1 класс УМК «Гармония» Предмет: русский язык Тема: Правила переноса слов
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Никонова Светлана Вадимовна

  Технологическая карта урока русского языка ,1 класс

УМК «Гармония»

Тема: Правила переноса слов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Никонова Светлана Вадимовна

1 класс

УМК «Гармония»

Предмет: русский язык

Тема: Правила переноса слов.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок в разделе «О нашей речи»

Цели: 

  1. Сформулировать правила переноса слов  в русском языке;
  2. Формировать УУД:

личностные: :  интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; положительное отношение к школе и учебной деятельности; первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

познавательные: проводить сравнение, сериацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям); пользоваться знаками, символами; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез, как составление целого из его частей; осуществлять поиск нужной информации в учебнике; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; учиться первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи;

коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы;  адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая, парная.

Планируемые результаты:

Предметные: различает гласные и согласные звуки; делит слова на слоги; переносит слова с одной строки на другую по алгоритму.

Метапредметные:

 Личностные УУД:

  • Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • Понимает причины успеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • Использует знаково-символические средства при оформлении правил переноса;
  • Делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • Составляет алгоритм под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

  • Слушает и понимает речь других;
  • Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход урока

    Название  

       этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)                                                        

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Этап мотивации

Задача:

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

фронтальная

- Сегодня в гостях у нас Незнайка.  

-Он обратился к вам за помощью: вставляя пропущенные буквы в словах, он испытал затруднение.  Давайте прочитаем Незнайкины слова и поможем ему вставить пропущенные буквы.

-Что это за слова? Они вам знакомы?

Что еще заметили необычного в записях Назнайки?

Учащиеся читают ряд слов и называют пропущенные буквы:, Гру__а, ма__а. су__ота, кла___, то__а,

Дети отвечают, что это слова из словаря, их надо запомнить, они пишутся с удвоенной согласной.

Дети отвечают, что у Незнайки последнее слово не вошло на строчку и он написал его на полях, а этого делать нельзя.

Личностные:  интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения.

 Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Наблюдение

2

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Задача:

подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

фронтальная

парная

-А как бы вы поступили, если бы вам не хватило места на строке для записи слова?

- А как можно перенести слово масса? Посоветуйтесь в парах и выскажите свои предположения.

Учитель фиксирует их на доске:

-Задание было одно?

-А почему результаты

разные? Какой возникает вопрос?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Почитайте  её внимательно. В каком числе употреблено слово ПРАВИЛА?

-Что это слово нам подсказывает?

-Действительно, этих правил несколько, и вы сами их сегодня попробуете открыть.

-Какую цель поставим ?

-Перенесли бы на другую строку.

Дети выдвигают свои гипотезы.

- Да, одно.

Мас-са, масс-а,ма-сса

Дети отвечают.

- Как правильно переносить слова? Или  какие существуют правила переноса слов?

- Правила переноса слов.

-Во множественном.

- Может быть правил несколько.

- Научиться переносить слова, открыть для себя правила переноса слов.

Личностные:  интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения.

 Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

Коммуникативные:

принимать участие в работе парами;

договариваться, приходить к общему решению;

использовать в общении правила вежливости; задавать вопросы;

Наблюдение

3

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача:

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще;

первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

фронтальная

групповая

-Для решения данной проблемы выполним задания в группах.  У каждой группы есть лист, на котором зашифровано правило.

Что должно получиться у каждой группы в результате работы?

- Ваша задача сформулировать правило и оформить его графически.

-Сколько правил у нас получится?

Фиксирует индивидуальные затруднения, оказывает организационную помощь в работе групп.

Слушает результаты работы групп. Вносит коррективы.

-Сколько правил мы открыли?Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами – моделями.

Учитель открывает на доске схемы.

-Давайте сравним наши правила с правилами учебника на стр. 6

-А теперь составьте алгоритм переноса слов.

В ходе обсуждения рождается алгоритм:

Делим на слоги

          если

й                 ъ,ь                      

_й- _; _ь-_; _ъ-_;    _с-с_;      я_-_;

_ -_я

Дети дают ответы

-Правило переноса слов в виде схемы.

- Сколько групп, столько и правил, всего 5.

