Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание корней в однокоренных словах"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Азаренко Лариса Анатольевна

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Написание корней в однокоренных словах.

Цель: находить и выделять корень в однокоренных словах.

Задачи:

  1. Продолжить формирование умения подбирать родственные (однокоренные) слова, выделять корень слова в однокоренных словах, в словах с чередованием согласных звуков в корне, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами.
  2. Создать условия для развития умения взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
  3. Способствовать развитию внимания, мыслительных операций: аналогии, обобщению.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

  • Учащиеся должны знать:

что такое корень слова, однокоренные слова

  •  Учащиеся должны уметь:

 подбирать к данному слову однокоренные слова, выделять в слове корень, различать слова, близкие по смыслу, а также слова, одинаковые по звучанию, но не

однокоренные.

Личностные результаты

  • Осознание своих возможностей в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
  • Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
  • Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Ход урока:

1.Организация класса. Эмоциональный настрой.

-Нам предстоит выполнить большую работу, но я верю, что у нас всё получится.

2.Мотивация учащихся к учебной деятельности.

-Откройте тетради, запишите число.

Корень учения горек, а плод его сладок.  (на доске)                                                                                        

-Как вы понимаете эту пословицу?

Учиться не всегда бывает просто, нужно прикладывать немалые усилия, чтобы получить прочные знания, но после того, как знания получены их можно применить себе во благо и жить более интересной жизнью.

- Какое значение имеет слово «корень»? Какое значение есть ещё у этого слова? А ещё?

- Значит, какое это слово?

- О каком корне можно говорить на уроке русского языка?

- Назовите тему урока … (на доске: Правописание корня в однокоренных словах)

- Цель работы … (на доске: Цель: научиться … и … корень в однокоренных словах)

3. Работа по теме урока.

- Что такое корень?

- Что в нём заключается?

- Кому было трудно ответить на вопрос?  Где можно найти информацию о том, что такое корень? Откройте учебники на стр. 74, прочитайте правило.

- И так, что такое корень и каково его значение в словах?

- Я предлагаю выполнить следующее задание. Спишите слова, выделите корень, найдите проверочное слово и подчеркните его. (работа в парах на карточках)

Карточка

Побелка, белить, белый.

Корм, кормить кормовой.

- Предлагаю проверить. Какие слова требуют проверки безударной гласной в корне? Какие слова являются проверочными?

-Сделаем вывод.

- Я предлагаю вам игру «Найди лишнее слово». (на доске слова с выделенным корнем)

Рисунок, зарисовка, рис, рисовать, рисование, нарисовать.

- Что вы думаете об этих словах. Можно ли их назвать однокоренными? Почему? Какой принцип нарушается?

- Сделаем вывод.

- Продолжаем работать над темой.

- Предлагаю послушать отрывок из одной замечательной песни. (слушаем отрывок)

- О чём эта песня? А что такое дружба?

- Предлагаю выборочный диктант. Вы прослушаете три предложения.

Дружба не гриб - в лесу не найдёшь. 

Друзья познаются в беде.

Добрый друг лучше ста родственников. 

- Что я вам прочитала?

- Какая пословица подходит нашему классу?

- Читаю ещё раз, а вы выписываете однокоренные слова через запятую. (один у доски)

- Почему выбрали эти слова? Что необычного в этих словах?

- Сделаем вывод: всегда ли корни однокоренных слов пишутся одинаково?

- В русском языке есть такое понятие, как чередование. Существует много примеров чередования согласных в корне слов. Предлагаю прочесть примеры таких слов на страничке для любознательных (самостоятельно стр.76).

- Что такое чередование? Когда происходит чередование? Какие звуки могут чередоваться?

- Где может пригодиться полученная информация?

- Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить самостоятельно упр. 137. Прочитайте задание. Что непонятно? Кто может ответить вместо меня?

- Почему первая пара слов записана так подробно?

- Выберите самостоятельно три слова и выполните задание. Помогайте друг другу в парах.

- Кому было трудно? Кто помог? Кого хотите поблагодарить?

- Какое открытие вы для себя сделали?

4. Рефлексия.

- Вспомните выражение, прозвучавшее в начале урока. Для кого из вас работа была сложной, но её плоды вас порадовали? Как думаете, достигли ли мы цели урока?

- Спасибо за урок!

Приложение.

КОРЕНЬ   -  подземная  часть  растения.

           2.    КОРЕНЬ    -   внутренняя  часть  зуба,  волоса,  ногтя.

          3.     Корень  -  начало,  исток  чего – нибудь.

          4.     КОРЕНЬ  -  значимая  часть  слова.

Карточка 1.

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Карточка 2.

Полёт, лететь, перелётная.

Ледяной, ледовый, лёд.

Карточка 3.

Сад посадка, посадил, садовый.

Род, родители, родил.

Карточка 4.

Ходит, выходка, ходы, переход.

Побелка, белить, белый.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок русского языка 2 кл "Единообразное написание корня в однокоренных словах"

Урок - путешествие по русскому языку во 2 классе. Тема "Единообразное написание корня в однокоренных словах". Дети путешествовали по маршруту, обозначенному на карте. На пути им встречались гора Старт...

Урок русского языка 1 класс "Наблюдение над общим значением однокоренных слов"

Урок разработан по системе Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века». Урок русского языка в 1 классе относится к блоку «Как устроен наш язык».Развитие активности, самостоятельности, инициативы...

Урок русского языка по теме "Корень как общая часть однокоренных слов", 2 класс

Программа "Начальная школа XXI века"Тема: Корень как общая часть однокоренных слов.Тип урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-исследование. Цель урока: создание условий...

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...