Прямая речь
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс) по теме

Петрова Лариса Леонидовна

Презентация для интерактивной доски. Материал можно использовать при изучении темы "Прямая речь".

Конспект урока "Прямая речь" (ознакомление).

Скачать:

ВложениеРазмер
Binary Data pryamaya_rech_4_kl.notebook2.04 МБ
Файл pryamaya_rechoznakomlenie.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №1 г. Когалым Тюменской области ХМАО

Предмет: Русский язык (4 класс)

Тема: Прямая речь (ознакомление) 1 урок в разделе «Предложение».

Цели:

1. Предметные: 

-познакомить с понятием «прямая речь»,

-учить распознавать предложения с прямой речью,

-познакомить с оформлением таких предложений на письме.

2. Метапредметные:

 -формировать умение находить сходство и различия у объектов,

- формировать умение контролировать свои действия,

-развивать аналитические способности умение производить операции синтеза,

-формировать умение формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии;

-формировать умение работать самостоятельно.

3. Личностные: 

-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),

-формировать внутреннюю позицию обучающегося,

-формировать мотивацию к учению и познанию,

-формировать ориентацию на моральные нормы и на их выполнение.

Тип урока: ОНЗ.

Формы организации:

  • традиционные: беседа, фронтальный опрос, с/р,
  • нетрадиционные: работа в парах, группах.

Оборудование:

индивидуальное:  карточки с текстом заданий для парной, групповой работы, самостоятельной работы.

общеклассное: интерактивная доска.

1.Орг.момент.

- Здравствуйте! – скажем рукам

- Здравствуйте! – скажем глазам

-Здравствуйте! – скажем ртом

-Здравствуйте!

И станет радостней кругом

Давайте улыбнемся друг другу.

1.Мотивация/Словарная работа (10 мин)

  - Зачем нам урок русского языка?

  - Чему мы будем учиться на уроке? (Высказывания детей)

   - Хотели бы вы сегодня узнать новое?

 

- Очень часто мы ведём с вами деловой  разговор, а иногда и задушевный.

- Или же мы просто иногда обмениваемся своими мнениями. О чём это  я сейчас говорю?            

- Как по другому одним словом можно сказать обо всех этих действиях? Угадайте слово.

Слайд.  Беседа.

        1. Разговор, деловой или задушевный.  2. Обмен слушателями своими мнениями.

         ( Речь идёт о беседе)

          - Подробнее разберём это слово. Как вы думаете – зачем? ( Это новое словарное слово)

               

2.Работа со словарным словом.

Слайд. Однокоренные слова. Синонимы.

1.Подберите однокоренные слова.

Беседушка, беседка, собеседник, беседовать, побеседовать, собеседовать, беседочка, собеседница.

2.Подберите синонимы.      

Разговор, болтовня, собеседование.

3. Составьте всевозможные словосочетания.  

Беседа  какая?  Короткая, краткая, полезная, тёплая, товарищеская, дружеская, важная, интересная, деловая, вчерашняя, дипломатическая, секретная.

Беседа о чём? О литературе, о фильме.

 - Как вы думаете, нужно ли знать как правильно вести беседу? (Да)

 - Почему? (Человек живет в обществе, поэтому он должен уметь общаться с другими людьми, а общение подразумевает умение вести беседу. Умение вести беседу включает в себя и тон разговора, и его содержание, и манеру говорить, такт и умение спорить.)

 - Как правильно  вести беседу? ( Умейте слушать, не перебивайте собеседника;  избегайте слишком быстрой или замедленной речи; сопровождайте слушание внимательной позой, кивками головы, мимикой …)

- Запишите слово беседа по образцу 3 раза. Поставьте ударение и выделите орфограмму.

- Выпишите из этого слова  буквы обозначающие звонкие согласные звуки. Какие это буквы? (б и д)  - Пропишите до конца строчки очень красивым почерком. Вспомните правило посадки при письме.

  1. Повторение, закрепление изученной темы. (Работа с интерактивной доской)

Слайд. Предложения для сверки.

