Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Курманова Надежда Бадиловна

урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_uroka_rus.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных букв ь и е, ё, ю, я (рус.яз., 2 кл.)

Цель: формировать представление о том, что мягкость согласных на письме обозначается мягким знаком или гласными буквами и,е,ё,ю,я.

I. Орг.момент. (проверка готовности)

-Здравствуйте,ребята.

Вот и прозвенел звонок

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь.

Вы уже поняли, что сегодня у вас необычный урок.

Надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. У вас на столах лежат карточки светофоры.

Покажите, какое настроение у вас сейчас:

Если хорошее – зеленый цвет, не совсем – желтый, ну а если настроение плохое – красный.

 Поделитесь своим хорошим настроением друг с другом, улыбнитесь друг другу.

Наш урок  хочу начать словами Константина Георгиевича Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

 - Как вы их понимаете?

2.Пальчиковая гимнастика. («Замочек», «Борьба пальцев», «Растираем ладони»).

3.Оформление работы в тетрадях.

(Пишем число, классную работу).

III.Чистописание.  

Прописываем 2 строчки, чередуя буквы е,ё. Письмо по образцу.

Сначала письмо в воздухе.

-Что мы знаем о буквах е,ё? Дайте им характеристику.

 (гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков на письме в слоге-слиянии).

III.Актуализация знаний.

Запись слов под диктовку на доске. (вызываю по 1чел. на 2 слова): Ребята, мельник, пёс,сестра, девочка, мёд.

Проверка.

 (Поднять  руку, если согласны; хлопок, если не согласны).

-Объясните роль букв е,ё в данных словах? (они обозначают мягкость согласных звуков).

-Как влияют гласные буквы е,ё, на произношение?

Оценим себя. Правильно ли мы поставили буквы?

Напишите в них свою фамилию и имя.

2б.-всё правильно, 1б.- справились с заданием неполностью,3б.- задание выполнено неправильно.

Нам на уроке понадобятся знания, которыми мы уже владеем. Давайте вспомним все, что знаем о звуках.

Блиц-опрос.

Закончи предложения:

а)Звуки делятся на… (гласные и согласные)

б)Гласные звуки бывают…(ударные и безударные)

в)Согласные звуки делятся на…(твердые и мягкие), а также…(глухие и звонкие)

г)Твердые и мягкие звуки бывают…(парные и непарные)

д)Непарные мягкие звуки – это…(ч,щ,й)

е)Не обозначают звуков буквы…(ь, ъ)

Проверим себя.

IV. Повторение пройденного.

1.Фронтальная работа по предшествующей теме (1учащийся под диктовку у доски, остальные в тетр.) + 2-индивид. задания-карточки.

Подбери слова, которые находятся в отношении последовательности и подчеркни  мягк.знак:
Диктую: Май – … (июнь), утро – … (день), воскресенье – … (понедельник). Проверим себя

Карточка 1. Выпишите слова с мягк.знаком. Подчеркни буквы на месте мягких согласных звуков.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

Б. Заходер.

(Индивидуальная  проверка). Проверишь сам(а) и поставишь отметки.

Выборочный словарный диктант.

Выпис. словарные слова, ставят над ними удар., подчеркив. безуд.гласн. С1!-текст, С2!-Проверь себя. + ХЛОПКИ «Как будешь писать по слогам?»

V. Сообщение  темы и цели урока.

-Приведите примеры слов с мягкими звуками. (мель,лень,клён)

-Вспомните, как в русском языке может быть обозначена мягкость звуков на письме (с помощью мягкого звука)

-Есть ли другие способы? (гласные буквы)

-Назовите эти буквы. (е,ё,ю,я,и)

-Сколько же существуют способов обозначения мягкости согласных звуков?(два)

-Как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Могут открыть учебники, посмотреть и попробывать самостоятельно сформулировать тему) –Попробуем сформулировать тему урока.

(Обозначение мягкости согласных при помощь ь и гласных букв е,ё,ю,я,и или Способы обозначения мягкости согласных) Оценим себя.

2. Выборочный словарный диктант.

Выпис. словарные слова, ставят над ними удар., подчеркив. безуд.гласн. С1!-текст, С2!-Проверь себя. + ХЛОПКИ «Как будешь писать по слогам?» Проверим себя.

V. Сообщение  темы и цели урока.

«Все уроки рус.яз., мы свами посвящаем изучению материала, с которым познакомились ещё в 1 классе. Как вы думаете, почему мы это делаем?»…

VI. Работа по теме урока.

1) Повтор. о правописании мягк.знака – показателя мягкости согласных звуков.

-Отгадайте загадки и запишите отгадки + подчер.буквы на месте мягк. согласных (Загадки задают обучающиеся, я на экран ответ с картинкой- С4!) (дети загадывают)

Запишите слова.

Раздели на  слоги (ХЛОПКИ)

-Какие солг.звуки на конце слов-отгадок?

-Как обознач.мягкость согласного на письме? (ь указ.на мягкость согласного звука)

Заранее на Д написать. -Запиши слова, вставив пропущен.буквы: мал…чик, кон…, осен…, дожд…, пис…мо. Раб.у Д. + в тетр.

VII.Физкультмин.

2)  Прочитай пары слов. С5!-нос-нёс, Тома-Тёма, лук-люк, дома-Дима, высок-висок, мал-мял, банка-банька, кров-кровь. (у.)

-Объясните значение выделенных слов?

С6 даем определения слов ЛЮК, КРОВ,

-На что обратили внимание?

-Сравните пары слов по произношению и по написанию. Что заметили?(меняется написан.гласной буквы, мен. и значение.)

-Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?

ВЫВОД: буквы е,ё,и,ю,я обозначают мягкость согласных звуков,если стоят после них. (проговариваем вслухнеск.раз)

3) у.88,с.63 (письм.втетр., 1 у Д.) проверка с поднятием руки.

+звуко-букв.анализ слова ноябрь(на Д я, (обущ.-ся у.). Оценим себя

Читают правило на с.63.

4)у.89,с.63—Сам.раб. на отметку с проговариванием. (взаимопроверка, «а потом я проверю насколько вы были внимательны»).

5)Раб.в парах на закрепление пройденного материала. (на листиках)

-Запишите и обсудите.

Приведите примеры  2-х способов обозначения мягкости согласных. Оценим себя

11. Рефлексия уч.деят. Итоги урока.

-Почему согл.звуки произносятся то твердо, то мягко?

Итог: ПРАВИЛО с.63 (читаем вслух)

Памятка «Шаги к умению»

12. Самооценка работы на уроке.

-С7! Игра «Закончи предложения»…

С8 «Спасибо за урок»

13. Д/з (комментир.) у.90,с.64, правило.

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)

1)Выпишите слова с мягк.знаком.

2)Подчеркни мягкие согласные.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

(Б. Заходер.)