Правописание ЧК,ЧН, ЩН, ЧТ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн, щн (звуки[Ч'] , [Щ'] - мягкие, сочетания пишутся без ь); Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН Развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chk_chn.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание ЧК ЧН ЩН ЧТ

Цели урока:

Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн, щн (звуки[Ч'] , [Щ'] - мягкие, сочетания пишутся без ь);

Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН

Развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление.  

Воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность при работе в тетрадях.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, мультимедийный проектор, экран.

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель:

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь

2 Слайд

 Ребята, посмотрите, кто сегодня к нам пришёл на урок. Кто же это? Что вы о них знаете?

Да, это герои вашего любимого мультфильма Смешарики: Ёжик и Крош.

 «Крош» - неунывающий и заводной непоседа кролик. Ему хочется везде и всюду успеть, всё сделать, но дел порой так много. «Ёжик» - серьёзный и рассудительный.

Но они пришли не просто так. Наши друзья приготовили нам задание, и не одно.

Вы готовы приступить к работе?

А оценивать свою работу вы будете самостоятельно на оценочных листках. За каждый вид работы вы поставите себе знаки.

3 слайд

Вспомните, что означает каждый знак

Оцените себя

! – отлично

+  - хорошо, но мог бы лучше

? – затруднялся

Наши друзья с нетерпением ждут, когда вы приступите к работе. Возьмите лист и отметьте в 1 столбике своё настроение.

Отметили? (да)

Теперь начинаем выполнять задания Ёжика и Кроша.

4 слайд

Перед вами слова, распределите их на несколько групп, и запишите

Бол.. , лос…, лист…я, поч…ка, руч…и, кон…ки, хищ…ник, в…юга, меч…та, ноч…ной, дерев…я, пал…то, на сколько групп распределили слова. (на 3)

На сколько групп разделили слова.(на3)

По какому признаку вы распределяли слова? (по мягкости согласного звука)

- Как обозначается на письме мягкость согласного? (и, е, ё, я, ю, ь)

5 слайд

Какие слова записали в первую группу? Слайд.???

- Как обозначили  на письме мягкость согласного в первой группе? (ь)

 Какие слова записали во 2 группу?

 Как там обозначали мягкость? (ь)        

- Чем различаются орфограммы правописания Ь в первом и втором столбике? (1 – обозначает мягкость согласного, во 2 – разделительный Ь)

 Какие слова записали в 3 группу?

- Как обозначили  мягкость согласного в 3 группе? (звуком ч)  

- Какую букву надо поставить для обозначения мягкости согласного в 3 группе? (никакую)

- Почему? (звуки ч, щ – всегда мягкие?

 Оцените свою работу.1

Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Запишите её в тетрадь  (Или на доске)

6 СЛАЙД

Тема урока «Сочетания ЧК, ЧН, ЩН, ЧТ

Чему будем учиться на уроке.?

знакомиться с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн, щн,чт.

учиться правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН

учиться  правильно говорить и уметь выражать свои мысли

Откроем учебник на стр. 128 и прочитаем правила.(все читают)

7 СЛАЙД

А Крош и Ёж приготовили стихотворение, которое поможет нам  лучше запомнить это        правило.  

 Ёлочка и белочка,

Шуточка, минуточка.                                                                                                                                                            

Срочный, уличный, ночной,

Точный, шуточный , речной,

Знаем мы наверняка

,Где ЧН, а где ЧК.

Мягкий знак не пишется,

 Даже если слышится.

8 СЛАЙД

Крош и Ёж просят подумать, как можно это правило представить в виде схемы. (работа в 3 группах)   Проверка у доски.

А сейчас проверим у кого получилась какая схема.

Является ли отсутствие Ь в буквосочетании ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН орфограммой? (Да)

Чот же мы должны помнить, применяя эту орфограмму.(ЧК, ЧН…)

А теперь приступаем к выполнению нового задания, приготовленного нашими друзьями.

9 СЛАЙД

Закрепление знаний на практике.

Рассмотрим картинки и назовём предметы. Запишем слова с сочетанием ЧК.

10 СЛАЙД

Проверим, что получилось: тучка, ручка, листочки, грибочки, синичка, щучка, белочка.  

11 СЛАЙД

Назовём и запишем  сказочных героев, в чьих именах есть сочетание ЧК.

Это Красная Шапочка, Дюймовочка, Русалочка. В словах Чиполлино, Буратино, Принцесса сочетания ЧК нет.

Молодцы, вы хорошо поработали.

Оцените  себя.2

 А теперь Ёж и Крош приготовили каждой группе своё задание.

12 СЛАЙД (карточки, проверка)

1 группа 

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, выделите изучаемую орфограмму.

ночной, ручка, листочки, грибочки,  мачта, печник почта, синичка, щучка, белочка, помощник

2 группа

Изменим выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.

Хищная щука, свежее молоко, рыжая белка, доброе сердце, белая собака, яркая свеча, молодая ветка.

