Урок 2. Наречие.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Клевцова Екатерина Владимировна
Данный конспект составлен с использованием здоровьесберегающих технологий (включение в урок физкультминутки, зрительной гимнастики, индивидуальные карточки) и с использованием ИКТ. Во время урока учащиеся работают в группах, что позволяет развить коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока56.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку412.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2. Наречие.  

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, доказать, что наречие – неизменяемая часть речи.

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных  результатов обучения) создать условия для  обобщения учащимися знаний о наречии- как части речи, об отличительных признаках этой части речи.)

- организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий:

  • регулятивных  (самостоятельное  определение  своих  знаний– незнаний  по данной теме, развитие  способности школьников  к  определению  целей  урока,  осознанию  причины своего успеха или неуспеха);
  • познавательных  (развивать умения учащихся извлекать,  перерабатывать  информацию  и представлять  её путём  систематизации );
  • коммуникативных  (сотрудничество  в парах и группах);
  • личностных  учебных  (учить строить свои  отношения с  окружающими  на основе уважения к личности).        

Планируемые результаты: систематизировать  знания учащихся  по теме «Наречие»  и   отработать   умение  применять  их  для решения  практических  задач.

Используемые методы:  деятельностный, индивидуальный,  парный,

                                            групповой,  наглядный.

Методические приемы: частично-поисковый, анализ,  группировка,

                                            установление причинно-следственных связей,

                                           представление информации.

Оборудование: проектор, индивидуальные карточки, карточки, для работы в группе.

                                         

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Пусть девизом нашего урока является следующее  высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Бенедикт Спиноза

(Слайд 1)

-Встаньте  лицом друг к другу, протяните друг к другу ладони, положите свои ладони на ладони своего товарища. Чувствуете ли вы тело рук своего товарища? Пожелайте хорошей тёплой, плодотворной работе себе, своему товарищу и всему классу.

  1. Актуализация знаний. Определение   целей урока.

(Слайд 2)

       1.Словарная работа (плавно переходящая в новый материал)

Задание 1: прочитайте слова; определите, какой частью речи они являются , выделите окончания.

Активный, вежливый, скорый, редкий, тёплый,  морозный, шумный, яркий, тихий, весёлый, быстрый, высокий, красивый, ленивый, тёмный, близкий.

Задание 2: измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос как? Запишите эти слова.

Активно, вежливо, скоро, редко, тепло,  морозно, шумно, ярко, тихо, весело, быстро, высоко, красиво, лениво, темно, близко.

  • Слова какой части речи  записали? Знаем мы эту часть речи?

(Слайд 3)

 2. Игра: «Найди лишнее слово»  

            Доч..., рож.., проч..., мелоч...

- Что вы можете сказать об этих словах? (у всех слов на конце мягкий знак).

-Какое слово лишнее? Почему так решили? (прочь- это наречие, а остальные слова существительные женского рода с шипящим на конце)

-Почему вы решили, что прочь - это наречие (отвечает на вопрос куда?)

-Какова тема нашего урока?

(Слайд 4)

-Наречие

III. Мотивация к учебной деятельности.  Метафора.

       Наш урок продолжит  притча (метафора) из книги  Стивена Хеллера и Терри Ли Стил  «Монстры  и волшебные палочки»:

(Слайд 5)

      «Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув её из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявить секрет.

  Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали  один  побольше. Затем я научился складывать несколько больших кусочков в один ещё больший, и так до тех пор, пока не получалась вся картинка.»

-Какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках? (Наречие) Это и есть маленькие кусочки знаний, которые мы должны собрать в одно большое знание.    

    - Как вы думаете, какова наша задача сегодня на уроке? (систематизировать всё, что знаем о наречии и его  правописании  и отработать  умение  применять  знания  при решении практических задач).  

- Действительно, наша задача – собрать    все эти  маленькие «кусочки»  знаний в одно большое целое знание.  Многое ведь  не имеет значения, пока  рассматриваются только отдельные  фрагменты. Когда они соединятся, возникнет новое целостное понимание.

     IV. Систематизация  знаний.

 -Подумайте, а для чего вам нужны знания о наречии. (Для  общения. Без  наречий речь невыразительна, да  и  непонятна).

(Слайд 6)

   -Давайте докажем это на примере следующих предложений:

Гроза продолжалась (   ). Уже через час мы (    )оделись и выбежали во двор полюбоваться, как сверкает на солнце (     ) умытая дождём листва.

