Выступление на педсовете "ИКТ на уроках русского языка в начальной школе"
опыты и эксперименты по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рожнова Лариса Ивановна

Новые методы  и формы преподавания на уроках в начальной школе.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи .
Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному , при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.
РУССКИЙ ЯЗЫК .
 Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разработала мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках.
При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
 
.
 Использование ИКТ на уроках русского языка, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого,  изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль.  Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока.
В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный
Хочу отметить, что данные материалы выгодно отличаются от бумажных таблиц, плакатов, репродукций, покупных или изготовленных в своё время своими руками, которыми не каждый педагог может поделиться с коллегами, т.к. они в единственном экземпляре. А эти материалы копируются легко и мгновенно.
3года назад я обобщила опыт работы по теме «Игровые технологии на уроках русского языка». Постоянно использую его на уроках русского языка , в том числе с использованием ИТК.
Работа со словарными словами.

Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов я использую презентацию. Презентацию я разработала для применения в практической работе со словарными словами.
Презентация построена таким образом:

-сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса,

-проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции,

-появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,

-затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология),

-делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в -транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова,

-подбирают к слову однокоренные слова,

-подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),

-следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом,

-выделение этого слова в фразеологизмах, пословицах, поговорках,

-составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.

Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику.
К написанию словарных слов нужно обращаться на разных этапах урока:
-на чистописании это может быть поговорка или пословица,

-четверостишие можно использовать как письмо по памяти,

-написание словарных диктантов может проводиться с помощью ребусов, этимологии или -толкования слова (обратные диктанты),

-предложения можно использовать для комментированного письма.
Использование ребусов, стихотворений при изучении слов с трудным написанием поддерживает эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

*обеспечить положительную мотивацию обучения;

*проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

*обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

*повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

*усовершенствовать контроль  знаний;

*рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

*формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

*обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация- "Современный урок в начальной школе"

В статье охарактеризован современный урок в режиме внедрения ФГОС. Раскрыты специфические признаки, организационные основания урока, храктеристика качественной работы учителя и ученика, типология урок...

Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"

Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о  и др.)2. Работа с текстом ...

Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента

Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...

Выступление "Опыт использования вариативных УМК в начальной школе"

Данное выступление прозвучало на августовской секции учителей начальных классов перед новым учебным годом...