Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слов" (2 класс, по системе Л.В. Занкова)
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Грибанова Наталья Юрьевна

    Урок русского языка во 2 классе (конспект + презентация) по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс, по системе Л.В. Занкова). Планируемые результаты:

    1. предметные: знать алгоритм проверки написания парных согласных звуков в конце слова; уметь применять знания фонетического материала при использовании правил правописания. 2.Метапредметные:

    Познавательные:

    -учить ориентироваться на возмож­ное разнообразие способов ре­шения учебной задачи;

    - анализировать изучаемые объекты с выделением сущест­венных и несущественных признаков;

    - проводить сравнение и классификацию изучен­ных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

    - ориентироваться в своей системе знаний;

    - учить выдвигать гипотезы, доказывать;

    - учить в сотрудничестве с учителем формулировать учебные задачи, подводить итог урока.

    Регулятивные:

    - осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя;

    - выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане,

    формировать умение оценивать правильность выполнения заданий;

    - формировать умение оценивать себя;

    - формировать умение осуществлять самоконтроль.

    Коммуникативные:

    - формировать умение слышать, слушать и понимать партнера;

    - оформлять свои мысли в устной форме;

    - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками:

    - воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию,

    - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

    - формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

    - формировать умение договариваться.

    Личностные:

    развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;

    -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;

    - проявлять интерес к изучению темы урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass_gribanova_n.yu_.docx49.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка во 2 «А» классе

    Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце  слова

    Цель: Создать условия для формирования знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце

    Тип урока: урок обобщающего повторения

    Задачи урока: 

    обучающие: -  актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;

    • формирование умения применять полученные знания на практике;
    • формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
    • совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;

    развивающие:  - развитие логического  и творческого мышления, умения делать выводы;

    • развитие устной и письменной речи учащихся;
    • развитие слуховой и оперативной памяти;
    • развитие орфографической зоркости учащихся;
    • формирование познавательной мотивации;

    воспитывающие: -  воспитывать дисциплинированность, ответственность;

                - воспитывать  любознательность;

    • воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества;
    • воспитание аккуратности при работе.

    Учитель: Грибанова Н.Ю.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    -  знать алгоритм проверки написания парных согласных звуков в конце слова;

    - уметь применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

    Метапредметные:

    Познавательные: 

    -учить ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

    - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

    - проводить сравнение  и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

    - ориентироваться в своей системе знаний;

    - учить выдвигать гипотезы, доказывать;

    - учить в сотрудничестве с учителем формулировать учебные задачи, подводить итог урока.

    Регулятивные:

    - осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя;

    - выполнять учебные действия в устной и письменной речи, во внутреннем плане,

    формировать умение оценивать правильность выполнения заданий;

    - формировать умение оценивать себя;

    - формировать умение осуществлять самоконтроль.

    Коммуникативные: 

    - формировать умение слышать, слушать и понимать партнера;

    - оформлять свои мысли в устной форме;

    - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками:

    - воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию,

    - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

    - формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

    - формировать умение договариваться.

    Личностные:

    развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;

    -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;

    - проявлять интерес к изучению темы урока.

    Форма урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

    Основные понятия: орфограмма, парные  звонкие и глухие согласные.

    Ресурсы:

    Информационные: Программа: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;  рабочая программа по русскому языку (Полякова А.В.)  система развивающего обучения Занков

    Учебник: А.В. Полякова . Русский язык . 2 класс. В 2 частях. Часть 2.

    Технические:

    Средства ТСО: мультимедийный видеопроектор

    Наглядность: карточки с заданиями, набор магнитных букв,  раздаточный материал

    Технологические:  интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами  здоровьесбережения

    • использование медиа-ресурсов как источника информации;
    • компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;
    • работа с выделением проблемы от заданного действия;
    • технологии сохранения и стимулирования здоровья (физ.минутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)

    Основные понятия: орфограмма, парные  звонкие и глухие согласные.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    I Мотивационный

    Создание комфортной обстановки для восприятия содержания урока

    1.Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Повернитесь, поприветствуйте их.

    2.Сначала сядьте те, чьё имя начинается с гласного звука, а затем те, чьи имена начинаются с согласного звука.

    -  Я рада, что в этот необыкновенно красивый зимний день мы снова собрались все на урок русского языка.

     -   Сегодня урок   будет особенным.   Пусть он пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших умных  головках.

    - Продолжите, пожалуйста, предложение:

    Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы…    (Слайд 2) 

    - Сегодня, ребята,  мы с вами отправимся в сказку.

    А героем нашей сказки будет…угадайте кто?

    На деревьях бахрома,

    В белом инее дома.

