Урок русского языка 1 класс "Предложение и текст"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Калуцких Марина Викторовна

Развивать умение отличать предложение от текста, умение озаглавливать текст, умение составлять текст по картинке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_1_kl._predlozhenie_i_tekst.doc422 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

1 а класс

ТЕМА : «Предложение и текст».

Подготовила:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Калуцких М. В.

2015 – 2016 уч. год

Цель:      

 Образовательные: Умение соотносить тексты и заголовки к ним; выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных, составлять устный рассказ с опорой на рисунок; узнавать значение слов из толкового словарика в учебнике, совершенствовать каллиграфические навыки.

Развивающие: Развить орфографические навыки и умения:  видеть орфограмму в слове;  правильно писать слова с изученными орфограммами;  находить и исправлять ошибки, совершенствовать каллиграфические навыки; развивать логическое мышление, воображение, речь. 

                                                                                                                                                                                                                                                     Воспитательные: - Способствовать  воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности ( дисциплинированности, внимательности, уверенности, ответственности, трудолюбия).

                                                                                                                                                                                                                                                                            

Планируемые результаты: научиться составлять текст по картинам на заданную тему.

Универсальные учебные действия:

 личностные: 

  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла      учения; эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, бережное отношение к живой природе;       

навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; сохранять интерес к учебному материалу.

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;   понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценка

познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;   осуществлять синтез как составление целого из его частей;

 проводить сравнение и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям);   обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

  коммуникативные:

 принимать участие в работе парами и группами; допускать существование различных точек зрения;  договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

предметные:

отличать понятия «предложение» и «текст»;осознавать взаимозависимость предложений в тексте; знать алфавит; различать предложения и слова; безошибочно списывать текст с доски и учебника.

. Оборудование урока: компьютер, экран, учебник  « Русский язык»  1 класс .М.Андриановой, В.А.Илюхиной , рабочая тетрадь «Русский язык», индивидуальные карточки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент 

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

-Ребята, какое время года наступило?

Вся природа оживает, ярче светит солнышко.

 Но посмотрите на наше солнышко. Что же с ним случилось?

Поможем солнышку улыбнуться? А для этого нам нужно будет хорошо потрудиться на уроке. Трудность всегда можно преодолеть, если человек всё делает с хорошим настроением.

-На столе у вас лежат солнышко и тучка, выберите ту карточку, которая отражает ваше настроение.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и передайте друг другу хорошее настроение, пожелайте удачи!

Выполнение алгоритма проверки готовности к уроку; повторение правил посадки во время урока письма.

Его закрыли тучи

Регулятивные УУД:                               эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2. Актуализация знаний

1.Запишите число, классная работа.

Я тетрадочку  открою

И с наклоном положу.        

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

2.Минутка чистописания

-Сегодня мы вспомним, как правильно пишется буква И Ш .Из каких элементов состоит буква?

Показ учителем правильного написания букв (показ слайда)

-Что вы можете сказать об этих буквах?

 В каких случаях  мы их пишем? 

- Обведите самую красивую букву.

- Помогите соседу по парте найти самую красивую букву. 

Запишите слово      Шишкин  (Иван Иванович Шишкин знаменитый русский художник. В своих пейзажах он воспевал красоту родной природы. Самые известные его картины: («Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Корабельная роща»). (показ слайдов)     

-С какими орфограммами встретились?                                                                           

 Итог: Молодцы! Очень красиво написали.

- Как вы думаете какое задание нужно выполнил со словом машина? 

 -В слове машина отметьте шалашики

-Посмотрите на наше солнышко!

3. Словарная работа.

Картинный диктант: газета, ученик, ученица

Знакомство с новым словом

-Составьте слово ОГРДО

Словарное слово город. (Общеславянское,

первоначально- «ограда, забор», позже- «огороженное место» и далее- «крепость»).

-Как называется наш город?

-Составьте предложение о нашем городе.

(Запись предложения под диктовку.

- Какие знания помогут нам правильно записать предложение?)

Пословица:

    Москва – всем городам мать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз

Работают в тетради

Учащиеся отвечают на вопросы.                                    Устную речь мы говорим и слышим: письменную используем при чтении и письме.                                 Из предложений.                                                               Выражает законченную мысль или чувство.

Буква Ш

Учащиеся пишут в тетрадях.

И Ш Подчёркивают самую красивую букву.                                                        Шишкин

Работа в тетрадях по письму

Пишут число, классная работа.

Когда пишут имена , названия , клички животных и начало предложений.                                                          

Вышло из-за тучки

ГОРОД

 Слышим горат

ГОРОДОК,  ГОРОДСКОЙ (парк)

(Дети декламируют хором считалочку, Имитируя движениями сказанное.)

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

 познавательные:

- проводить сравнение, классификацию коммуникативные: допускать существование различных точек зрения;

 

предметные: отличать понятия «речь» и «предложение»,  

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

информационные:

умение добывать информацию; анализировать объекты;

синтезировать целое из частей. 

