Главные вкладки

    Урок русского языка 3 класс Однородные члены предложения
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка  в  3 классе

    Тема:    «Однородные члены предложения»

    Цель: 1. Формировать представление об однородных членах предложения, их признаках, научить распознавать однородные члены предложения

               2. Развивать навыки расстановки знаков препинания

               3. Воспитывать ЗОЖ

     Планируемые результаты.

    Предметные.

    Учащиеся :

    -научатся выделять однородные члены предложения;

    -получат возможность научиться использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

    -получат возможность различать однородные члены предложения;

    Личностные:

    - у учащихся будет формироваться интерес к познанию русского языка;

    -получат возможность для формирования  адекватной самооценки своей деятельности на уроке;

    Регулятивные :

    -научатся контролировать  и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;

    - получат возможность научиться анализировать ,сравнивать, делать выводы, строить суждения;

    Познавательные:

    -  научатся пользоваться  опорными схемами;

    -анализировать изучаемые объекты с выделением их существенных признаков.

    Коммуникативные:

    -получат возможность вступать в учебный диалог с товарищами по классу, учителем;

    -научатся учитывать другое мнение и позицию своих товарищей;

    - научаться договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе, паре)

    Тип урока: изучение нового материала.

    Методы: словесный, наглядный, практический.

    Применяемые методики, технологии и системы: разноуровневое обучение, проблемное                      

                                обучение, развивающее обучение,  личностно-ориентированное обучение.

             

    Ход урока

    I. Организационный момент

         Ну, ребята, чур, молчок.

        Начинается урок.

    II. Психологический настрой.

    (Дети сидят с закрытыми глазами и внимательно слушают учителя, последнее слово каждой фразы говорят хором.)

    - На уроке наши глаза внимательно смотрят и всѐ… видят.

    - Уши внимательно слушают и всѐ… слышат.

    - Голова хорошо … думает.

    - Проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.

    -Ребята, а почему очень важно на уроке спину держать ровно, ноги ставить правильно и не

    наклоняться низко над партой? (чтобы была красивая осанка, хорошее зрение, легко дышать).

    - Ребята, когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко, и от этого ваш мозг работает лучше и быстрее!

    - Можно ли сказать, что правильная осанка помогает нам хорошо учиться? (да)

    -А кто из вас хочет хорошо учиться, поднимите руку?

    Запись в тетради (число)

    III.Создание проблемной ситуации для выяснения темы урока.

    На доске записаны и закрыты полосками бумаги слова:

    Однородные члены предложения.

    Учитель снимает первую справа полоску бумаги, открыто слово «предложения»

    -Давайте обсудим , что вы знаете о предложениях.

    - предложение состоит из слов и выражает законченную мысль

    - по цели предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные

    - по интонации - восклицательные, невосклицательные

    -  по наличию второстепенных членов предложения бывают распространенные, нераспространенные

    -по наличию главных членов простые и сложные.

    Учитель снимает вторую справа полоску бумаги, скрыты слова « члены предложения»

    - Что вы знаете о членах предложения?

    - члены предложения могут быть главными и второстепенными

    - главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое

    - второстепенные члены – дополнение, определение, обстоятельство

    Как полностью звучит тема урока вы узнаете позже, выполнив ряд заданий.

                Актуализация знаний.

    -На доске записаны предложения. Нужно  к ним найти соответствующую схему предложения.

    Растопила весна снежные сугробы.        Подлеж. + сказуем. +  определ. + дополнен.

    Апрельские ручьи землю будят.              Сказуем.+ подлеж. + определ. +дополнен.

    Лес ждёт тёплых дней.                             Определ.+ подлеж. +дополнен.+ сказуем.

    ( Учащиеся по одному  выходят к доске и проводят стрелочку от предложения к соответствующей схеме, доказывая свой выбор.  Каждый ответ оценивается учителем)

    -Что вы можете рассказать об этих предложениях?

    (Эти предложения состоят из четырёх слов, повествовательные, невосклицательные, распространённые)

    -Выпишите словосочетания из предложений

    1ряд-1 предложение (растопила (что?) сугробы; сугробы (какие?) снежные)

    2 ряд-2 предложение (  ручьи (какие?) апрельские; будят (что?) землю)

    3 ряд- 3 предложение ( ждёт (чего?) дней; дней (каких?) тёплых)

    (взаимопроверка в парах)

    -Что же ещё общего у этих предложений? (выписали по два словосочетания)

                       Открытие новых знаний. Работа в группах.

    Создание проблемной ситуации. Конструирование предложения.

    -У каждой группы карточка с предложениями. Подумайте и обсудите в группе , как можно из данных предложений составить одно? Запишите предложение.