- Запишем предложения. Под диктовку.

1. Мы вышли в садик, сели на лавочку и стали беседовать.

2. Марья  Кирилловна шла в темноте по знакомой дорожке и через минуту очутилась у беседки.

   - Меняемся тетрадями. Проверяем предложения друг у друга.

   - Проверка с доской (сверяют с доской и исправляют ошибки)

   - Как вы думаете, какую работу вы можете провести с этими предложениями. ( Определить какое оно – просто или сложное, распространённое или нет.)

       - Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении, дайте им характеристику.

( 1 пр. – простое, с однородными сказуемыми; 2 пр. – простое, с однородными сказуемыми)

       - Объясните знаки препинания. ( Ученики находят грамматические основы.  Подчёркивают.)

.          Определяют, что это простое предложение, распространённое, с однородными сказуемыми с       союзом и.

Простое предложение, распространённое, с однородными сказуемыми с союзом и.

 -  Только ли устную речь можно назвать беседой? 

4. Введение в тему ( 5 МИН)

Слайд. Предложения.

 - Прочитайте предложения.

«Язык есть вековой труд целого поколения», - сказал Владимир Иванович Даль.

Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого поколения.

- Кто такой Владимир Иванович Даль?  (  Научная деятельность Владимира Даля обширна: врач, естествоиспытатель, лингвист, этнограф. Наибольшую славу ему принёс Толковый словарь живого великорусского языка.)

 - Отличаются эти предложения?

- Чем отличаются предложения друг от друга?

- Прочитайте предложение, которое передаёт речь Владимира Ивановича Даля именно так, как он говорил, т.е. дословно.

  - Что интересного необычного в этом предложении?

 (Это предложение состоит из двух частей.)

- Как называются такие предложения?  (Возможно кто-то скажет, что это предложение с прямой речью)

 - Определите тему нашего сегодняшнего урока.

 - Зачем это нам надо изучать? (Пригодятся знания в дальнейшем. Пригодятся вести письменные беседы.)

 - Чему научимся на этом уроке? (Научимся распознавать предложения с прямой речью и правильно ставить знаки препинания в них)

Слайд. Учебные задачи.

- Тема нашего урока ПРЯМАЯ РЕЧЬ. Мы должны научиться распознавать такие предложения и правильно ставить знаки препинания в них.

Учебная задача:

1) выяснить, что такое прямая речь;

2) учиться распознавать предложения с прямой речью;

3) познакомиться со знаками препинания в предложениях с прямой речью.

5. Изучение новой темы (15 мин).

1. Понятие «прямая речь». ( Коллективная работа )

Откройте в учебнике упр.89 на стр. 51

- Прочитайте отрывок из сказки. Чем закончилась эта сказка? (……………….)

-  Кто с кем здесь разговаривает? ( Крошечка – Хаврошечка с коровушкой)

 - Найдите и прочитайте предложения, которые передают речь Крошечки - Хаврошечки именно так, как она говорила, то есть дословно.

Объясните значения слов: журят – ругают, (пять пудов) пуд – русская мера веса – 16 кг 381 г, что значит сработано – сделано.

- А сейчас найдите и прочитайте предложения, которые передают речь коровушки.

- Прочитайте отрывок выразительно.

-Так как называется  дословно переданная речь ?  (Прямая речь)

- Прочитайте сведения о языке на 52 странице. Совпали ваши высказывания, ответы со сведениями в учебнике?  Можем ли  мы сказать,  что выполнили учебную задачу? (Нет ещё. Только выяснили, что такое прямая речь...)

Физминутка. Соку соку бачи бачи….

Упражнение 90.

 - Прочитайте текст самостоятельно.

- Прочитайте только слова Тёмы.

- Прочитайте только слова няни.

- А как вы узнали, что это именно они говорят? (Есть слова которые помогли узнать)

- А сейчас прочитайте те слова, которые помогли вам это узнать, то есть какая речь принадлежит Тёме, а какая няне?

