Открытый урок по русскому языку на тему "Что рассказало слово" 3 кл
материал по русскому языку (3 класс) на тему

Сагдеева Зульфия Рустамовна

Открытый урок по русскому языку на тему "Что рассказало слово" 3 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chto_rasskazalo_slovo.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Филилал муниципального  бюджетного  общеобразовательнго учреждения

«Ямашурминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»» - «Куркачинская начальная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Тататрстан»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по русскому языку:

«Что рассказало слово»

Учитель: Сагдеева З.Р.

2016г.

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Перспектива»

Тема урока: «Что рассказало слово»

Цель  урока: организация деятельности обучающихся по наблюдению над ролью слова в речевом общении и роли жеста как помощника в общении и предшественника слова.

Задачи:

 - воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку, коммуникативные  качества личности; речевой этикет;

 - развивать речь, мышление, воображение, наблюдательность, умение добывать информацию, используя энциклопедии и словари;

 - продолжить работу над изучением лексического значения слова, познакомить с фразеологизмами, их ролью в речи.

УУД:  личностные – формирование положительной мотивации к изучению родного языка;

           регулятивные – выполнение заданий в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос, контроль и оценка своих знаний;

           познавательные – осмысление роли слова и жеста в общении;

           коммуникативные – овладение умениями слушать и вступать в диалог, продуктивно сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, в группе.

Урок составлен учителем начальных классов, учителем первой квалификационной категории Сагдеевой З.Р.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Учитель входит в класс и, ни слова не говоря,  жестами (кивок головы) приветствует учеников, «просит» их присесть за парты (жест руками) и быть внимательными во время урока (указав пальцами на свои глаза, уши).

- Ребята, всё ли вам было понятно?  (Нет, не всегда)

 - Почему? Чего не хватило для точного понимания учителя?  (Слова. Вы ничего не говорили, не объясняли.)

Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?  (Словам)

  1. Актуализация знаний

Верно, одно из слов мы с вами сейчас запишем.

Работа по 3 группам. 

Раздаю задания на листах:

 Расшифруйте и запишите слово,  в котором:

- первая буква – это последняя  буква в слове «арбуз» («З»);

- вторая буква – это первая  буква в слове «ослик»  («О»);

- третья буква – это  буква гласного звука в слове «пол» («О»);

- четвёртая буква – это пара звука «Б»(«П»);

- пятая буква – это первая буква алфавита («А»);

- шестая буква – это «лишняя» среди букв : Д, Ж, Р, В («Р»);

- седьмая буква – это последняя буква в слове – отгадке к следующей загадке:

   «Сидит дед во сто шуб одет.

     Кто его раздевает, тот слёзы проливает» («К»)

( Зоопарк)

- Называть слово, которое у вас получилось нельзя. Вам его необходимо «изобразить», используя жесты и мимику так, чтобы ваши одноклассники из других групп  смогли его угадать и назвать.(………..). Все три группы разгадали слово «зоопарк». Ребята, каждый из вас по – своему изображал одно и  тоже слово, «зоопарк».

 А теперь скажите мне, пожалуйста, что же такое зоопарк. ( … где животных разных стран держат в клетках, что бы люди могли их видеть… клетки с тиграми, лисами и другими животными)

Когда вам было проще объяснить значение этого слова, а нам  понять? (Когда использовали слова.  При помощи слов.)

Всё, что есть в окружающем мире мы можем назвать, используя слова. Каждое слово имеет своё лексическое значение.

  1. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? ( Изучению слов.)

Какие же задачи стоят перед нами на этом уроке?  (Изучить значения слов, познакомиться с новыми словами)

Я буду рада, если к концу урока вы узнаете новые слова, выражения и будете использовать их в своей речи.

  1. Открытие нового знания.

В начале урока вы объясняли мне, что такое зоопарк. А если бы вы не знали значение этого слова, что бы сделали для того, чтобы ответить на вопрос, что такое зоопарк? (Спросили бы у друзей, взрослых, нашли бы ответ в интернете, поискали бы в энциклопедиях и словаре.)

Какой словарь поможет нам узнать о значении слов?  (Толковый словарь. Словарь русского языка.)

Работа со словарём.  Работа в группах. Узнайте из словарей, что такое зоопарк.  (Дети находят в словарях значение слова, сравнивают определения.)