    ( учащиеся работают в группе из 5-6-х человек)

    Группа I.

    1.Прочитайте.

    Реки освободились ото льда. Озёра освободились ото льда. Пруды освободились ото льда.

    2.Подумайте, как из этих предложений можно составить одно предложение? Запишите его.

    Группа II.

    1.Прочитайте.

    С пригорка зажурчал ручей. С пригорка забулькал ручей. С пригорка зазвенел ручей.

    2.Подумайте, как из этих предложений можно составить одно предложение? Запишите его.

    Группа III.

    1.Прочитайте.

    Прилетают стаи скворцов. Прилетают стаи грачей. Прилетают стаи жаворонков.

    2.Подумайте, как из этих предложений можно составить одно предложение? Запишите его.

    Группа IV.

    1.Прочитайте.

    Лес зашумел под тёплым ветром. Лес зашумел под  сильным ветром. Лес зашумел под ласковым ветром.

    2.Подумайте, как из этих предложений можно составить одно предложение? Запишите его.

    Группа V.

    1.Прочитайте.

    Стайка птиц помчалась за леса. Стайка птиц помчалась за горы. Стайка птиц помчалась за моря.

                2.Подумайте, как из этих предложений можно составить одно предложение? Запишите его.

    Проверка работы учащихся в группе.

    - Прочитайте свои предложения .

    ( один человек от группы читает предложение, учитель по ходу чтения открывает его на слайде)

    1. Реки, озёра, пруды освободились ото льда.
    2. С пригорка зажурчал, забулькал, зазвенел ручей.
    3. Прилетают стаи скворцов, грачей, жаворонков.
    4. Лес зашумел под тёплым, сильным , ласковым ветром.
    5. Стайки птиц помчались за леса, горы, моря.

    - Проверьте предложения.

    -Поднимите руки те, кто всё сделал правильно?

    (  выясняется ,что некоторые учащиеся не поставили запятые в предложении)

    - Как вы думаете, почему вы сделали не правильно?

    ( мы не всё ещё знаем о предложении, не знаем, почему тут надо ставить запятые,  не встречались такие предложения на уроке)

    Исследование предложений.

    -Сравните предложения .В чём их особенность?

    ( в этих предложениях перечисляются слова, слова разделены запятыми, соединены интонацией)

    - Как вы думаете ,какая будет сегодня  цель нашего урока?

    -узнать , как называются эти группы слов

    - научиться  выделять эти группы слов  в предложении

    ( учитель по ходу вывешивает  опорные записи с целями урока)

    -  Ребята, хотите быть исследователями?

    -Каждая группа будет исследовать своё предложение по плану.

    План исследования.

    1.Какие слова перечисляются в предложении?

    2.На какой вопрос они отвечают?

    3.Каким членом предложения они являются?

    4. К какому слову они все относятся?

    ( В группах  идёт устное обсуждение . Учащиеся распределяют ответы на вопросы. Каждая группа выходит и рассказывает о предложении по плану. )

    I -реки, озёра, пруды -что?  -подлежащее -освободились

    II-зажурчал, забулькал, зазвенел -что сделал?-сказуемое- ручей

    III- скворцов, грачей, жаворонков- кого? –дополнение- стаи

    IV-тёплым, сильным, ласковым- каким?- определение-ветром

    V -за леса, горы, моря- куда?-обстоятельство- помчались

    - Ребята, вы сами путём исследования  рассказали о новых группах слов.

    - Такие группы слов называются однородными членами предложения.

    ( на доске открывается слово и появляется запись: ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ )

    - Кто попробует назвать все признаки однородных членов предложения?

    (Учащиеся  называют признаки.  Каждая новая мысль фиксируется учителем и добавляется в опорную схему)

    ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1)отвечают на один и тот же вопрос

    2) являются одним членом предложения

    3) относятся к одному и тому же слову

    Однородный- относящийся к тому же роду, разряду , одинаковый

    - Почему же так назвали эти группы слов?

    ( они относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения)

    - Давайте прочитаем определение однородных членов предложения , которое даётся в учебнике. Откройте учебник стр.117-118.

    -Сравните наше определение  с определением в учебнике. Мы правильно определили, что такое однородные члены предложения?

    - Ребята , а кто догадался , как называется предложение, в котором встречаются такие группы слов?

    ( учащиеся высказывают своё мнение)

    - Правильно  Это предложения с однородными членами предложения. IV.Физкультминутка

    • Все встаньте. Я буду сейчас читать предложения с однородными членами и без, а вы, если услышите однородные слова, делаете прыжок, а если нет - только наклон вперёд.
    • Постарайтесь посчитать, сколько предложений  с однородными членами я прочитала:

    На клумбе растут цветы.

    На клумбе растут астры, розы, георгины.

