Конспект по русскому языку "Состав слова.Закрепление."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Дугина Светлана Владимировна

Обобщение изученного по теме "Состав слова" во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._sostav_slova.zakreplenie.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка во 2 классе

по учебнику: Русский язык. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Учителя начальных классов

Дугиной Светланы Владимировны

Тема урока: Состав слова. Закрепление.

Цель:

  • комплексное повторение темы «Состав слова».

Планируемые результаты:

  • формирование умения определять способ образования слов и соотносить слова и схемы слов;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • воспитание эстетического вкуса у детей;
  • развитие чувства прекрасного.

Оборудование:

  • учебник, рабочая тетрадь, карточка-помощница у каждого ученика, репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», демонстрационная карта «Порядок разбора слова», снежинки с графическим изображением частей слова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

  • Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Настрой детей на работу.
  • Сообщение целей урока.
  • Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе.
  • Посмотрите на доску, зимний февральский ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы нам двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, изображающие зимний узор.

II. Каллиграфическая минутка.

Ззз Зве Зим

  • Что можете сказать про букву З?

(Согласная, звонкая, парная).

Вторую строку дети пишут ту букву, написание которой у них вызывает трудность (образец дан в карточке).

III. Работа по теме урока.

- Запишем в тетради тему урока: Состав слова. У вас в карточке нарисован грамматический человек, вот мы сейчас и должны будем сформировать лицо этого человека. Сейчас вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человечка “примет” определённое выражение.

  • Что такое окончание? (Ответы детей). Графически обозначаем левый глаз.
  • Что такое суффикс? (Ответы детей). Графически обозначаем правый глаз.
  • Что такое приставка? (Ответы детей). Обозначаем нос.
  • Что называется корнем слова? (Ответы детей). Обозначаем рот.
  • Кроме окончания, что мы выделяем в слове? (Основу.) Нарисуйте над глазами чёлочку, в виде графического обозначения основы слова.

        

- Вот такой грамматический человечек у нас получился, выражение лица у него немного грустное, но я думаю, что к концу урока он улыбнётся. А вы хотите, ребята, чтобы он вам улыбнулся? Тогда нужно постараться выполнить все задания.

  • Запись слов под диктовку:

Зима, зимний, зимушка, озимые, зимовье.

(Объяснить значение слова озимые. Озимые культуры – это однолетние зерновые растения, которые сажают осенью, т.е. под зиму, поэтому их называют озимые).

  • Что можно сказать про эти слова?

(Они родственные или однокоренные).

  • Почему?

(Имеют один корень зим- и близкие по значению).

  • Вспомним порядок разбора слова по составу.

  • Разбор слов по составу.
  • Игра «Снежинки».

К нам на землю спустились снежинки. На обратной стороне есть значок, обозначающий часть слова. Нужно назвать его и дать определение.

                                            

  • Свободные высказывания детей.
  • Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима…». Какое чувство возникло?

(Стало холодно и грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.).

  • Зиму можно представить по-разному. Посмотрите, как представлена зима в работах известных художников. Очень ярко изобразил красоту зимнего леса известный русский художник, живописец Иван Иванович Шишкин в своей картине «Зима».
  • Что можно сказать об этой работе художника? (Ответы детей).
  • Запишем предложение (Задание №2 в карточке. Объяснить изученные орфограммы).

Иван Иванович Шишкин воспевал былинное величие русского леса.

  • Художник для описания использует краски. А вот писатель при помощи слов описывает зиму.
  • Давайте прочитаем отрывок из рассказа Григория Скребицкого. (Стр. 152 упражнение 1).
  • Как писатель описывает зиму? Какая она у него? (Ответы детей).
  • Выпишите из первого абзаца слова с приставками.

Побелели, пригорки, покрылась, притихла, уснула.

  • Выделите приставки.

IV. Физкультминутка.

А сегодня у зимы – новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога

Вот такой ширины.

Погляди-ка потолки – ледяные

Высоки-превысоки – кружевные!

Мы по лестницам шагаем.

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем,

Справа – хлоп, слева – хлоп.

Здравствуй, зима!

V. Повторение пройденного материала.

  • Работа с учебником. Упражнение №1 стр. 148.
  • Прочитайте задание. Что нужно сделать в упражнении?

(Записать слова в два столбика: в первый - слова, образованные при помощи суффикса, во второй – слова, образованные при помощи приставки).

  • Как называется первый способ образования?

(Суффиксальный).

  • Как называется способ образования во втором столбике?

(Приставочный).

ледяной

пушистый

кормушка

морковка

небольшой

покрасить

прехитрый

вылететь

  • Самостоятельная работа.

- Выполнить в карточке задание №3. Разобрать слова по составу.

VI. Физкультминутка для глаз.

Вот метель гулять пустилась.
Сюда снежинка прилепилась.
Вот она летает, порхает,
Следите за ней глазками.

VII. Домашнее задание.

  • Карточка останется у вас, и вы выполните домашнее задание под номером 4. Задание будет разным. Прочитайте, что необходимо будет сделать дома. (Анализ домашнего задания).

VIII. Итог урока.

  • Что повторяли сегодня на уроке?
  • Что понравилось на уроке?
  • Вы справились со всеми заданиями, и грамматический человечек нам улыбнулся. (На доске появляется другой грамматический человечек).

        

Карточка №3_____________________

                      _____________________

1.____________________________

  _________________________________

 2. Иван Иванович Шишкин воспевал былинное величие русского леса.

3. Порядок разбора слова по составу:

походка
садовый
домик

4. Домашнее задание.

Списать текст и добавить вместо звёздочек имена прилагательные.

Выделенные слова разобрать по составу.

Вот и пришла  ***  зима.  ***  снег покрыл землю. В *** лесу стало тихо. Хлопья снега лежат на  ***  деревьях.

Карточка №2 _____________________

                       _____________________

1.____________________________

  _________________________________

 2. Иван Иванович Шишкин воспевал былинное величие русского леса.

3. Порядок разбора слова по составу:

морозный
снежинки
заморозки

4. Домашнее задание.

Записать как можно больше родственных слов с корнем снег.

Разобрать слова по составу.

Карточка №1_____________________

                      _____________________

1.____________________________

  _________________________________

 2. Иван Иванович Шишкин воспевал былинное величие русского леса.

3. Порядок разбора слова по составу:

школа
посадки
холодный

4. Домашнее задание.

Списать текст.

Пришла холодная зима. Много снега выпало на полях. В зимнем лесу стало тихо. Птицы перебрались поближе к жилью человека.

*Творческое задание:

Устно сочините зимнюю сказку, используя слова:

жил-был, как-то раз, вдруг, однажды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме"Состав слова. Закрепление."

Урок построен в форме путешествия. На уроке развиваем умения уч-ся образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, закрепляем знания о морфемах, вырабатываем у учащихся навык подбора однокоренных ...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе. Тема: Состав слова (закрепление)

Цели: Обучающий аспектСистематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.Развивающий аспект:Развивать самостоятельные навыки уч...

Конспект урока по русскому языку "Безударная гласная в корне слова. Закрепление." 3 класс

Конспект урока по русскому языку пригодиться  при закреплении темы "Правописание безударной гласной в корне слова"....

конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...

Конспект урока русский язык по теме "Состав слова. Закрепление"

Представлен конспект урока для 4 класса по УМК "Перспектива"...

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов. Закрепление" 4 класс

Этот урок для 4 класса универсальный .Подойдёт для любого УМК. Дети с удовольствием повторяют все орфограммы, систематизируют свои знания....