Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тюленева Лариса Владимировна

Русский язык 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3 класс28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

     Ф.И.О. учителя: Тюленева Лариса Владимировна

Класс: 3

     УМК: «Начальная школа 21 века»

Предмет:  русский язык

Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Место и роль урока в изучаемой теме: открытие новых знаний

Цель:  познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

-Высказывает представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

-Вырабатывает алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков.

- Находит способы ……….. и обосновывает своё мнение.

- Сравнивает свой вывод с выводом учебника.

-выполняет учебные действия  в соответствии с заданной целью;

-оценивает свою деятельность и деятельность других

.

-находит  разнообразные способы решения учебной задачи;

-строит простые рассуждения на основе подводящей информации;

- оценивает информацию с точки зрения её целесообразности в решении проблем

-ведёт устный диалог

-слушает собеседника

-высказывает и аргументирует свою точку зрения

-проявляет  интерес к изучению материала через открытие новых знаний,

-сотрудничает  с учителем, учащимися.

-работает в паре, группе

Ход урока:

Название

этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Самоопределение к деятельности (орг. момент)

проверить готовность к уроку

Фронтальная беседа

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

Настраиваются на работу. 

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

2

Актуализация знаний.

-повторить согласные звуки, шипящие

- определить границу между знанием и незнанием

Фронтальная

беседа

1.Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения признаков шипящих звуков по вопросам

-Какие согласные звуки встречаются чаще всего?

-Как называются эти звуки?

-Почему?

-Какие шипящие звуки ещё знаете?

-Дайте им характеристику.

-Какие орфограммы связаны с этими звуками?

-Вспомним написание букв, которые обозначают эти звуки.

Предметные:

1.На  слух определяют слова с шипящими звуками

 2.Дают характеристику звукам

3.Называют орфограммы.

Регулятивные: 

-оценивают результаты своей деятельности.

Познавательные:

-развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Повторяют согласные звуки

Вспоминают,  доказывают, обобщают

3

Проблематизация

-повторяют что знают о букве Ь знак

Фронтальная  беседа

Организует практическую работу по нахождению слов с мягким знаком. Создаёт условия для повторения знаний о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье-свет, а неученье - тьма.

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

-Что общего в этих пословицах?

-Что вы знаете о букве ь?

-Найдите в пословицах слова, где мягкий знак указывает на мягкость согласного звука.

-В каких словах ь предупреждает нас о том, что буквы е, ё, ю, я будут обозначать 2 звука.

-В какую группу мы отнесём слово речь?

Предметные:

1.Участвуют в обсуждении проблемы

2.Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

3. Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове речь.

Объясняют что общего в пословицах.

Называют, что знают о мягком знаке.

Называют проблему возникшую в ходе обсуждения

Наблюдение, опрос, коррекция

4

Целеполагание

-ставят цель, определяют учебную задачу урока

-ведёт устный диалог

- слушает собеседника

-высказывает собственное мнение

Фронтальная беседа, обсуждение

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

МЯЧ, КЛЮЧ, ВЕЩЬ, КАРАНДАШ, НОЧЬ, ДОЧЬ, ЛЕЩ, МОЛОДЁЖЬ 

- К какой части речи относятся слова?

-Что общего в этих словах?

-В чём отличие?

-В чём нам предстоит разобраться?

-Сформулируйте тему и цель урока.

Предметные:

Формулируют  тему и цель урока Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Познавательные:

проводят сравнения по заданным критериям.

Регулятивные:

формулируют тему и цель урока.

Принимают учебную задачу и стремятся её выполнить

Наблюдение, опрос

5

Открытие нового

 

-выведения алгоритма написания мягкого знака после шипящего звука на конце имени существительного

-фиксируют способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Парная, групповая

Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.

Работают в группах

- Задание написано на листах. Читаете его внимательно и сообща выполняете.

-Проверим вашу работу. (Учащиеся вывешивают листы на доску, аргументируют свой ответ)

- Что заметили?

- Попробуйте сформулировать правило. Когда в существительных после шипящего звука будем писать мягкий знак на конце, у сущ. какого рода после шипящего Ь писать не будем?

-Какую работу выполняет мягкий знак?

- Сравним с правилом в учебнике. стр.170

-Вернёмся к слову речь.

-Почему в этом слове пишется мягкий знак?

Работа в парах

-Сформулируйте ещё раз правило друг другу.

-На что указывает ь?

Контролирует процесс составления алгоритма, направляет учащихся на верный путь решения.

Работают в парах

-Сформулируйте ещё раз правило друг другу.

-На что указывает ь? 

ЁЖ, ЛЕЩ, ДОЧЬ, ПЛАЩ, РОЖЬ, СКРИПАЧ, МЫШЬ, ОБРУЧ, БРОШЬ

-Я буду называть имена существительные с шипящим на конце слова, вы должны определить, надо писать или не надо мягкий знак в конце слова.

Если в слове есть мягкий знак, вы приседаете, если его нет - прыгаете и хлопаете над головой.

Составляют  алгоритма

- составляют алгоритм правильного написания слов с изученной орфограммой.

-Что мы должны сделать, чтобы выяснить, нужно писать мягкий знак в имени существительном с шипящим звуком на конце слова или нет?

На доске!

Карточки перевёрнуты. По мере того, как дети называют пункты, учитель переворачивает карточки.

Алгоритм

  1. Определить род имени существительного.
  2. Вспомнить правило.
  3. Записать слово, опираясь на правило.

Выделить орфограмму.

Выполняют работу в группах,

 доказывают свой ответ,

формулируют правило, сравнивают его с правилом в учебнике,

Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах.

Регулятивные:

Оценивают  результаты своей деятельности, сравнивают  с эталоном.

Планируют решение учебной задачи.

Познавательные:

Классифицируют объекты.

Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...