урок русского языка "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка по учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, 3 класс, III четверть

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnye_slova_3_klass.doc64.5 КБ
Office presentation icon slozhnye_slova.ppt2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, 3 класс, III четверть

Тема урока:  Сложные слова

Цели урока:

  1. Формировать умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные гласные о, е; определять основы сложного слова; применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова.
  2. Способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха: умению самостоятельно распознавать орфограмму и проверять ее, написание изменением формы слова или подбором родственных слов.
  3. Воспитывать любознательность.

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Актуализация знаний. Постановка темы урока

- Сегодня на уроке нам будет помогать один из сказочных героев? Посмотрите, кто же это? (Звездочет) Как вы думаете, почему? (Его имя является сложным словом) А мы продолжаем изучать тему: «Сложные слова» (Слайд 1) Мы будем продолжать учиться составлять сложные слова, записывать их, разбирать по составу.

 - Какие слова мы называем сложными? Какую роль они  играют в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать словосочетание из двух слов. Например: порезать овощи – овощерезка, машина для посадки леса – лесопосадочная.)

- Из каких частей состоят сложные слова? (Две основы, два корня и соединительная гласная о или е) (Слайд 2)

  1. Чистописание

- Итак, вы готовы выполнить первое задание от звездочета. Тогда вперед! Запишите предложение каллиграфическим почерком.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про дрова. (Слайд 3)

-Что интересного заметили в данном предложении?

- Как вы думаете, почему мы используем данное предложение на нашем уроке. Может быть оно связано с темой нашего урока?

Выпишите на новую строку сложные слова и разберите их по составу. (Один работает у доски, остальные в тетради)

  1. Закрепление материла

Звездочет приготовил для вас следующее задание – составить сложные слова и разобрать по составу.

Давайте вспомним порядок разбора слов по составу. (Слайд 4)

Привет,  друзья! Составлять сложные слова - это  очень  увлекательное  занятие! Вы согласны? (Слайд 5)

  1. Животное, которое имеет нос в виде рога. (Носорог) (Слайд 6)
  2. Животные, имеющие интересные носы. (Утконос, дубонос) (Слайд 7)
  3. Птица, трясущая гузкой. (Трясогузка) (Слайд 8)
  4. Насекомое, имеющее золотую гузку. (Златогузка) (Слайд 8)
  5. Птица и растение, которые ловят мух. (Мухоловка) (Слайд 9)
  6. Эта морская птица приносит весть о буре. (Буревестник) (Слайд 10)
  7. Это животное носит на себе броню. (Броненосец) (Слайд 11)
  8. Эти грызуны роют землю. (Землеройка) (Слайд 12)

Разберите слова по составу.

Отгадайте загадки и напишите отгадки. Разберите сложные слова по составу.

Девчонка-балаболка

На крыльце сидела,

Головой вертела

Языком молола.

Что ей на язык попадается,

В пыль рассыпается. (Кофемолка)

Есть лужайка в нашей школе,

А на ней – козлы и кони.

Кувыркаемся мы тут

Ровно сорок пять минут.

В школе – кони и лужайка?!

Что за чудо, угадай-ка. (Спортзал)

Холодным белым пухом

Все небо застлала,

А как заснет старуха –

Не будет больше пуха. (Снегопад)

Стоит зверек,

Мяса полный рот берет,

Хвостом взмахнет,

Зубами щелк!

