Урок русского языка "Парные согласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Валл Людмила Николаевна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Парные согласные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_soglasnye_3_klass.docx43.94 КБ
Office presentation icon parnye_soglasnye_3_klass.ppt1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Валл Л.Н.

учитель начальных классов

МБОУ лицей №4 имени профессора Е.А.Котенко

г. Ейска МО Ейский район

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Парные согласные в конце слова»

Цель: 

Закрепить умения проверять и правильно писать слова с парными согласными

Тип урока:

Урок актуализации знаний и умений

Авторы УМК:

УМК «Перспектива» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В. 

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу, осознание необходимости  самосовершенствования, выражение желания осваивать новые знания, установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

Предметные: уметь находить в тексте слова с парными согласными, закреплять умение правильно подбирать проверочные слова.

Метапредметные:

Познавательные:умение проводить   сравнение по заданным критериям (логические), построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Оборудование:

Раздаточный материал (карточки), средства обратной связи, авторская презентация.

Образовательные ресурсы:

Мультимедийная установка

Структура и ход урока

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: 

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1 мин.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Предлагаю вам закрыть глаза и настроить себя на урок. Я буду говорить, а вы мысленно повторяйте мои слова: «У меня хорошее настроение. Я на уроке успею сделать всё. Я буду очень внимателен и сосредоточен. У меня сегодня всё получится!» Откройте глаза, улыбнитесь друг другу и присаживайтесь. Я желаю вам успеха!

Эмоционально-волевая регуляция.

Личностные:

проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.

Актуализация знаний.

Цель:

-тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

3 мин.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Ребята, к нам на урок  пришли звуки парами. Они похожи, но есть между ними небольшое различие. Когда один из пары говорит, его чётко слышно, а второго очень трудно понять. Узнали, что это за звуки?

- Давайте их вспомним, заполнив таблицу.

СЛАЙД

- Это парные согласные

Называют недостающие элементы

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка цели и определение темы урока.

Цель:

- организовать составление совместного плана действий.

2 мин.

Попробуйте сформулировать тему урока.

СЛАЙД

- Какую цель поставим перед собой на уроке?  

Учитель обсуждает и формирует цель в диалоге с учениками

- Ребята, выскажите свои предположения, зачем может быть нужно то, что изучается на уроке

СЛАЙД

- Тема урока: «Парные согласные»

- Вспомнить, что нам известно о парных согласных. Вспомнить орфограмму «Парные согласные», как проверить парный согласный

Регулятивные: умение определять и формулировать цель урока (целеполагание).

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные: осознание

 необходимости  самосовершенствования, выражение желания осваивать

новые знания.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель:

-организовать усвоение учениками способа действий с проговариванием во внешней речи.

6 мин.

- Посмотрите на экран. Перед началом урока все слова на этом слайде перепутались. Одни из них подходят к теме урока, а другие нет. Давайте пробуем их распутать, разделив на два столбика. А что ещё нужно сделать с этими словами, прежде чем писать?

- Прежде чем приступим к выполнению задания, давайте вспомним, как проверить парный согласный на конце слова?

СЛАЙД

Гри…, д…рога, хле…, ш…шка, лоша…ь, сн…жинка, шала…, печ…ка, точ…ка, пру….

Учитель просит подобрать ещё слово с проверкой звонким согласным [н], где это возможно: (гриб-грибной, хлеб-хлебный…)

Задачи, которые решаются на уроке, диагностичны, измеряемы (есть критерии, понятные детям, которые могут быть использованы в процессе само- и взаимооценивания)

-  Вставить пропущенные буквы

- Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно подобать такое слово, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный [н].

Ученики выходят по одному записывают слова в столбики, объясняют свой выбор и орфограмму

Регулятивные:Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.

Физминутка

1 мин.

Раз подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок

и их коррекция.

Цели:

-тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

10 мин.

- Внимательно послушайте загадку и отгадайте её.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.  

СЛАЙД

- Как это слово связано с темой урока?

- Как его проверить?

- И всё же это словарное слово. Давайте запишем его в тетрадь, поставим ударение и подчеркнём опасное место.

- Как вы думаете, почему медведя так назвали?

- Слово «медведь» образовано от двух слов «мёд» и «ведать». Кто из вас знает, что обозначает слово «ведать»

- Если мы не знаем значение какого-то слова, куда нам следует обратиться, заглянуть?

- А кто из вас знает, в каком порядке расположены слова в словаре?

- Где мы с вами видели медведей?

Давайте свяжем это с внеурочной деятельностью.

