рабочая программа 1 класс Азбука ПНШ
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г., №373(зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г. № 17785);  Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа.Часть1.-5-е изд., перераб.-Москва «Просвещение» 2011.(Стандарты второго поколения); на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа»  по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку М.Л. Каленчук,  Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой. Программы по учебным предметам,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г.;

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                            

   Рассмотрено                                                                                                       Согласовано                                                                              Утверждаю                                                                                                    

     Руководитель  методического объединения                                              Зам. директора по УР                                                                     Директор школы

     учителей начальных классов

                      Тухбатуллина Э.М.                                                                                 ________ Исмагилова Г.Т.                                                               _____ Сабирзянова Г.Т                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Протокол №1  от                                                                                                                                                                                                   Приказ №  110 от

          « 27» августа 2016г                                                                                       « 29» августа 2016г.                                                                    « 31» августа 2016г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                   

                                                                     

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

     

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 «САРМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 «КАТАШ-КАРАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» САРМАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ              

                                                                                                                 

 Сулейманова Миляуша Маратовна,  первая квалификационная категория                                                                                                   ФИО учителя, категория

       

 РУССКИЙ ЯЗЫК, 1 класс                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                    Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                                                             педагогического совета                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                             протокол № 1 от

                                                                                                                                                                                                             «29 » августа 2016  г                                                                                                

2016– 2017учебный год

Аннотация к рабочей программе по русскому языку 1 класс.

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г., №373(зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г. № 17785);  Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа.Часть1.-5-е изд., перераб.-Москва «Просвещение» 2011.(Стандарты второго поколения); на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа»  по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку М.Л. Каленчук,  Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой. Программы по учебным предметам,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г.;  учебного плана филиала МБОУ «Сармановская СОШ» Каташ-Каранская ООШ на 2016-2017 учебный год.

На реализацию программы по русскому языку  в  базисном  учебном плане начального общего образования   предусмотрено 473 часа:

В 1 классе – 99  часов. Курс «Обучение грамоте» является начальным этапом изучения русского языка. Его продолжительность 22 учебные недели, 3 часа в неделю (66 часов). Предмет «Русский язык» ведётся  11 учебных недель по 3 часа  в неделю (33 часа). Во 2-3 классах – по 136 часов, 4 классе – 102 часа.

Пояснительная записка

               Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г., №373(зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г. № 17785);  Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа.Часть1.-5-е изд., перераб.-Москва «Просвещение» 2011.(Стандарты второго поколения); на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа»  по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку М.Л. Каленчук,  Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой. Программы по учебным предметам,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г.;  учебного плана филиала МБОУ «Сармановская СОШ» Каташ-Каранская ООШ на 2016-2017 учебный год.

            Программа рассчитана на 99 часов.

        Количество часов в год по учебному плану  -99 часов.

              Количество часов в неделю по учебному плану  - 3 часа

              УМК «Перспективная начальная школа»:

  1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. Под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник.
  2. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2,  № 3. – М.: Академкнига/Учебник
  3. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
  4. Гольфман Е.Р. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

         

Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательные и социокультурные цели:

  • познавательная цель  предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей  целостной научной  картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;  
  • социокультурная  цель  изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.

Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических  задач:

  •  развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  •  овладение  способами  орфографического  действия;
  •  развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
  •  формирование  учебной  деятельности  учащихся;
  • усиленное  формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.

Место предмета в базисном учебном плане

            На реализацию программы по русскому языку  в  базисном  учебном плане начального общего образования предусмотрено 473 часа:

В 1 классе – 99  часов. Курс «Обучение грамоте» является начальным этапом изучения русского языка. Его продолжительность 22 учебные недели, 3 часа в неделю (66 часов). Предмет «Русский язык» ведётся  11 учебных недель по 3 часа  в неделю (33 часа). Во 2-3 классах – по 136 часов, 4 классе – 102 часа.

На изучение учебного материала по учебному предмету «Русский язык» в тематическом планировании отводится 99 часов (3 часа в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ, но не соответствует количеству часов по программе Н.Г.Агарковой, М.Л.Каленчук, Н.А.Чураковой (5 часов в неделю). Было произведено сокращение часов.  Хотя программа сокращена,  содержание полностью  сохранено  за счёт уплотнения тем в Рабочей программе.

