конспект урока русского языка в 3 классе на тему: " Корень. Однокоренные слова. Закрепление"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Романова Светлана Ивановна

Конспект урока , разработанный в соответствии с ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren_sl.odt26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Корень. Однокоренные слова. Закрепление

Цели: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в слове, развивать умение работать с учебником, навыки контроля и самоконтроля, самооценки, навыки практической работы в парах, группах, воспитывать взаимоуважение

Планируемые результаты: Писать правильно слово «столица». Объяснять лексическое значение однокоренных слов. . Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование:Электронное приложение" Корень слова» (упражнения, игра), ноутбуки для работы в парах , карточки с заданиями для групповой работы

Ход урока

  1. Организационный момент

Чистописание

ЦОЛИАСТ

Работа со словом из словаря

Составьте из данных букв слово. ЦОЛИАСТ (Столица.)

Найдите слово столица в орфографическом словаре, запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.  Составьте предложение со словом столица, запишите, запомните написание этого слова.

  1. Актуализация знаний
  1. Индивидуальная работа

Карточка 1

  • К данным словам подберите однокоренные слова, ко три отвечают на вопрос что делать?Запишите по образцу . Выделите в словах корень.

Образец: звон — звонить.

Игра, письмо, свет, сад, смотр.

Карточка2

  • Спишите однокоренные слова, выделите в них корень
  1. Вода, подводник, водичка, водяной, водный.
  2. Цвет, цветник, цветной.
  3. Ходики, переход, подход, ходовой.

Защита проектов «Рассказ о слове» (1-2 ученика)

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

  • Спишите. Выделите в словах корень.

Садовник, подводник, перевозчик. (Проверка.)        

Расскажите, как вы находили корень в словах?

Сформулируйте тему урока.

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Прочитайте сведения о языке на с. 75.

 Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове?

 Как пишется корень в однокоренных словах?

Приведите примеры.

Упр. 135 (с. 76).

Прочитайте текст.

О чём в нём говорится?

Найдите в тексте однокоренные слова.

 Назовите корень.

Какие слова в современной речи не встречаются?

Почему? Выполните письменное задание к упражнению.

 Прочитайте группы однокоренных слов. Назовите корень.

Создание проблемной ситуации. Практическое задание.

 Индивидуальная работа (на листочках текст)

   На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу.
Задание: выписать из текста однокоренные слова и обозначить корень.
(После самостоятельного выполнения учащиеся работают в группах)
-Обсудите результаты работы в группах.
(Проверка: учащиеся высказывают варианты решении, называют слова и корень)

Физкультминутка

Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете. Если назову пару слов, которые не являются родственными — вы приседаете.

 Лес- лесник, река -ручей, стена-потолок, кот- котик, сад-садовый, дом — домашний, дом-дым, поле-полюшко,гриб — грибной, обед- стол.

Продолжение работы по теме урока

I Работа по учебнику

Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 76.

Что такое чередование? Приведите примеры.

Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе: «Один говорит, а остальные молчат и его внимательно слушают. Каждый должен высказаться».

Задания для групп

Выделите корень. Подчеркните чередующиеся согласные. Допишите несколько слов в каждую группу.

Сады, сажать, ….

Река, речка,.....

Друг, дружок,…

Игра «Третий лишний»

(работа в парах на ноутбуках с электронным  приложением «Корень»)

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке

 Подведение итогов урока

Что такое корень слова? Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове.

Домашнее задание

Повторить изученные правила, упр. 134 или 135

Приложение 1

  1. Карточка 1
  • К данным словам подберите однокоренные слова, ко три отвечают на вопрос что делать?Запишите по образцу . Выделите в словах корень.

Образец: звон — звонить.

Игра, письмо, свет, сад, смотр.

Карточка2

  • Спишите однокоренные слова, выделите в них корень
  1. Вода, подводник, водичка, водяной, водный.
  2. Цвет, цветник, цветной.
  3. Ходики, переход, подход, ходовой.

Приложение 2

Задание для 1 группы

Выделите корень. Подчеркните чередующиеся согласные. Допишите несколько слов в каждую группу.

Сады, сажать, ….

Река, речка,.....

Друг, дружок,

Задание для 2 группы

Распределить однокоренные слова в таблицу по частям речи, выделить корни:

Морозить, холодильник, молодой, морозный,  молодеть, молодка, холодный, мороз, холодить

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Задание для 3 группы

Выделите корень. Подчеркните чередующиеся согласные. Допишите несколько слов в каждую группу.

Снег, снежок, ….

Луг, лужок,.....

Ухо,ушанка...

Задание для 4 группы

Распределить однокоренные слова в таблицу по частям речи, выделить корни:

Друг, кружить, серебро, дружный, дружить, круг,  серебряный, круглый,  серебрить.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу.

На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу.

На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу.

На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу.

На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу.

На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу.

На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу.

На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу.

На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу.

На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу.

На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу.

На письменном столе Маши стоял светильник. Когда его включали, в комнате становилось светло и уютно. А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свечу.