Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку для 2 класса на 2016 - 2017 учебный год
    рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

    Паршина Татьяна Петровна

    Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

    •  Основы лингвистических знаний:  фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
    • Орфография и пунктуация;
    • Развитие речи;
    • Лексикография.

     

    Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

    В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

     

           Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk.docx35.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  автономное  общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №24»

                 Рассмотрено и рекомендовано                                                                                                                    Утверждено  приказом

               к  утверждению                                                                                                                                                 по  МАОУ  СОШ №24

              педагогическим  советом                                                                                                                               от «26»  08. 2016г. №   430 - од    

              протокол №1                                                                                                                                                    Директор  ____________В. А. Дегтярёв

             от  «26»  08. 2016г.

    Рабочая  программа

    по русскому языку

    для  2 класса  

    на 2016 - 2017 учебный год

    Составила Паршина Т. П.

    2016

    1. Содержательная линия учебного предмета, курса.

    Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

    •  Основы лингвистических знаний:  фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
    • Орфография и пунктуация;
    • Развитие речи;
    • Лексикография.

    Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

    В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

           Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

    2.Описание места предмета, курса в учебном процессе

    На предмет «Русский язык» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 170 часов   (5 часов в неделю; 34 учебные недели).

    Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно - коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)

    3.Тематическое планирование

    Учебно-тематический план

    Тема

    Количество
    часов

    1

    Повторение материала 1 класса

    11

    2

    Морфология и словообразование

    30

    3

    Лексика

    8

    4

    Фонетика и орфография

    32

    5

    Морфология

    11

    6

    Морфемика  и словообразование

    48

    7

    Фонетика и орфография

    30

    Итого      

    170

    Фонетика и орфография

    Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды- в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а дру[к], ло[ж]ечкало[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

    Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Правописание сочетаний чк, чн, нч.

    Написание ы или и после ц в разных частях слова.

    Написание частицы не со словами, называющими действия.

    Разграничение на письме приставок и предлогов.

    Написание разделительных ь и ъ.

    Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

    Морфемика и словообразование

    Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

    Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

    Корень слова. Понятие о родственных словах.

    Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

    Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

    Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

    Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

    Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

    Морфология и лексика

    Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).

    Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

    Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о  происхождении слова при решении орфографических задач.

    Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

    Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

    Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

    Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

    Синтаксис и пунктуация

    Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

    Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

    Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

    Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

    Лексикография  (изучается во всех разделах в течение года)

    Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

    Развитие речи  

    Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

    Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

    Текст-описание и текст-повествование.

    Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.

    Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

    «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

    Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

    Словарь

    Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).

    4. Требования к уровню подготовки. Планируемые результаты.

         Планируемые результаты освоения учебной программы

            по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения

    Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

    • осознание языка как основного средства человеческого общения;
    • восприятие русского языка как явление национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
    • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
    • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
    • овладение словами речевого этикета.  

    Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

    • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
    • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
    • умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать  различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
    • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
    • самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
    • умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
    • умение работать с таблицами, схемами, моделями;
    • умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
    • умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
    • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
    • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. 

    Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

    • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;  умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; ·  
    • способность контролировать свои действия, проверять написанное.    

    Содержательная линия «Система языка»

    Раздел «Фонетика и графика»

    Обучающиеся  научатся:

    • Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;
    • Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

    Раздел «Орфоэпия»

    Обучающиеся  получат возможность научиться:

    • Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;
    • Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

    Раздел «Состав слова (морфемика)»

    Обучающиеся  научатся:

    • Различать изменяемые и неизменяемые слова;
    • Различать родственные слова и формы слова;
    • Находить значимые части слова;
    • Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
    • Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
    • Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
    • Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
    • Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;
    • Разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

    Раздел «Лексика»

    Обучающиеся  научатся:

    • Выявлять слова, значение которых требует уточнения;
    • Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

    Раздел «Морфология»

    Обучающиеся  научатся:

    • Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;
    • Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
    • Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.

    Раздел «Синтаксис»

    Обучающиеся  научатся:

    • Различать предложение, словосочетание и слово;
    • Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
    • Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
    • Находить в предложении основу и неглавные члены;
    • Задавать вопросы к разным членам предложения.

    Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

    Обучающиеся  научатся:

    • Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
    • Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
    • Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
    • Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
    • Различать на письме предлоги и приставки;
    • Употреблять разделительные ь и ъ знаки;
    • Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

    Содержательная линия «Развитие речи»

    Обучающиеся  научатся:

    • Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
    • Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
    • Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
    • Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
    • Соблюдать орфоэпические нормы речи;
    • Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
    • Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

    Ожидаемые результаты освоения учебной программы

    по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения

            

    В области познавательных УУД (общеучебных)

    Обучающиеся  научатся:

    • инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
    • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте;
    • работать с несколькими  источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)

    В области коммуникативных УУД

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    В рамках инициативного сотрудничества:

    • работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);  
    • выполнять работу по цепочке;        

    В рамках коммуникации  как взаимодействия:

    • видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
    • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

    В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

    Обучающиеся  научатся:

    • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  
    • проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

    5. Контроль предметных результатов

    Итоговая оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или контрольной работы, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса. Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела проводится в форме контрольной или  проверочной работ. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, группах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

    В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочной (домашняя работа)

    Списываний – 3

    Диктантов – 10

    Развитие речи - 31

    6. Описание учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса

    5 часов -  в неделю,  170 часов:

    Iч. - 40ч.

    IIч. -38ч.

    IIIч. – 50ч.

    IV ч. -40ч.

    Программу обеспечивают:

    Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.

    Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник.

    Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

    Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1–2 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

    Электронные образовательные ресурсы:

    1. http://easyen.ru   -  Учительский Портал

    2. http://metodsovet.su   -  методический портал учителя

    3. http://www.uchportal.ru   -   учительский портал

    4. http://nsportal.ru    -   Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

     5. nsportal.ru*Начальная школа*Русский язык*...2-klass-fgos

     6. zankov.ru *Обмен опытом*article=2477  

     7. .ru*user/celezneva12/file/3396194/

     8.  SchoolGuide.ru*2класс


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 136 часов

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс на 2016-2017 учебный год составлено в соответствии с ФГОС нового поколения и расчитано на 4 часа в неделю, 136 часов ...

    Рабочая программа по немецкому языку для 2- 4 классов на 2016-2017 учебный год

    Рабочая программа разработана к УМК БИМ И. на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структур...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению и русскому языку (период обучения грамоте) для первых классов на 2016 – 2017 учебный год

    Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

    Результаты ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру в 4 класса за 2016-2017 учебный год

    Результаты ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру в 4 класса за 2016-2017 учебный год...

    Аналитический анализ результатов Всероссийской проверочной работы по предметам: русский язык, математика, окружающий мир в 4 классах за 2016-2017 учебный год

       Основная цель ВПР: Оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. Осуществить диагностику достижения предметных и метапредм...