Разработка урока обучения грамоте "Буква М"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Комиссарова Галина Савельевна

Урок обучения грамоте по теме: «Буква М».

В уроке есть видеоролик, отрывок из мультфильма «Машенька и медведь», игры.

В презентации используются триггеры. Применение триггеров придает уроку  игровой момент и интерактивность самой презентации. Картинки, слоги, буквы двигаются в произвольном порядке.

Так в игре «Собери слова»(3 слайд), дети находят их и при щелчке на данный слог или букву они передвигаются.

 На 7 слайде игра «Расставь правильно предметы».Нужно расставить предметы на полки:

1)                 на первую – предметы, названия которых начинаются на букву м;

2)                 на вторую – предметы, в названиях которых буква  м  находится в середине слова;

3)                 на третью – предметы, в названиях которых буква м  находится в конце слова.

 Предметы двигаются при щелчке на них.

На 8 слайде игра «Распредели правильно слова».

Учащиеся распределяют слова по мягкости-твердости первого звука в слове.

Чебурашка «собирает» слова с твердым звуком м,

Пчеленок – с мягким звуком.

Предметы двигаются при щелчке на них.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_bukva_m.doc397 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №21»

        1 класс

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Комиссарова Галина Савельевна

г. Нижневартовск

2015-2016 учебный год


Предмет: Русский язык   УМК " Школа 21 века", букварь  Журовой Л.Е, Евдокимовой А.О

Возрастная категория:  1класс

Характеристика контингента учащихся: в данном классе количество детей с высокой и хорошей школьной мотивацией составляет  72%.  Число учащихся с положительным отношением к школе, но данных детей школа привлекает внеучебными мероприятиями, составляет 16%. Учащихся с низкой школьной мотивацией 8 % и с негативным отношением к школе 4%.

Учебный раздел: Обучение грамоте. Букварный период

Тема:  «Знакомство с буквой М» 

Цели урока:  

  1. познакомить учащихся с  буквой М.м;
  2. учить выполнять звуко-буквенный анализ слов ;
  3. плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
  4. развивать фонематический слух;
  5. познакомить с понятием «Дружба»

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация к уроку,  картинки для составления слова.

Авторский медиапродукт: презентация

Предназначение – для фронтальной и индивидуальной работы учащихся на различных этапах урока, для самопроверки и взаимопроверки выполненных заданий.

Форма использования: проецирование на экран при работе с классом

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере:

  • реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
  • Принцип равенства позиций
  • Принцип доверительности
  • Принцип обратной связи
  • Принцип занятия исследовательской позиции.
  • позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;

в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.


Цели урока:

  1. познакомить учащихся с  буквой М.м;
  2. учить выполнять звуко-буквенный анализ слов ;
  3. плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
  4. развивать фонематический слух;
  5. познакомить с понятием «Дружба»

Оборудование: учебник «Букварь»  Л.Е Журовой,  Москва  

                             «Вентана -Граф» 2011 г., мультимедийный проектор

Ход урока.

Слайд 1

  1. Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные,

Мы внимательные, мы старательные,

Мы в первом классе учимся,

Всё у нас получится.

Слайд 2

  1. Введение в тему урока.

Учитель. Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,

И не вспыхнет ссора из любого спора.

У доски 5 учащихся, в руках держат карточки с представленными иллюстрациями: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.

- Назовите первый звук в каждом слове

- Составьте слово. (Дружба)

- Как вы понимаете слово дружба?

- Послушайте стихотворение о дружбе.

Дружба – главное слово всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда - не беда,

Если рядом друзья настоящие.

_ Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы     думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки)

- Так же считают поэт М.Пляцковский и композитор В.Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте её, а кто знает слова – подпевайте.

       

Слайд 3

 Звучит в записи песня «Улыбка».

- О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства испытываете, когда встречаетесь друг с другом?

Слайд 4

- Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети)

- Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша - с разных.

- Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?

  1. Изучение нового материала.

1.Звукобуквенный аналаз слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.

Слайд 5

- Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша»

- Он гласный или согласный?

- Какой это согласный: твердый или мягкий?

- Какую фишку возьмём для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

Слайд 6

- Выделите интонационно первый звук в слове «Миша»

- Он гласный или согласный?

- Какой это согласный: твердый или мягкий?

- Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично ведется работа с другими звуками.  

- Какой буквой обозначаются звуки   М  М’

Слайд 7

- Из каких элементов состоит буква М?

- На что похожа буква М?

- Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

- А теперь каждый из вас попробует сам создать модель буквы М и дополнить наш алфавит своей буквой. (Работа над мини-проектами).

Учащиеся самостоятельно изготавливают модель буквы из цветной бумаги. Лучшую выбирают «именинники» - Маша и Миша и прикрепляют её к планшету на доске «Наш алфавит».

Слайд 8

а) Просмотр отрывка из мультфильма.

б) Как называется мультфильм? На какую букву название?

 (Мультфильм называется «Машенька и медведь». Оба слова в     названии начинаются на букву эм.)

в) Расскажите, чем закончилась сказка?

 (Учащиеся рассказывают конец сказки).

