

тематический

упр. 3.

168

Повторение по теме: «Местоимения»

Применять полученные знания.

тематический

Р.т., инд-но

169

Повторение по теме: «Применение изученных орфограмм»

Применять полученные знания.

тематический

Р.т., инд-но

170

резерв

Выполнение практической части

Диктант - 6

1 четверть: по теме: «Повторение пройденных орфограмм»

2 четверть: по теме: «Правописание изученных орфограмм», по теме: «Правописание слов с изученными орфограммами»

3 четверть: по теме: «Повторение пройденных орфограмм», по теме: «Ь после шипящих на конце имен существительных»

4 четверть: по теме: «Правописание пройденных орфограмм» (годовой)

Тестирование - 7

1 четверть: по теме: «Простое предложение»

2 четверть: по теме: «Простое предложение, члены простого предложения»

3 четверть: по теме: «Повторение пройденных орфограмм», по теме: « Род, число, падеж имени существительного»

4 четверть:  по теме: «Имя существительное», по теме: «Имя прилагательное и его грамматические признаки», по теме: «Части речи. Род и число имени существительного»

Контрольное списывание - 2

1 четверть: по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова» (с грамматическим заданием)

4 четверть: по теме: «Окончания имен прилагательных» (с грамматическим заданием)

Словарный диктант - 7

1 четверть: №1

2 четверть: №2

3 четверть: №3, №4, №5

4 четверть: №6, №7

Мониторинг – 3

1 четверть: входной; 2 четверть: промежуточный; 4 четверть: итоговый

приложение

Раздел программы

Характеристика деятельности учащихся

«Как устроен наш язык»

Ориентироваться в целях и задачах урока с учетом названия темы, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения (рубрика «Давай подумаем»). Осуществлять взаимный контроль, оказывать помощь товарищу, контролировать его действия (работа в парах), учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/ невозможность его выполнения. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Формулировать ответ на проблемный вопрос. Выбирать слова по заданным признакам. Контролировать правильность и аккуратность записи. Задавать вопросы к словам. Формулировать цель урока после обсуждения правила. Формулировать вывод на основе наблюдения. Осуществлять самоконтроль с опорой на рубрику «Проверь себя». Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач. Доказывать свою точку зрения. Опознавать слова по их словообразовательным значениям. Работать со словарями.

«Правописание»

Использовать правило написания, осуществлять самоконтроль использования правила. Составлять слова с использованием схемы. Объяснять допущенные ошибки. Классифицировать слова по заданным группам. Фиксировать место  изучаемой орфограммы в словах. Отрабатывать умение применения изученных правил. Контролировать последовательность действий при списывании. Подбирать проверочные слова. Обнаруживать ошибки в подборе проверочных слов, объяснять способ проверки. Находить слова с заданной орфограммой. Планировать свою запись в соответствии с условиями упражнения. Указывать тип орфограммы. Составлять слова по заданным моделям. Применять алгоритм работы над ошибками. Осуществлять самопроверку. Соотносить слова с их значением. Обсуждать текст. Находить и исправлять ошибки в словарных диктантах.

«Развитие речи»

Сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст. Различать текст и «не текст». Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Понимать текст. Подбирать заголовки. Формулировать основную мысль текста, используя образец. Обнаруживать неполноту текста, выбирать подходящее окончание текста из предложенных и объяснять свой выбор. Наблюдать за структурой. Начинать текст, опираясь на предложенный заголовок. Сжато пересказывать текст. Восстанавливать деформированный текст. Использовать информацию рубрик для решения поставленных задач. Наблюдать за последовательностью предложений в тексте. Находить и исправлять допущенные ошибки. Восстанавливать порядок предложений. Знакомиться с абзацем, выделять и определять порядок их следования. Сопоставлять основную мысль текста с содержанием каждого абзаца. Находить ошибки в построении текста, объяснять причины их появления. Составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми словами. Составлять план текста, исправлять неправильно составленный план, контролировать свои действия при сравнении соответствия плана и текста. Составлять текст на заданную тему по предложенному плану, подбирать заголовки. Знакомиться с типами текстов. Составлять текст-описание с опорой на рисунок. Наблюдать за текстом-повествованием и создавать. Различать элементы описания и повествования, рассуждения. Создавать текст по заданным основаниям. Использовать информацию, представленную в разделе «Твои помощники».

Комплексное повторение изученного

Определять количество абзацев в тексте, формулировать основную мысль, подбирать заголовки. Разбирать слова по составу. Определять тип текста. Устанавливать орфограммы, обосновывать правильность написания. Контролировать свои действия при соблюдении алгоритма работы над ошибками и при списывании. Находить слова по заданным признакам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа ХХI века")

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколения; авторских программ «Обучение грамоте» и «Русский язык» УМК  «Начальная школа XXIвека» , руководитель проекта Виноградова Н.Ф; уч...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс " Начальная школа 21 века"

рабочая программа по русскому языку 3 класс Автор: Иванов С. В. по программе " Начальная школа 21 века"...

рабочая программа по русскому языку (2 класс) "Начальная школа 21 века"

тематическое планирование по русскому языку во 2 классе "начальная школа 21 века" с требованиями ФГОС....

рабочая программа по русскому языку 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая программ курса разработана в соответствии с программой "Русский язык" - концепция "Начальная школа XXI века", руководитель проекта Н.Ф.Виноградова, авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, примерной...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс. Начальная школа XXI века

В состав данной програмы входят: комплект учебников, пояснительная запискаи рабочая программа....

рабочая программа по русскому языку 4 класс "Начальная школа ХХI века"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Библиографический список программы       Рабочая программа по русскому языку  создана на основе федерального компонента Государственного ...