Конспект урока русского языка по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Зинаида Васильевна Блохина

Очень подробный конспект урока русского языка с учетом требований ФГОС. Разные виды работ, которые активизирует работу детей на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель : Блохина  Зинаида Васильевна

Тема:

"Правописание парных   звонких и глухих
согласных на   конце слова". (Седьмой  урок   по  теме  - урок закрепления)

(2 класс,  УМК "Школа  России, учебник под редакцией  В.П.Канакиной)

Цели: 

учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах  т.е. обнаруживать данную  орфограмму;

 формировать умение проверять написание парных согласных разными способами  

т.е. применять  правило;

 сопоставлять произношение и написание  слова;

 анализировать, делать вывод.

 Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в конце слова разными способами;

 сопоставлять произношение и написание слов;

подбирать проверочное слово.
Оборудование:  

Карточки с изображением букв.

Документ камера,  карточки,  картинки  с  изображением  предметов.

Ход урока

  1. I. Организационный момент. 

- Учитель:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

II. Актуализация знаний.                                                                                                       Отгадай загадки.  (Картинки-отгадки  на  экране  через документкамеру)

1.    Весь день домой и на работу
        Возить людей его забота.
         Носит обувь из резины
         И питается бензином.  (автобус)            

2.    Палочка волшебная есть у меня, друзья.
         Палочкою этой могу построить я:
         Башню, дом и самолёт
         И огромный пароход! (карандаш)  
-Чем похожи слова? (Слова с парными согласными на конце слова).
- Сформулируйте тему урока.
Учитель. Цель: формирование умения правильно писать слова с парными                            звонкими и глухими согласными на конце слова.

III. Чистописание.

– Сегодня будем писать буквы С,З.

    -Прочитай пословицу. Объясни смысл.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Найди слова с парными согласными на конце слов.
Подбери проверочные слова:  
раз-разок,разы; отрежь-отрежу.

-Что нужно помнить о  проверочных  словах? после согласного должен стоять гласный

IV. Работа по теме урока.
     -
Как произносятся согласные звуки?            
     - Назови парные звонкие и глухие согласные?
     - Проанализируйте ряд букв.
( на  экране,  через документ камеру)
       Б   В  ?   Д   Ж   З
       П  Ф  К  Т   Ш   С  

1. С л о в а р н а я   р а б о т а.

– А отправимся мы с вами в страну «Словария». Из данных слов вы должны выбрать слова со звонкими и глухими согласными на конце и записать.  Работа  цепочкой, дети по очереди читают  слово  и   объясняют, есть ли  там  эта  орфограмма.
        вол        весна
        пень      
столб
         этаж      ком
        лай        
утюг
        глаз      сапог

– Молодцы, ребята, хорошо работали.
   2. Чтобы правильно написать слово, надо вспомнить правило проверки.

(текст алгоритма у каждого на карточке)            

 Алгоритм проверки парного согласного звука в корне слова.
Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова надо:
1) Найти парный согласный в слабой позиции;
  на конце слова                     перед глухим согласным
3) Подобрать  проверочное  слово:
- изменить  форму слова так, чтобы после этого согласного  звука быль гласный или сонорный согласный
- подобрать однокоренное  слово так, чтобы  после этого согласного звука был гласный или сонорный

3. У п р а ж н е н и я   в   п о д б о р е    проверочных слов.   
(дети поднимают карточку  с  нужной  буквой)  

    д\т                        б\п                          ж\ш

....- ло...ка              ... - ша..ка               ... - ло...ка

...- ули...ка              ...- оши...ка             ...- кру...ка

...-гря...ка              ...- тря...ка               ...- ча...ка

Учитель выслушивает ответы  детей.

Учитель:

Какие  способы  проверки мы  применили?

1. изменяли  слово  по числам

2.подбирали  однокоренное слово( делали  предмет  маленьким;  называли  предмет  ласково)

4. Учитель:  работа в парах

 - Отгадайте загадки( они  на  отдельных  желтых  листах)   и напишите на  листке   отгадки. Устно подберите проверочное  слово.

Берега  зелёные,

Вода красная,

Рыбки  черные.

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост наружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен  только красный нос.

В  океане тёмно-синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую, не дрожа

Ушастый зверёк —

Скок на пенёк!

Никого не обижает,

А всех сам боится

Две горы по пустыне идут и идут,

И не пьют, не едят, и не устают.

Он может неделю не есть ничего —

Кладовка с едой на спине у него.

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный.

Только это кран живой,

С настоящей головой.

(Арбуз, морковь, медведь, заяц,  верблюд, ёж, жираф)

Учитель: Все ли  отгадки  были  на  одно  правило?  

Слово "заяц"-лишнее.

П р о в е р к а   н а п и с а н н о г о.(Документ камера)
 З р и т е л ь н а я   г и м н а с т и к а.                                                

4. Работа по учебнику.                                                                                                 Упражнение 47(с.28)(Самостоятельное выполнение. Самопроверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными орфограммами и называют проверочное слово).

 - Теперь приглашаю вас всех на зарядку.

V.  Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(
Вращения головой)
Корпусом вращаем тоже-
Это мы, конечно, сможем.
(
Повороты вправо и влево.)
Напоследок

потянулись                                                                                            

 Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(
Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(
Сесть на место.)

VI. Закрепление изученного материала.

1. У п р а ж н е н и е.

- Кто запомнит больше слов из  стихотворения на изучаемую орфограмму. Учитель читает  стихотворение.

В ЗООПАРКЕ

Вот царь зверей – могучий лев.

А тут жираф с длиннющей шеей.

Ушастый ёж, чем не хорош?

Енот-красавец смотрит вниз.

Там потянулась сладко рысь.

Плывёт могучий бегемот.

Медведь над нерпою ревёт.

И белый голубь там летает,

Он крошки хлеба собирает.

VII.Рефлексия.

На доске текст.   (слайд  с  документ камеры)                                                                                             Прочитай.  Найди в тексте слова, требующие проверки.

Выпиши слова, подбери проверочное.                                                    

 " Зимой кругом лежит снег.  Как красив дуб! Как хороши ели!                                              

Мороз сковал речку и пруд.  Ребята спешат на каток. "
  (Взаимопроверка. Ученики меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляются карандашом).                    

VIII.. Итог урока.

– Какую орфограмму мы повторили?

– Как проверить парную согласную на  конце  слова?

* Повторяли понятие согласные звуки.
* Учились различать и проверять парные звонкие и глухие  согласные.
* Учились находить слова с парными согласными звуками.
Домашнее задание.   Выполнить упр.49 (с.28).

Молодцы! Спасибо за урок.

Список используемой литературы:

1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1991.

2.Додух Н.В. Письмо. Развитие речи 1-4 классы Конспекты занятий, дифференцированные задания. Волгоград. Учитель 2011г.- с, 85, с.86.

3 .Зубарева Л.В.Коррекция письма на уроках 1-2 классы.

Практические и тренировочные задания и упражнения. Волгоград.Учитель.2005-с.11.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

конспект урока по русскому языку по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Цель урока:  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы., а также формирование умени...

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание парных звонких и глухих согласных  в конце слова" 1  класс...

Урок русского языка 2 класс. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Урок русского языка 2 класс. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова...

конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Цель: Формировать умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слов.Задачи: распознавать парные глухие и зв...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". 2 класс.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Школа России". В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. 2 класс (часть 2)...