Третье склонение имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Вальберг Виктория Альбертовна

Конспект урока по теме "Третье склонение имён существительных". УМК "Школа России". Учебник Канакиной, Горецкого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_3_skl_im_sushch.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка 4 класс,

УМК «Школа России»

«Третье склонение

имён существительных»

                                                  подготовила учитель

                                                                  начальных классов

                Вальберг Виктория Альбертовна

СПб, 2015г.

Тема урока:  «Третье склонение имён существительных».

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Формирование ценностного  отношения к совместной познавательной деятельности по определению  третьего склонения  имён существительных. 

Обучающие цели:

Формирование понятия о третьем склонении имён существительных в единственном числе; определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

Развивающие:    

формирование учебно-познавательной деятельности;  формирование готовности учащихся к разным видам деятельности; развитие речи, умения слушать, развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;

Воспитывающие:  

воспитание навыка самостоятельной работы; воспитание навыка работы в парах; воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

 Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия третьего склонения имён существительных.
  • Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
  • Формировать универсальные учебные действия:
  1. Личностные УУД:

осознание учащимися ценности изучаемого способа определения  склонения существительного; осознание практической важности определения морфологических признаков части речи; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока - готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания,  формулировать проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов.

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;  сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач.  

Предметные УУД:

знание признаков существительного; умение определять склонение имён существительных, умение применять полученные знания.

Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён сущ.

Основные методы: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, сравнение, комментирование, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения -  учебник, презентация.

Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки со словами, карточки с заданиями,  мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь, карточки-знаки, ладошки 3 цветов, лист самооценки.

Структура и содержание урока.

I Организационный момент.

1.Самоопределение к учебной деятельности.

 Цель: формирование самооценки готовности к уроку, создание эмоционального настроя. 

Личностные  УУД: Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные  УУД:  Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Прозвенел звонок –

Начинается урок!

Игровое приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Мы умные, мы дружные,
  • Мы  - внимательные, мы - старательные! (прикосновение всей ладонью)

Девиз дня:        «Ученику-удача, учителю-радость»

II Актуализация опорных знаний. 

Цель: актуализирование знания о   части речи, морфологических признаках.

Личностные УУД :  ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.

Метапредметные    УУД :  Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Предметные  УУД :  Знания о  части речи, их признаках.

1. Интеллектуальнная разминка. Блиц-опрос

- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Имя существительное изменяется по … и …

- Сколько падежей в русском языке?

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?

- Определите падеж существительного у дороги

- Назовите предлоги Д.п.

- На какие вопросы отвечает Т.п.?

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.?

III Определение темы и цели урока:

  1. Постановка проблемы.  Исследовательская работа
    Цель:  Формирование представления о результате.  Развитие умения вести исследовательскую работу: сравнивать, сопоставлять, подводить итог, делать вывод.

Личностные  УУД:  ЦО к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.

Метапредметные УУД: целеполагание.

Предметные  УУД:  затруднение в определении склонения существительного.

Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку.

        Улица, дерево, дочь, лагерь, помощь,  деревня, тетрадь,

капуста, помидор, малина, соль, блюдце.

Учитель. Выпишите из данной группы слов те, которые относятся к 1 склонению в   первый столбик, те, которые относятся ко 2 склонению во второй столбик.

(Проверка по эталону) 

IV. Изучение нового материала. (Поиск решения  проблемной ситуации.)

Учитель. Что вы заметили? (остались слова)

Учитель. Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)

Учитель. Сделайте вывод: что это за существительные? (это существительные 3   склонения).

Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?

- 3 склонение имён существительных.

2. Целеполагание.

- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (ответы детей).

- Будем учиться определять склонение у имён существительных.

-Что мы должны знать в конце урока?

- Как определить 3 склонение существительных.

3.Открытие нового знания 
Цель:  Формулирование  умения определять третье склонение имен существительных.

Личностные   УУД :  умение удерживать учебную задачу.

Метапредметные  УУД :  владение  правильной речью.

Предметные   УУД : понятие о части речи, их признаках.

Учитель. Запишите эти слова, выделите у этих существительных окончание и укажите род и склонение.

Учитель. Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 3 склонению? Сколько склонений у имён существительных?

V. Релаксация. Физминутка.    

Цель:  сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Личностные УУД :  ценностное отношение к здоровому образу жизни

Вы сказали, что вы дружные и внимательные. Сейчас мы с вами это проверим. (топают и хлопают в стиле футбольных фанатов)

Игра «Доскажи словечко»:

Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши;

 если имя существительное 2 склонения – два притопа;

 если имя существительное 3 склонения – присесть.

  1. Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка)               хлопок

  1. На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох)       два притопа

  1. Его рукою не возьмёшь.

Кто же это? Это … (ёж)                            два притопа

  1. Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь)                        присесть

  1. В каменной рубахе

Ходит … (черепаха)                                    хлопок

  1. Чтобы было, где писать,

В школе нам нужна … (тетрадь)                присесть

VI. Первичное закреплениеУУД

Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения склонения имени существительного.

