Написание сочинения-эссе в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (3, 4 класс) по теме

Володина Ольга Ивановна

В данной статье вы ознакомитеь с опытом работы как в начальной школе писать очинения-эссе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Содержание.

1.Введение.

2.История возникновения слова «эссе».

3.Определение «эссе» толковыми словарями.

4.Основные признаки эссе.

5. Как написать эссе.

6.Требования, предъявляемые к эссе

7.Инструкция в написании эссе.

8.Вывод. Список используемой литературы.

1)Л.П.Крысин «Толковый словарь иноязычных слов» М.: Эксмо, 2008

2)«Большой энциклопедический словарь» Изд. «Большая Российская энциклопедия»,2002

3)«Краткая литературная энциклопедия» в 9 томах. 1962–1978 Издательство: М.: Советская Энциклопедия

 4)Светлана Есенина. «Сочинения-миниатюры и эссе.Методическое обучение. Упражнения. Темы. Планы.4 класс» Изд «Грамотей»,2011

5)www/gramma/ru КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

1.Введение.

  Именно начальная школа предоставляет ребенку первоначальный толчок для получения лучших знаний, с которыми будет ребенок шагать далее в жизни. К примеру, если ребенка еще в начальной школе верно обучить составлять сочинения, то ему будет гораздо легче в будущем писать курсовые и дипломные работы в университете. Именно начальная подготовка и обучение ребенка является самыми важными составляющими, и стоит отдельно выделить сочинения, которые позволяет ребенку начинать верно формулировать свои мысли и взгляды, подбирать слова.

  Школьные сочинения и контрольные — это только первоначальная проверка способностей ребенка, и стоит ее сделать не контролем и формой проверки, а скорее обучением. Чтоб ребенку в будущем не приходилось заказывать в экстренных порядках курсовые или контрольные в старших классах или курсах вуза на специальных порталах, то необходимо подготавливать ребенка с самых юных лет.

   Система Л.В.Занкова  предполагает использовать при ответах учащихся свою точку зрения к той или иной проблеме. С первого класса мы учим детей говорить: «я так думаю», «моя точка зрения такова», «я согласен(не согласен) с данным высказыванием, т.к.». Поэтому написание эссе детям понятно и близко. Осталось только четко определить понятие «эссе» и его основные признаки.

    Написание сочинения должно проходить самостоятельно, без подсказок на этапе написания и составления плана самой работы. Как только ребенок самостоятельно напишет работу, можно начинать проверку, находить как орфографические ошибки (тут ребенку простительно, стоит исправлять и учить заново), так и ошибки при составлении работы, в ходе изложения текста. Ребенку стоит подсказать и научить верным путем излагать свое видение какой-либо темы, чтоб весь текст шел по четкому плану и был понятливым, красиво изложенным (тут поможет литература и дополнительное обучение языку) 

2.История возникновения слова «эссе».

   Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому -«взвешивание». Французское езза! можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

3.Определение «эссе» толковыми словарями.

Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии. В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме»

«Большой энциклопедический словарь» дает более развернутое определение: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

   «Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

4.Основные признаки эссе.

Теперь можно представить относительно полный перечень признаков текста, относящегося к жанру эссе.

1. Наличие конкретной темы или вопроса.        

2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

3. Небольшой объем.

4. Свободная композиция.

5. Непринужденность повествования.

6. Внутреннее смысловое единство

7. Открытость.

5. Как написать эссе.

Памятка для написания эссе

1. Прочитай внимательно предложенную тему. О какой проблеме идет речь? О чем можно подумать, поразмышлять? Постарайся удивить своего читателя, привлечь внимание (это может быть вопрос, призыв, интересное высказывание)

2. Сформулируй и напиши главную мысль, вопрос, который вызывает желание высказаться. Это может быть цитата по теме.

3. Какие аргументы (доказательства, примеры) можно привести, чтобы раскрыть главную мысль? Запиши эти аргументы, используя речевые стереотипы (выражающие личностное отношение), используйте синонимы, образные выражения, сравнения. Высказывай свою точку зрения, обращайся к читателям. Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют непредсказуемые выводы, неожиданные повороты, интересные сцепления

В заключительной части подведи итоги размышления, (используйте утверждение, цитату, риторический вопрос) Как связано твое рассуждение с другими проблемами.

6.Требования, предъявляемые к эссе

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию. Которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.       Для автора эссе главное – личное постижение мира и отношение к нему. В качестве же способов такого постижения он привлекает многочисленные примеры, раскрывает параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации, уподобления, «связки». Метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения – далеко не полный арсенал художественных средств авторов эссе.

Форма написание эссе, является сугубо личным выбором. Но некоторые советы по этому поводу дать все же можно.

7.Инструкуция к написанию эссе

Шаг №1 Выберите тему.

Возможно, тему вам предоставит время написания, ситуация, личные эмоциональные переживания.