    Примечание: На основании положения МБОУ «Сармановская СОШ» «О рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ "Сармановская СОШ» Сармановского муниципального района РТ», рассмотренного на педагогическом совете от 25.08.14г., протокол № 1, утверждённого Приказом директора № 84 от 02.09.14, в случае совпадения уроков с праздничными и каникулярными днями, программу выполнить согласно П 5.3. данного положения.

Планируемые результаты изучения курса «Обучение грамоте (письмо)

Иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом.

Личностные УУД

Самоопределение система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.

Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения  и взаимоотношений родителей и детей.

Познавательные УУД 

Информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации.

Логические: 

анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

  • сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;
  •  анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих;
  •  обнаружение особенностей  букв я, ё, ю, е: использование  букв для обозначения звука [й'] в начале слова  и после разделительных  знаков ь и ъ;
  •  обнаружение особой роли буквы ь  после букв согласных звуков ;
  •  выяснение общих черт непарных  согласных.

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:

  • формирование понятия «звук» через анализ моделей;  
  • поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений;
  •  формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ  пар слов на цветном фоне;  
  •  формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;

        установление причинно-следственных связей: 

  • между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;
  • между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.

                                                   Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»        

 Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явление национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  
  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
  • овладение словами речевого этикета.  

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  •  умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориен-тироваться  на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать  различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  •  стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  •  умение задавать вопросы;
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,

   сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
  •   умение работать с таблицами, схемами, моделями;
  • умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
  •   пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:  

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное;  
  • умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.                                                                                                                                                                                      

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников  общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

  • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
  •  познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять и ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением)
  • организационных (организовывать сотрудничество  и планировать собственную деятельность).

        Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык»

Обучение грамоте

 Ожидаемые результаты освоения курса к концу подготовительного периода

        Обучающиеся научатся:

        • на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

        • называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита;

        • составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

        • правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.

 Ожидаемые результаты освоения курса к концу основного периода

        Обучающиеся научатся:

        • различать звуки и буквы русского языка;

        • различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;

        • определять на слух ударные и безударные гласные;

        • делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

        • определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

        • акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

        • обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов) – создавать звуковую схему – модель слова;

        • читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

        • обозначать звуки буквами и условными значками;

        • читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

        • перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;

        • правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

• писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

        • выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

        • при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;

        • конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;

        • определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;

        • членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;

        • правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.

Ожидаемые результаты освоения  курса к концу заключительного периода:

        Обучающиеся научатся:

        • пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;

        • правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;

        • читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

        • применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

        • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

        • пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения);

        • озаглавливать прослушанный текст;

        • осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

        • применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’];

        • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;

        • выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением;

        • анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.

Ожидаемые результаты формирования УУД  по курсу «Обучение грамоте»

В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

        • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; работать с моделями русского языка; находить  выделенные строчки и слова на странице учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию;

        • первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;

        • работать с тремя источниками информации (учебной книгой, тетрадями по письму № 1, № 2, № 3 и тетрадями «Пишу и проверяю себя» № 1 и № 2): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

        В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;

        • выполнять работу по цепочке;

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.

        В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся:

        • понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками

Систематический курс русского языка

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Русский язык» к концу 1-го года обучения

        Содержательная линия «Система языка»

        Раздел «Фонетика и графика»)

        Обучающиеся научатся:

        • различать звуки и буквы;

        • различать буквы и их основные звуковые значения;

        • различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;

        • делить слова на слоги, определять ударный слог;

        • пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;

        • пользоваться способом обозначения звука [йۥ ] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);

        • пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.

        Раздел «Орфоэпия»

        Обучающиеся получат возможность научиться:

        • соблюдать известные орфоэпические нормы речи;

        • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

        Раздел «Морфология»

        Обучающиеся научатся:

  • различать слова названия предметов, признаков, действий;
  • различать главные и неглавные слова - названия предметов;
  • определять в тексте слова — помощники.

