Открытый урок на краевом семинаре по русскому языку в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Богданова Татьяна Васильевна

Исследовательская работа учащимися по теме "Грамматическая основа предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya.pptx2 МБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc757 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Русский язык

Слайд 2

Всегда- учиться, всё- знать! Чем больше узнаешь, Тем сильнее станешь.

Слайд 3

ШАЛУН - тот, кто шалит (преимущ. о детях). СКЛОН - наклонная поверхность (горы, холма, берега). ПОБЕГ - молодая ветка, стебель растения с листьями и почками. МОТЫЛЁК- небольшая бабочка.

Слайд 4

Словарная работа жёлтый

Слайд 5

ж елтеть ж елтенький ж елтоватый ж елток

Слайд 6

желтый желтенький желтоватый желток

Слайд 7

Ребята, берегите зрение!

Слайд 8

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Слайд 10

Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга горит.

Слайд 11

Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга горит.

Слайд 12

Оцени свою работу на уроке Я могу пользоваться алгоритмом нахождения грамматической основы предложения и могу его объяснить одноклассникам . Я понял , алгоритм нахождения грамматической основы предложения, но не уверен, что объясню другому. Я не совсем понял, алгоритм нахождения грамматической основы предложения.

Слайд 13

Спасибо за урок!

Слайд 14

http://www.ruskid.ru/uploads/posts/2009-03/1237448837_010.jpg- картинка http://mosechkax.narod.ru/s6.jpg- смайлик 1 . http://www.sworn2fun.com/smiley_with_thumbs_up.gif- смайлик 2 . http://funforkids.ru/pictures/school1/school0105.gif- колокольчик http://our-nature.ucoz.ru/_fr/0/09601809.jpg- сорока Ссылки на Интернет - источники



Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка по теме

«Грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое» дан на краевом семинаре.

Урок проведен в  технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ

Цели и задачи урока:

Создать дидактические условия по предложенному алгоритму находить в предложении грамматическую основу;

Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся при работе по сюжетной картинке на уровне текста; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе, к родному краю.

Методы обучения:

Проблемные;  исследовательский;частично-поисковые; наглядные.

Средства обучения:


1.ИКТ. Презентация по теме.
2.Карточки (тест).

Оборудование:

1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

2.Учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;

3.М/м проектор.

Ход урока.

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока  Слайд 2

« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»        (М. Горький)

- Почему сегодня у нас такой девиз?

- А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)

- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)

- А вы хотите стать сильнее? (Да)  

- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

- Вы угадали , сегодня у нас урок открытия нового знания

    Сообщение темы и цели урока

-Выдвините проблему урока.. Как вы думаете, какую цель нам надо поставить перед собой?

- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага

учебной деятельности:  

                  I шаг                                               II шаг

                                           

                 

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. 

Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что нам необходимо. (  дом. задание)

 Работа по представлению. «Весна».

- Послушайте стихотворение Коста Хетагурова «Весна», представьте

себе весенний день, нарисованный в нём.

Коста Хетагуров.  «Весна» (читает подготовленный ученик).  

ВЕСНА

Снег сходит, в природе

Все стало пестрей.

Где север, усеян

Склон грудой камней.

Склон южный весь в дружных

Побегах весны.

Землица дымится,

Дороги грязны.

Шалун мотылёчка

Поймал... Для чего?

Весны ты защита, -

Не мучь ты его!

      Слайд 3.

  1. ШАЛУН- тот, кто шалит (преимущ. о детях).
  2. СКЛОН - наклонная поверхность (горы, холма, берега).
  3. ПОБЕГ - молодая ветка, стебель растения с листьями и почками. 
  4. МОТЫЛЁК- небольшая бабочка.

- какие признаки весны мы наблюдаем у нас?

- а какие растения цветут первыми? ( верба-ива, багульник, подснежник, одуванчик)

Работа в тетрадях.

 Словарная работа

Отгадайте загадку:

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.

Составьте предложения об одуванчике. ( варианты ответов детей разные)

--На п.ляне расцвел ж.лтый одуванчик.

-Вставьте пропущенные орфограммы, докажите правописание.

Как пишется слово желтый?

Дайте характеристику предложения.

Слайд 4.

К слову желтый подберите однокоренные слова.

Показ слайда и подбор однокоренных  слов.

Слайд 5.

Разберите слова по составу.

Слайд 6.

Физминутка для глаз  Слайд 7.

  1. Без чего не может образоваться слово? (без основы слова)
  2. Что такое основа слова?

Вернемся к названию темы нашего урока.

Слайд 8.

  1. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
  2. Что по-вашему является грамматической  основой предложения?
  3. Мы выдвинули проблему и будем ее решать пошагово.

3. Проектирование и фиксация нового знания.  

-Откройте учебники на стр. 125.

Упр. 397.

Выполняется устно по «шагам».

- Упр. 398. ( исследовательская деятельность)

Выполняется устно по «шагам».

-Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями из упр. 397.

Что изменилось? (Добавили слова).

- Как изменился смысл предложения? (Оно стало более полным и точным).

- Попробуем убрать по одному слову, изменится ли смысл ?

- Как называются выделенные слова?

Вывод детьми: Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа.

