урок русского языка "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка по учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, 3 класс, III четверть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_slova_3_klass.doc | 64.5 КБ |
slozhnye_slova.ppt | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, 3 класс, III четверть
Тема урока: Сложные слова
Цели урока:
- Формировать умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е; определять основы сложного слова; применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова.
- Способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха: умению самостоятельно распознавать орфограмму и проверять ее, написание изменением формы слова или подбором родственных слов.
- Воспитывать любознательность.
Ход урока:
- Орг. момент
- Актуализация знаний. Постановка темы урока
- Сегодня на уроке нам будет помогать один из сказочных героев? Посмотрите, кто же это? (Звездочет) Как вы думаете, почему? (Его имя является сложным словом) А мы продолжаем изучать тему: «Сложные слова» (Слайд 1) Мы будем продолжать учиться составлять сложные слова, записывать их, разбирать по составу.
- Какие слова мы называем сложными? Какую роль они играют в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать словосочетание из двух слов. Например: порезать овощи – овощерезка, машина для посадки леса – лесопосадочная.)
- Из каких частей состоят сложные слова? (Две основы, два корня и соединительная гласная о или е) (Слайд 2)
- Чистописание
- Итак, вы готовы выполнить первое задание от звездочета. Тогда вперед! Запишите предложение каллиграфическим почерком.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про дрова. (Слайд 3)
-Что интересного заметили в данном предложении?
- Как вы думаете, почему мы используем данное предложение на нашем уроке. Может быть оно связано с темой нашего урока?
Выпишите на новую строку сложные слова и разберите их по составу. (Один работает у доски, остальные в тетради)
- Закрепление материла
Звездочет приготовил для вас следующее задание – составить сложные слова и разобрать по составу.
Давайте вспомним порядок разбора слов по составу. (Слайд 4)
Привет, друзья! Составлять сложные слова - это очень увлекательное занятие! Вы согласны? (Слайд 5)
- Животное, которое имеет нос в виде рога. (Носорог) (Слайд 6)
- Животные, имеющие интересные носы. (Утконос, дубонос) (Слайд 7)
- Птица, трясущая гузкой. (Трясогузка) (Слайд 8)
- Насекомое, имеющее золотую гузку. (Златогузка) (Слайд 8)
- Птица и растение, которые ловят мух. (Мухоловка) (Слайд 9)
- Эта морская птица приносит весть о буре. (Буревестник) (Слайд 10)
- Это животное носит на себе броню. (Броненосец) (Слайд 11)
- Эти грызуны роют землю. (Землеройка) (Слайд 12)
Разберите слова по составу.
Отгадайте загадки и напишите отгадки. Разберите сложные слова по составу.
Девчонка-балаболка
На крыльце сидела,
Головой вертела
Языком молола.
Что ей на язык попадается,
В пыль рассыпается. (Кофемолка)
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней – козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка. (Спортзал)
Холодным белым пухом
Все небо застлала,
А как заснет старуха –
Не будет больше пуха. (Снегопад)
Стоит зверек,
Мяса полный рот берет,
Хвостом взмахнет,
Зубами щелк!
И мясо лезет из-под щек. (Мясорубка)
Золотая птичка
Вечером в дом влетает,
Весь дом освещает. (Электролампочка)
Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб. (Снегоочиститель)
Прилетела муха –
Жесткое брюхо,
Ровно зажужжала
Да к столу прижалась,
Все, что было на столе,
Оказалось на земле,
Муха все смела –
Теперь скатерть гола. (Электробритва)
- Физкультминутка
Обратите внимание на буквы перед вами на экране, что вы заметили? (Слайд 13) (Здесь только гласные буквы)
Какая из этих букв лишняя? Почему? (А – не является соединительной гласной)
Прочитайте стихотворение. О каком сложном слове идет речь? (Листопад) Разберите его по составу. Проверьте, правильно ли вы разобрали это слово. (Слайд 14)
А теперь я предлагаю вам немножечко отдохнуть вашим глазам. Внимательно, следите за тем, что происходит на экране. (Слайд 15)
- Закрепление материала
Следующее задание предлагает вам любознательный мальчишка (Слайд 16)
Составьте слова верно, так как в стихотворении перепутаны корни разных слов. Проверьте. (Слайд 17)
Самостоятельная работа (Дифференцированные задания)
Это задание позволит нам отправиться в путешествие в горы. (Слайд 18)
Карточка №1
Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу
В горах.
Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _____________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ______________ . Всех поразила красота горной речки. _____________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________ .
Слова для справок: камнепад, звездопад, листопад, водопад
Карточка №2
Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.
В горах.
Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _____________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ______________ . Всех поразила красота горной речки. _____________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________ .
Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).
Карточка №3
Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке.
В горах.
__________ поднимал тысячи брызг.
В лесу на склонах гор было очень красиво.
Осенью наш класс отправился в горы.
Всех поразила красота горной речки.
На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.
________________ усыпал землю пёстрым ковром.
А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – ______________.
Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень падать).
Проверка по эталону. (Слайд 19)
- Физкультминутка
Игра «Образуй сложное слово».
Учитель: Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер
- Закрепление материала
Загадки (слайды 20-27)
- Самостоятельная работа (слайд 28)
Прочитайте стихотворение. Найдите сложные слова. Разберите их по составу.
