Открытый урок в классе - комплекте по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2, 3 класс) по теме

Мартенс Марина Витальевна

Конспект урока русского языка разработан для 2 класса по теме "Антонимы" и 3 класса по теме "Одушевлённыеи неодушевлённые имена существительные" (УМК "Начальная школа 21 века")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vo_2_i_3_kl.docx87.97 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс,  тема «Антонимы»

3 класс, тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Цель: ввести термин «антонимы»

Задачи:

  1. Вести наблюдение за словами, имеющими противоположное значение.
  2. Тренировать умение в подборе антонимов к заданным словам, определять лексическое значение антонимов;
  3. Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, память, речь учащихся;
  4. Воспитывать интерес к предмету, познавательную активность, доброжелательность.

Планируемые результаты:

Предметные:

 -  создать условия для развития у учащихся умения:

  -  использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в   ходе монолога, диалога;

 - находить  слова-антонимы в тексте;

 - работать со словарем;

 - осуществлять самоконтроль при списывании посредством  орфографического чтения.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной    деятельности.

Коммуникативные УУД: 

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять  вопросы по теме урока;

 - слушать и понимать речь других;

 - совместно договариваться о правилах работы в группе.

 - Уметь анализировать объекты

  - Выделять общие признаки

 - Формулировать понятие

 - Сравнивать объекты (находить общее и отличия)

  - Обобщать

  - Искать  информацию в словаре антонимов.

  - Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные УУД

 -  Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-  проговаривать последовательность действий на  уроке; 

- работать по коллективно составленному плану;

 - оценивать правильность выполнения действия на уровне  адекватной ретроспективной оценки;

 - планировать свои действия в соответствии с поставленной   задачей;

 - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 

Цель: знакомство с лексико – грамматическим признаком имён существительных – одушевлённостью/неодушевлённостью;

Задачи:

1. формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;

2. развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;

3.прививать любовь и интерес к родному языку.

Характеристика деятельности учащихся:

формирование представлений об одушевленных и неодушевленных именах существительных

побуждение к активному включению в различные виды деятельности

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока

контроль и оценка своей деятельности на уроке

Познавательные УУД:

развитие умения строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формирование  умения  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

развитие умения четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Порядок на столе,

 Порядок в голове.

 Как всегда мы снова

 Начать урок готовы.

Самоопределение к деятельности

- На доске записаны слова. Прочитайте их. Нет ли среди них лишнего?

Сильный, мощный, слабый, могучий, здоровый

 

- Почему это слово лишнее?

- Как можно назвать одним словом оставшиеся слова? (синонимы)

 - Как в русском языке можно назвать пару слов СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ? (предположения детей).

 - Мы встретили затруднение. Как  к нему отнесёмся? (затруднение – наш помощник в учении)

- Как будем искать выход? (сами)

 - Давайте проведём минутку чистописания и узнаем, чей ответ верный.

- Запишите число, классная работа в тетрадь, расставьте  буквы в порядке возрастания, начиная с  самой маленькой. Полученное слово запишите на листок в схему.

АНТОНИМЫ

Актуализация знаний и фиксация затруднений

 - Какое слово получилось?

- Чьё предположение оказалось верным?

 - Почему на уроке снова работаем со схемой? (будем записывать только самое главное, её удобно читать)

 - По какой теме мы уже работали с похожей схемой? (синонимы)

- Значит, работать со схемами вы уже умеете. А можете ли вы сказать, что такое антонимы? Похожи ли они на синонимы?

Постановка учебной задачи

  - Какую цель поставим на уроке? (узнать, что такое антонимы и ответить на вопросы схемы)

Построение проекта выхода из затруднения

 - Прочитаем первый вопрос в схеме – ЧТО ЭТО?

 - Как будем выходить из затруднения? (сами найдём способ выхода из затруднения)

 - Откройте учебники на стр. 62, сравните картинки по опорным словам. Запишите слова парами.

1 у доски, в паре в тетради

- Какие пары слов получились? Что можно сказать о словах в паре? Похожи они на синонимы?

Вывод: слова, противоположные по смыслу

Слово АНТОНИМ произошло от древнегреческих слов АНТИ – против и ОНИМ – имя.

Слова – неприятели спорят весь день.

Один скажет «Солнце», другой скажет «Тень»,

Один скажет «Близко», другой «Далеко»,

Один скажет «Низко», другой «Высоко».

- Какой второй вопрос в схеме?

НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЮТ?

Вывод: на один и тот же

 - Давайте проверим, сумеете ли вы  применить новые знания. Соедините слова антонимы парами на экране. Работать будем в группе. Вспомним правила работы в группе.