Обычно название и тема формулируется как яркое изречение, высказывание. Начать работать над размышлениями можно с фраз:

-Я согласен с данным мнением…

-Я не разделяю подобную точку зрения…

-Нельзя не согласиться  с мнением …

-Поражает глубина мысли великого…

-Удивляет нестандартный подход к проблеме…

-Эта фраза заставляет задуматься над…

-Для меня эта фраза является ключом к пониманию...  

Шаг №2 Соберите информацию.

Наберите как можно больше информации. Заметьте, из каких источников берут начало факты. Не игнорируйте факты и утверждения, которые опровергают вашу точку зрения. Хороший эссеист всегда найдет аргументы в поддержку своего тезиса.

Сбор информации займет немало времени. Записывайте все свои мысли, даже самые «бредовые», возможно они и сослужат вам добрую службу - выведут на «вершину» кульминации эссе.

Шаг №3 Спланируйте эссе. 

Теперь пришло время укрепить вашу главную мысль фактами. Внимательно проанализируйте всю полученную вами информацию. Составьте краткий план, придумайте заголовки к параграфам, чтобы упорядочить структуру эссе:

- Титульный лист.

- Введение.     20% от общего объёма

- Основная часть.     60% от общего объёма

- Заключение. 20% от общего объёма

 Шаг № 4 Напишите главную часть. 

Помогут для начала слова:

- Существует несколько подходов к данной проблеме…

-С незапамятных времен бытовало мнение…

-Посмотрим на проблему с другой стороны…

-Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,…          

-Рассмотрим несколько подходов...

-Например,…

-Проиллюстрируем это положение следующим примером ...

-С одной стороны, ...

-С другой стороны,…

-Следует отметить…

-Необходимо заметить…

Шаг № 5 Напишите заключение. 

Суммируйте ваши главные идеи, и предложите читателю направление, в котором можно их развить. Какие выводы можно сделать из тезиса? Какие вопросы остались без ответа? Здесь не место для того чтобы предлагать какую-то новую информацию, просто «перепакуйте» то, что вы уже обсудили, используя более широкую перспективу. Вам помогут слова:

-Исходя из вышесказанного…

-Подводя итог размышлениям…

-Таким образом,…

-Подведем общий итог рассуждению...

-Итак,…

-Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

-Вот почему я согласен с мнением…

-Резюмируя сказанное, следует отметить…

Шаг № 6 Напишите вступление. 

Теперь, когда вы приготовили основную часть и заключение, вы в лучшей позиции для того чтобы сказать читателю, о чем вы будете писать. Объясните ваше тезисное утверждение, и то, как вы будете подтверждать его, в основных чертах. Не используйте тривиальные выражения: «Это эссе про то, что…» или «Тема этого эссе…» или «Сейчас я покажу, что…». Начните с общего утверждения, подкрепите его вопросом или проблемой, затем тезисом и кратким обзором ваших точек зрения.

Шаг № 7 Прочитайте написанное. 

Сейчас не тревожьтесь об опечатках и орфографических ошибках. Подчеркните их, чтобы спустя время вернуться и подкорректировать текст. Прочитайте эссе с начала до конца. Плавно ли переходит одно предложение в другое? А один абзац в другой? Каждое утверждение обязано быть как-то связано с предыдущим. Если вам не нравится порядок мыслей или структура абзацев, измените их.

Шаг №8 Проверьте на ошибки. 

Избегайте повторяющихся слов, жаргонизмов, проверьте пунктуацию.

 Советы и предупреждения:

-Избегайте ложных эмоций и лишних слов.

-Найдите искренний тон, не слишком официальный, но и не слишком разговорный.

-Внесите в эссе нотку оптимизма.

8.Вывод

      Таким образом,  в начальной школе возможно обучение написания эссе. Конечно, в силу      возрастных особенностей и неполного знания языка, в полном объеме учащийся младших классов не сможет написать эссе в соответствии со всеми требованиями. Но основные элементы данного прозаического сочинения для начальной школы вполне приемлемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение эссе

                                                    ...

Сочинение – эссе "Моя педагогическая философия"

Пять выпусков позади, а впереди еще долгий профессиональный путь, сложный и тернистый, с большими испытаниями,  как для меня, так и для моих подопечных. ...

Сочинение – эссе «Моя педагогическая философия»

Мои размышления на тему: "Почему я стала учителем?"...

Обучение написанию сочинений-рассуждений в начальной школе

Методика обучения написанию сочинений актуальна не только в условиях введения итогового сочинения в качестве допуска выпускников 11-х классов к прохождению государственной итоговой аттестации, но и ин...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание числительных". 4 класс. Начальная школа 21 века

Сценарий урока по русскому языку для 4 класса по УМК «Начальная школа 21 века» на тему «Слитное и раздельное написание числительных». Тип урока: открытие новых знаний. Целью данного урока является от...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".

Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...