предметные: различать предложения и текст; безошибочно списывать текст с доски и учебника;

3. Объявление темы урока, цели.

-А сейчас внимательно посмотрите на схему. Что она обозначает?

звуки – слова – предложение - текст

-Как вы думаете какая тема нашего урока?

Предположите, чему мы должны научиться на урок

Слова состоят из звуков, предложение - из слов, текст - из предложений.

Предложение и текст.

Мы должны:

1.научиться отличать текст от предложений,

2.научиться выделять признаки текста

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учиться высказывать свою точку зрения.

познавательные:                                         понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

4.Актуализация знаний.

Работа с предложением.

(Два предложения на разноцветных карточках)

  1. Составь и запиши предложение в тетрадь.

за окном, весенний, шумит, дождь

      2)Отдели каждое слово в предложении и правильно  запиши его в тетрадь.

           Солнцескрылосьзатучкой.

ПРОВЕРКА. –Какие знания о предложении помогли вам справиться с заданием.

Начало предложения пиши с большой буквы.

В конце предложения ставь точку.

Слова в предложении пиши раздельно друг от друга.

информационные:

умение добывать информацию; анализировать объекты;

синтезировать целое из частей. предметные: различать предложения и текст; безошибочно списывать предложение в тетрадь;

5. Работа над новой темой.

Работа в паре

Текст упражнения 1с. 8  на карточке и выполнить задания устно. Объяснить смысл слова                                                                                                    «проталинка»- место, где стаял снег и обнажилась земля. 

Правило в учебнике

Выполнить упражнение 2 с. 8 (в учебнике)

Физкультминутка

музыкальная

Учащиеся читают записи и определяют текст. Дают название тексту  «Весна»

Читают правило по учебнику. Слушают чтение учителя

Самостоятельно знакомятся с текстом. Дают название тексту.

Выписывают 1 и 3 предложения.

(Дети декламируют хором считалочку, Имитируя движениями сказанное.)

предметные: осознавать взаимозависимость предложений в тексте; 

познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Коммуникативные УДД:                                   учиться проводить самостоятельно динамические паузы, повторять движения за товарищем.

Солнышко в тучках улыбается

 

6. Самостоятельная работа. Работа в паре

(На слайде девочка и мальчик вешают скворечник)

- Расскажите что вы видите на картина

На парте предложения на полосках:

Наступила весна.

Коля и Галя сделали скворечник.

В домике поселятся крылатые жители.

Коля и Галя идут в школу.

За ними бежит собака Жучка.

Они повесили его на дерево.

- Выберете  предложения, чтобы получился текст

-Как можно озаглавить текст?

                                                                                                                Солнце без туч и улыбается

1.Учащиеся открывают учебники, читают задание:

2. Составляют  предложения про весну. Дают название тексту.

Потому что они уничтожают вредных насекомых.

регулятивные:

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные:

договариваться, приходить к общему решению; 

предметные результаты:

составлять рассказ по картинкам

7. Рефлексия.

Сегодня на уроке я:

- Я узнал…….

-Я научился…….

- Новые знания мне пригодятся…………

-Вы отлично поработали!

И весеннее тёплое солнышко взошло над нашим классом. Но у солнышка нет лучиков. Перед вами лежат три лучика.

-Если вы считаете, что вам на уроке всё было понятно возьмите в руки оранжевый лучик

-Если что-то осталось непонятным – лучик жёлтого цвета

- Если совсем всё было непонятно -  лучик красного цвета.

Учащиеся проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке.

регулятивные:

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, коммуникативные: допускать существование различных точек зрения;

     Проталинка

Наступило утро. Ожили улицы города. Люди спешат на работу. Всюду снуют машины.

О Г Р Д О 

                                                                                                                                 город

(Орёл, Ужгород, Великий Новгород)

Москва – всем городам мать.

Ни к селу, ни к городу. 

Вова и Никита сделали кормушки для птиц.  

В воскресенье ребята пошли                   в парк.

Они развесили кормушки на деревьях.

Добро пожаловать, птицы!

Врач-                       Творец-                      шутка-    

Ракушка-                          Волга-                                                              

                                                                               

     Грач                                   

      Скворец  

утка                    

              кукушка 

                               иволга 

 солнце   деревьях  ручей  хорошо

Вра-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка по теме:"Текст. Ознакомление с текстом-описанием".

Тема урока:«Текст. Знакомство с текстом-описанием»....

Презентация к уроку русского языка по теме: Текст. Деление текста на предложения.

Презентация будет полезна при проведении урока русского языка на тему "Тект. Деление текста на предложения"...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Конспект урока русского языка + презентация "Типы текстов. Научный и художественный текст" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с научным и художественным текстами и их отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое научный и художественный текст; отл...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России")....