И мясо лезет из-под щек. (Мясорубка)

Золотая птичка

Вечером в дом влетает,

Весь дом освещает. (Электролампочка)

Чудо-дворник перед нами

Загребущими руками

За одну минуту сгреб

Преогромнейший сугроб. (Снегоочиститель)

Прилетела муха –

Жесткое брюхо,

Ровно зажужжала

Да к столу прижалась,

Все, что было на столе,

Оказалось на земле,

Муха все смела –

Теперь скатерть гола. (Электробритва)

  1. Физкультминутка

Обратите внимание на буквы перед вами на экране, что вы заметили? (Слайд 13) (Здесь только гласные буквы)

Какая из этих букв лишняя? Почему? (А – не является соединительной гласной)

Прочитайте стихотворение. О каком сложном слове идет речь? (Листопад) Разберите его по составу. Проверьте, правильно ли вы разобрали это слово. (Слайд 14)

А теперь я предлагаю вам немножечко отдохнуть вашим глазам. Внимательно, следите за тем, что происходит на экране. (Слайд 15)

  1. Закрепление материала

Следующее задание предлагает вам любознательный мальчишка (Слайд 16)

Составьте слова верно, так как в стихотворении перепутаны корни разных слов. Проверьте. (Слайд 17)

Самостоятельная работа (Дифференцированные задания)

Это задание позволит нам отправиться в путешествие в горы. (Слайд 18)

Карточка №1

Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу

В горах.

Осенью наш класс отправился в горы.  В лесу на склонах гор было очень красиво.   _____________  усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом,  возникла опасность ______________ .  Всех поразила красота горной речки.       _____________  поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________ .


Слова для справок:  
камнепад,    звездопад,    листопад,    водопад

Карточка №2

Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.

В горах.

Осенью наш класс отправился в горы.  В лесу на склонах гор было очень красиво.   _____________  усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом,  возникла опасность ______________ .  Всех поразила красота горной речки.       _____________  поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________ .

Слова  для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

Карточка №3

Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке.

В горах.

__________ поднимал тысячи брызг.

В лесу на склонах гор было очень красиво.            
Осенью наш класс отправился в горы.  
Всех поразила красота горной речки.      
На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.
________________ усыпал землю пёстрым ковром.
А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – ______________.

Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень падать).

Проверка по эталону. (Слайд 19)

  1. Физкультминутка

Игра  «Образуй сложное слово».

Учитель: Устали? Давайте играть.  Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.

Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер

  1. Закрепление материала

Загадки (слайды 20-27)

  1. Самостоятельная работа (слайд 28)

Прочитайте  стихотворение. Найдите  сложные  слова.  Разберите  их  по  составу.

Шумит  на  речке  ледоход,

В  саду  хлопочет  садовод.

Забавно  чибисы  кричат,

Ворона  кормит  воронят.

Резвится  тёплый  ветерок,

Проснулся  первый  мотылёк.

И  песня  зяблика  слышна:

- Пришла  весна,  весна  пришла!  

  1. Итог урока

Давайте вспомним, какую тему мы с вами повторили? Что вы запомнили о написании сложных слов? Приведите примеры сложных слов по цепочке.

  1. Домашнее задание

Разберите сложные слова по составу.

Начался осенний листопад. Пчеловод привел в порядок ульи. Сенокос запоздал из-за дождей. Мощный ледокол дробил льдины. Отважный рудокоп спустился в шахту. Самоучкой Суворов приобрел много знаний. Каждый человек должен заниматься самообразованием. Дети надолго запомнили путешествие по реке на пароходе. На строительстве завода работали землечерпалки и камнедробилки. Землетрясение в Армении принесло людям много горя. Огнетушитель выплеснул струю пены. Электростанция приносит природе меньше вреда, чем атомная станция. В лесостепных районах России тоже выращивают хлеба. Полезащитные лесонасаждения уберегают урожай от суховеев. Кораблестроение началось в России со времен Петра I.

Разгадай кроссворд.

  1. Строитель, который часто поднимается очень высоко, до крыши.
  2. Человек, который любит труд, усердный, старательный.
  3. Спортсмен, который лазает высоко в горы, но не по траве и не по тропе.
  4. Человек, который идет, не пользуясь транспортом.
  5. Человек, который имеет много меда, потому что разводит пчел.
  6. Зверь, который поедает муравьев длинным тонким языком.
  7. Птица, которая очень любит питаться мухами или липкое приспособление для уничтожения мух.
  8. Человек, занимающийся выращиванием плодовых деревьев и кустарников.
  9. Машина, на которой возят молоко на заводи в магазины.
  10. Вид воздушного транспорта, на котором перевозят грузы и людей.
  11. Место, где выращивают цыплят для продажи.
  12. Озеро глубокое,

Удачным будет лов.