(дети работают в группах формулируют правило и оформляют его графически)

Дети высупают по очереди и дают оценку работы групп.

1 группа. Вывод: слова переносятся по слогам.

__ - __ - __

2 группа. Вывод: буква Й остаётся в предыдущем слоге.

____й - ____

3 группа. Вывод: Ь и Ъ не переносятся на следующую строку, а остаются в предыдущем слоге.

___ь - ___ ;  ___ъ - ___

4 группа. Вывод: удвоенные согласные буквы разделяются для переноса.

___с – с ___  ; ___н – н___

5 группа. Вывод: нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.

Я___ - ___  ;    ___ -  Я

Дети проговаривают правила переноса слов.

Сравнивают с учебником,делают вывод о том, что их предположения были верны

Личностные:  знание основных моральных норм поведения;

первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

 Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

учатся первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

Познавательные: понимать знаки, символы, схемы.

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из его частей;

проводить сравнение изученных фактов языка по заданным основаниям;

Коммуникативные:

принимать участие в работе группами;

договариваться, приходить к общему решению;

использовать в общении правила вежливости.

принимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания;

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

Наблюдение

4

Этап включения изученного в систему знаний

Задача:

интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

фронтальная

индивидуальная

-Вернёмся к слову МАССА. Какое было затруднение?

-Как же мы перенесём слово масса , которое не вошло в строку у Незнайки.

-Найдите в учебнике упражнение 3. Прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

-Чем будете пользоваться?

   

-А сейчас вы поработаете с упражнением 4.

-Прочитайте задание.Что вам нужно сделать?

-Незнайка предлагает конкурс на самое красивое предложение с  выписанным из упражнения словом.

Учитель корректирует составленные предложения. Незнайка благодарит за работу.

Учитель диктует выбранное детьми предложение.

-Не знали как правильно перенести слово масса.

Дети применяют алгоритм и объясняют перенос слова масса.

-Найти неправильный перенос слова.

-Алгоритмом.

Дети выполняют упражнение самостоятельно.

Взаимопроверка по образцу на доске.

-Объяснить выбор выделенной буквы, выписать это слово в тетрадь, разделить на слоги  и подумать, можно ли его переносить? (учусь)

Дети устно проговаривают свои предложения, оценивают друг друга, выбирают самое красивое, которое записывают под диктовку учителя

в тетрадь.

Личностные: первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

 Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:  строить понятные для партнера высказывания;

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Наблюдение

5

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Задача:

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

фронтальная

-Какое открытие мы сегодня сделали?

- Кому – то понадобилось сегодняшнее открытие при записи предложения?

-Какую цель мы ставили на урок? Мы её достигли?

-Как нам удалось открыть правила?

-Что понравилось на уроке?

-Оцените себя с помощью шкалы трудности.

-Незнайка благодарит вас за помощь и прощается с вами.

-Мы открыли правила переноса слов.

Ответы детей.

Да,достигли. Мы вывели общее правило переноса слов для разных случаев.

- Мы работали в группах, выполняли задания.

Дети высказываются и оценивают себя.

Личностные: представление о причинах успеха в учебе;

 Регулятивные:  оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий 

Коммуативные:  использовать в общении правила вежливости.

Наблюдение

фиксирование

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 1 класс на тему: "Правила переноса слов"

Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс ФГОС...

Урок русского языка. Тема: «Правила переноса слов»

Урок напрвлен на формирование исследовательских умений младших школьников....

Конспект урока по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1

УМК "Начальная школа XXI века" Тема: Правила переноса слов Класс: 1...

Урок по русскому языку. Тема "Правила переноса слов".

Урок по русскому языку во 2 классе. Тема: «Правила переноса слов».Цели урока:- Знакомство с  новыми правилами  переноса слов.- Совершенствование умения переносить слова с од...

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Правила переноса слов"

Повторение темы "Правила переноса" в 3 классе.Повторение материала по теме "Правила переноса слов" в 3 классе. На уроке проходит закрепление материала по данной теме. Упражнения, п...

Урок русского языка в 1-м классе по теме « Правила переноса слов»

Урок русского языка разработан с применением технологии проблемно- диалогического, группового обучения....

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Правило переноса слов".

Для работы на уроке использованы карточки образовательной Интернет-платформы​ "Учи.ру"....