Главные вкладки

    Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Румянцева Ольга Александровна

    Тема урока "Слова с безударными гласными в корне слова". Тип урока комбинированный. Цель: формирование умения видеть орфограмму в корне слова, проверять написание и уметь применять приобретённые знания в различных жизненных ситуациях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_2.docx27.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта к уроку русского языка во 2 Г классе по теме:

    «Правописание безударных гласных в корне слова»

    Тема урока

    Слова с безударными гласными в корне слова

    Тип урока

    Комбинированный

    Цель

    Формирование умения видеть орфограмму в корне слова, проверять написание и уметь применять приобретенные знания в различных жизненных ситуациях.

    Планируемый результат

    Предметные умения

    Универсальные учебные действия (УУД)

    -сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

    -подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

    -расширить словарный запас учащихся

    Личностные:

    -осознание алгоритма учебного действия;

    -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    -освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

    -планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

    -формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

    -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

    Познавательные:

    -освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

    -формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.

    Коммуникативные:

    -формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

    -принимать на себя ответственность за результат своих действий;

    -наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

    Основные понятия

    Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные.

    Межпредметные связи

    Русский язык-развитие речи -литературное чтение.

    Ресурсы:

    -основные;

    -дополнительные

    Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Учебник «Русский язык» -2 класс.

    Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными»

    Организация пространства

    Фронтальная работа, работа в парах.

    Ход урока.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Обучающие и развивающие задания каждого этапа

    Формируемые УУД

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Включение в деловой режим. Устное сообщение учителя.

    Готовятся к работе.

    Долгожданный дан звонок

    Начинается урок.

    А теперь проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Все ль на месте?

    Все ль в порядке?

    Ручки, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    - У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение).

    Личностные: самоопределение роли ученика.

    Коммуникативные: умение слушать и слышать.

    2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

    Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

    Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки.

    - На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?

    - Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»

    Слайд 2

    Дед Егор в густом лису

    Встретил рыжую лису.

    - Прав ли мальчик? Докажите.

    - Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?

    - Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем)

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Регулятивные: прогнозирование.

    3. Постановка учебной задачи.

    Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

    Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

    - Отгадайте загадку:

    В небе молния сверкает,

    Гром в раскатах громыхает,

    Клонится к земле лоза.

    Начинается … (гроза) 

    - Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза».

    - На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)

    - Сформулируйте тему урока.

    - Чему мы будем учиться?

    - Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися)

    Познавательные: общеучебные -самостоятельное выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников.

    4. Построение проекта выхода из затруднения. (Совместный поиск путей решения проблемы)

    Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

    1. Запись на доске:

    В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.

    - Прочитайте предложения.

    - Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)

    - Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.

    Слайд 3

    Солонка, соль, солить, солёный.

    - Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные)

    -Найдите слово, в правильном написании  которого вы не сомневаетесь.

    (соль)

    - Почему?

    - А почему сомневаетесь в остальных случаях?

    - Как быть?

    - Слово «соль» является «проверочным»

    - По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно)

    -  А почему хорошо слышно? (Под ударением)

    - Давайте проверим.  Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.

    - Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.

    - Какой вывод можно сделать?

    Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная  пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.

    - Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)

    - Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.

    На доске:

    дом – дома

    совы - сова

    - Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова)

    - Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.

    – Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)

    - Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов

    Слайд 4

    Способы подбора проверочных слов

    -подбираем однокоренное слово:                

     -изменяем форму слова:

    звонок – звон                                                            мосты – мост                                                                                

    шагать - шаг                                                            стена - стены

    - Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)

    - Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)

    Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными. (Слайд 5)

    1. Читаю слово.
    2. Определяю ударение.
    3. Подбираю однокоренные слова.
    4. Выделяю корень.
    5. Подбираю проверочное слово.
    6. Пишу гласную.

    Физминутка.

    Регулятивные: планирование.

    Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

    5. Реализация построенного проекта.

    Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

    Работают в соответствии с составленным планом.

    Работа по карточкам.

    Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите.

    Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.)

    Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

    Выполняют задание с объяснением.

    -Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам.

    Слайд 6.

    «У нас в соду растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать своё имя на каре. Помогите! Варобей.»

    Прочитайте.

    -Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.)

    -Почему «Да»?

    -Что взволновало воробья?

    -Как вы оцениваете поступок Вити?

     -Почему «Нет»?

    -Ну, а сейчас давайте исправим ошибки.

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

    Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

    7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.

    Организует деятельность по применению новых знаний.

    Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

    1. Работа с учебником. Выполнение упр. 140 с. 92-93(Доп. задание: - В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными.

    Проверка выполнения задания

    - Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя)

    - Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)

    2. Работа в группах.

    Задание для 1-й группы

    Задания 2-й группе:

    Проверка выполнения задания

    Слайды 7,8

    3. Игра «Собери грибы»

    Слайд 9

    - Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)

    - Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.

    - Какие вы знаете правила сбора грибов.

    - А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок».

    На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь

    - Что объединяет эти слова?

    - Какое слово лишнее?

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка

    8. Рефлексия деятельности. Итог урока.

    Организует рефлексию.

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

      - Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.

    - Какие гласные в корне требуют проверки?

    - Как вы подбирали проверочные слова? 

    -Все ли понравилось на уроке?

    -Кого бы вы похвалили?

    -Кому помогли?

    - В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение.

    - А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Регулятивные: самооценка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

    Фрагмент урока на изучение и проверку знаний по теме "Безударные гласные в корне слова"...

    конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

    Урок проведён в коррекционном классе 7 вида. Основная задача  : развитие орфографической  зоркости у детей с задержкой психического развития....

    Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"

    Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу  с использованием здоровьесберега...

    Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"

    Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу  с использованием здоровьесберега...

    Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС

    Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....

    Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" 2 класс

    Данная технологическая карта была составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО 2 поколения по учебнику "Русский язык" 2 класс Л.М. Зелениной. Здесь прописаны формируемые УУД на каждом этап...