Машенька очень скучала по дедушке и бабушке. Вот однажды она попросила медведя отпустить ее к дедушке и бабушке, чтобы отнести им пирожков. Медведь Машеньку не отпустил, а сказал, что гостинцы отнесет сам. Девочка попросила его, чтобы пироги дорогой он не ел. Медведь пообещал. Маша напекла пирогов, залезла в короб, а на голову поставила тарелку с пирогами. Медведь пришел из леса, увидел короб, взвалил его на спину и пошел в деревню. Дорогой он несколько раз хотел взять пирожок, но Маша из короба ему говорила, что все видит. Так он и донес гостинцы до дома бабушки и дедушки. А тут собаки учуяли медведя, залаяли на него. Медведь поставил короб и убежал. Вышли из дома дедушка с бабушкой, открыли короб и увидели свою внучку. Они обрадовались и стали ее целовать.)

- а) Выделение первых звуков  из  слов Машенька, медведь

 (В слове Машенька первый звук (м) твердый, в слове медведь мягкий звук (м))

б) Артикуляция (положение губ, прохождение воздуха, голос)

Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.

Слайд 9

Просмотр видеоролика о букве М.

в) Определение позиции звука в словах, которые прозвучали в видеоролике.

(Предполагаемые ответы: в начале слова буква эм находится в словах: медвежата, мед, малина, молоко, мяч, мышка, малышка, мороженое)

Слайд 10

г) Игра «Расставь правильно предметы».

Учитель. Вы должны расставить предметы на свои полки.

На верхней полке находятся  предметы, в названиях которых звук (м) в начале слова; на средней, если этот звук середине слова; на нижней – на конце слова.

 (Предполагаемые ответы: на верхнюю полку положим малину и микрофон, потому что новые звуки находятся в начале слова;

на вторую полку – сумку и самолет, т.к. звук (м) находится в середине слова;

на третью полку – дом и аквариум, т.к. звук (м) находится на конце слова)

Слайд 11

д) Игра «Распредели правильно слова»

Учитель. Назовите предметы, которые вы видите вверху экрана.

(Дети называют морковь, дом, молоток, машина, медведь, мимоза)

 Учитель. С какого звука начинаются названия этих предметов?

 (Со звука (м))

Учитель. Чебурашка собирает предметы, в названиях которых буква эм обозначает твердый звук, а Пчеленок – мягкий звук.

(Предполагаемые ответы : Чебурашка возьмет машину, молоток, дом, морковь, потому что эти слова начинаются с твердого звука.

Пчеленок – медведя и мимозу, т.к. первые звуки в этих словах мягкие.)

Учитель.. Скажите, а в слове мимоза сколько вы слышите звуков (м)?

(Дети. Два звука)

Учитель. Скажите, а второй звук (м) в этом слове твердый или мягкий?

 (Он твердый)

Слайд 12

Физминутка для глаз

Слайд 13

2. Чтение слогов. Работа по учебнику.

Вышел ежик погулять, грибов-ягодок собрать,

А за ним ежатки, малые ребятки.

«Все сюда, скорей, я шел и вам буковку нашел»

- Какую букву нашел Ежик?

Прибежал веселый А, прочитали дети – МА.

Прибежал задорный О, прочитали дети – МО.

Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – МЯ.

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – МЫ.

Прибежал игривый И , прочитали дети – МИ.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – МУ.

Прибежал забияка Ё, прочитали дети – МЁ.

Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – МЮ.

Прибежал обжора Э, прочитали дети – МЭ.

Прибежал звонкий Е, прочитали дети – МЕ.

Слайд 14

3. Чтение слогов со слайда.  

  1. Составление слов.

- Составьте слова с данными слогами и выделите звуки  М  М’

Слайд 15 (заставка)

  1. Работа по рабочей тетради «Учимся писать печатные буквы».

- После показа учителем образца написания дети работают в тетради самостоятельно.

  1. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.

- Прочтите название стихотворения.

- Кто автор?

Чтение стихотворения В.Орлова читающими детьми.

- О ком это стихотворение?

- Кто задает вопросы мальчикам?

-  Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

  1. Работа по учебнику.  Соотнесение слов и картинок.

 - Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики).

- Покажите и назовите все предметы одежды.

- Прочитайте слова, написанные под картинками.

  1. Работа в парах.

- Соедините стрелками предметы, к которым подходят слова «мой», «моё», «моя», «мои».

- Назовите другие предметы, к которым подходят эти слова.

9. Итог урока.

-  Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

-  Какие звуки обозначает буква М?

-  Какими фишками обозначают твердые и мягкие согласные звуки М  М’ ?

- О чем еще шла речь на уроке? (О дружбе)

Чем больше всего понравилось заниматься на уроке?

(Понравились игры, мультфильм, стихотворение о букве М.)


Используемые источники.

Текст на слайде 4 взят из книги Букварь: Учебное пособие / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2009г.

Два слайда (5и6) с мультфильмом и аудиофайл с роликом, взяты из урока Бойковой Оксаны Владимировны, учителя начальных классов МОУ СОШ №1 г. Конаково Тверской обл.

Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.1 класс.- 4-е изд., испр.и доп. -  М: ВАКО,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Д, Д′»

Цели: познакомить с согласными звуками д, д′, печатными буквами Д, д;          формировать навык чтения; обогащать словарный запас учащихся...

Разработка урока обучения грамоте 1 класс

Урок обучения грамоте  1 класс(УМК Перспективная начальная школа)Тема урока: «Звуки [х], [х\']. Буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».Тип урока: урок закрепления знаний.Цель: -соверш...

Методическая разработка урока обучения грамоте

тема урока "Твердые и мягкие согласные"...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

методическая разработка урока обучения грамоте

методическая разработка урока обучения грамоте(чтение) в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения...

РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ 1 КЛАСС

Тема урока:Буква Ь. Обозначение мягкости на письме...