 Раздел «Синтаксис»

        Обучающиеся научатся:

        • различать предложение и слово;

        • определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).

        Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

        Обучающиеся научатся:

        • определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

        • писать прописную букву в именах собственных;

        • делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;

        • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;

  • выбирать написание буквы парного согласного на конце слова; написание Ь и Ъ.

        • писать словарные слова, определенные программой;

        • писать под диктовку текст объемом 18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

        • списывать небольшой текст по правилам списывания;

        • читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 1-го года обучения

В области познавательных УУД (общеучебных)

Обучающиеся  научатся:

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
  • получить первоначальные навыки инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков находятся в его начале, конце, середине;
  • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "рабочей тетрадью"): сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради;

В области коммуникативных УУД

Обучающиеся  получат возможность научиться:

В рамках инициативного сотрудничества:

  • работать с соседом по парте (договариваться о распределении  работы между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом);
  • выполнять работу по цепочке;

В  рамках коммуникации  как взаимодействия:

  • видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них;

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) обучающиеся  получат возможность научиться:

  • понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками;
  •  выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.

Учебно-тематический план:

Тема

Кол-во часов

Период обучения грамоте

1

Подготовительный

8

2

Основной

51

3

Заключительный

7

Русский язык

1

Алфавит

3

2

Слова-названия

4

3

Звуки речи. Построение звуковой схемы слова.

22

4

Речь письменная и устная.

4

Итого:

99

                                                                                                 

Содержание программы

Курс « Обучение грамоте» (66 часов)

          В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной,  послебукварный – завершающий.

Подготовительный период (8 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.

Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.

Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.

Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.

Основной, звукобуквенный период (51 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.

Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.

Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.

Формирование в памяти первоклассников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.

Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.

Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.

Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.

Заключительный период  (7 ч.)

Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам.

Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования).

Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.

Содержание курса «Русский язык» (33 ч)

        Алфавит(3ч.). Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.

Звуки речи (22ч.). Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [и1]. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.Построение звуковой схемы слова.

Слова-названия(4ч.) предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква | именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.

Речь письменная и устная(4ч.). Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение Слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма Слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в нача ле предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.

Содержательные линии

       Фонетика и орфоэпия

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный -непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

      Графика

Различение звуков и букв: буква как знак звука.  Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

        Лексика

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

        Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

       Морфология

Слова-названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами

       Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

         Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

•сочетания жи ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;

•сочетания чк чн, чт, щн,

  • перенос слов;
  • прописная  буква  в  начале  предложения,  в  именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • разделительные ь и ь;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и  восклицательный знаки;

        Развитие речи

Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения ц в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

                                                           Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Русский язык»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечание

                                                                                    Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты  УМК «Перспективная начальная школа»  для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы)

Примерная программа начального общего образования по русскому языку

         К

Библиотечный фонд сформирован  на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ.

                                                                                                             Печатные  пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы  букв

Касса букв и сочетаний

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по русскому языку.

        Д

       Д

        Ф

      Ф

       Д

                                                                 Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

                                                                                                  Технические средства обучения

Классная доска.

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Д

Д

Д

                                                                                                 Экранно-звуковые пособия

Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку

          Д

                                                                                                       Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

К

Д

Д

Д

                                                                                                         Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам: дом, зоопарк, транспорт и др.

Настольные развивающие игры

П

          Ф

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Формы и виды     деятельности

обучающихся

Дата

по плану

   по факту

1 четверть ( 25 ч)     Обучение грамоте (66 ч)      Подготовительный период (8 ч)

1

Гигиенические правила письма. Ориентировка в

пространстве

 Письмо прямой линии.

1

Ориентация в пространстве листа тетради, в понятиях «слева»,«справа»,«верх», «вниз».Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.

Выполнение гигиенических требований к правильной посадке, правилам письма.

2.09

2.09

2

Рабочая строка. Письмо короткой
и длинной прямой линии. Гигиенические правила.

1

5.09

5.09

3

Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо.

Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г). Гигиенические правила.  (с.5- 6)

1

Ориентация в пространстве листа тетради, в понятиях «слева»,«справа»,«верх», «вниз».Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.Выполнение гигиенических требований к правильной посадке, правилам письма.