Вставьте нужные наречия. Запишите предложения в тетрадь.  

(недолго, начисто, быстро)

Какой можно сделать вывод (с наречиями речь становится более понятная и выразительная)

     V.  Зрительная гимнастика

-Пальминг (под успокаивающую музыку)

     VI. Работа в группах.

-Сейчас каждая группа получит свои задания по блокам.

Через  некоторое время  вам нужно будет защитить свою работу.

Задания по группам

Продолжаем наше исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Каждой группе даётся карточка для исследования

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам,

2 группа - по падежам,

3 группа - по лицам,

4 группа – по числам и родам.

 Карточка 1.

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вверх,

если оно сочетается с глаголами

разного _______________.

бегу ____________________

бежал ___________________

буду бежать__________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия

по _________________.

Карточка 2. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вчера 

по ___________________. 

И.п. (что?) __________________ 

Р.п. (чего?) ___________________ 

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________ 

Т.п. (чем?) ______________________ 

П.п. (о чем?) ___________________ 

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия 

по ______________.

 Карточка 3. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия хорошо, если оно сочетается с глаголами  

разного _________________. 

слышу __________________ 

слышишь ________________ 

слышит __________________ 

Сделайте вывод, 

изменяется ли форма наречия по _____________.

  Карточка 4. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия выразительно, если оно сочетается с глаголами 

разного _____________ или разного ___________ 

читал ___________________ 

читала ____________________ 

читало ____________________

читали _____________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия  

по _________________ и по _________________.

 

 Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.

VII. Физминутка.  

- Повторяем движения за мной.

Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : (БЛИЗКО).

Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).

-Какие по значению слова вы слышали в физминутке? Как называются такие слова? (Антонимы)

VIII. Работа у доски. 

Разберите  по  членам  предложения  и  частям  речи.

 Мальчик быстро промчался,споткнулся и упал навзнич... .

-Каким членом предложения является наречие?

Вывод: В предложении наречие является обстоятельством.

-Найдите наречие и проведите   его морфологический разбор (Устно). 

Навзничь - наречие, отвечает на вопрос как?, неизменяемая часть речи. Постоянных и непостоянных признаков нет. В предложении является обстоятельством.

IX. Закрепление изученного

- Прочитайте, попробуйте заменить фразеологические обороты одним словом-наречием.

Во всю прыть   – быстро

Из рук вон   – плохо

Встретиться нос к носу   –навстречу

Засучив рукава  –хорошо

Не покладая рук  –отлично

Дело в шляпе  –отлично

Спустя рукава  –плохо

Одной чертой подчеркните тот фразеологический оборот, который показывает как вы работали на уроке.

X. Домашнее задание       

стр74 – правило  

             На выбор:

1. записать в тетради 10 наречий и разобрать их по составу

2. стр. 75 упр.129                                                         

   

XI. Рефлексия

- За урок мы повторили тему « Наречие», а теперь  я предлагаю вам оценить свои успехи  на замке достижений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз урока: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение» Бенедикт Спиноза.

Слайд 2

Словарная работа. Прочитайте слова, определите какой частью речи они являются? Измените слова, чтобы они отвечали на вопрос «как». Запишите эти слова. Активный, вежливый, скорый, редкий, тёплый, морозный, шумный, яркий, тихий, весёлый, быстрый, высокий, красивый, ленивый, тёмный, близкий.

Слайд 3

Найдите лишнее слово: Доч..., рож..., проч..., мелоч... .

Слайд 4

Тема урока: «Наречие»

Слайд 5

Метафора из книги Стивина Хеллера « Монстры и волшебные палочки» «Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику.Знаете, такую картинку, котрая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув её из коробки, я оказался в растеренности. Кто-то помог мне выявить секрет. Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим,пока не получалась вся картина.»

Слайд 6

Вставьте нужные наречия. Запишите предложения в тетрадь. Гроза продолжалась ( ). Уже через час мы ( ) оделись и выбежали во двор полюбоваться, как сверкает на солнце ( ) умытая дождём листва. Подсказка : недолго,начисто, наскоро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"...

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи». УМК «Школа России»

Ц е л и: отработать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения – обстоятельстве....

Урок - исследование "Наречие как часть речи"

Цели  урока:Образовательные:  познакомить учащихся с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий; обобщить систематизировать изученный материал о раздел...

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...

урок 4класс Наречие

https://yadi.sk/d/BL3OX5OK8THpKw...