Урок русского языка во 2 классе по теме "Способы проверки парных согласных на конце слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гурьянова Светлана Михайловна

Представлена разработка урока, презентация и самоанализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_otkrytogo_uroka.ppt2.2 МБ
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                              Урок русского языка во 2 классе

                                         3 декабря II четверть

Тема: Способы проверки парных согласных на конце слова

Цель: Закреплять знания, умения и навыки учащихся по теме : «Способы проверки парных согласных на конце слова»

Задачи:

1.Формировать навыки правописания парных звонких и глухих согласных на конце слова.

2.Развивать креативное мышление, воображение, память, речь.

3.Воспитывать гуманное отношение к природе, чувство сострадания, любви к животному миру; формировать навыки безопасного поведения на льду.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений на основе здоровьесберегающих технологий  (урок закрепления)

Методы: наглядный, словесный, частично- поисковый, проблемный.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой, анализ и синтез.

Средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, сигнальные веера с парными согласными, карточки с заданиями для работы в группах, рабочая тетрадь Т.В.Шклярова «Учимся в школе и дома. Русский язык 2 класс»

                                                      Ход урока

I.Организационный момент.

-Поздороваемся с гостями.

-Подержимся за руки, закроем глазки и представим, как будем работать на уроке, открыли глазки, улыбнулись и пожелали друг другу удачи.

II.Подготовка к введению темы урока.

Решение задачи.

На ветке сидели 12 ворон. Увидев Петю, улетело 5 ворон, а затем ещё 4. Сколько ворон осталось на ветке?

-Как можно решить эту задачу?

12-5-4=3(в.)

12-(5+4)=3(в.)

-Мы решили эту задачу двумя способами.

-Ребята, не только на уроках математики существует два(несколько ) способов решения, но и на уроках русского языка мы изучали способы проверки парных согласных на конце слова.

-Итак, мы сегодня закрепляем тему «Способы проверки парных согласных на конце слова»

III.Воспроизведение и актуализация опорных знаний учащихся.

-Какими способами можно проверить парный согласный? ( двумя способами: изменяем форму слова и подбираем однокоренное слово)

-Любым ли однокоренным словом мы можем проверить? (Нет, чтобы после согласного стоял(слышался) гласный , после проверяемого согласного может стоять не только гласный, но и согласный  [Н]

IV.Гимнастика для пальчиков.

V.Чистописание

-Открыли тетради, запишем число, классная работа.

-Выделите орфограммы в названии месяца и в словосочетании классная работа.

-Прочитайте слова на следующей строке:

мел, ластик, дневник, Петя, тетрадь.

-Какой общей темой связаны эти слова?

-Какое слово лишнее и почему?

-Сегодня мы будем прописывать букву П и слоги-слияния с ней.

П   п   па   пя   пу   пе   по

Придумайте слова , которые начинаются с этих слогов-слияний?

-В каких слияниях звук [ П] звучит твёрдо? Мягко?

па  пу  по

-Дайте характеристику букве П.

[П] – согл.,  глух., тв., парн.

-А какие ещё парные согласные вы знаете?

б  в  г  д  ж  з  

п  ф  к  т  ш  с

-Прочитайте пословицу, в написании которой есть слово с парной согласной  [п ] и другими орфограммами.

Птичке дороже зелёная ветка.

-Как вы понимаете её смысл? ( беседа о бережном отношении к природе)

-Найдите слова с парными согласными в слабой позиции. Обозначьте. Какой из способов  нужно использовать для проверки парного согласного [т ] ? Почему? (способ подбора однокоренного слова т.к.,  при изменении формы слова после согласного [т ] не слышится гласный.)

-А сейчас мы её запишем.

- Выделите знакомые орфограммы в пословице. Запись пословицы в тетрадях и у доски с комментированием.

VI.Словарно-орфографическая работа.

-Итак, птицы любят жить на воле. А сейчас мы будем отгадывать загадки и ребусы о птицах.