    Это значит — разгулялась

    Наша русская ....

    (Слайд 3)

    -Верно, это зима. Итак, отправляемся в сказку.    Слайд

            Нас встречает зимний лес.

            Он стоит, как белый терем.          

            Полный сказок и чудес.

            Солнце брызнуло сквозь ветки

            И по снежному ковру

            Вмиг рассыпались монетки

            Серебром по серебру.

    (Слайд 4)

    - Обратите внимание на замечательный зимний пейзаж.

    - А какие чувства он у вас  вызывает?

    - Но лес этот, ребята, не только красивый, а  ещё и волшебный. Он приготовил для вас много интересных заданий.  Для того  чтобы справиться с этими заданиями вам понадобятся ваши знания.

    Настраивается на активную работу на уроке.

    Предполагаемые ответы детей:

      - Научиться  правильно выражать свои мысли,

    -давать полные ответы,

    - узнать новые правила и научиться их применять

    -научиться  грамотно и красиво писать.

    Дети называют отгадку (зима)

    Дети любуются зимним пейзажем.

    Предполагаемые ответы детей:

    - Любви, покоя, красоты, восхищения, радости, умиротворения.

    Л: проявление интереса к учебной деятельности, положительное отношение
    к школе, одноклассникам, учителям

    Р: Принимать и сохранять учебную задачу; анализ; контроль действий одноклассников

    II Актуализация знаний

    Актуализация тематики урока через постановку проблемного вопроса.

    Постановка учащимися цели и задач урока в  «сопровождении» учителя.

    1.Минутка чистописания

    2. Словарная работа

    3. Самоопределе

    ние  к  деятельности

    - Прежде чем начать работать в тетради, давайте разомнём наши пальчики.

    «Прогулка»

    Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
    Мы во двор пошли гулять
    (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
    Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
    Птичек крошками кормили 
    ("кормим птичек ")
    С горки мы потом катались 
    (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
    А ещё в снегу валялись 
    (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
    Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
    Суп поели ("едим суп"), 
    спать легли 
    (ладошки под щечку).

    - Откройте тетради и запишите число, классная  работа       (Слайд 5)

     -Просигнальте, кто готов работать дальше.                                                                                                                            

     - Внимание на доску. Здесь разбросаны буквы.

    - Какое задание вы можете предложить?

    - На какие две группы их можно разделить?

    - Составьте из них пары. Иди к доске…..

    Б Д  В  Ж  З Г

    П Т Ф Ш С К

      (Слайд 6)

    – Итак, на доске пары букв.  Давайте  попробуем произнести звуки, которые они  обозначают. Приложите ладошки к горлышку.  

    - Что вы заметили?

    - Какой можно сделать вывод?

    -Запишите эти пары букв в тетрадь, соединяя друг с другом.

    Учитель следит за осанкой.

    Сижу красиво

    Пишу красиво

    - Не торопитесь, выводите каждую букву.

    - Хочется похвалить за осанку….

    -Возьмите в руки простой карандаш и  подчеркните  ту пару букв, которая у вас получилась красивее,  лучше всего.  Запомните и  старайтесь так писать всегда.    

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА.      (Слайд 7)

    - Внимание! На доске слова с пропущенными буквами

     Вет…р, яг…да,  ин..й, мес.ц, м.дведь.…..

     -Какие это слова?

     -  Запишите их, вставляя пропущенные буквы.                        Проговаривая только по слогам. Ударение….

    - Обменяйтесь тетрадями в парах, проверьте, правильно ли записали слова.

    (Слайд 8)

    -Назовите слово, в котором  звуков больше, чем букв.  Почему?

    – Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Объясни.

    – Какая  ещё орфограмма есть в этом слове?

    -  А  что  ещё  вы можете сказать про слово медведь?

    - Сколько пар согл  вы знаете?                                    

    Может ли написание этого  слова  вызвать у вас затруднение?

    - Что мы затрудняемся определить в этом слове?

    - Почему?

    - Тогда что же нам нужно сделать с этими словом?

    - На какой вопрос мы будем искать сегодня ответ?

    - Может кто-то возьмёт на себя смелость и озвучит тему нашего урока?

    - Итак, тема урока «Правописание  парных согласных на конце слов»  (Слайд 9)

    -Давайте определим цель нашего урока.

    Дети выполняют пальчиковую гимнастику

    Дети начинают работу в тетради

    ( записывают число, кл. работа)

    Предполагаемые ответы детей:

    - эти буквы обозначают парные согл. звуки

    - звонкие и глухие

    - при произнесении звонких согласных голосовые связки напрягаются, происходит вибрация

    - Звонкие  согл произносятся   с  голосом  и  шумом, а глухие  согласные  состоят  только  из  шума.)