- Выведем алгоритм нахождения грамматической основы.

( читают внизу правило)

Работа с текстом определения .(Стр. 126).

  1. Чтение 1-го определения (в рамке).

Вопросы после чтения:

- Что происходит со словами разных частей речи в предложении?

(Они становятся членами предложения).

- Что такое грамматическая основа предложения?

-Ваш вывод совпадает с выводом текста?

- Может ли предложение состоять только из грамматической основы?

- Приведите примеры.

      2. Самостоятельное чтение 2-го определения.

 Дети сами задают вопросы к каждому абзацу и отвечают, зачитывая фрагменты.

      3.Ответы на вопросы поле определения на стр. 126.

- У вас на столе лежат листочки-алгоритмы, прочитайте. Как правильно выделять грамматическую основу?

  1. Прочитай предложение.
  2. Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.
  3. О ком или о чём говорится в предложении?
  4. Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее.
  5. Подчеркни одной чертой.
  6. Какой частью речи выражено?
  7. Задай вопросы (что делает? что сделает?..). Найди сказуемое.
  8. Какой частью речи выражено?
  9. Подчеркни двумя чертами.
  10. Прочитай грамматическую основу.  

4.Первичное закрепление с проговариванием.  

а) Выполнение  упр. 399. (  1 предложение у доски  с проговариванием, далее по вариантам, взаимопроверка).

Образец  рассуждения: ( по учебнику)

Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится о вечере: что? вечер. Это подлежащее, выражено существительным.

Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое, выражено глаголом.

сущ.       гл.

Долгожданный вечер наступил.

б) самостоятельно                   

                 сущ.        гл.

Жёлтые фонари зажглись за окном.

         

  гл.                   сущ.        

Скрипят старые половицы.

сущ.                 гл.          

Часы громко тикают.

    сущ.    гл.          

Сверчок поёт за печкой.

   мест.  гл.          

5. Проверка самостоятельной работы.  

Зачитайте грамматическую основу каждого предложения.

6. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

-Вернемся к предложению, написанному в начале урока ( на доске)

На полянке расцвел желтый одуванчик.

-Выделите грамматическую основу предложения.

-О чем говорится в предложении?  ( об одувапнчике- это подлежащее).

Что именно сказано о подлежащем? ( расцвел – это сказуемое)

Одуванчик расцвел- это грамматическая основа предложения.

7. Творческая работа.      Слайд 9.

Работа в группах.

Составить небольшой текст по картине. (4-5 предложений). Озаглавить.

- Подчеркнуть грамматическую основу  предложения.( проверка устно, дети зачитывают свои тексты с объяснением)

8. Рефлексия учебной деятельности.

1.- Что понравилось в уроке? Какой момент вы считаете самым интересным?

– Что такое грамматическая основа предложения?

- Какие главные члены предложения вы знаете?

- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?

- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?

   2. «П о с ч и т а й».

– Сколько грамматических основ в отрывке из стихотворения

С.    Маршака?

Слайд 10.

Дождь прошел, трава блестит,

В небе радуга горит.

Слайд 11.

9. Самооценка .    Слайд 12.

- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.

10. Домашнее задание: выполнить упр. 400, с. 127.

Спасибо за урок!  

 Литература:

1.        Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 3 класс, изд. М., "Баласс", 2009.

2.        Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Дидактический материал"

        к учебнику "Русский язык" для 3 класса, изд. М., "Баласс", 2009.

3.        Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 3 класс, "Методические

        рекомендации для учителя", изд. М., "Баласс", 2009.

Ссылки на Интернет – источники:

http://www.ruskid.ru/uploads/posts/2009-03/1237448837_010.jpg- картинка

http://mosechkax.narod.ru/s6.jpg- смайлик 1.

http://www.sworn2fun.com/smiley_with_thumbs_up.gif- смайлик 2.

http://funforkids.ru/pictures/school1/school0105.gif- одуванчик

http://our-nature.ucoz.ru/_fr/0/09601809.jpg- верба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему:"КОНКУРС ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА". 3 класс.

КОНКУРС ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА 3 класс Цель: повторить основные правила русского языка.Задачи: воспитывать внимательное, бережное отношение и интерес к родному языку.Оборудование: кар...

Открытый урок - сказка "Снежная королева" по русскому языку

                      Открытый урок - сказка "Снежная королева" ...

План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)

Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...

Конспект урока "Однозначные и многозначные слова", русский язык, 1 класс

На современном этапе развития образования основная форма обучения в начальной школе - урок. Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова»  разработан для  учащихся 1 класса ...

Обобщающий урок-путешествие в страну «Местоимение». Русский язык, 4 класс.

1.     Обобщить и закрепить полученные знания учащихся по теме: «Местоимение как часть  речи».2.     Обучать правильному употреблению местоимений в речи;3....

Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку 1 класс "Спасибо, Азбука, тебе!"

Материал  включает в себя  цель,задачи, предполагаемые результаты, оборудование урока, а также подробный конспект урока с примерными ответами детей....

План-конспект интегрированного урока по предметам "Окружающий мир + русский язык" (2 класс)

Данный материал - конспект интегрированного экспресс урока  по темам; окружающий мир "Лес- природное богатство"  + русский язык "Однокоренные слова"...