Воробей, ворона, синица, сорока, соловей.

-Поставьте ударение в словах и подчеркните непроверяемую  безударную гласную.( в слове ВОРОБЕЙ вторую безударную   О можно проверить подбирая однокоренное слово  воробушек , а к слову соловей- соловушка)

-Составьте предложение, используя данные слова.

-Назовите слова, которые начинаются на парный звонкий, на парный глухой.

-Кто из этих птиц остаётся зимовать у нас? Как человек может помочь им в суровую холодную зиму?

Из курса окружающего мира мы знаем, что   с наступление зимы не только в живой природе происходят изменения, но в неживой природе.

-Давайте вспомним, какие же изменения в неживой природе происходят зимой?

VII.Гимнастика для мозга.

VIII.Творческая работа. Деформированный текст.

-О некоторых таких изменениях речь пойдёт в следующем творческом задании.

Можно ли назвать текстом то, что вы прочитали на экране?

-Списать текст, выделяя каждое предложение. Вставить пропущенные парные звонкие или глухие согласные.

Тихо подкрался моро…  тонкий лё… сковал пру…   стайка ры… спряталась на дно.

Определим пропущенную парную согласную в первом предложении. Подберём проверочное слово. Какой способ проверки использовали?

-Запишем первое предложение  на доске с комментированием. Подчеркнём парную согласную.

-Выполним синтаксический разбор данного предложения.

-Какое предложение по цели высказывания(повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации(восклицательное, невосклицательное)

-Определим пропущенные парные  согласные  во втором предложении. Подберём проверочные слова. Какой способ проверки использовали?

-Запишем второе предложение на доске с комментированием.

-Выделим орфограммы.

-Третье предложение запишите самостоятельно.

-Проверяем. Выделим орфограммы.

Вот  такие живописные места мы можем наблюдать и в городе.

- А какие правила поведения на льду вы знаете?

IХ.Гимнастика для глаз.

-Сейчас мы тоже уделим внимание нашему здоровью.

Х.Работа в рабочей тетради Т.В.Шклярова  с. 59  №147.

-А сейчас мы прочитаем стихотворение- шутку о морозе и выполним задание.

XI.Работа в группах.

С наступлением зимы не только птицам, но и животным приходится трудно.

-Почему трудно????

-Некоторые из них забираются в норы или почти всю зиму проводят под снегом.

-Порой мы наблюдаем за тем , как люди своими поступками, качествами могут быть похожи на животных. Например, когда так говорят?

Труслив, как …..заяц

Упрям, как….. осёл

Грязный, как….свинья

Болтлива, как…..сорока

-А может быть кто-нибудь продолжит????

- Сейчас вам предстоит поработать в группах.

-Подобрать подходящие слова, пропущенную букву, объяснить свой ответ.

1ряд                                                                2ряд                                                          

Голоден,как….вол.                                     надут, как …..индю.

Изворотлив, как ….у.                                  неуклюжий, как….медве.ь

Работает, как….лоша.ь                                 колючий, как ….ё.

3ряд

Здоров, как….бы.

Длинный, как…..жира.

Храбрый, как ……ле.

XII.Физминутка.

Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков(букв).

Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука.

И наконец , сядут те , чьё имя начинается с согласного мягкого звука.

ХIII. Обобщение и систематизация знаний. Упражнение в написании парных согласных на конце слова, подборе проверочных слов и выборе способа проверки.

Вставь букву. Работа по сигнальным веерам с парными согласными.

                  СЛЕ…     (д, т)                                     ХОЛО…       (д,т)

                  ХЛЕ…      (б, п)                                     МОРКО…Ь       (в,ф)

                   КРУ…      (г, к)                                     СТОРО…            (ж,ш)

                   РУКА…       (в, ф)                                   ГРУ…              (з,с)

                   ПИЛО…       (д,т)                                 ЗУ…         (б,п)

2 столбик самостоятельно в тетрадях.