Ну что же, как видите, мы,  люди научились общаться с помощью слов, поэтому жесты нам уже не нужны. Права ли я?   (Да.  Наверное.  Нет. ) Мнения разделились. Давайте обратимся за помощью к учебнику

Работа с учебником. Упражнение 91, 92.

  1. Физминутка.

         В современном мире люди в общении часто используют жесты, выражают что – то определёнными движениями рук, глаз, головы. Давайте мы вспомним эти жесты.

Погрозите друг другу пальцем;  а теперь покажите, что ваш класс самый лучший;

Согласитесь с этим (кивок головы);  порадуйтесь удаче друзей (хлопаем в ладоши);

Молча ответьте на вопрос, правда ли, что вы учитесь во 2 классе? (качают головой);

Попрощайтесь с кем – то. (Помахать рукой).

Сейчас представьте, что вы дайвер, опустились на глубину 5 метров под воду. Как вы покажете инструктору, что у вас всё хорошо?   Вам надо всплыть?

Итак, жесты сохранились в общении, делают его красочнее, а порой просто необходимы.

Дома постарайтесь узнать ещё что – нибудь интересное о жестах. А мы продолжаем.

  1. Открытие нового знания.

Работа с учебником. Страница 61.Читаем слова профессора Самоварова.

Жесты не только сохранились в нашем общении. Мы часто словами описываем жесты. Наш язык до сих пор хранит такие обороты речи. Это устойчивые выражения (фразеологизмы).

С каким новым словом встретились? (Фразеологизмы). Что же это такое? (Устойчивые выражения). Что значит устойчивые?  (Постоянные, не меняются). Фразеологизм – это отдельное слово? (Это выражения, то есть несколько слов.)

Давайте найдём определение слова «фразеологизм» в словаре. (…)

Употребление фразеологизмов в нашей речи помогает делать её более яркой и выразительной.

  1. Первичное закрепление.

Вернёмся в зоопарк. Допишем названия  нескольких животных, используя фразеологизмы.

- голоден, как…(волк);

- хитёр, как…(лиса);

- болтлив, как…(попугай);

- труслив, как…(заяц);

- нем, как…(рыба);

- животное, имеющее хобот…(слон);

- надутый, как…( индюк);

- мокрая, как…(курица).

Какое слово не записали?  (Слон). Почему? (Это не фразеологизм.) А кто знает фразеологизм со словом «слон»? (Делать из мухи слона) Объясните его. Проверьте по словарю.

  1. Самостоятельная работа.

Время на прогулку по зоопарку истекло. Есть ли в этом предложении фразеологизм? (Время истекло.) Объясните. Проверьте по словарю.

Самостоятельная работа. Упражнение 95.

     9. Физминутка.

  1.  Включение нового в систему знаний и повторение.

 Работа в группах.

По данным фразеологизмам составить рассказ «В зоопарке».

- затаив дыхание;

- водой не разольёшь;

- совать нос;

- еле волочили ноги;

- ни больше, ни меньше;

- рукой подать.

При необходимости можно использовать фразеологический словарь.

Расскажите получившиеся истории своим друзьям – одноклассникам, используя при необходимости жесты.

 Рассказы получились очень интересными. В этом вам помогли фразеологизмы и жесты.  Какой совет можно дать человеку, который хотел бы, чтобы его слушали, затаив дыхание? ( Использовать фразеологизмы, жесты). И многое другое… Но об этом на следующих уроках…

  1.  Рефлексия.

А пока представьте, что возвращаясь домой, вы встретили профессора, который всё знает о фразеологизмах. Что бы вы ещё хотели узнать от него по этой теме? (Как появились фразеологизмы? Появляются ли сейчас? Какие на его взгляд самые интересные фразеологизмы…)

Ну что ж, на последующих уроках мы постараемся ответить и на эти вопросы.

 А наш урок окончен. Спасибо за сотрудничество.

Я желаю вам удачи! Ни пуха, ни пера! До свидания! (Учитель машет рукой.)

  1.  Домашнее задание

Упражнение 96.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).

1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль;          2. Учить устан...

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Конспект урока по русскому языку. Изложение по рассказу В.Чаплиной "Мушка" 4 класс

Это конспект урока по развитию речи изложение-повествование....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....