     - В произнесении звонких согласных участвует  голос и шум. А при произнесении глухих- только шум

    Минутка чистописания

    Предполагаемые ответы детей:

    - словарные

    взаимопроверка

    -ягода, т.к. буква я в начале слова обозначает 2 зв.

    -медведь, т.к. буква ь звуков не обозначает.

    - парная согл. на конце слова

    Имя сущ,  ед число, м.р., двусоставное, второй слог ударный

    - 6

    мы будем учиться проверять слова  с парными согласными на конце слова

    Принимать и сохранять учебную задачу.

    Проверка по эталону.

    Допускать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

    Умение принимать и сохранять ученую  задачу.

    Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные:

    Анализ, обобщение, классификация.

    - Итак, мы с вами отправимся  в «Сказку парных  согласных звуков».

      А теперь  слушайте сказку.   Слайд 10-12

    -Живёт себе Зимушка, живёт,  не тужит. Землю лёгким пуховым одеялом укутывает, согревает. Деревья в белоснежные  одежды наряжает: чистые, сверкающие. Развешивает бахрому на ветви елей. Создаёт покой и уют в лесном царстве.

    -Но не ходит Зима одна, с ней её верные помощники. Угадайте, кто они. 

    - Приготовьте карточки с парными согласными.

    Белое покрывало

    Землю покрывало

    Солнце припекло

    Одеяло утекло…(Снег)

     Как по зеркалу качусь,

    На коньках кручусь-верчусь,

    Разгонюсь, как самолёт -

    Под ногами что же? (Лед)

    Невидимкой осторожно

    Он является ко мне

    И рисует, как художник,

    Он узоры на окне.

    - Что заметили в этих словах?

       Сделайте вывод:  Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно….

    - Почему в слове лёд слышится звук т?

       

    - Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный  согл. на конце слова?                    

    «Глухие звуки это непоседы,
    Они спокойно не желают жить
    Они стремятся звонкого соседа
    Во чтобы то ни стало заглушить».

    - Ребята, а вы знаете,  что означает выражение «мороз  по  коже»?  Вот ещё несколько фраз, читаем их. А кто-нибудь из вас знает как называются такие  народные крылатые выражения?

    Слайд  13-14

    Дети  называют отгадки и, с помощью карточек с буквами, показывают букву, которую нужно писать на конце этого слова.

    Доказывают, подбирая проверочные слова.

    Учатся решать проблему, доказывать, объяснять, слушать,  делать выводы.

    Предполагаемые ответы детей:

    - Мороз –морозы, нет мороза, морозец,  день (какой?) морозный.  

    Предполагаемые ответы детей:

    - нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или звук н.

    - в конце слова парные согл. звуки  произносятся глухо

    Дети повторяют правило хором, по одному.

    Организовать самостоятельную

    Работу.

    Включить учащихся

    в работу.

    Проверка  по  эталону.

    Регулятивные:

    Формирование умения оценивать свои действия.

    Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей.

    - А теперь соединим каждую фразу с её значением.

    - А где мы можем найти значения фразеологизмов? Прочитайте значение этих фразеологизмов.

      Найдите и назовите слова с парными согласными на конце слова  которую надо проверить.

    - Мы обогатили нашу речь знанием новых фразеологизмов. Молодцы!

    Физминутка    Слайд

    - Выполняем движения, внимательно слушаем песню, встретятся ли вам в песне слова на орфограмму, которую мы с вами сегодня повторяем  на уроке?

    - А  теперь все тихо сели

    - На меня все посмотрели    

    - В этой песне нам встретились слова с парными согласными, какие?      

              Работа с учебником

      - Отправляемся в нашу сказку дальше.

    -Зимушка приготовила для вас  следующее задание  (упр. 31) – самостоятельно.

    Слайд 15

    Подчеркните орфограмму.  Проверка.

    Продолжите фразу…  Слайд 16

    -Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно….

    - Послушайте, как звучит это правило в стихотворном виде.

    Если слышишь парный звук,

    Будь внимателен, мой друг!

    Звук согласный проверяй,

    Рядом гласный подставляй!

    -Повторите последние строчки .

    -Ребята, а вы любите играть в снежки? Вот мы сейчас и поиграем. Я буду вам бросать снежок и называть слово с парной согласной, а вы бросаете снежок мне и называете проверочное слово (голубь, хлеб, зуб, друг, гриб, поход, сосед, ястреб, поезд, прорубь, водопад, велосипед, ёж, шарф, обед, народ)

     

    -Следующее задание зимушки: работа в группах.

    Работа в группах.