7.09

7.09

4

Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке (е).

Гигиенические правила(с.7- 8)

1

9.09

9.09

5

Письмо  плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху (с. 9)

1

Ориентация в пространстве листа тетради, в понятиях «слева»,

«справа»,«верх», «вниз».Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.

Выполнение гигиенических требований к правильной посадке, правилам письма.

12.09

12.09

6

Письмо овалов: малого   и большого (О, о). Письмо полу овалов: письмо справа и письмо слева. (с. 10-11)

1

14.09

14.09

7

Письмо короткой прямой линии с половинным овалом (ь) (с. 12)

1

16.09

16.09

8

Письмо строчной буквы а.  Введение работы со звукобуквенной схемой.

1

Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении.

19.09

19.09

9

 Письмо заглавной буквы А.

(с. 13–14)

1

21.09

21.09

10

Письмо строчной и заглавной букв О, о

(с. 15–16)

1

23.09

23.09

11

Закрепление письма букв гласных в сочетаниях: оа, ао.

1

26.09

12

Письмо строчной и заглавной букв У, у

(с. 17–18)

1

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.  Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование (больших и малых) печатных букв гласных звуков  с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм.  Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи. Различать звуки и буквы.

28.09

13

Письмо строчной и заглавной букв Э, э.

1

30.09.

14

Введение алгоритма письма под диктовку.
(с. 19–20)

1

03.10.

15

Письмо строчной  буквы ы. (с. 21)

1

05.10.

16

Письмо строчной и заглавной букв И, и.

(с. 22–23)

1

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.  Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование (больших и малых) печатных букв гласных звуков  с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм.  Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи. Различать звуки и буквы.

07.10.

17

Письмо изученных гласных.

Слуховой и зрительный диктанты.

(с. 24)

1

10.10.

18

Выборочный диктант: запись буквами гласных звуков под ударением.

1

12.10.

19

Письмо строчной и заглавной букв М, м.

 (Тетрадь по письму  № 2 (с. 3–4))

1

Конструирование (больших и малых) печатных букв гласных звуков  с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм.  Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи. Различать звуки и буквы.

Упражнение в различении гласных звуков на слух.  Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

14.10

20

Работа над алгоритмом списывания слов и самопроверки.

1

17.10.

21

Письмо строчной и заглавной букв Н, н.

(с. 5–6)

1

19.10

22

Письмо строчной и заглавной букв Л, л.

(с. 7–8)

1

21.10.

23

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки.

1

24.10.

24

Письмо строчной и заглавной букв Р, р.

(с. 9–10)

1

26.10.

25

Письмо строчной и заглавной букв Й, й.

(с. 11–12)

1

28.10.

26

Чтение и записывание   предложения
с именами собственными.

1

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв Я, Ё, Ю, Е.

Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференциация мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова. Конструирование форм печатных букв (строчных и прописных): я Я, ё Ё, ю  Ю, е Е, ь.

Упражнение в чтении слогов, слов и предложений.

07.11

27

Письмо строчной и заглавной буквы Я,я. (с.13-14)

1

09.11.

28

Письмо строчной буквы ё.

(с. 15)

1

11.11

29

Письмо заглавной буквы Ё. (с.16)

1

14.11

30

Письмо строчной и заглавной буквы Ю,ю. (с.17-18)

1

16.11

31

Письмо строчной и заглавной букв Е, е.

(с. 19–20)

1

18.11.

32

Чтение и записывание  с доски предложения
с именами собственными. Взаимопроверка.

1

21.11.

33

Письмо буквы ь. (с. 21)

1

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв Я, Ё, Ю, Е.

Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференциация мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова. Конструирование форм печатных букв (строчных и прописных): я Я, ё Ё, ю  Ю, е Е, ь.

Упражнение в чтении слогов, слов и предложений.

23.11.

34

Письмо строчной и заглавной букв Д, д

(с. 22–23)

1

25.11.

35

Составление и списывание предложений. Взаимопроверка.

1

28.11.

36

Письмо строчной и заглавной букв Т, т.

(с. 24–25)

1

30.11.

37

Письмо строчной и заглавной букв З, з.

(с. 26–27)

1

02.12.

38

Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

Игры со словами.