 ! проверка  по образцу на листке

ФИЗМИНУТКА «Антонимы»

 - взгляд вверх (вниз)

- наклон влево (вправо)

- руки вниз (вверх)

- сели (встали)

- открыли  глазки (закрыли)

 Первичное закрепление

 - Проверим ваши умения подбирать антонимы к словам  Упр.2  + дополнительно по словарю

ГОЛОВА, ЩЕДРЫЙ, РОДИНА

Проверка по образцу за доской ( + всё верно, ? – есть ошибки)

Самостоятельная работа

 - упр.5 отгадайте  по 1 загадке. Найдите и выпишите антонимы + дополнительно составьте свою загадку или предложение.

 - К кому  из вас можно обратиться за помощью?

- Проверим:

1. Какие пары антонимов у вас получились?

2. Отгадки

3. Какие загадки или предложения  составили?

Оценивание (+ -всё верно, ? были ошибки)

За творческое задание отдельная отметка.

Рефлексия деятельности

- Какую цель ставили на уроке? ( узнать, что такое антонимы)

 - Что узнали об антонимах?

 - На все вопросы ответили?

 - Давайте придумаем знак – эмблему к теме нашего урока (день – ночь, чёрное – белое)

 - Оценим нашу работу на уроке по «Лесенке успеха»

ЗНАЮ                                УМЕЮ

- умение работать со словарём

-умение находить антонимы в тексте

- умение подбирать антонимы

 - умение заменять в тексте ДЗ учебник стр.63. Упр.4

 - Оценка за урок:  ++ 5

                                   +? 4

                                   ?? 3

                         За творческую работу – 5 или 4

Самоопределение к деятельности

 - Запишите число и классную работу в тетрадь. Догадайтесь, какие слова зашифрованы, запишите их в тетрадь.

С

Н

О

Р

П

К

У

К

Ф

Е

Г

С

Т

В

Ё

Л

Х

Я

О

В

И

К

Ш

А

Шифр

Актуализация знаний и фиксация затруднений

- Какие слова получились?

- Почему я зашифровала эти слова? Прочитайте тему урока в учебнике на стр. 53.

 - Как вы думаете, эти слова относятся к одуш или неодуш. сущ?

 - Давайте  докажем, что слова снеговик и кукла относятся к неодушевлённым именам существительным.

Постановка учебной задачи

 - Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

 ДОКАЗАТЬ, что слова снеговик и кукла относятся к неодушевлённым существительным.

Построение проекта выхода из затруднения

- Какие изученные знания нам нужно вспомнить, чтобы достичь цели урока? (Какие имена существительные называются одуш./неодуш.)

 -Допишите предложения карандашом  на карточке, используя слова ОДУШ./НЕОДУШ.

 - Проверьте себя на стр. 54, прочитав правило.

 - Оценим вашу работу на листах самооценки

 0 1 2   (0 – оба ответа неверные

              1 – один ответ верный

              2 – оба ответа верные)

 - Вы знаете, какие существительные называются одуш. , а какие неодушевлёнными. А умеете ли различать их? Проверим. Выполним упр.2 на стр.54.

1 – выписывает только одуш. сущ

2 – выписывает только неодуш. Сущ

- После выполнения работы сверяемся с образцом, оцениваем себя  в баллах: 1б. – есть ошибки, 2б. – всё правильно

- Выполним упр. 3 в учебнике. Прочитайте задание. Какие знания нам нужно вспомнить для выполнения упражнения?  (знание падежей и падежных вопросов)

- Проверим знания при помощи  компьютера. Не забудьте оценить себя. 0123456

- Выполним упражнение 3 вместе.

Запишем падежи подберём по 2 одуш. и неодуш. существительных.

И.п мн.ч (есть) Кто? Что?

Р.п  мн.ч  (нет) Кого? Чего?

В. П мн.ч (вижу) Кого? Что?

 - Понаблюдаем, какие формы падежей совпадают у одуш и неодуш. существительных.

Вывод: одуш.сущ        В.п мн.ч= Р.п  мн.ч

              неодуш. сущ   В.п  мн.ч = И.п мн.ч

- Просклоняем слова  СНЕГОВИК и КУКЛА

И.п мн.ч  снеговики, куклы

Р.п  мн.ч  снеговиков, кукол

В. п мн.ч  снеговиков, кукол

Вывод:  Р.п = В.п, значит, это одуш.сущ.

 - Подтвердим свой вывод правилом в учебнике на стр. 56. Прочитайте правило про себя.

- Прочитайте правило вслух.

Первичное закрепление

- Проверьте, слово РОБОТ относится к одуш или неодуш. существительным?

Самостоятельная работа

- Проверим ваши умения подбирать одуш и неодуш. сущ.

  - Допишите предложения,  вставляя нужные существительные.