- В рамках кружка внеурочной деятельности «Непоседы», мы с Вами на экскурсии уже видели медведя, а ещё весной этого года, путешествуя дальше, познакомимся с природой края, и вы уже будете грамотно писать названия многих животных.

- Составьте предложения из этих слов и запишите его в тетрадь.

в, медведь,  живёт, Кавказа, горах, бурый

СЛАЙД

- Прочтите, какие предложения у вас получились.

- Найдите и подчеркните главные члены в этом предложении

СВЕРКА С ОБРАЗЦОМ

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 38, найдите упражнение 57. Прочтите задание. Что будете делать в этом упражнении?

- Давайте выполним это задание, работая по цепочке.

- Ребята, а что вы заметили в этом упражнении о месте парных согласных в слове?

- А теперь я предлагаю вам поработать в паре. Перед вами карточки со словами. В этом задании нужно вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.  Вам необходимо обсудить задание с соседом и выполнить его сообща.

Улы…ка - __________________

Кры…ка - __________________

Игру…ка - __________________

Зага…ка - ___________________

Конфе…ка - _________________

СВЕРКА С ОБРАЗЦОМ

- Оцените работу в паре смайликом. Молодцы!

- Медведь

- В конце слова парный согласный «Д»

-  Медведи, значит, пишем букву Д

У доски работает 1 ученик

Ответы детей

Ответы детей

- В толковый словарь

Используют наряду с традиционными справочные материалы (словари)

- В алфавитном порядке

- В Ростове в зоопарке

Источником информации становятся личные наблюдения учеников.

В горах Кавказа живёт бурый медведь.

Бурый медведь живёт в горах Кавказа.

ДЕТИ ОЦЕНИВАЮТ ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТОГО ЗАДАНИЯ ПО ШКАЛЕ

!, +, -

Используются материалы разных форматов (текст, таблицы, схемы)

- Нужно вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова

- Парные согласные могут находиться в конце слова и в середине слова

Выполняют задание в паре, сверяют с образцом, оценивают свою работу.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные: осознание

 необходимости  самосовершенствования, выражение              желания осваивать

новые знания.

Физминутка

2 мин.

Презентация

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок

и их коррекция.

Цели:

-тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

14 мин.

1.  Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их эффективность.

-Предлагаю вам выполнить дифференцированное задание. Перед вами лежат карточки. На карточке три разных задания, от простого к сложному. Вам необходимо выбрать только одно задание и выполнить его.

А) Вставь пропущенные буквы, подчеркни парные согласные

Ры…ка - рыба

Нахо…ка - находить

Сла..кий - сладость

Жира… - жирафы

Ла…ка - лапа

Б) Вставь пропущенные буквы, обведи верное проверочное слово

Ры…ка – рыба, рыбный

Нахо…ка – находить, ходят

Сла..кий – сладко, сладость

Заво… - заводить, заводной

Ла…ка– лапа, лапки

В) Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова

Ры…ка – _____________

Нахо…ка – ________________

Сла..кий – _________________

Заво… - ______________

Ла…ка – _______________

Сверка с эталоном. Вы можете осуществить самооценку  по установленным критериям

2. Посмотрите внимательно на экран. Прочтите предложения. Какое задание вы бы предложили выполнить?

1. У Даши разболелся ______.

2. Под берёзой вырос большой __________.

3. Оля собрала в лукошко много ярких сочных _________.

- Обратите внимание, что внизу появились изображения, которые помогут вам подобрать верное слово. Можете приступать к работе.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа. (ОБРАЗЕЦ НА ДОСКЕ. ВЗАИМОПРОВЕРКА)

Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям.

- Оцените цветом, как с этим заданием справился ваш товарищ. 

3. – Предлагаю вам выполнить последнее задание на карточках. Вам необходимо вставить пропущенные буквы в этом тексте. А ниже записать  проверочное слово.

Голубь - спасатель

В Англии голу…ь спа… подводную лодку. Он доставил на бере… призыв о помощи. В записке было указано  место бе…ствия. За это в Англии голубю поставили памятни….

 Голу…ь - _______________

Спа… - _________________

Бере… - _________________

Бе…ствие - _______________

Памятни… - _______________

 (5-6 человек взять карточки на оценку Учитель использует стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняет критерии выставления балла)

- Давайте проверим, как вам удалось справиться с этим заданием.

- Оцените цветом, как вы справились с этим заданием.

Выполняют разноуровневые задания

Выполняют задание, сверяют с образцом

Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности.

-  Дописать предложения

Переписывают предложения в тетрадь, вставляют слова.

Обмениваются тетрадями, сверка с образцом.

На уроке используются активные технологии обучения: проблемное обучение, работа в группах и парах.