-Подберите проверочные слова, слова 1 столбика изменяйте форму   слова, к словам 2 столбика подбирайте однокоренное слово.

-Какие «секреты» изменения формы слова мы знаем? ( ОДИН-МНОГО, ЕСТЬ-НЕТ)

-А «секреты» подбора однокоренного слова?

ЧТО? - КАКОЙ?,   ЧТО? - ЧТО ДЕЛАЕТ?,    БОЛЬШОЙ? - МАЛЕНЬКИЙ?

ХIV.Подведение итога.

-Как проверить парную согласную в корне слова?

-Какие способы вам знакомы?

-Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь?

ХV.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Рабочая тетрадь Т. В. Шклярова с.58.№ 143, повторить правила переноса.

ХVI.Оценки за урок.

Методическая разработка урока составлена учителем Гурьяновой С.М.

Самоанализ урока русского языка по теме « Способы проверки парных согласных на конце слова» во 2 «Г» классе.

Учитель: Гурьянова С.М.

1.Место данного урока в теме, разделе курса.

Данная тема в разделе « Парные согласные в корне слова» занимает важное место, т.к. сформированные навыки правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова являются основой орфографии в начальной школе.

2.Данная тема связана с предыдущими темами. На которых проходило знакомство с новым понятием, как состав слова и отрабатывались упражнения в написании безударной гласной в корне слова. На последующих уроках  учащиеся должны уметь безошибочно писать парные согласные в корне слов, подбирать проверочные слова, используя два способа проверки.

3.Форма урока – стандартная, тип урока – закрепление ЗУНов.

Использование новых технологий: использована игровая технология, развивающая, ИКТ, мультимедиа.

4. Цель: Закреплять знания, умения и навыки учащихся по теме : «Способы проверки парных согласных на конце слова»

Задачи:

1.Формировать навыки правописания парных звонких и глухих согласных на конце слова.

2.Развивать креативное мышление, воображение, память, речь.

3.Воспитывать гуманное отношение к природе, чувство сострадания, любви к животному миру; формировать навыки безопасного поведения на льду.

5.Для изучения темы использовались средства: ноутбук, мультимедийный проектор, сигнальные веера с парными согласными, карточки с заданиями для работы в группах, рабочая тетрадь Т.В.Шкляровой.

6.При планировании данного урока были учтены особенности учащихся 2 «Г» класса.

7.На уроке рационально было использовано время на всех этапах

8.Содержание урока способствовало развитию интереса к учению. Велась работа по развитию любознательности и трудолюбию.

9.Все этапы урока связаны между собой последовательной и логической связью. Плотность урока высока.

10.Во время проведения урока отношения «учитель-ученик», « ученик-ученик» были положительными, что способствовало поддержанию хорошей психологической атмосферы. Работала обратная связь « ученик – учитель». Нарушения дисциплины со стороны учащихся не было.

11.Цели, поставленные на уроке, полностью реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему: "Способ проверки парных согласных на конце слова"

Открытый урок по русскому языку по теме: "Способ проверки парных согласных на конце слова"  (продолжение)...

Урок русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слов" (2 класс, по системе Л.В. Занкова)

Урок русского языка во 2 классе (конспект + презентация) по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс, по системе Л.В. Занкова). Планируемые результаты:1....

Урок по Русскому языку 2 класс. УМК "Перспектива" Тема: Парные согласные в конце слова

Пример открытого урока по Русскому языку 2 класс. УМК "Перспектива" Тема: Парные согласные в конце слова...

Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....

Конспект урока русского языка 2 класс "Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласной"

УМК :Школа РоссииКласс 2Тема: Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласнойЦель: через исследование познакомить со способами проверки и правилом правописания парных согласных на ко...

Конспект урока по русскому языку 2 класс «Правописание звонких и глухих согласных на конце слов»

Разработка урока русского языка «Правописание звонких и глухих согласных на конце слов»  в технологии смешанного обучения «Перевёрнутый класс»Тема: Способы проверки з...