На день рождение  мне подарили….(одуш)

С ветки упала…… (неодуш)

Я вышел во двор и увидел….. (неодуш)

В коробку положили ……   (одуш)

 В альбоме я нарисовал……  (неодуш)

- Проверим работу, оценим 012345

Рефлексия деятельности

- Какую цель ставили на уроке? (Доказать, что слова снеговик и кукла относятся к неодушевлённым существительным)

- Правильным оказалось наше предположение?

- Какие  новые знания получили? (слова одуш – неодуш)

- Какие умения проверили? (различать одуш и неодуш. сущ)

Оценим свою работу на уроке:

14-15 баллов – 5

11-13 баллов – 4

8 – 10 баллов – 3

                                  ДЗ учебник стр.56 упр. 4

  1. Что это?

  1. На какой вопрос отвечают?

  1. Зачем нужны в речи?

1.        Что это?

2.        На какой вопрос отвечают?

3.        Зачем нужны в речи?

1.        Что это?

2.        На какой вопрос отвечают?

3.        Зачем нужны в речи?

1.        Что это?

2.        На какой вопрос отвечают?

3.        Зачем нужны в речи?

молодой - старый              весело- грустно              север – юг

весёлый – грустный          молодость – старость

северный – южный

   БЕЛЫЙ - ЧЁРНЫЙ                    ГОЛОВА – ХВОСТ

ДАЛЕКО – БЛИЗКО                   ЩЕДРЫЙ – СКУПОЙ

 БРАТЬ – ОТДАВАТЬ               РОДИНА – ЧУЖБИНА

  ДРУГ – ВРАГ

Оцени себя: + всё верно

                      ? есть ошибки

ОДУШЕВЛЁННЫЕ                 НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ

Капитан                                  пароход

Кит                                           дым

Чайка                                      море

Моряк                                     волна

Дельфин                                шторм

Медуза                                   айсберг

                                                 солнце

                                                 ветер

1 балл – есть ошибки

2 балла – всё верно

ОДУШЕВЛЁННЫЕ                 НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ

Капитан                                  пароход

Кит                                           дым

Чайка                                      море

Моряк                                     волна

Дельфин                                шторм

Медуза                                   айсберг

                                                 солнце

                                                 ветер

1 балл – есть ошибки

2 балла – всё верно

Имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?, называют_______________________

Имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО?, называют_______________________

И.п мн.ч (есть) Кто? Что?

Р.п  мн.ч  (нет) Кого? Чего?

В. П мн.ч (вижу) Кого? Что?

одушевлённые          

-.п мн.ч=  - .п мн.ч

 неодушевлённые   

 - .п. мн.ч =   -.п мн.ч

Имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?, называют_________________________

Имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО?, называют__________________________

И.п мн.ч (есть) Кто? Что?

Р.п  мн.ч  (нет) Кого? Чего?

В. п мн.ч (вижу) Кого? Что?

одушевлённые          

-.п мн.ч=  - .п мн.ч

 неодушевлённые   

 - .п. мн.ч =   -.п мн.ч


И.П мн.ч (есть) Кто? Что?

Р.п  мн.ч  (нет) Кого? Чего?

В. П мн.ч (вижу) Кого? Что?

одушевлённые               В.п мн.ч= Р.п мн.ч

 неодушевлённые      В.п. мн.ч = И.п мн.ч

На день рождение мне подарили__________________(одуш)

С ветки упала________________________________(неодуш)

Я вышел во двор и увидел______________________ (неодуш)

В коробку положили ___________________________  (одуш)

 В альбоме я нарисовал________________________(неодуш)

На день рождение  мне подарили__________________(одуш)

С ветки упала________________________________(неодуш)

Я вышел во двор и увидел______________________ (неодуш)

В коробку положили ___________________________  (одуш)

 В альбоме я нарисовал________________________(неодуш)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - сказка "Снежная королева" по русскому языку

                      Открытый урок - сказка "Снежная королева" ...

Интегрированные урок 2 класс (литературное чтение - русский язык)

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, по данным вопросам и опорным словам....

Открытый урок на краевом семинаре по русскому языку в 3 классе.

Исследовательская работа учащимися по теме "Грамматическая основа предложения"...

БИНАРНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК. 2 КЛАСС (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ /АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Данный урок представляет собой интеграцию различных предметов, с целью наиболее полноценного усвоения учебного материала.В такой яркой, неординарной форме проведения урока сокрыты большие потенциальны...

технологические карты уроков 3 класс Школа России "Русски язык"

Календарно-тематическое планирование№ урокаТема,тип урока(страницы учебника,рабочейтетради)Календарные срокиПланируемые результаты обученияВиды деятель-ности учащихся, форма работыТворческая, исследов...

технологические карты уроков 3 класс Школа России "Русски язык"

Календарно-тематическое планирование№ урокаТема,тип урока(страницы учебника,рабочейтетради)Календарные срокиПланируемые результаты обученияВиды деятель-ности учащихся, форма работыТворческая, исследов...