урок (семинар) Мягкий знак на конце существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Доронина Светлана Андреевна

Урок русского языка направлен на формирование умения правописания мягкого знака после шипящих у имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_seminar_myagkiy_znak_na_kontse_sushchestvitelnyh.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

1

Тема

Мягкий знак на конце существительных

2

Цель

Формировать правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных.

3

Планируемые результаты

а) личностные

б) коммуникативные

в) познавательные

Уметь высказывать своё мнение.

Уметь удерживать задание.

Уметь слышать, слушать, различать, анализировать.

Уметь проверить по эталону.

Уметь различать существительные по родам.

4

Содержание темы

Отработка написания слов с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» и правописания словарных слов.

5

Термины и понятия

Лингвистическая сказка

6

Межпредметные связи

Литературные жанры

7

Использование технологий

Технология работы в группах

Технология успеха

8

Этапы изучения темы

1) Орг. момент

2) Актуализация знаний учащихся, формулирование темы и постановка цели урока.

№ 1 с.33-35 тетрадь «Дружим с русским языком»

 Цель: способствовать формированию учебного действия оценки, продолжать обучать детей работе в группах, формировать умение удерживать в памяти задание (УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Предлагаю выполнить упражнение № 1 с.33-35 тетрадь «Дружим с русским языком».

Лингвистическая сказка

Как-то в волшебной стране Азбуковедение произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода, которые оканчиваются на шипящий. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужен меч, плащ, шалаш для отдыха.

Опечалился Мягкий Знак, Побрёл он к словам женского рода, которыё тоже оканчиваются на шипящий. Идёт и думает: «Женщины добрые . Они меня не прогонят». Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь, и взяли его к себе. Мягкий Знак был так им благодарен, что с тех пор всегда пишется в существительных женского рода, оканчивающихся на шипящий. Да вот убедитесь сами: мышь, рожь, ночь, печь, речь, горечь, дичь, мелочь, вещь, тишь, брошь. гуашь, тушь, мощь, глушь, роскошь, пустошь, ложь, дрожь.

Сценка:

Звучит музыка.

Буквы кидает из стороны в сторону.

Мягкий Знак бегает между букв.

Ведущий: Как-то в волшебной стране Азбуковедение произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода, которые оканчиваются на шипящий. А они не берут его к себе, говорят:

Слова мужского рода: не мужское это дело – смягчаться. Мы воины. Нам  нужен меч, плащ, шалаш для отдыха.

Ведущий: Опечалился Мягкий Знак, побрёл он к словам женского рода, которыё тоже оканчиваются на шипящий. Идёт и думает:

Мягкий Знак: «Женщины добрые.  Они меня не прогонят».

Ведущий: Посочувствовали женщины.

Слова женского рода: Мы поняли, что ему нужна помощь, и взяли его к себе.       Ведущий: Мягкий Знак был так им благодарен, что с тех пор всегда пишется в существительных женского рода, оканчивающихся на шипящий.  Убедитесь сами: мышь, рожь, ночь, печь, речь, горечь, дичь, мелочь, вещь, тишь, брошь. гуашь, тушь, мощь, глушь, роскошь, пустошь, ложь, дрожь. 

Постановка цели урока.

Учащиеся читают задание 1 а) и выполняют.

Задание 1 а) Работа группы:

Скептик

- Какие жанры вам известны?

- Чем они отличаются друг от друга?

- К какому жанру относится прочитанное произведение?

Ответ: а) Я прочитала сказку.

б) Выбери предложение, в котором выражена главная мысль текста. (Задание выполняется в группе, проверяется по эталону)

Задание 1 б) Работа группы:

Координатор

- Когда будете выполнять задание, помните, что сказка лингвистическая.

Справка

Лингвистическая сказка – это сказка о правилах языка.

Варианты ответа:

-Женщины добрые.

-Землетрясение виновато в том, что мягкий знак пишется в словах женского рода.

-Мягкий знак всегда пишется в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящий..

Задание 1  в) Докажите собственными примерами, что тема выбрана правильно. Продолжи ряд слов с мягким знаком после шипящих. А вначале запишите все буквы, обозначающие шипящие звуки. (Задание выполняется самостоятельно и проверяется по эталону)

Ответ  Ж, ш, ч, щ, помощь, пустошь, полночь, мелочь, дрожь, тишь, вещь.

Задание 1 г)  Подберите слова, противоположные по смыслу, с шипящими на конце. Ищите слова-подсказки в тексте сказки. (Задание выполняется в группе и проверяется по эталону)

Работа группы:

1. Координатор распределяет слова среди участников группы и даёт задание найти в тексте сказки слова антонимы. Тот кто выполнил своё слово берёт ещё одно.

2. Взаимная проверка и коррекция.

3. Проверка по эталону.

Эталон

День – ночь                правда – ложь

сладость – горечь      шум – тишь

нищета – роскошь     слабость – мощь

  1. № 1 с. 144 учебник

Цель: продолжать обучать детей постановке учебных вопросов, способствовать формированию учебного действия оценки, продолжать обучать детей работе в группах (УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные).

   Предлагаю записать слова в два столбика, предварительно определив принцип (признак) распределения слов в две группы. Таких принципов может быть по крайней мере два: а) слова с ь на конце и слова без ь на конце; б) слова с двумя орфограммами и слова с одной орфограммой.

Работа группы:

1 группа

Скептик

- Прочитайте первое слово.

- Какие орфограммы встретились в первом слове?

- Сколько орфограмм?

- Прочитайте второе слово.

- Какие орфограммы встретились в первом слове?

- Сколько орфограмм?

- Каким способом можно распределить слова в две группы?

Податель идей

- Чтобы правильно написать слова ,какое правило надо вспомнить?

Разработчик

  1. Прочитай слово.
  2. Найди и посчитай орфограммы.
  3. Напиши слово в нужный столбик.

2. группа

Скептик

- Прочитайте первое слово.

- Какие буквы надо вставить в первое слово?

- Почему?

- Прочитайте второе слово.

- Какие буквы надо вставить во второе слово?

- Почему?

Податель идей

- Чтобы правильно записать слова ,какое правило надо вспомнить?

Разработчик

  1. Прочитай слово.
  2. Определи род имени существительного.
  3. Напиши слово в нужный столбик.

Рубрика «Подсказка» поможет учащимся сформулировать ответ на последний вопрос

упр. 1.

4) Рубрика «Давай подумаем» - повторение функций ь и проверка прочности усвоенных знаний. (Выполняется фронтально)

- Чей ответ правильный?

- Оба предлагаемые ответа неправильные. Для записи считалки нужно только три мягких знака: в словах крыльце, царь, король. .

9

Результат деятельности

  1. Дифференцированная работа

а) № 102 с. 43 тетрадь «Учусь писать без ошибок»

б)№ 1 с. 47 тетрадь «Пишем грамотно»

Упражнение проверяется учителем. Оценка выставляется каждому.

10

Соотношение полученного результата с поставленной целью (самоанализ, рефлексия)

  1. Итог урока 

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?

− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?

  1. Домашнее задание: упр. № 2 с. 47 тетрадь «Пишем грамотно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...

Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Открытый урок русского языка  с применение технологии проблемного обучения...

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...

Тема урока "Правописание мягкого знака у имён существительных после шипящих на конце». ________________________________________

Способствовать формированию умения писать слова с мягким знаком (ь) на конце у имен существительных после шипящих, распознавать существительные по родам.             ...