- Чьи это слова – Тёмы, няни или автора? ( Это слова автора).

Чтение по ролям.

 -  Сейчас мы с вами почитаем по ролям. Что нам для этого нужно?  ( Найти действующих лиц)

  - Действующих лица среди вас.

 - Возьмите свои конвертики. Они пронумерованы. Номер на конверте соответствует номеру предложения в тексте. Вам нужно выйти к доске.  Найти конверт с таким же номером. Раскрываете свой конверт и читаете по ролям. Выразительно.

Знаки препинания.

После чтения листы вешаются на доску.

1.

Прямая речь                (П)

Слова автора             (А)

«Где Жучка?»

- спрашивает Тёма.

2.

Прямая речь                  (П)

Автор                          (А)

«Жучку в старый колодец кто-то бросил!»

- отвечает няня

3.

Автор                          (А)

Прямая речь                  (П)

Тёма с ужасом спрашивает:

«Кто бросил?»

                              - Понаблюдайте и сделайте выводы.  

  • как на письме выделяется прямая речь во всех этих предложениях;
  • с большой или с маленькой буквы пишется первое слово прямой речи;
  • как прямая речь может отделяться от слов автора на письме; когда с этой целью употребляется двоеточие, когда – тире.

Понаблюдав  и обсудив в паре дети делают вывод.

Откройте упражнение 92 на стр. 54

 - Прочитайте текст. Что вы заметили? ( Нет слов автора)

 - Нужно ли добавить к каждому предложению слова автора? Для чего? ( Чтобы было ясно, кому принадлежит прямая речь)  Перечитайте предложения добавив слова автора.

Дидактическая игра.

- А теперь давайте поиграем в игру. ( К доске вызываются группы.  Им розданы карточки (А, П, - , !,?,  «   ») Ваша задача, выстроится в нужном порядке для того, чтобы получилась верная схема предложения.

3 группы работают с тремя предложениями. ( По одному) (Распределяют знаки препинания)

4 группа оформляет письменно (подбирает слова автора)

« Что ты там видишь, осёл?» - спрашивает петух.

«За столом сидят разбойники!» - отвечает осёл.

«Ох, как хочется есть!» - сказала собака.

Итог.

- Назовите тему урока?

Как вы думаете, мы выполнили учебную задачу? (Выяснили, что такое прямая речь, узнали какие знаки препинания используют при записи прямой речи.)

 - Кто может сказать про себя так – Мне всё понятно! Встаньте.

- Кто может сказать так - Мне было трудно!. Встаньте.

Встаньте тогда все и скажите дружно МНЕ ВСЁ ПОНЯТНО! (дети хором говорят) – сказали дети …добавляет учитель. Оценивание.

Приложение 1

  1. Мы вышли в садик, сели на лавочку и стали беседовать.
  2. Марья Кирилловна шла в темноте по знакомой дорожке и через минуту очутилась у беседки.

Приложение 2

Барбос увидел приятеля и обрадовался: « Эй, Бобик, куда бежишь?»

«Никуда, бегу себе просто», - говорит Бобик.

«Пойдём гулять!» - позвал Бобик Барбоса.

Барбос ответил: « Мне нельзя, дедеушка велел дом сторожить».

                                                                                      (По Н. Носову)

Приложение 3

«Где Жучка?» - спрашивает Тёма.

«Жучку в старый колодец кто-то бросил!» - отвечает няня.

Тёма с ужасом спрашивает: «Кто бросил?» - «Да ведь кто? Разве скажет!»

1.

Прямая речь

Прямая речь

«Где Жучка?»

- спрашивает Тёма.

2.

Прямая речь

Автор

«Жучку в старый колодец кто-то бросил!»

- отвечает няня

3.

Автор

Прямая речь

Тёма с ужасом спрашивает:

«Кто бросил?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....

Урок по русскому языку в 4м классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".

Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение...

Конспект урока по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью." 4 класс (Школа 2100)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью"Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предлож...