    • 1-я группа: образовать новые слова из первых слогов. Проанализировать полученные слова, обратить внимание на выделенные буквы. Попробовать сделать вывод о местонахождении парного согласного и способе его проверки.

    ЗАБОР, ГАДКИЙ,

    КАМЕРА

    ЗАГАДКА

    КРОЛИК, ВАТРУШКА, КАША

    КРОВАТКА

    РУСАЛКА, БАШМАК, КАНАТ

    РУБАШКА

    • 2-я группа: отгадать кроссворд: (подобрать проверочные слова)

    1. В золотой клубочек спрятался дубочек. (желудь)

    2. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки, слетают все рубашки. (дуб)

    3. В огне не горит, и в воде не тонет.(лед)

    4. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

    • 3-я группа: раскрасить синим карандашом звездочки со словами, оканчивающиеся парными согласными, которые надо проверить, а красным карандашом - звездочки со словами, которые не надо проверять.

    Отчет старших о работе, проделанной в группах.

    - Какой вывод сделали ребята, работающие в первой группе? (парный согласный не всегда находится в конце слова) Как его можно проверить?

    Работа в  парах: у каждой  пары конверт (в конверте карточки со словами).

    - Посмотрите, что находится у вас в конвертах? (слова)

    - Что можно составить из слов?

    - Что такое предложение?

    - Составьте из слов предложение. Запишите, подчеркните главные члены. Проверка.

    - Как справились с заданием?

    - На какие орфограммы встретились слова?

    - Прочитайте полученные предложения согласно тому номеру, который указан на вашем конверте (дети читают текст из четырех предложений)

    - Что у нас получилось? (текст)

    Слайд 17

    - Что такое текст?

    - Молодцы!

    Фразеологизмы

    Во фразеологическом словаре

    Дети проговаривают правило хором, по рядам, по одному.

    Делают вывод:

    Звук согласный проверяй,

    Рядом гласный подставляй!

    Дети  под приятную музыку выполняют упражнения для глаз

    - Наш урок-сказка подходит к концу. Помните: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам - урок»  Предлагаю показать Зимушке, что наш урок прошел не зря, что мы не только раскрыли секреты парных согласных, но и научились ими пользоваться.

      Но у зимушки осталось  ещё одно задание-тест.

    Выполняют тест на листах.

    - Сверьте свои ответы с ответами на слайде.

    Слайд 18

    - Кто справился с тестом, поднимите руку. Молодцы!

    - Какой теме был посвящен наш урок?

    - Какие задачи мы ставили?

    Справились мы с ними?

    - Кто испытывал трудности на уроке? Как считаете почему? Какую ты поставишь себе задачу для преодоления этой проблемы?

    Дети выполняют тесты

    Дети отвечают на вопросы и подводят  итоги с помощью учителя

    Рефлексия

      -  Давайте вспомним свои впечатления от урока:  Слайд 19

    - На уроке:

    Я чувствовал себя……

     Я работал с …. настроением.

    Я испытывал затруднения…...

    Что бы ты хотел рассказать другу, которого не было на уроке?

    Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.  

    Информация о домашнем задании

    -  И последний сюрприз от зимы:

    Разгулялся  ветер, и с неба посыпались ажурные снежинки.  Они кружатся в воздухе и медленно  падают на ваши парты - одна красивее другой.

    Возьмите их в руки. А снежинки эти не простые, а с заданием.  

    - Большая снежинка –  это трудное задание.  Нужно восстановить деформированные предложения и вставить пропущенные буквы.

    - Снежинка поменьше – задание легче. Нужно списать текст, вставить пропущенную  парную  согласную.  

    Работу выполнять будете в тетрадях.

    -Оцените свои силы и покажите каждый, какое задание вы выбрали.

    - Я очень рада, что многие из вас трудностей не боятся.

    - Большое спасибо. Урок окончен     Слайд 20         

    Дети самостоятельно выбирают себе задание на дом, оценивая свои возможности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по теме: "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов"

    Открытый урок по теме: "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов". 2 класс....

    Открытый урок по русскому языку. Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова.

    Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова, развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подбирать проверочные слова и г...

    План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

    обобщить знания о написании парных согласных в корне слова и  умения  проверять их в слабой позиции...

    урок по русскому языку Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс

    Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс...

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме "

    Урок разработан по УМК Перспектива для учащихся 2 класса. В КТП - второй урок по данной теме....

    Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс)

    Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 2 класса ("Школа России"). Тема:"Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (обобщающий урок)....

    Конспект урока русского языка на тему "Звонкие и глухие согласные" для 2 класса по учебнику А.В. Поляковой

    Конспект урока составлен согласно требованиям ФГОС с целью развития умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки....