Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Шведюк Елена Геннадьевна

Данная проблема состоит прежде всего в необходимости повышения у учащихся уровня орфографической зоркости.

В статье рассматривается сущность орфографической зоркости и ее роль в процессе обучения русской орфографии. В работе раскрываются некоторые приемы, методики формирования орфографической зоркости без заучивания бесконечных правил.

Рассматриваются различные подходы, методы, даны методические рекомендации для грамотного правописания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

(методическая разработка)

Работая в школе более 30 лет, как и всякий практикующий учитель не раз сталкиваюсь в своей работе с бесконечными ошибкамиучеников. Это всегда очень обидно, досадно, порой опускаются руки, К тому же из года в год все мы чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо, даже катастрофически падает. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок? Анализ ошибок, допускаемых учащимися среднего звена, позволяет сделать вывод, что многие ошибки идут из нашей начальной школы. Что побуждает  необходимость систематической работы  по предупреждению ошибок, чтобы дети не усвоили неправильных написаний орфограмм, не довели их до автоматизма.

Проблема предупреждения ошибок существует с тех пор, как появилась методика, как она оформилась в науку. Все мы, начиная с первых методистов, ученых и учителей, ищем пути «лечения и предупреждения этой болезни», имя которой - безграмотность. Следует заметить, что абсолютно грамотных людей нет. Да и знать всю грамматику и орфографию русского языка просто невозможно. Можно выучить правила, некоторые написания можно объяснить логикой, можно запомнить исключения, но удержать в памяти все эти нагромождения в виде «так принято писать» невозможно. Извольте видеть: где же здесь логика? Например: в слове гигантский есть т, так как слово образовано от слова гигант. А в слове студенческий нет т. Почему? Ведь слово образовано от слова студент!. И это не одно «недоразумение», их много. Запомнить их все можно разве только за целую жизнь. Что делать? Как научить? Как свести хотя бы до минимума ошибки в работах наших детей? Если вы думаете, что есть готовые рецепты формирования грамотных учеников, то вынуждена вас огорчить: их нет!

Все, что наработано в плане предупреждения ошибок, уже когда-то было. Проблема, может быть, в том, что надо вспомнить, что уже было, дало хорошие результаты, что можно использовать в своей работе, выслушать тех, кто хочет поделиться своими находками в этом плане, кто добился успехов.

Итак, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М. Р. Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте или диктанте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому ставлю наиглавнейшей задачей  научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов. Я бы добавила сюда еще и речедвигательный, т.е. артикуляционный.

Все эти факторы должны быть задействованы. Рассмотрим их все по порядку.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы:

а) письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зеленый, красный), чтобы выделить трудную букву;

Слайд №1

д…леко

л…сные

св…лячок

в…лчица

хл…пушка

ч…вячок

к…лосья

т…нцевать

м…ская

зв…ринные

сп…ртивная

пт…нец

…сенние

пригл..делась

б) можно построить так называемые опорные схемы. Например, в I классе можно записать рассказ из трех предложений с предварительным построением опорных схем. Сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему:

Слайд №2

Весной лес оживает,    е     _    oиe.

Весело щебечут птицы, ео   еу   ы..

Из берлоги вылезает сонный медведь.

з     еи   ее   нн   ед

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелегких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти;

в) есть и такой прием: надо учить ребенка писать диктант. Например: Наступила зима.    Учитель говорит: «Наступила - приставка на,    приставки но - нет. Зима - безударная гласная   и, проверяемая ударением - зимы. А затем дается аналогичное  предложение:  Наступила осень. И дети уже говорят сами. Они начинают опережать учителя своими ответами. Далее дается  предложение:  Выпал пушистый снег. И дети делают это уже самостоятельно, про себя, с паузой нужной им длительности. Пусть думают! Пусть ребенок говорит про себя, но у доски. Он учится видеть, объяснять себе эту орфограмму до того, как напишет ее;

г) очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце концов наша цель не карать, а учить, и тут хороши все средства;

д) много споров вызывает и прием показа неправильного письма. Так, например, дается текст, «написанный Незнайкой».

Слайд №3

 «В лису расла бальшая сасна. Под ней была зилёная трова и красивые цвиты».

Слайд № 4

Самое прекрастная время года – вестна. Вестной вся прерода прабуждается от зимнего сна. Сонце с каджым днем поднимается все выше. Пушистые цвиты ивы седят на голых прутиках. Лопнули почки у душистой чиремухи.

 Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки.

Но этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать;

е) или еще прием, заставляющий думать над написанием: при изучении темы «Непроизносимые согласные» можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав    слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Значит, надо думать, прежде чем писать. А это наша стратегическая цель: заставить думать при письме;

Слайд № 5

ЗДРА…СТВУЙ

МЕС…НОСТЬ

РАДОС…НО

ПОЗ…НО

ПРАЗ…НИК

ЧУ…СТВО

НЕНАС…НЫЙ

ЗВЕЗ…НЫЙ

СО…НЦЕ

ДОБЛЕС…НЫЙ

ж) можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением или парной согласной в корне слова. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т.е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;

Слайд № 6

БЕГ

Б…ГУН

СЕЛЬСКИЙ

С…ЛО

СКВОРУШКА

СКВ…РЕЦ

КОЗОЧКА

К…ЗА

ДВОР

ДВ…РОВЫЙ

СОВЫ

С…ВИНЫЕ

ДОМ

Д…МОВОЙ

КРАСЕН

КР…СИВЫЙ

СЛАЙД №6 А

ТРАВА

ТРА…КА

ШУБА

ШУ...КА

ГРЯДА

ГРЯ…КА

ТРУБА

ТРУ…КА

ЛОПАТА

ЛОПА…КА

ШУТИТЬ

ШУ…КА

ЗАГАДАТЬ

ЗАГА…КА

ХОЛОДНЫЙ

ХОЛО…

3)перед диктантом, изложением, сочинением можно проводить такую работу: выписать трудные слова и включить их в работу на уроке. Дети могут читать их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях;

и) хорошую обратную связь для учителя дает и работа с сигнальными карточками. Перед записью слов на определенное правило дети сначала поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать, а затем уже, с одобрения учителя, пишут безошибочно. Это так называемый устный словарный диктант.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Начинаю эту работу с I класса. Например, при изучении темы «Безударные гласные» провожу следующие игры:

а) «найди опасное место». Произношу  слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Как его найти? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два «опасных места»;

б) «Светофор». Дети показывают красный сигнал, как только находят «опасное место»;

в) «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». Вырабатываю способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет - ставлю на его месте сигнал опасности». Умение увидеть такой сигнал опасности, поиск «опасных мест» в написанном слове -это уже начало обучения самопроверке написанного. Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег. Дети ищут «опасные места» и отмечают их сигнальными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес. Дети работают с удовольствием;

Слайд №7

На земле лежал пушистый снег

г) использую и такой прием: «диктант с подчеркиванием». Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать. Этот прием используют многие мои коллеги. И он дает неплохие результаты. Такую работу веду с I класса.

Пусть ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода «наговор». Чаще всего это касается запоминания написания трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце концов прочно запоминается.

Существуют различные виды приемов развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе .:с писывание, письмо по памяти, письмо с проговариванием, различные виды диктантов ,занимательные задания .1. Списывание.

    Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых даны в «Прописи». В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п. Но в словаре – справочнике по методике русского языка указано: «Списывание - один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, - как правило, с дополнительными заданиями». То есть списывание предполагает и формирование орфографических навыков, одним из шагов которых является орфографическая зоркость.

Алгоритм списывания.

  • Прочитай предложения, чтобы понять и заполнить его.
  • Чтение на этом этапе осуществляется по нормам орфографии- «читаем так, как говорим». Таким образом списывание оказывается связанным с обучением правильному произношению.
  • Повтори предложение, не глядя  в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
  • На данном этапе ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно.
  • Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  • В качестве опознавательного признака орфограммы нельзя опираться только на несовпадение звука и буквы. Для успешного воспитания орфографической зоркости необходимо детей как можно раньше познакомить с наиболее общими признаками орфограмм. В помощь детям предлагается таблица.
  • Какие буквы нельзя писать на слух

  • Безударные гласные
  • Гласные под ударением
  • Парные согласные
  • Начинать выделять орфограммы нужно с определения ударной гласной. Если орфограммы выделяются не на доске, они подчеркиваются непосредственно в той книге, с которой ребенок списывает. Этот этап относится к постановке орфографической задачи.  
  • Прочитай так, как оно написано.
  • Этот этап относится к решению орфографической задачи. Решение достигается не в результате умственных, логических операций, а чисто практически, путем приведения к  полному соответствию зрительного и слухового образа слова. Проговаривание- один из эффективных приемов в обучении орфографии.
  • Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
  • Повторное проговаривание по памяти закрепляет буквенный образ слова.
  • Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние 2 раза.
  • Шумок, возникающий в классе – свидетельство, что запись происходит при проговаривании.
  • Проверь написанное.

В конце 2 класса алгоритм сокращается:

  • Прочитай предложение и повтори.
  • Прочитай еще раз так, как оно написано.
  • Пиши, диктуя себе так, как читал последний раз
  • Проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.
  • Выдели орфограммы.

2. Списывание с широкими полями.

Ученики списывают текст, а на полях выписывают проверочное слово:

Прошла поздняя осень.                    осенний опоздал


3 . Выборочное списывание. Является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам.     

4.  Комментированное письмо с указанием орфограмм.

     При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.                                                                                                                               По степени трудности выделяются следующие виды комментирования:
а) объяснение выделенных в записанном слове или предложении орфограмм;
б) комментирование написанного слова (учащиеся должны сами найти знак, написание которого надо объяснить;

в) комментирование слов по коллективке (учащиеся читают слова или предложения текста и комментируют те написания, где может быть допущена ошибка);
г) комментирование устного письма (учащиеся послоговым орфографическим проговариванием указывают фонемно – буквенный состав слова объясняют написание того или иного знака);

д) комментированный диктант.

.  Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

     Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

Диктанты: предупредительный диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант,  свободный диктант,  зрительный диктант,  самодиктант, взаимодиктант и др.  

Зрительный диктант.

 Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок.  

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы..

Диктант с постукиванием.

     Во время диктанта я постукиваю по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант

     Провожу на уроках выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты и графические диктанты.

Самодиктант – это вид диктанта, при котором:

Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;

. Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 – 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.

Взаимодиктант проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:

1. В парах с взаимопроверкой при использовании образца;

2. Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.

Диктант «Проверяю себя».

     На этом диктанте ученики спрашивают меня, как то или иное слово.

Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

  • 1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
  • 2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
  • 3. Упражнение в запоминании.
  • 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
  • 5. Запись.
  • 6. Проверка.

Занимательные  упражнения.

          При изучении темы «словарные слова» дети лучше запоминают их, если эти слова записаны в занимательной форме.

Работа над ошибками.

  • Учитель зачеркивает неправильную букву, но не исправляет ее (в том случае, если орфограмма знакома).
  •  Учитель подчеркивает волнистой линией целое слово, а дети самостоятельно находят и исправляют ошибку.
  • После проведения диктанта, изложения, сочинения учитель выписывают слова, целые предложения из текста, в которых дети сделали ошибки. При этом он записывает предложение с ошибками, не исправляя их .Дети коллективно находят ошибки и делают правильную запись.

     По моему мнению, систематическое и последовательное использование данных приемов на уроках русского языка позволит развить орфографическую зоркость у всех детей.

Разумеется, все предложенное в этой статье не является чем-то новым, претендующим на статус особых методических приемов, но систематическая работа по предупреждению ошибок на каждом уроке дает неплохие результаты.

Таким образом, подводя итог сказанному, хочется пожелать успеха и учителям, и их ученикам в овладении сложнейшей русской орфографией, используя опыт и методические рекомендации, изложенные в моей статье.

Литература и ссылки

О.В. Узорова Е.А.Нефедова  Карточки по русскому языку. АСТ Астрель.  Москва 2002

М.Р. Львов Речь младших школьников и пути ее развития. Москва «Просвещение» 1975г. 

.Бакулина, Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка / Г.А. Бакулина // Начальная школа. 2000. №7.

Граник, Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: Просвещение, 2001.

Львов, М.Р. Словарь – справочник по методике преподавания русского языка / М.Р..1999.г.

. http://festival.1september.ru/articles/311276/. http://shol55.ucoz.ru/publ/8-1-0-63

М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.

  Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 .

  В Волина « Занимательная грамматика»


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны,  учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани           О...

Статья на тему" Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

В данной статье раскрывается проблема, которая волнует учителей как начальной, так и основной школы: слабая сформированнность орфографичесокй зоркости, что приводит к неумению учащихся замечать встрет...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка....

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

В современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном "правилосообразном" действии, предиологающим знание орфографических правил и умение применять и...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка». К проекту прилагается презентация....