Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме " Правописание частицы НЕ с глаголом".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок составлен с учётом ФГОС. На уроке используется  парная, групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4a_klasse.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   урока русского языка в 4А классе на тему «Правописание частицы не с глаголами»

Цели:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы о правописании глаголов  с частицей не за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока.

Предметно-содержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами.

Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.

Цели урока, направленные на достижение учащимися

- личностных результатов:

1) чувство гордости за то, что каждый из учащихся является носителем русского языка;

2) формирование уважительного отношения к мнению других учащихся;

3) умение работать с  информацией;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

6) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;

- метапредметных результатов:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) способы решения проблем творческого и поискового характера;

3) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

9) овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями урока;

- предметных результатов:

1) формирование представлений  о языке как основе национального самосознания;

2) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

3) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

                                Ход  урока.

1. Самоопределение к деятельности. Психологический  настрой.

Слайд1

-Доброе  утро всем, кто присутствует на  нашем уроке!

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!

Мы друг к другу повернёмся , подмигнём и улыбнёмся!

Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи и   успешности впридачу!.

2.Актуализация знаний.

Сегодня   я предлагаю Вам побыть в роли  исследователей. Кого называют исследователями?    (Словарь).

 Мы с вами уже   создали группы исследователей.  Исследование будет интересными успешным, если все будут работать дружно. Исследование мы разделим на этапы и каждый из вас должен будет оценить свою работу. (Карта самооценки.)

Слайд 2 Вспомните  план  исследования:

1.Выбор  объекта исследования.(Что будем исследовать?)

2.Цель и задачи исследования. (Для чего?)

3. Исследование объекта.(Как?)

4. Результаты  исследования. ( Что получилось?)

5. Выводы.

С чего начнём?

- Какую часть речи мы изучали на протяжении нескольких уроков?

(Глагол)

- На протяжении этих уроков   мы проводили работу над проектом  «Глагол».

- Давайте посмотрим,  что у  вас получилось. (Вывешиваем на доску.)

Думаю теперь Вам не составит труда ответить на вопросы теста.

Фамилия, имя_____________________________.

  1. Глагол – это ____________________________________часть речи.
  2. Глагол обозначает _______________________________.
  3. Глагол отвечает на вопросы_______________________________________.
  4. У глагола есть три времени _______________________________________.
  5. Глагол бывает __________________________________________________.
  6. Глагол изменяется по  ___________________________________________.
  7. Глаголы не употребляются с ______________________________________.

      8. В предложении чаще всего бывает_________________ и образует с подлежащим

_____________________________________________________________________.

Оцениваем по критериям  оценок. Слайд 3

Как вы думаете мы уже всё узнали об этой части речи и можем  ли мы дополнить наш проект новыми данными.?

Давайте, я вам помогу.

Послушайте отрывок   из песни  и постарайтесь  запомнить и назвать глаголы, которые

в нём встретятся.

 Музыкальный  фрагмент « Дружба крепкая не сломается…)  Слайд 4

Назовите глаголы. Чем они интересны?

Что же будет объектом нашего  исследования?

Правописание НЕ  с глаголами.

Какова цель нашего  исследования?

Я  хочу узнать как пишется НЕ с глаголами.

Каждая группа  получает журнал исследования, где записано задание  и инструкция.

Iгруппа.

Задание.   Какой частью речи является НЕ?

Инструкция:   Разгадайте это слово, для этого:

Подчеркните в слове  час  букву, которая обозначает согласный глухой непарный, мягкий звук.

В слове  ласкать  подчеркните безударную гласную в корне.

В слове  просьба  подчеркните букву, обозначающую сомнительный парный согласный звук.

Какая буква не обозначает звука в слове  радостный.

Подчеркните безударную гласную в корне слова  мирить.

В слове  царь  подчеркните букву, обозначающую согласный непарный,  глухой, твёрдый звук.

Подчеркните гласную в приставке слова  зашёл.

Вставьте подчёркнутые буквы в клетки по порядку : 

     

Выполнив задание, мы  узнали,         что НЕ- это-_________________________.

II группа.

Задание:

НЕ- это самостоятельная или служебная часть речи?

Инструкция: Ответьте на вопросы  и сделайте вывод.

1.Вспомните, что вы знаете о самостоятельных частях речи? ( они отвечают на вопросы, являются членами предложения)

2.  Назовите самостоятельные части речи. (сущ-е,  прил-е, глагол, местоимение)

3. Вспомните  о служебных частях речи? ( к ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении)

4. Куда же можно отнести частицу? (к частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении . Значит, частица - служебная часть речи.)

