План - конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Зинаида Васильевна Блохина

Подробный план - конспект урока в соответствии с ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме

"Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах".

1-й класс

Блохина Зинаида  Валерьевнаучитель начальных классов

Тип урока: открытие новых знаний

Цели деятельности учителя: совершенствовать знания о гласных звуках;

 показать роль букв для гласных в слове;

провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове;

соотносить количество звуков и букв в слове; учить созданию рассуждения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями)

Научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; соотносить количество звуков и букв; анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков;

Получат возможность научиться: объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта, приобретенная компетентность).

Познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, исследовательский; фронтальная, индивидуальная, парная работа

Образовательные ресурсы: Учебник “Русский язык” 1 класс, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, М. “Просвещение” 2015 г.

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Проверить готовность обучающихся их настрой на работу, создания эмоциональной обстановки; определить содержательные рамки урока.

Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги наша лень.
В школу мы пришли знания добывать, 
Учиться думать, размышлять!

– Ребята! Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу и учителю. А я желаю вам удачи и успехов в достижении новых знаний.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем скорей урок.

– Мне хочется узнать, с каким настроением вы пришли на урок.

Учащиеся поворачиваются в парах лицом друг к другу и улыбаются.

С помощью смайликов дети показывают свое настроение.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Актуализировать знания, достаточные для построения нового знания.

– С чего мы должны начать нашу работу?
– А кто ответит, что значит учиться?
– Я предлагаю вам побыть немного артистами. А что делают артисты перед концертом? Правильно, распеваются.
– А какие звуки поют? (Гласные.)
– А сколько гласных звуков в русском языке? (6) 
Давайте их назовем и пропоем (Дети поют гласные звуки.)
– Так почему мы смогли спеть эти гласные звуки, сделайте вывод.
(Гласный звук состоит только из голоса; при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград; гласный звук образует слог.)

С повторения необходимых знаний.

Мы должны понять, что мы еще не знаем и попытаться открыть новые знания

На карточках нарисованы “девочки-гласные” и учащиеся, играя в “хор”, узнают, какой звук поет каждый хорист.

Дети делают самостоятельно вывод, отвечая на вопрос учителя.

3. Самоопределение к деятельности (постановка учебной задачи).

Формулирование темы.

– А сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв.)
– Получается, что некоторые буквы “лишние”.
– Так ли это? (Да.)
– Назовите эти буквы (ё, е, ю, я).
Мы называем эти буквы “волшебные”. Они обозначают то один звук, то два.
Давайте разберемся.
На доске вывешены карточки со словами: 
Якорь, мяч, ёжик, лёд, ель, юла, лес, малютка.
На какие две группы можно разделить слова?
(Якорь, ёжик, ель, юла; мяч, лёд, лес, малютка.)
Как вы разделили слова?

На другой стороне доски написаны другие слова:

Играю, молния, вьюга, подъезд, друзья.

Что вы заметили?

Отвечают на вопросы.

В первой группе гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, а во второй группе слов эти же гласные обозначают один звук.

Буквы Ё, Е, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после гласного и разделительных ъ и ь знаков.

– Кто догадался, о каких буквах мы будем говорить на уроке?
Сформулируйте тему урока?

Будем выяснять, для чего нужны буквы Е, Ё, Ю, Я и какую роль они выполняют в словах

4. Открытие нового знания.

Подведение детей к самостоятельному выводу.

(Записывается на доске число и классная работа.)

Минутка чистописания.

(Заранее образец букв написан в тетради.)
На доске записаны буквы. Что вы заметили?
Сегодня поучимся еще раз красиво и правильно писать эти буквы.
Юю, Яя
юнга, Яша
Кто такой юнга? (Подросток-младший матрос на корабле.)
(Почему слово Яша написано с заглавной буквы?) 
Составьте устно предложение с данными словами.

Работа в парах.

На карточках напечатаны слова (у каждой пары на парте).
Звук мяч эхо слон ключ мел мак клен.
– Прочитайте задание самостоятельно, найдите и соедините те пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук. Произнесите этот звук.
– Какие звуки повторяются?

Будем писать буквы. речь о которых пойдет на уроке.

Учащиеся работают самостоятельно в парах, после работа коллективно проверяется.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

5. Первичное осмысление (затруднение).

Развитие умения распознавать и подбирать слова.

Упр. 6 (с.60) – устно.

Гласные буквы располагались в два ряда, а потом “рассыпались”.
– Вспомните, почему эти буквы располагаются в два ряда?
Один ученик составляет на доске, а остальные проверяют с учебником.
– Кто согласен с правильной работой на доске, оцените свою работу.
Сделайте вывод. Почему вы расположили буквы в два ряда?
Напишите по вариантам. 
1-в а, о, у, ы, э
2-в я, ё, ю, и, е

Упр.7 (с.60) устно

– Рассмотрите записи.
– Когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука?, 
– Когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают один гласный звук?

А, о, у, ы, э – указывают на твердость предшествующего согласного звука

Е,ё. ю, я, и – указывают на мягкость предшествующего согласного звука

В начале слова, после гласных, после разделительных ъ и ь.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самоанализ и самоконтроль).

Научиться самостоятельно анализировать, обобщать и усваивать материал.

На доске (на карточках) записаны слова: 
Маяк, мяч, яхта, вьюга, люди, мёд

Найдите слова, где буквы Е, Ё,Ю,Я обозначают 2 звука, а где один. 
Разбейте слова на два столбика и запишите самостоятельно. Подчеркните буквы, которые обозначают два звука.

Обозначим слова звуками
Маяк (май,ак)-4б, 5зв; мед (м,от) -3б, 3зв;

Спросить значение слова ЯХТА. (Большая и легкая спортивная парусная лодка) 
Составить с данным словом предложение (Устно).

Дети сравнивают свою работу с образцом и делают вывод. Почему…

(Взаимопроверка.)

Физкультминутка.

Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли в пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились, наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Выявление границ применимости нового знания.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация.

Игра “Звуковички”.

Необходимо отгадать загадки и определить, сколько в словах-отгадках звуков и сколько букв. После отгадки показывается картинка и доказывается, почему.

У косого нет берлоги, 
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. 
(Заяц – 4 буквы, 5 звуков.)

Круглое, румяное, 
Я расту на ветке, 
Любят меня взрослые 
И маленькие детки. 
(Яблоко – 6 букв, 7 звуков.)

Из леса принцесса
На праздник пришла.
Бусы надела 
Огнём расцвела. 
(Ёлка – 4 буквы, 5 звуков.)

– Какую цель мы ставили на уроке?
– Достигли ли мы результатов?
– Какие функции выполняют буквы е, ё, ю, я?
– Оцените свою работу на уроке.
Оценивается работа класса в целом

8. Итоги урока. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».

Тема урока: «Три типа склонения имен существительных». Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных. Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

План- конспект урока русского языка (2 класс) коррекционная школа VIIIвида по теме: Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога

Разработка урока по теме: "Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога" На этом уроке дети украшают ёлку к Новому году, но им мешает дед Буквоед....

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г.

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г....

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г.

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г....

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г.

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г....