    Над полем кружатся бабочки.

    Над полем кружатся бабочки, стрекозы, шмели.

    Летом солнце светит, греет.

    Зелёная листва шелестит на ветках.

    Закрепление.

    А)Работа по учебнику

    - Как вы думаете чему будем  дальше учиться ?

    ( будем учиться выделять однородные члены предложения  в предложении)

    - Однородные члены предложения принято обозначать с помощью кружков.

    -Учебник стр.119-схемы.

    -Давайте вернёмся к предложениям, с которыми вы работали в группах:

    - какая схема подойдёт для предложения Iгруппы?

    -какая схема подойдёт для предложения IIгруппы?

    -какая схема подойдёт для предложения IIIгруппы?

    -какая схема подойдёт для предложения IVгруппы?

    -какая схема подойдёт для предложения Vгруппы?

    Б) Работа над составлением предложения.

    Составь предложение, выполнив следующие действия:

    1 из предложения взять обстоятельство места

    Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу.

    2 из предложения взять обстоятельство время

    Во время заката я выхожу на балкон.

    3 из предложения взять дополнение

    Поезд задержался на час из-за бури.

    4 из предложения взять подлежащее

    В парке растут высокие деревья.

    5 добавь однородные члены в предложение.

    В лесу во время бури деревья ломаются, стонут, трещат.

    -Давайте запишем к данному предложению схему однородных членов.

                Дифференцированная работа.

    -Учебник  стр.118-119 упр.2.

    (дети выбирают задания по уровню сложности: белая карточка. жёлтая карточка)

    (белая карточка) Из упражнения 2 выписать второе предложение в тетрадь, разобрать по членам  предложения.

    (жёлтая карточка) Из упражнения 2 выписать второе предложение в тетрадь, разобрать по членам предложения, указать части речи, составить схему однородных членов предложения.

    V.Рефлексия

    -Представьте, что вы стоите у горы знаний. Нарисуйте её на полях. Если вам, ещё трудно различать однородные члены предложения, нарисуйте человечка(себя) у подножия горы.

    -Кто научился определять однородные члены предложения, но иногда  сомневается и нуждается в  поддержке товарищей и учителя ,нарисуйте человечка (себя) на склоне горы.

    -Те ребята, которые легко различают однородные члены предложения, рисуют человечка (себя) на вершине горы.

    VI.Итог урока

    - Какие цели ставили на уроке?

    - Как вы считаете , мы справились с поставленными целями на уроке?

    - Кто может ещё раз дать полное определение однородным членам предложения?

    - Какое задание вам было интереснее всего выполнять ?

    ( учащиеся высказывают свои мнения)

    VII.Домашнее задание

    Учебник стр.120 упр.3.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    I . Реки, озёра, пруды освободились ото льда.

    Слайд 3

    Реки, озёра, пруды освободились ото льда. С пригорка зажурчал, забулькал, зазвенел ручей.

    Слайд 4

    Реки, озёра, пруды освободились ото льда. С пригорка зажурчал, забулькал, зазвенел ручей. Прилетают стаи скворцов, грачей, жаворонков.

    Слайд 5

    Реки, озёра, пруды освободились ото льда. С пригорка зажурчал, забулькал, зазвенел ручей. Прилетают стаи скворцов, грачей, жаворонков. Лес зашумел под тёплым, сильным, ласковым ветром.

    Слайд 6

    Реки, озёра, пруды освободились ото льда. С пригорка зажурчал, забулькал, зазвенел ручей. Прилетают стаи скворцов, грачей, жаворонков. Лес зашумел под тёплым, сильным, ласковым ветром. Стайки птиц помчались за леса, горы, моря.

    Слайд 7

    ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ: Какие слова перечисляются в предложении? 2. На какой вопрос они отвечают? 3. Каким членом предложения они являются? 4. К какому слову все они относятся?

    Слайд 8

    Однородные члены предложения.

    Слайд 9

    Отвечают на один и тот же вопрос

    Слайд 10

    Являются одним членом предложения

    Слайд 11

    Относятся к одному и тому же члену предложения

    Слайд 12

    Обычно выражены одной и той же частью речи

    Слайд 13

    Произносятся с интонацией перечисления


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.

    Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...

    Русский язык.Тема: Однородные члены предложения. (4 класс)

    Конспект урока разработан с использованием технологии деятельностного подхода ("открытие" нового знания) и с элементами технологии активных методов обучения (АМО)....

    Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

    На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

    Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

    Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

    презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.

    Тема:  Главные члены предложенияЦель  урока: введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»; отработка  алгоритма  поиска  главных...

    Диктанты по русскому языку .Тема "Однородные члены предложения"

    Диктанты для закрепления темы по русскому языку "Однородные члены предложения" в 4 классе....