1

05.12.

39

Письмо строчной и заглавной букв С, с

(с. 28–29)

1

07.12.

40

Письмо строчной и заглавной букв Г, г.

(Тетрадь по письму

№ 3 (с. 3–4))

1

09.12.

41

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки.

1

Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

Усвоение и конструирование форм 24 печатных (строчных и прописных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш.

Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар—шар, Луша—лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи-ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

12.12.

42

Письмо строчной и заглавной букв К, к.

(с. 5–6)

1

14.12.

43

Письмо строчной и заглавной букв В, в.

(с. 7–8)

1

16.12.

44

Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков. Письмо под диктовку.

1

19.12.

45

Письмо строчной и заглавной букв Ф, ф

(с. 9–10)

1

21.12.

46

Письмо строчной и заглавной букв Б, б.

(с. 11–12)

1

23.12.

47

Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков.

1

09.01.

25.12.

48

Письмо строчной и заглавной букв П, п.

(с. 13–14)

1

Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

Усвоение и конструи-рование форм 24 печатных (строчных и прописных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж,ш Ш.   Упражнение произношении минимальных пар слов, например: жар—шар, Луша—лужа, отличаю- щихся звуками [ж]-[ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи-ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей.

11.01

49

Письмо строчной  буквы ж.

Жи – пиши с буквой и.

1

13.01.

50

Письмо  заглавной буквы Ж .

Жи – пиши  с буквой и

1

16.01.

51

Письмо строчной и заглавной букв Ш, ш.

Жи, ши – пиши  с буквой и

1

18.01.

52

Разделительный мягкий знак. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков.

(с. 20)

1

Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпические.

Конструирование печатных знаков Ь ь, Ъ ъ, усвоение их форм.

20.01.

53

Разделительный твердый знак. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков.  (с. 21)

1

23.01.

54

Твердый и мягкий разделительные знаки

1

25.01.

55

Письмо строчной  буквы  х.

(с. 22–23)

1

Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.

Конструирование печатных знаков Ь ь, Ъ ъ, усвоение их форм.

27.01.

56

Письмо  заглавной букв Хґ.

1

30.01

57

Письмо строчной и заглавной букв Ч, ч.

Правописание  ча, чу. (с. 24–25)

1

01.02

58

Письмо строчной и заглавной букв Щ, щ.

 (с. 26–27)

1

03.02.

59

Правописание ща, щу. (с. 26–27)

Работа над алгоритмом списывания предложения. Запись слов под диктовку.

1

Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем орфоэпически.

Конструирование печатных знаков Ь ь, Ъ ъ, усвоение их форм.

06.02

60

Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц.

(с. 28–29)

1

08.02

61

Закрепление технологии написания письменных букв. Составление и запись предложений из 2–3 слов.  

1

10.02

62

Правописание жи – ши.

1

Работать с иформацией

20.02

63

Правописание ча – ща

1

Описывть свойства объектов

(сочетания ча-ща)

22.02

64

Правописание чу – щу

1

Описывать свойства объектов (сочетания чу-щу)

24.02

65

Правописание чк, чн, чт.

1

Исследовать объекты письма с целью запис слов по правилам

27.02

66

Заглавная буква в именах собственных.  

Диагностирование орфографической зоркости.

1

Моделировать разнообразные ситуации с целью письма и осуществления взаимопроверки

01.03

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

№ урока

Тема урока

Кол-во час

Формы и виды деятельности

 обучающихся

Дата

 

план

факт

1.

67

Алфавит (3 ч)  Фонетика и графика (3 ч)

Знакомство с новым учебником «Русский язык»

(с. 5–7)

1

Осознавание алфавита как определённой последовательности букв и воспроизведение его. Восстановление алфавитного порядка слов.

Различение звуков (разных их качеств) и буквы. Различение  гласных и согласных звуков.

03.03

2.

68

Упражнение в расположении слов
в алфавитном порядке (с. 8–9)

1

06.03

3.

69

Закрепление знаний об алфавите

(с. 10–13)

1

Осознавание алфавита как определённой последовательности букв и воспроизведение его. Восстановление алфавитного порядка слов.

Различение звуков (разных их качеств) и буквы.

