Род имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

- познакомить учащихся с темой «Род имён существительных», с приёмами  

              распознавания имён существительных;

            - развивать умение работать с учебником, доской, готовить ответы на вопросы;

            - учиться оценивать себя и других;

            - побуждать детей к совместной деятельности, вырабатывать умение работать друг

              с другом .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_imyon_sushch_1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Род имён существительных.

           Определение рода имён существительных. (3 кл)

Цели: - познакомить учащихся с темой «Род имён существительных», с приёмами  

              распознавания имён существительных;

            - развивать умение работать с учебником, доской, готовить ответы на вопросы;

            - учиться оценивать себя и других;

            - побуждать детей к совместной деятельности, вырабатывать умение работать друг

              с другом .

Ход урока

I.     Организационный момент.

II.    Чистописание

       - Сегодня нам предстоит большая, сложная работа. Как вы думаете с чего мы начнём?

          ( с чистописания)

       - А почему именно с него? Для чего нужно чисто, красиво писать?

           (ответы детей)

       - Правильно! А какие правила мы должны соблюдать при письме? (ответы детей)

       - Откроем тетради и запишем число.

       - На полях поставьте оценку, которую вы хотели бы сегодня заработать на уроке.

     Во время чистописания два ученика работают у доски по карточкам по пройденному

     материалу.

         ( На доске: оро, оло. Прописывем данные словосочетания.)

       - Вспомним словарные слова в которых встречается данное сочетание букв и запишем

          Их. (один ученик у доски)

          ( Ворона, сорока, воробей, корова, соловей, молоко, олово и др.)

      Проверяем тех, кто работал у доски.

  1. Орфографическая минутка.

      На доске предложение:

     По овражкам бегут весёлые ручьи.

    Расставляем ударения в словах, отмечаем снизу красными кружками «опасные»

    места  (орфограммы).

  1. Словарная работа.  

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?  (огурцы)

              - Правильно! Определите число. (множественное)

              - А теперь поставьте в единственное. (картинку огурца- на доску)

                 Огурец  ( слово на магнитную доску)

              - Запишем слово в словарик.

                  Рассказ учителя об огурцах.

             Нам сейчас кажется, что это овощ всегда рос на наших огородах и носил это

     название – огурец.  На самом деле это не так. Это слово было заимствовано у греков. И звучало оно так: агурос (огурец) связано с аорос (неспелый, незрелый). Ведь в отличии от сородичей арбузов и дынь огурцы едят незрелыми, так вкуснее. Вот почему они и названы огурцами.

       - А следующее слово вы узнаете если назовёте  одним словом несколько предметов: платье, юбка, кофта, рубашка.

         Одежда ( слово на  магнитную доску)

V.       Работа по теме урока.

       

   1.    - Как изменяются имена существительные? ( по числам)

          - А чем ещё отличаются имена существительные? Например, кошка, кот, солнце?

          (разного рода)

   2.    - Молодцы! Тема сегодняшнего урока «Род имён существительных».

          - Как вы думаете, чему мы должны научиться к концу урока?

          На доске:

                               Знать                                                          Уметь

  1. Что такое существительное.                    1. Отличать существительные от других

                                                                                   слов.

  1. Какого рода бывают                                 2.  Определять род имён существительных.

        существительные.

   3.       - А как вы думаете, как можно определить род имён существительных? (высказывания детей)

            - Для определения рода существуют слова – помощники ( прикрепляю и на доску)

           м.р                                                ж.р.                                       ср.р.

        он мой                                         она моя                                 оно моё

   (показываю предметы ручка, карандаш , яблоко; подставляем устно слова – помощники и слова – карточки прикрепляем в соответствующие колонки)

        карандаш                                       ручка                                    яблоко

Физкультминутка

  1.    – Читаем правило на с. 152 учебника.

  1.    Игра «Собери портфель»

          1-й ряд – сущ. ж.р

           2-й ряд – сущ м.р.

                 3-й ряд – сущ. ср.р

           (Слова разного рода прикреплены на магнитной доске. Каждому ряду по

             количеству учеников.)

            - Проверяем.  (Слова   теперь обратно прикрепляем на магнитную доску, но уже

               соответственно в колонку по родам. Ребята с каждого ряда по очереди выходят к                      

               доске.  Одновременно идет запись слов в тетрадях.)

            - Подберите и запишите самостоятельно по 2 существительных каждого рода.

             - А теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте у соседа.

  1. – Продолжим дополнять столбики из упр. 404 (комментируем по цепочке)

- Что вам помогло в распознавании род имен существительных? Какая часть речи?   (местоимение)

  - Правильно, местоимения :он, она.оно.

 VI.    Закрепление. 

     

  1. Упражнение в распознавании рода (устно)

Игра «Молчанка» (показываю разные предметы, ребята самостоятельно определяют род и показывают соответствующую карточку с буквами ж или м или с  . Если затрудняются, то слова – помощники произносим вслух.)

  1. Подбор синонимов.

_ Подберите к существительным илевого столбика близкие по значению слова из правого   столбика. Укажите род. (слова заранее написаны на обратной стороне доски)

                вьюга                                                  боязнь

                страх                                                   зной

                жара                                                    метель  

   - Запишем синонимы парами, отметим орфограммы.            

   - Составим устно 2 предложения со словами из столбиков.  

 

  1. Контрольные вопросы.   

  1. Какого рода бывают имена существительные?
  2. Как узнать род имени существительного?

  1. Итог урока

            - Молодцы! Вы хорошо поработали, справились со всеми заданиями. А теперь

              оцените себя. На полях поставьте ту оценку, которую вы считаете заработали

              на уроке.

           

             - У кого совпали оценки?

             - Кто хотел получить выше, но не смог её заработать?

             - А кто не думал, что может так хорошо работать?

             - Что нового узнали на уроке?

             - Что понравилось?

             - Оценки за активную работу на уроке получают ….

             - Спасибо за работу!

  1. Домашнее задание

-Упражнения по выбору 405 или 407. Правило на с. 152

- Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...