Ответив на вопросы, мы сделали вывод, что________________________________

III группа:

Задания для исследования:

Вам необходимо ответить на вопрос: Какое значение имеет НЕ?

         Инструкция:

  1. Проанализируйте правила питания

 «Правила питания»

Перед едой не мой руки. Фрукты и овощи надо хорошо мыть. Торопись. Ешь большими кусками. Во время еды разговаривай. Ешь в меру.  

  1. Согласны ли вы с этими правилами?
  2. Исправьте правила так, чтобы они стали верными. (работать в карточке).
  3. Сделайте вывод о значении НЕ (отрицание или утверждение).

Выполнив работу на карточке, мы пришли к выводу, что НЕ имеет  

значение  ___________________________________.

IV группа:

Задание: Как пишется   НЕ с глаголами?

Инструкция: Прочитайте стихотворение  и сделайте вывод о правописании НЕ с глаголами.

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо.

Частица не – красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьёт, не жнёт и не кипит,

Книг не читает, не поёт,

Другим работать не даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!

Проверка: слайды  5,6,7,8

Выпишите   глаголы с  НЕ, обозначьте орфограмму.

Вывод:  выполнив задание ,    мы  можем сделать вывод, что_____________________.

Оцените свою работу в листе самооценки.

Физкультминутка.

Игра:   «Делай всё  наоборот».

1. Не вставай!                                          Не топайте ногами!

  Не   качайтесь!                                      Не вставайте на носок!

 Не кружитесь!                                        Не топайте ногами!

Не приседайте!                                        Не подпрыгивайте!

Не садитесь тихо!

3 Первичное закрепление.

Мало знать -  надо применять.

С.64, упр. 233. Выпишите глаголы с частицей  НЕ. Обозначьте орфограмму.

4.Проблемная ситуация. Слайд 9

Что- то не работается,

И не отдыхается,

Картина не  рисуется,

Задача не решается.

Что-то мне неможится,

Что-то нездоровится-

Я недоумеваю,

Почему недомогаю.

Что вы заметили?    Ваши вопросы, замечания. Может быть в стихотворении допущена ошибка? Какая проблема возникла?

Как  доказать правильность вашего рассуждения? Если дети затрудняются, нужно попросить их закрыть  НЕ и прочитать, что получилось?

Вывод: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно.

              Если глагол  не употребляется без НЕ, то пишем слитно.

Запишите под диктовку.

Дети не любят ходить в больницу. Они ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится.

Проверка. Оценивание.

5.Самостоятельная работа.

(Не)навидеть, (не)мог, (не)пошёл, (не)здоровиться, (не)волить, (не)почувствовал, (не)сдобровать, (не)скрипит, (не)хочет, (не)любишь, (не)долюбливает, (не)доумевает, (не)преподнесёт, (не)преследует, (не)объединять, (не)съезжать, (не)льёшь, (не)был, (не)жил, (не)дал, (не)взлюбила,  (не)видел, (не)красит, (не)было, (не)белеют, (не)зеленеет, (не)утихла, (не)навидят  (не)домогать.

Проверка. Оценивание. Слайд 10

Сделайте главный  вывод  нашего исследования.

Где  мы можем применить наши знания?

Помогите мне составить правила поведения для будущих первоклассников.

1группа- Правила поведения на уроке.

2 группа- Правила поведения на перемене.

3 группа- Правила поведения в столовой.

4 группа – Правила поведения  по дороге в школу.

Озвучивание глаголов с НЕ.

На солнечные лучики выберите и приклейте карточки с глаголами-пожеланиями для гостей, написанные без ошибок.

Не болейте        Негрустите           Не обижайтесь      Нескучайте

Не волнуйтесь       Не грустите           Не скучайте        Не ленитесь

Не унывайте          некричите                    нелгите        Не сердитесь

V.Рефлексия.  Слайд 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему"Правописание частицы не с глаголами"

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему"Правописание частицы не с глаголами"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему «Правописание –ться и -тся в глаголах»

Конспект урока по русскому языкуУМК «Начальная школа XXI века» С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.ЕвдокимоваТема урока: «Правописание –ться и -тся в глаголах»....

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс

Цели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания частицы не с глаголами; формирование умения раздельно писать частиц...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о безударных гласных звуках в корнеПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое проверочное и проверяемое словаУметь писать безударные гласн...