Шумит на речке ледоход,
В саду хлопочет садовод.
Забавно чибисы кричат,
Ворона кормит воронят.
Резвится тёплый ветерок,
Проснулся первый мотылёк.
И песня зяблика слышна:
- Пришла весна, весна пришла!
- Итог урока
Давайте вспомним, какую тему мы с вами повторили? Что вы запомнили о написании сложных слов? Приведите примеры сложных слов по цепочке.
- Домашнее задание
Разберите сложные слова по составу.
Начался осенний листопад. Пчеловод привел в порядок ульи. Сенокос запоздал из-за дождей. Мощный ледокол дробил льдины. Отважный рудокоп спустился в шахту. Самоучкой Суворов приобрел много знаний. Каждый человек должен заниматься самообразованием. Дети надолго запомнили путешествие по реке на пароходе. На строительстве завода работали землечерпалки и камнедробилки. Землетрясение в Армении принесло людям много горя. Огнетушитель выплеснул струю пены. Электростанция приносит природе меньше вреда, чем атомная станция. В лесостепных районах России тоже выращивают хлеба. Полезащитные лесонасаждения уберегают урожай от суховеев. Кораблестроение началось в России со времен Петра I.
Разгадай кроссворд.
- Строитель, который часто поднимается очень высоко, до крыши.
- Человек, который любит труд, усердный, старательный.
- Спортсмен, который лазает высоко в горы, но не по траве и не по тропе.
- Человек, который идет, не пользуясь транспортом.
- Человек, который имеет много меда, потому что разводит пчел.
- Зверь, который поедает муравьев длинным тонким языком.
- Птица, которая очень любит питаться мухами или липкое приспособление для уничтожения мух.
- Человек, занимающийся выращиванием плодовых деревьев и кустарников.
- Машина, на которой возят молоко на заводи в магазины.
- Вид воздушного транспорта, на котором перевозят грузы и людей.
- Место, где выращивают цыплят для продажи.
- Озеро глубокое,
Удачным будет лов.
Сейчас поймает окуня
Любитель … .
- Человек, который по следам ищет кого-то или что-то.
- Предмет, который помогает хозяйке наводить чистоту.
- Сверху льется, не разобьется. День и ночь кричит, а голос не устает.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЛОЖНЫЕ СЛОВА о е
Чистописание Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про дрова.
РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ ОКОНЧАНИЕ ОСНОВА КОРЕНЬ ПРИСТАВКА СУФФИКС
Привет, друзья! Составлять сложные слова - это очень увлекательное занятие! Вы согласны?
Животное, которое имеет нос в виде рога
Утконос Дубонос Животные, имеющие интересные носы
Трясогузка Златогузка
Мухоловка Мухомор
Эта морская птица приносит весть о буре Буревестник
Это животное носит на себе броню Броненосец
Эти грызуны роют землю Землеройки
Утром мы во двор идём – Листья сыплются д…ждём, Под н…гами ш…лестят И л…тят, л…тят, л…тят. И высоко от з…мли Прол…тели жур…вли. Всё л…тит! Должно быть, это Ул…тает наше лето! о о е е е е е е е е а
ЛИСТ О ПАД
Кто мне скажет, Где бы мог Поселиться пешелов ? Кто покажет птицехода ? Про него я слышал много. Пусть мне кто-нибудь найдет Настоящий вертоход . Я не видел паролета , Но взглянуть давно охота. Объясните мне толково, Кто такие труболовы ? Подскажите, Где на свете рыбочиста можно встретить? И последний мой вопрос. Что такое снегокос ? Почему, когда и как Наступает сенопад ?
Пеш е лов , птиц е ход; Верт о ход , пар о лет; Труб о лов , рыб о чист; Снег о кос , сен о пад; Пеш е ход, птиц е лов; Верт о лет, пар о ход; Труб о чист, рыб о лов; Снег о пад, сен о кос.
В горах. Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. Листопад усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность камнепада . Всех поразила красота горной речки. Водопад поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – звездопад.
В синем небе пролетает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? … САМОЛЁТ
ВЕРТОЛЁТ Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полёт Наш российский …
ПЫЛЕСОС Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер ТУ.
АВТОМОБИЛЬ Чтобы я тебя повёз, Мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, На копытца дай резину, И тогда, поднявши пыль, Побежит …
ПАРОХОД По волнам бежит отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? …
ПАРОВОЗ Ем я уголь, пью я воду, Как напьюсь – прибавлю ходу. Везу обоз на сто колёс И называюсь …
ВОДОПАД С горы бежит поток проворный, Быстро падает вода. Красоту увидишь эту – Не забудешь никогда.
САМОВАР У носатого у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит И, как зеркало, блестит.
Прочитайте стихотворение. Найдите сложные слова. Разберите их по составу. Шумит на речке ледоход, В саду хлопочет садовод. Забавно чибисы кричат, Ворона кормит воронят. Резвится тёплый ветерок, Проснулся первый мотылёк. И песня зяблика слышна: - Пришла весна, весна пришла!
Урок окончен. До новых встреч, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс
Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....
Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".
Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...
Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс
Урок изучения нового материала по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...
Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ
Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...
презентация к уроку русского языка " Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
презентация к уроку русского языка " Слово и слог. Выделение слогов в слове". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...