Выполняют задание на карточке

По одному называют букву, выходят к доске, проверяют свой выбор

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные: осознание

 необходимости  самосовершенствования, выражение              желания осваивать

новые знания.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

4 мин.

- Перед вами вагончики. В каждом вагончике по три окошка. Вагон - это ваша работа на уроке.

Учитель организует эмоциональную рефлексию учеников (понравилось / не понравилось, как себя чувствовал на уроке)

Раскрасьте зелёным, жёлтым или красным цветом первое окошко – это то, как вы оцениваете работу в своей паре при выполнении задания на карточке.

Второе окошко – это последнее задание «Голубь спасатель». Раскрасьте его тем цветом, как вам удалось справиться с этим заданием.

И третье окошко – это то, как вы в целом оценили бы свою работу на уроке.

- У кого весь вагончик получился зелёным? Поднимите вверх. У кого есть одно жёлтое окошко, поднимите вагончик вверх. У кого два жёлтых окошка? А есть у кого-то из вас хоть одно красное окошко в вагоне?

Учитель организует качественную рефлексию учеников (достижение  результата, сложность, полезность, взаимодействие.)

- Достигли ли мы цели, поставленной вначале урока?

- Как проверить парный согласный?

- Где это может пригодиться в жизни?

Раскрашивают окошки в вагоне.

Показывают вагончики

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.

Информация о домашнем задание, инструктаж по его выполнению.

1 мин.

1)Упр. 59 в раб. тетради.

2)Для тех, кто понял тему и достиг цели нашего урока: составьте для соседа по парте карточку слов. Запишите слова в два столбика: 1 – парные согласные в конце слова. 2 – парные согласные в середине слова.

-Спасибо всем за работу!


 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс

Слайд 2

Б Ж З Ф К Т

Слайд 3

Тема урока: «Парные согласные»

Слайд 4

Гри…, д…рога, хле…, ш…шка, лоша…ь, сн…жинка, шала…, печ…ка, точ…ка, пру….

Слайд 5

М е дведь

Слайд 6

в, медведь, живёт, Кавказа, горах, бурый

Слайд 7

В горах Кавказа живёт бурый медведь. Бурый медведь живёт в горах Кавказа.

Слайд 8

В горах Кавказа живёт бурый медведь. Бурый медведь живёт в горах Кавказа.

Слайд 9

Раб. Тетрадь стр. 38 упражнение 57

Слайд 10

Улы…ка - _______________ Кры…ка - _______________ Игру…ка - _______________ Зага…ка - _______________ Конфе…ка - _____________

Слайд 11

Улыбка - улыбаться Крышка - крышечка Игрушка - игрушечный Загадка - загадать Конфетка - конфета

Слайд 14

1. У Даши разболелся ______. 2. Под берёзой вырос большой __________. 3. Оля собрала в лукошко много разных сочных _________.

Слайд 15

1. У Даши разболелся ______. 2. Под берёзой вырос большой __________. 3. Оля собрала в лукошко много разных сочных _________.

Слайд 16

1. У Даши разболелся зуб. 2. Под берёзой вырос большой гриб. 3. Оля собрала в лукошко много разных сочных ягод.

Слайд 17

Голубь - спасатель В Англии голу…ь спа… подводную лодку. Он доставил на бере… призыв о помощи. В записке было указано место бе…ствия. За это в Англии голубю поставили памятни…. Голу…ь - _______________ Спа… - _________________ Бере… - _________________ Бе…ствие - _______________ Памятни… - _______________

Слайд 19

Домашнее задание Упр. 59 в рабочей тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Согласные в корне слова 2 класс"

урок русского языка   "Согласные  в корне слова 2 класс"...

Урок русского языка Согласный глухой звук [ч\']

Конспект открытого урока «литературное чтение» (обучение грамоте) в 1«Г» классе, по учебнику «Азбука» Н. Г. Агарковой, Ю. А. Агаркова.Тема: Согласный глухой звук [ч\']. Буквы «Ч», «ч» Цель урока:П...

Урок русского языка Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г

Педагогическая цельСоздать условия для ознакомления учащихся с согласными Г, г, развития речи, логического мышления, памятиТип урокаРешение учебной задачиПланируемые результаты (предметные)Характеризу...

Презентация к уроку русского языка " Согласный звук [Й’] и буква И краткое"

Презентация к уроку русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое" 2 класс...

Открытый урок русского языка «Согласные буквы и звуки». 2 класс.

Открытый урок русского языка «Согласные буквы и звуки». 2 класс....

Технологическая карта урока русского языка «Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о словах с удвоенными согласными и способах их переноса; развитие умения писать слова с удвоенными согласными согл...