08.03

4.

70

Слова-предметы. Слова-действия

(с. 14–15)

1

Нахождение основания для классификации слов-названий предметов, действий, признаков.

Различение слов-предметов главных и неглавных.

10.03

5.

71

Слова-признаки

(с. 15–16)

1

Нахождение основания для классификации слов-названий предметов, действий, признаков.

Различение слов-предметов главных и неглавных.

13.03

6.

72

Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки

(с. 16–17)

1

15.03

7.

73

Слова-помощники

(с. 18–20)

1

Нахождение основания для классификации слов-названий предметов, действий, признаков.  Различение слов-предметов главных и неглавных.

Определениев тексте слов-помощников.

17.03

8.

74

Устная и письменная речь

 (с. 21–22)

1

Различение особенностей письменной и устной речи. Чтение предложений с разными логическими ударениями.

Чтение и составление графической схемы предложения.

Анализ текста: определение границы предложения, выбор знака в конце предложения. Определение (и чтение)в тексте предложения по цели высказывания, по интонации.

29.03

9.

75

Обобщение знаний учащихся об устной и письменной речи

(с. 25–26)

1

31.03

 10.

76

Большая буква  в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек (с. 26–29)

1

Формировать умение понимать и писать слова с большой буквы

03.04

11.

       77

Большая буква  в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек (с. 26–29)

1

05.04

12.

78

Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком

(с. 29–31)

1

Классификация ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных звуков (парных и непарных), твёрдых и мягких согласных звуков (парных и непарных).

Объяснение (характеристика) особенностей  гласных, согласных звуков.

Группировка звуков по заданному основанию.

Соотношение  звучащего слова с его звуковой схемой.

Решение  звукобуквенной проблемы («Давайте найдём, как обозначаются эти звуки в звуковом столбике!»)

07.04

13.

79

Звонкие и глухие парные согласные

(с. 32–34)

1

Устанавливать общие и различные свойства изучаемых звуков

Уточнение особенностей разных звуков в ярком зрительном образе путём многократного обращения к звуковому столбику.

Определение звука по его характеристике.  Соотношение звука и его характеристики. Устная характеристика  звука.

10.04

14.

80

Звук [й'] и буква й  (с. 35–42)

1

Исследовать способы обозначения звука [й'] на письме.

 Осмысливать полученную информацию

12.04

       15.

81

Звук [й'] и буква й  (с. 35–42)

1

14.04

16.

82

Упражнение в различении мягких
и твёрдых звуков. Учебник (с. 42–44)

1

Формировать умения различать изучаемые звуки по различным признакам.

Моделировать различные ситуации употребления звуков в речи.

17.04

17.

83

Написание слов  с мягкими и твёрдыми согласными. Повторение правил переноса

(с. 44–46)

1

Планировать работу в парах с целью комбинирования

слов для переноса

Оценивание правильности предложенной характеристики звука, умение находить допущенные в ней ошибки.

19.04

18.

84

Различие твёрдых  и мягких согласных. Обозначение  на письме гласных звуков (с. 47–48)

1

Описывать, сравнивать и различать гласные и согласные звуки.

Корректировать себя и других участников процесса обсуждения.

21.04

19.

85

Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я

(с. 49–52)

1

Наблюдать, исследовать роль  йотированных гласных в русском языке. Осуществлять самоконтроль

24.04

20.

86

Звуки речи. Проверочная работа.

1

Устанавливать общие и различные свойства изучаемых объектов (звуков)

Осуществлять самоконтроль

26.04

21.

87

Распознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных (с. 53–54)

1

.Формировать умения распознавать мягкие и твёрдые согласные в устной и письменной речи. Исследовать способы их обозначения.

28.04

 22.

88

Слова с сочетаниями жи ши, же – ше

(с. 56–59)

1

Работать с информацией, моделировать ситуацию с целью взаимрпроверки

01.05

23.

89

Слова с сочетаниями ци, це, цы

(с. 60–63)

1

Формировать умения понимать и обобщать изучаемые объекты письма. Осуществлять самопроверку по образцу

03.05

24.

90

Слова с сочетаниями чу – щу, ча – ща

(с. 64–67)

1

Объяснение написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов.

Контрольправильности написания слова и  записи текста.

Соблюдение орфоэпической нормы речи.

05.05

25.

91

Мягкий знак  на конце слов (с. 68–69)

1

08.05

26.

92

Разделительные твёрдый и мягкий знаки (с. 70–75)

1

Контрольправильности написания слова и  записи текста.

Соблюдение орфоэпической нормы речи.

10.05

        27.

93

Разделительные твёрдый и мягкий знаки (с. 70–75)

1

12.05

28.

94

Звонкие и глухие согласные на конце слов. Различные способы проверки слов. (с. 76–79)

1

Объяснение написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов.

Контрольправильности написания слова и  записи текста.

15.05

29.

95

Способы проверки слов с парными согласными на конце слов (с. 80–82)

1

17.05

30.

96

Написание слов
с парными согласными

 (с. 83–84)

1

Объяснение написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов.

Контрольправильности написания слова и  записи текста

19.05

31.

97.

Обобщение знаний о предложении (с. 85–87)

1

Оценка собственной работы (диктанта), анализ допущенных ошибок.

Различение деление слова  на слоги и деление для переноса.

Определение (и чтение)в тексте предложения по цели высказывания, по интонации

22.05

32.

98

Схемы предложений. Словарный диктант (с. 88–89)

1

Объяснение написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов.

Контрольправильности написания слова и  записи текста.

24.05

33.

99

Оформление писем и заполнение анкет

(с. 90–94)

1

Контрольправильности написания слова и  записи текста.

Оценка собственной работы

26.05

Перечень учебно-методического обеспечения

Методические пособия для учащихся

  • Агаркова, Н. Г. Азбука. 1 класс: тетрадь по письму № 1–3 / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – М. : Академкнига/Учебник, 2013;
  • Чуракова, Н. А. Русский язык. 1 класс: учебник / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011;
  •  Гольфман, Е. Р. Русский язык. 1 класс: тетрадь для самостоятельных работ / Е. Р. Гольфман. – М.: Академкнига/Учебник, 2013;

Учебно-методические пособия для учителя

  • Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  • Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2010
  • Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
  • Агаркова, Н. Г. Азбука. 1 класс: методическое пособие / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.
  • Чуракова, Н. А. Русский язык. 1 класс: методическое пособие для учителя / Н. А. Чуракова, Е. Р. Гольфман.– М:Академкнига/Учебник, 2011.
  • Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник  проверочных и контрольных работ. 1 – 2 классы [Текст] : Методическое пособие : Н.М. Лаврова – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

             Интернет ресурсы:

  • Интернет ресурсы: Я иду на урок начальной школы : уроки русского языка. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/
  • Электронная версия газеты «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/index.php
  • http://www.int-edu.ru/nachschool/ 
  • Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
  • Педсовет. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
  • Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
  • Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
  • Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/
  • Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru    

                                                                                   

                                                                                                Система оценивания

В первом классе ведется безотметочное обучение,основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.

При использовании безотметочной системы оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др. На начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, которая включает разнообразные методы оценивания:                                                                                                                                                                                                                       - наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием  навыков письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений);                                                                                                                 - оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);                                                                                                                                                                                 - тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний);                                                                                                                     - оценку открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных;                                                                                - оценку закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом);                                                                                                                                                                                                                                                                                     - оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений  учащихся и т.п.).                            

Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе русского языка осуществляется в процессе  повторения и  обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления  и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые проверочные работы.  

 Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности  предметных и познавательных  умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для самостоятельных работ. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Этика : азбука добра" 1-4 класс

Программа разработана на основе авторской программы факультатива...

Рабочая программа кружка "Азбука этикета", 2 класс

Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление)...

Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса

  Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации  федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа «Психологическая азбука» для учащихся 1-х классов

Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во много...

Рабочая программа кружка " Азбука безопасности" для учащихся 1 класса

Данный материал поможет в разработке  рабочей программы кружка "Азбука безопасности"...

Рабочая программа по азбуке 1 класс

рабочая программа по азбуке...

Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" 4 класс

Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" составлена на основе ФГОС НОО и примерной программы внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения  . На её реализация отводится 34 ...