Сейчас поймает окуня

Любитель … .

  1. Человек, который по следам ищет кого-то или что-то.
  2. Предмет, который помогает хозяйке наводить чистоту.
  3. Сверху льется,  не разобьется. День и ночь кричит, а голос не устает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

сложные слова звездочет

Слайд 2

СЛОЖНЫЕ СЛОВА о е

Слайд 3

Чистописание Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про дрова.

Слайд 4

РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ ОКОНЧАНИЕ ОСНОВА КОРЕНЬ ПРИСТАВКА СУФФИКС

Слайд 5

Привет, друзья! Составлять сложные слова - это очень увлекательное занятие! Вы согласны?

Слайд 6

Животное, которое имеет нос в виде рога

Слайд 7

Утконос Дубонос Животные, имеющие интересные носы

Слайд 8

Трясогузка Златогузка

Слайд 9

Мухоловка Мухомор

Слайд 10

Эта морская птица приносит весть о буре Буревестник

Слайд 11

Это животное носит на себе броню Броненосец

Слайд 12

Эти грызуны роют землю Землеройки

Слайд 13

Утром мы во двор идём – Листья сыплются д…ждём, Под н…гами ш…лестят И л…тят, л…тят, л…тят. И высоко от з…мли Прол…тели жур…вли. Всё л…тит! Должно быть, это Ул…тает наше лето! о о е е е е е е е е а

Слайд 14

ЛИСТ О ПАД

Слайд 16

Кто мне скажет, Где бы мог Поселиться пешелов ? Кто покажет птицехода ? Про него я слышал много. Пусть мне кто-нибудь найдет Настоящий вертоход . Я не видел паролета , Но взглянуть давно охота. Объясните мне толково, Кто такие труболовы ? Подскажите, Где на свете рыбочиста можно встретить? И последний мой вопрос. Что такое снегокос ? Почему, когда и как Наступает сенопад ?

Слайд 17

Пеш е лов , птиц е ход; Верт о ход , пар о лет; Труб о лов , рыб о чист; Снег о кос , сен о пад; Пеш е ход, птиц е лов; Верт о лет, пар о ход; Труб о чист, рыб о лов; Снег о пад, сен о кос.

Слайд 19

В горах. Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. Листопад усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность камнепада . Всех поразила красота горной речки. Водопад поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – звездопад.

Слайд 20

В синем небе пролетает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? … САМОЛЁТ

Слайд 21

ВЕРТОЛЁТ Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полёт Наш российский …

Слайд 22

ПЫЛЕСОС Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер ТУ.

Слайд 23

АВТОМОБИЛЬ Чтобы я тебя повёз, Мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, На копытца дай резину, И тогда, поднявши пыль, Побежит …

Слайд 24

ПАРОХОД По волнам бежит отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? …

Слайд 25

ПАРОВОЗ Ем я уголь, пью я воду, Как напьюсь – прибавлю ходу. Везу обоз на сто колёс И называюсь …

Слайд 26

ВОДОПАД С горы бежит поток проворный, Быстро падает вода. Красоту увидишь эту – Не забудешь никогда.

Слайд 27

САМОВАР У носатого у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит И, как зеркало, блестит.

Слайд 28

Прочитайте стихотворение. Найдите сложные слова. Разберите их по составу. Шумит на речке ледоход, В саду хлопочет садовод. Забавно чибисы кричат, Ворона кормит воронят. Резвится тёплый ветерок, Проснулся первый мотылёк. И песня зяблика слышна: - Пришла весна, весна пришла!

Слайд 29

Урок окончен. До новых встреч, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...