Конспект урока русского языка в 4 классе по теме слово и словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сметанина Елена Валентиновна

Цель урока:

                          - расширение понятийной базы - знакомство со словосочетанием, как номинативной единицей языка, позволяющей точнее, чем слово, называть явления, предметы, признаки, действия;

                   - формирование умения самостоятельно строить словосочетание и применять новое знание.

Задачи урока:

                   -учить различать функции языковых   единиц (слово, словосочетание, предложение)

                   - формировать навык вычленения словосочетаний из предложений, умения находить главное и зависимое слово

                   - совершенствовать устную и письменную речь учащихся

                   - развивать познавательные логические УУД  (умения сравнивать, обобщать)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 3 класс

«Слово и словосочетание»

Цель урока:

                          - расширение понятийной базы - знакомство со словосочетанием, как номинативной единицей языка, позволяющей точнее, чем слово, называть явления, предметы, признаки, действия;

                   - формирование умения самостоятельно строить словосочетание и применять новое знание.

Задачи урока:

                   -учить различать функции языковых   единиц (слово, словосочетание, предложение)

                   - формировать навык вычленения словосочетаний из предложений, умения находить главное и зависимое слово

                   - совершенствовать устную и письменную речь учащихся

                   - развивать познавательные логические УУД  (умения сравнивать, обобщать)

I. Самоопределение к деятельности

Звенит звонок, заливается.

Детвора на урок собирается.

Мы  за парты тихо сели

На экран  все  посмотрели.

II. Систематизация имеющихся знаний. Работа над предложением

    Цель:- продолжать обучать детей умению ставить вопросы; формировать навык вычленения словосочетаний из предложений. УУД: регулятивные (контроль, коррекция, оценка,) познавательные (применение знаний в изменённой ситуации); коммуникативные ( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(слайд 1)

- На экране видите  ….

- Прочитайте их.

- Какое слово можно исключить? Почему?

 

- Проверим это утверждение.

- Какие задания можете предложить к данным словам?

-Составьте  из слов предложение, соответствующее схеме:

                 Где?                    Чего?

(не хотите меня ни о чём спросить?)

- Запишите предложение в тетрадь.

(На траве блестят капельки росы)

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Оцените её.

- Сколько словосочетаний в предложении?  

- Оцените свою работу на этом этапе урока

- Слова

- трава, блестят, роса, капельки

- «Капельки»- трёхсложное слово, остальные двухсложные

- Слово «блестят», т.к. это – глагол, остальные слова - имена существительные.

-Что? – трава, что? – роса, что? - капельки

-Что делают - блестят

-Предлагают варианты заданий

-Предлагают варианты предложений

(можно ли использовать другие слова, менять форму слов)

Оценивают, используя смайлики.

- В предложении два словосочетания:

«капельки росы»,  «блестят на траве»

- Оценивают при помощи смайликов

III. Постановка учебной задачи

    Цель: - активизация знаний учащихся и создание условий для постановки учебной задачи на урок.  УУД: Регулятивные: целеполагание; познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

- Как бы вы сформулировали тему урока?

- Нам знакомы эти понятия?

- А что вы знаете о словосочетании, расскажите о нём, используя схему:

- Почему сегодня вновь обращаемся к этой теме? Какую познавательную задачу поставим на урок?

- Можете уже что-нибудь сказать по этому поводу.

- О словах и словосочетаниях

- «Слово и словосочетание»

- Да, мы знаем, что слова называют предметы, признаки и действия

- Словосочетание – это два слова, связанных по смыслу.

- Связь слов устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставим от главного к зависимому.

- Чем словосочетание отличается от слова?

- Высказывания детей.

IV. Решение учебной задачи

     Цель: - обучать умению проводить сопоставительный анализ; выходить на новое знание; сравнивать свой вывод с выводом учебника УУД: Регулятивные: планирование , прогнозирование; Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

-Давайте выполним ряд заданий, которые помогут нам найти ответ на поставленный вопрос. Рассмотрите картинки.

-Дайте название каждому предмету

- Что называют слова?

- Удовлетворяют вас эти названия? Почему?

- Нельзя ли найти более точных названий предметам и действию?

- Сначала предметы и действие мы назвали словом, потом словосочетанием. Чем отличается слово и словосочетание?

- Где можем проверить свои предположения?

- Мы выдвинули правильную гипотезу?

Подтвердите чтением.

- Какую дополнительную информацию узнали из текста учебника?

- Почему словосочетание сложное название»

- Оцените свою деятельность.

C:\Users\1 КЛАСС\Pictures\t19.jpg

C:\Users\1 КЛАСС\Pictures\i (7).jpg

C:\Users\1 КЛАСС\Pictures\1263666926_1263130775_162.jpg

C:\Users\1 КЛАСС\Pictures\dewdrops_xqwUxnHA.gif

- В учебнике (читают)

- «Словосочетание более точно, чем слово может назвать предмет, действие, признак»

- Словосочетание – это «сложное название»

-Сигнализируют

V. Применение новых знаний.

     Цель: - формирование умения самостоятельно строить  словосочетание и применять новое знание УУД:

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение

- Итак, вопрос на ответ найден. Скажите, где мы можем применить новые знания.

- Какие умения нам для этого понадобятся?

- Сейчас поработаете в паре. Скажите, какие правила работы в паре нужно соблюдать?

- Будем давать более точные названия предметам, действиям и признакам, используя словосочетания.

- Правильно строить словосочетания

- Доброжелательное отношение, выслушать до конца, тактично поправить

Карточка 1

Задание  Прочитай. Составь словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса

Пилить (чем?) ________________, идти (как?) ________________,

        дарить (кому?)______________,    ________________ (какой?) ветер,

        ________________ (какой?) ветерок,  _________________ (какое?) яблоко

- Объясни другу, как ты соствил эти словосочетания

- Обсудите с другом способы образования словосочетаний

Карточка 2

Задание  Прочитай. Замени данные словосчетания другими, близкими по значению, например кисель из ягод – ягодный кисель

Сок из моркови - ______________________________________, лист берёзы –

        _________________________, посуда для чая - _________________________,

            уши зайца - ____________________________

- Объясни другу, как ты составил словосочетания

- Обсудите с другом способы образования словосочетаний.

- Выполняя задания, чему учились?

- Какие способы использовали?

- Оцените работу друг друга

- Составлять словосочетания.

- Словосочетание можно образовать при помощи вопроса, ставим его от главного к зависимому.

- Заменить одно словосочетание другим, близким по смыслу

VI. Рефлексия  деятельности

     Цель: - продолжить обучение умению фиксировать учебную задачу, осуществлять рефлексию учебной деятельности – что решили из поставленных задач.УУД: Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные : рефлексия;  личностные : смыслообразование

- Ну что ж, ребята, подведём итог нашей работы. Какую познавательную задачу ставили на урок?

Что мы должны знать о словосочетании?

- Оцените свою работу на уроке

- Чем словосочетание отличается от слова?

-Словосчетание –это «сложное название»

Оно точнее, чем слово называет предмет, признак, действие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"

Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя  различные задания под руководством учителя....

открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"

урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема:Изложение повествовательного текстапо опорным словам и составленному плануЦели деятельности учителя:формирование умения передавать содержание текста по составленно...