Личностные УУД :  ЦО к умению выбирать действия по достижению цели.

Метапредметные  УУД :  приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно.

Предметные  УУД :  умение применять знания на практике.

Учитель.

Тему новую опять

Надо нам запоминать.

1. Поиск способов определения склонения имени существительного

УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей.

  1. Работа с учебником. С.96, упр 169

Произнесите слова. Запишите данные слова буквами.

Что общего в написании этих слов? Мягкий знак на конце.

Укажите род этих слов, выделите окончания.

  1. Работа с правилом с.97 Чтение вслух.
  2. Работа в паре Составление алгоритма.

Коммуникативные УУД - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, установление аналогий и причинно - следственных связей. 

 Если сущ стоит в косвенной форме, то как определить склонение? Давайте на доске составим алгоритм ( план, по которому будем определять склонение) ( из конверта составляют алгоритм по этапам)

– Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.

1 вариант

приближался к деревне (1 скл.)
освещался солнцем (2 скл.)
в снежную пыль (3 скл.)

2 вариант

скакал на лошади (3 скл.)
раздавался в тишине (1 скл.)
сверкает солнце (2 скл.)

Проверка (Оценивание на полях)

VII.ФИЗМИНУТКА  Физминутка для глаз. 

Цель:  сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Личностные УУД :  ценностное отношение к здоровому образу жизни.

«Физминутка для глаз» составитель Берестова Г. Б. https://www.youtube.com/watch?v=0nmXX96_5Vk

VIII.  Включение нового знания в систему знаний.

УУД: сформировать навык определения склонения сущ., опираясь на выведенные способы.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  1. Определение склонений имён существительных

Самостоятельная работа в тетрадях

Запишите предложения. Определите склонение имён существительных

И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____)  кругом.

На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____) домик (____)конопатил.

  1. Проверка по эталону. (Оценивание на полях)

Вывод

2.  Дифференцированная самостоятельная работа с проверкой.

-Возьмите  карточки, прочитайте сначала задание, а потом выберете ту, с заданием которой вы справитесь лучше всех). 

Задание №1

 Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.

Земля                                                                  1склонение                        

Лень                                                             

Дуб                                                                       2склонение

Мышь                                                             

                                                                              3склонение

   (Проверка по эталону. Оценивание)                                                                  

Вывод:

Задание №2

Определи тип склонения по его признакам.

М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл.

Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.

Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл.

   (Проверка по эталону. Оценивание)                                                                  

Вывод:

IX  Итог урока. Обобщение и систематизация знаний. 

Цель: Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. 

Учитель.

- Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока?

-Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели? 

Как выдумаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных?

Чтобы правильно писать окончания у имён существительных (Выслушиваются предположения детей).

Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное? (алгоритм)

X .Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Развивать рефлексивные умения.

Личностные УУД:  Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные  УУД:     умение сравнивать, делать выводы;

Предметные  УУД:  применение новых знаний в жизненных ситуациях;

УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Учитель. С каким настроением заканчиваем урок? Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите ладошку зеленого цвета. Кто испытывал трудности и кому нужно немного доработать выберите  желтого цвета. Кто хочет показать их? Прокомментируйте.

XI. Контроль и оценка 

Цель:  сформировать  чувство  самоконтроля и самооценки собственной деятельности.

Личностные УУД: положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД:  умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Предметные  УУД:  предлагается вспомнить критерии оценивания, дается время для самооценки, выслушиваются результаты.

Оцените результаты труда самых активных детей (дети высказывают своё мнение и оценивают товарищей).

XII Информация о домашнем задании по выбору 

Цель: дифференцируемый выбор.

1.Кто уверен в своих знаниях, я им предлагаю из орфографического словаря  записать по 5 существительных   1, 2, 3 склонения.

2. Кто ещё испытывает трудности, тому предлагаю выполнить задание в упражнении 168 –определить склонение у имён существительных.

Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо.

Вспомним девиз нашего урока «Ученику - удача, учителю - радость»

Вы получили новое знание, и я рада за вас.


Список использованной литературы

  1. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013 – 160 с.
  2. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс – М. : Вако, 2014 – 496 с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://allforchildren.ru
  2. http://www.rusedu.ru/detailhttp://iemcko.narod.ru
  3. http://globuss24.ru/doc/urok-dlya-4-klassa-po-teme-tretye-sklonenie-imion-sushtestvitelynih 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....

Третье склонение имён существительных

Правописание имён существительных третьего склонения....

Третье склонение имён существительных

Правописание безударных окончаний имён существительных 3 склонения....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Третье склонение имён существительных"

На уроке ребята знакомятся с падежными окончаниями имён существительных 3-го склонения...

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Третье склонение имён существительных"

План-конспект урока изучения нового материала с презентацией....

Урок русского языка в 4 классе "Третье склонение имён существительных"

Тема: Третье склонение имён существительных. Цель урока: знакомство учащихся с существительными третьего склонения....

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...