3 группа

Подберём к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой?  Выделим буквосочетания, которые мы использовали.

Яблоко  ……….пирог;

пшеница  ……хлеб;

огурец  ………сок;

овощи  ……  салат;

ночь  ………поезд;

дача  ………сезон;

хищник  ……зверь.

13 СЛАЙД (ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППАХ)

Проверим:

Хищная щучка, свежее молочко, рыжая белочка, доброе сердечко, белая собачка, яркая свечка, молодая веточка.

Проверим:

Яблочный пирог

Пшеничный хлеб

Огуречный сок

Овощной салат

Ночной поезд

Дачный сезон

Хищный зверь

14 СЛАЙД

Мы использовали буквосочетания ЧН-ЩН.

А теперь проверка. Посмотрите на экран и сравните, так ли вы выполнили задания.(или сигн. карт.)

 Оцените свою работу.3

15 СЛАЙД

Физкультминутка СЛАЙД прыгающие смешарики)

Мы немножко отдохнём,

Т на всё ответ найдём.

На носочки встанем,

Ручки вверх подтянем,

Руки на пояс,

Наклоны вперёд,

Теперь чуть-чуть попрыгаем,

И каждый отдохнёт.

Хочу посмотреть, кто из вас внимательный. Не встречались ли вам слова на наше правило, когда отдыхали? (носочки, ручки)

16 СЛАЙД

ОРФОЭПИЯ Прочитайте слова( про себя)

 Чем они интересны.

На слайде слова ЧТО и ЧТОБЫ.

Сегодня я открою вам ещё один секрет. В русском языке есть слова, в которых написание расходятся с произношением, а есть слова, в которых написание и произношение одинаково. Если возникают затруднения, где мы можем найти ответ? (В словарях.)Прочитайте, как называются такие словари. Они лежат перед вами.(Орфоэпический словарь.)Найдите в словаре и запишите по2-3 слова, где написание и произношение совпадает, и запишите их в 1 столбик, а где нет – во второй. Прочитайте слова.

Оцените свою работу 4

17 СЛАЙД Упражнение для развития письменной речи.

Крош и Ёж  знают, что мы очень любим сказки. Послушайте начало сказки и вспомните, как она называлась.(один ученик читает)

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её  впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Спрятала скалочку под лавочку.

Сказка называется «Лисичка со скалочкой».

18 СЛАЙД

 Опять поработаем в группах.

А теперь запишите в тетради и у доски ответы на вопросы, подчеркните сочетания ЧК ЧН.

  • Что нашла лисичка?-1 группа
  • Где она легла спать?-2 группа
  • Куда лисичка спрятала скалочку?.-3 группа

Работа в группах проверка на доске по одному от группы.

Оцените свою работу 5

19 СЛАЙД

Самостоятельная работа

Поработаем редакторами

1 группа  Исправь ошибки в словах.

вечьно, кошечка, листя, девочька, овощной, мальчик, коньчик, коньки, бубенчик, мечьта.

20 СЛАЙД

2 группа.

Соедини слова в словосочетания

Мощная                               суп

изящная                              зверь

солнечный                           машина

синичкин                             день

хищный                               птенчик

овощной                              ваза

Проверим, что получилось:

Мощная машина

Изящная ваза

Солнечный день

Синичкин птенчик

Хищный зверь

Овощной суп

21 СЛАЙД

3 группа

Спишем, вставляя нужное буквосочетание: мо…ая машина, солне…ый день, то…ая наука, ре…ая вода, пе…ая труба. (или стих о синичке)

Проверим: мощная машина, солнечный день, точная наука, речная вода, печная труба.

Проверка по слайдам.

22 СЛАЙД

Тест

  1. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак

А) не пишется никогда       Б) пишется всегда              в) пишется иногда

  1. В каком слове на месте ? нужно поставить Ь?

А) веточ?ка          Б) девоч?ка              В) мал?чик        Г) синич?ка        

  1. В каком слове на месте ? не нужно ставить Ь?

А) мен?ше           Б) точ?ный              В) тон?ше           Г) бол?ше

  1. В каком слове произношение совпадает с написанием?

А) гречневый      Б) скучный              В)  чтобы            Г) яичница

  1. В каком слове произношение не совпадает с написанием.

А) молочный       Б) конечный           В)  что                 Г)обычный

23 СЛАЙД

Рефлексия 

Что новое узнали на уроке?

смайлики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

Диктант с грамматическим заданием по теме«Правописание падежных окончаний имён существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.» 3 класс ПНШ

3класс Программа «Перспективная начальная школа»Диктант с грамматическим заданиемпо теме «Правописание падежных окончаний имён  существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.»...

Обобщение знаний. Правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц.

Урок посвящен повторению орфограмм на правописание о,е после ц и шипящих согл,;правописание ы,и после ц. Урок сопровождается презентацией и допол.материалом...

Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)

Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...